Продолжим понемногу. Забавно наблюдать сейчас, как КНДР посылает США и всему миру 129-е пхеньянское предупреждение о готовности начать ядерную войну, а Западу сейчас не до них, и денег давать им никто не собирается. Читаю я очередные новости о Северной Корее и думаю: до чего же наши страны похожи, а в последнее время Россия всё больше берет пример с восточного соседа. В КНДР надо регистрироваться, если остался ночевать у друзей, и в любой дом может нагрянуть облава - в России пока не так, но закон о регистрации ужесточают, а в Москве по квартирам ходят участковый с представителями ЖЭКа и проверяют регистрацию. Недавно северокорейский пропагандистский блог разродился замечательной статьей, как государство заботится о тройнях. Если выясняется, что у беременной женщины будет тройня, ее "под пристальным контролем врачей и представителей власти" доставляют в Пхеньянский роддом, а после родов детей отбирают и отдают в детские дома, где они "получают все необходимое для полноценного развития", т.к. "трудно полноценно воспитать сразу троих". С гордостью написали. У нас до такого кошмара пока не дошли, но принимаемые законы ясно свидетельствуют, что государство во главе с президентом тоже считают, что в детдоме лучше, чем в семье. У них тотальная цензура - у нас частичная, но она растет с каждым годом - недавно, к примеру, моему соседу, писателю Лёне Каганову АКА Lleo Роскомнадзор предписал убрать из блога текст написанной им в 90-е годы для ОСП-студии шутливой песенки про суицид. В общем, направление выбрано самое что ни на есть понятное.
Однако, вернёмся к нашему путешествию. Я "отмотаю" сейчас немного назад, т.к. забыл о нескольких забавных моментах.
DSC05577.JPG
Такое вот ограждение вдоль береговой линии. Считается, что это для того, чтобы южане не пробрались, однако, наверняка, ограда эта двойного назначения, и защищает также от бегства местного населения на юг по морю.
В отеле в Алмазных горах, после бани мы поужинали, а потом я, как уже писал, зашел в местный "пункт связи". Конечно, спустя несколько месяцев иностранцам разрешили пользоваться местной 3G-сетью, и посты от туристов из КНДР, вероятно, перестали быть эксклюзивом, но, во-первых, я то был первым, а во-вторых, недолго мучилась старушка, 3G снова запретили. Понятно почему - товарищ О, к примеру, периодически просил удалить те или иные фото. Иногда удавалось его обмануть, иногда приходилось удалять, чаще мы просто старались снимать незаметно. Когда коллеги подарили ему блок сигарет, он расцвел и целый день старательно не замечал, как мы фотографируем дровяные грузоики, пашущих на волах колхозников и прочий местный колорит. Однако, к вечеру он сообразил, что продал Родину за блок сигарет, и снова стал вредным. Тогда пришлось применить иной подход: гидам-чекистам предписано выпивать с туристами, вдруг кто-то сболтнёт военную тайну. Предписано - ОК. Мы стали с ним пить в автобусе по очереди. Подсел к нему Игорь, полковник в отставке, с бутылкой вискаря. Они ее где-то за час уговорили, причем Игорь предложил закусить шоколадкой "Алёнка", но товарищ О убрал ее, сказал, что отдаст дочери. В общем, через час Игорь пошел подремать, а я угостил товарища О пивом. Потом ему налил кто-то еще. В общем, скоро на товарища О было жалко смотреть - он мужественно боролся с опьянением, но силы были неравны. Он то засыпал на ходу, то просыпался. Наташка сказала, что ему надо поспать, на что он проболтался, что "нельзя, я должен контролировать, о чем вы разговариваете". Пак Ун Со, и это первые и последние негативные о ней слова в данном отчете, мужественно осталась одна контролировать нашу группу, не забыв позвонить и, по всей видимости, настучать на коллегу. Товарищ О, однако, на остановке купил себе кофе, вероятно, запил им таблетку янтарной кислоты, в общем, довольно скоро пришел в относительную норму. А будь у нас инстаграм - обошлось бы без этих кошмаров, мол "не могу стереть, уже в интернет отправил" - и всё...
Вечером в отеле в Алмазных горах и Пак Ун Со и товарищ О не пошли с нами бухать в ресторан на верхний этаж. Там было относительно шумно из-за толпы китайских туристов, издающих громкие звуки под караоке. Увидев нас, один чужой гид заговорил с нами по-русски. Оказалось, его зовут Ким Чен Ир, прямо как вождя, он любит русскую культуру и русских туристов, но в данный момент сопровождает каких-то других туристов, в общем, то ли выпить захотел нахаляву, то ли решил подстраховать коллег. Интересно с ним было, видно, что этот гид - матерый, опытный. Знает даже некоторые даты в русской истории - 1242-1480, 1812 и т.д.
DSC05808.JPG
Ким Чен Ир - слева. Потом идёт Олег, который въехал как гражданин Украины, не акцентируя внимание на том, что вообще-то он еще и гражданин США, а потом - Дима.
И еще о пьянках: когда мы сидели в собачьем ресторане с куклами-официантками, нам дали журнал посещений. После исполненного в автобусе "Всё идет по плану" я был в состоянии некоего куража, поэтому написал примерно такой текст:
Спасибо! Очень хороший ресторан, вкусная еда, прекрасное обслуживание. Как хорошо, что простые граждане могут посещать такие замечательные места! Сразу видно, что ваша страна настежь распахнула двери могучей экономической державы!
И подпись: Сергей Степанов, член московского регионального совета партии "Демократический выбор".
Текст несколько ироничный, особенно учитывая, что лозунг "Стать могучей экономической державой к 2012 году" у них звучал несколько предыдущих лет. Потом, когда 2012 год наступил, про него забыли, видимо, этой самой "экономической державой" они уже стали.
Что-то длинное лирическое отступление получилось. Продолжим.
Рано утром мы снова покинули Пхеньян и двинулись в сторону славного города Кэсон. Первым делом - ДМЗ, демилитаризованная зона. Честно говоря, я снова немного разочарован. Читая, как было подписано мирное соглашение, какое там напряжение царит, я ожидал экстрима. На деле оказалось всё банально - очередь из автобусов, толпы китайских и иных туристов, магазины с сувенирами. Никакой торжественности не получилось.
DSC05942.JPG
Вот один из таких магазинов: DVD с фильмами и мультипликацией, майки, дальше в стороне - алкоголь, кэсонский женьшень и прочие нехитрые товары.
DSC05946.JPG
Пак Ун Со рассказывает о Панмунчжоне
DSC05948.JPG
Дорога через демилитаризованную зону. Бетонные блоки в случае войны дорогу перекроют. Считается, что за колючей проволокой никого не должно быть, но там вполне себе были и тракторы, и стога сена.
DSC05950.JPG
Кажется, соглашение о прекращении огня было подписано здесь.
DSC05973.JPG
Куст в форме корейского полуострова.
DSC05987.JPG
А вот здесь переговоры идут иногда сейчас. Мы стоим уже на территории Южной Кореи.
DSC06001.JPG
Еще один музей. В Кэсоне вообще во время войны кое-что уцелело из старых зданий.
DSC06034.JPG
Около ресторана - уличный лоток с пивом и мороженым. Мороженое для иностранцев стоил полдоллара. По вкусу - вполне себе приличное, один только недостаток - плохо держится на палочке, моя порция упала на землю где-то на половине. К счастью, уровень жизни в Кэсоне гораздо выше, чем в Пхеньяне благодаря совместной экономической зоне, где северокорейские рабочие занимаются сборочным производством для южнокорейских компаний, соответственно, людям есть, чем сорить, в городе есть урны, было куда выбросить упавшее мороженое.
DSC06036.JPG
DSC06039.JPG
Сразу видно, живется в этом городе неплохо.
Потом мы возвращались снова в Пхеньян. Во время дороги у меня случился очень интересный разговор с Пак Ун Со.
"Ун Со, я читал, что у вас по карточкам полагается 700 граммов зерновых в сутки. Скажите, а рис сейчас дают, или только кукурузу?" - "Вы это в интернете прочитали? [пауза] Вы хорошо подготовились к поездке в нашу страну... Да, дают... А есть профессии, на которых дают и 900 граммов! [Смущенно] Скажите, а в интернете о гидах много пишут?"
Тут я рассказал о форуме Винского, о Янушке Саныче, о Ли Ген Хи и сказал, что она мне в отчетах не попадалась.
Вот, пишу о ней. Она действительно еще более охуительная, чем Ли Ген Хи!
Вернулись в Пхеньян около пяти и поехали смотреть "самую обыкновенную школу"
DSC06051.JPG
DSC06056.JPG
DSC06058.JPG
DSC06063.JPG
Зашли в класс, где дети учат английский в наушниках. Нам предложили пообщаться с девочкой-отличницей, на что Олег сначала предложил сначала пообщаться с ее соседом (который поддерать разговор не смог), а потом заговорил с отличницей на американском английском с хохляским акцентом, и она тоже оказалась в затруднении. Когда же все разбрелись по классу, Наташка пообщалась-таки с отличницей на нормальном английском и выяснила, что та - дочь дипломата и в будущем хочет стать переводчицей при посольстве.
DSC06069.JPG
Вполне себе нормальная школа.
В принципе, это был наш последний полный день в КНДР, поэтому рассказ о нем я растяну и на следующий пост
Оставайтесь с нами.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.