Из Гонконга в Jeju взял прямой рейс HK Express на распродаже за полгода. Вылет мне нужен был прямо в канун длинных выходных, поэтому получилось дороже, но все равно терпимо. Дальше сначала планировал лететь в Пусан, но что-то подумал что не хочу туда специально, да и дешевых билетов не было на удобную дату. Посоветовался со специалистами и решил что лучше провести больше время в Jeju. Взял вылет Jeju - Daegu. Дальше все на автобусах и поездах - дело техники как только определялся с маршрутом. В Сеуле сразу забронировал 3 ночи. Город я хорошо знаю (был раз 6 минимум) и рад там находиться и больше. Подумал, что в крайнем случае приеду и раньше, но хотелось фокуса на нестоличной Корее. Из Сеула удобный и достаточно недорогой рейс во Владивосток S7. В те края можно и из ГК напрямую, но обычно дешевле слетать в Москву. Владивосток - Саппоро, опять прямой, летает Ural Airlines - еще одна жутковатая российская компания.
Из Саппоро есть прямые рейсы (правда, мало) до Гонконга, которые хоть и дорогие, но можно взять за Asian Miles или BAEC. Но мне хотелось в Токио дня на 4... Саппоро-Токио - полно рейсов каждый час. Применил один из главных лайфхаков по транспорту в Японии, которым пользуюсь много лет - бронь внутренних перелетов JAL за авиосы у BAEC. По сравнению с реальной ценой на OTA стабильно получаются копейки. Наличие reward билетов идеальное, - рейсов ведь море. В этот раз почему-то сайт не хотел бронировать ни один рейс, но в call-центре BAEC вопрос решили. Ну и закрыл кольцо все теми же HK Express прямым рейсом из Ханеды в Гонконг. Тоже малость переплатил за OW и удобную дату. Но все равно скромно оцениваю логистику как идеальную. Но сейчас сосредоточусь на Корее.
Маршрут по дням:
Jeju, 3 дня вокруг острова на машине;
перелет в Daegu, переезд в Gyeongju, темплстей в Golgul-sa;
1 ночь в Gyeongju;
Gyeongju, Bulguksa Temple, ночь в Daegu;
темплстей в Haeinsa;
хайк в Gayasan National Park, ночь в Daegu;
переезд в Сеул, 3 дня преимущественно в Hongdae.
В Jeju прилетел на рассвете, проспав в самолете часа 2,5. На границе как ни странно поставили штамп (в Сеуле уже несколько лет не ставят). Вышел и сразу нашёл офис Lotte rent-a-car, где проверили мою бронь и отправили в шаттл до стоянки. Надо сказать, что светлая мысль забронировать машину пришла в голову не только мне, но примерно трети нашего рейса. Другие прокатчики в это время ещё спят, поэтому шаттл был битком. На выдаче работала только одна девушка за стойкой и нужно было взять талон электронной очереди. Причём талонов было 4 вида. Самые умные брали по 3-4 разных. У меня не хватило наглости на такой ход и пришлось пропустить несколько человек за мной, но вскоре подтянулись еще две девушки и открыли альтернативные очереди. Мой талон #3 в очередь foreigner я попытался использовать сразу так как точно знал что буду первым с действительным талоном. Но у сотрудницы такой заход вызвал короткое замыкание и она пару минут искала уже ушедших форейнеров. В чем смысл этой очереди я не понял так как на рейсе из Гонконга (он один так рано) форейнеров процентов 95, а девушка на английском могла объясняться скорее жестами чем вербально. Наконец, получил достаточно позорную Киа Morning (и страшная, и маленькая, и в горку еле тянет, зато за 3 дня сожрала целый бак бензина).
Поехал в Jeju-city позавтракать и осмотреть город. Город не понравился - серый и не слишком красивый с несколькими очевидно бестолковыми достопримечательностями. Я долго собирался в нем базироваться, пока не решил заночевать последнюю ночь в корейской сауне. Бесплатное изменение брони в экспедии не работало и пришлось им звонить. По телефону сотрудник с индийским акцентом сказал что он не может поменять мою бронь так как нет свободных номеров в моем отеле (sic). Каких номеров? Мне просто нужно выкинуть одну ночь из моей актуальной брони. Тут я узнал что изменение бронирования у них физически происходит через новое бронирование и отмену старого. В итоге отменил всю бронь нафиг и решил жить в Seogwipo. Потом все цены распишу отдельно в конце.
Но посмотреть главный город нужно. Раннее утро субботы. Свежие лужи. Какой-то активности не видно. Покатался по центральным улицам, позавтракал, попил кофе. Посмотрел порт и высотный парк напротив. Кажется, главная жизнь сейчас здесь: поджарые старички тренируются на уличных тренажерах и ритмично проходят вверх и вниз по туманным дорогам. Прокатился (изрядно поплутав на неочевидных дорогах) к одной из главных достопримечательностей - Yongduam Rock. Что-то отдаленно атмосферное есть в прибрежных ресторанах морепродуктов, но в остальном - туристическая фигня для китае-селфи.
В машине стоял штатный gps, который развлекал меня постоянной болтовней на корейском и которому категорически не нравилась моя идея проехать половину острова по самому длинному периметру - вдоль берега. Через час монотонной дороги идея перестала нравиться и мне самому: бесконечные круговые развязки и искусственные неровности любого угла наклона, сигнальная разметка, а также камеры усложняли и замедляли не очень интересный путь. Впрочем, о камерах всегда стояли предупреждающие знаки, а неровности находились до них, а не после. Видимо, безопасность движения здесь действительно в приоритете. Ну и от навигатора тоже была польза: он тоже все это знал и проговаривал вслух.
Самое интересное что я встретил на длинном пути в Seogwipo - буддийский храм Yakcheonsa Temple. Тоже не невероятный шедевр, но поднялся и посмотрел с интересом. Пара автобусов туристов, видимо, тоже.
Наконец доехал. Отель, по карте находившийся на окраине, по факту был в центре. Помучался искать парковку, но на 5-том кругу все-таки воткнулся в щель. Пока заселялся, завечерело. Погулял по торговым рядам крытого мини-рынка, дошёл до набережной с какой-то небольшой фестивальной активностью. Городок приятный, но тоже не выдающийся. Жареный кальмар из ресторана оказался вареным, но зато выцепил местного крафтового эля (минимум 3 бодрых сорта в банках в конвиниенсах по 4000-5000 вон вместо 1000-1500 за традиционную рисовую мочу, которую я почти как кореец могу пить только с соджу).
Отель не только стоил совсем недорого, но и включал неплохой завтрак, после которого я направился на покорение национального парка Hallasan и самой высокой вершины Кореи - Hallasan Mountain. Только одна незадача - я выезжал в солнечное утро, а через 30 км на север и 1 км в горку, оказался сначала в глухом тумане, потом в дождевом лесу, а потом под конкретным ливнем. Покружил минут двадцать и решил из парка выезжать. Глянул на карту и перекроил планы на день чтобы осмотреть восточную часть острова. Доехал до хайлайта (об этом я узнал накануне в Lonely Planet) - Sangumburi Crater. Только я дошёл до кратера, как полило. Побегав с полчаса под дождем и чуть высохнув под навесом (даже атмосферно), вернулся в машину. Поехал дальше на Woljeong Beach, перекусив по пути и дождавшись окончания дождя. На отфотошопленных фотографиях там красиво, но стоило приехать - пошёл дождь. Но я удобно поставил машину на высоком берегу и с час смотрел на волны, вулканический берег и безвкусные цапельные манекены (одна живая тоже была). Вроде распогодилось и я по длинному периметру поехал на самую распиаренную достопримечательность острова - Seongsan Ilchul-bong. Рациональность подъема в пасмурный вечер на высокое место вызывала вопросы, но подъем несложный. Виды не особо впечатляющие для Unesco World Heritage (не так давно был на Азорах - там на такой скале может быть бы туалет поставили), но спасибо что без дождя. Надо спросить у моей подруги, работающей в Unesco, сколько им нужно занести и как подготовить заявку для включения в эти списки. Краем уха слышал что Китай в последние несколько лет прикладывает очень активные усилия для включения всех своих достопримечательностей, включая "красные" для попадания в листы исторического наследия. В общем, можно бы было погулять бесплатно по другой тропе. Хотя при солнечном мягком свете там должно быть правда ничего смотреть на закатно-восходное море. Дождь догнал на пути в Seogwipo и лил до глубокой ночи. Наличие 7/11 на 1 этаже отеля очень выручило.
Последний день на острове, чекаут и вторая попытка покорить гору Hallasan. Из четырёх троп я выбрал самую простую Yeongsil Trail и мне ещё повезло что в пасмурный день желающих было немного и были места на самой верхней парковке. В хорошую погоду выберите другую тропу - посложнее и с видами покруче. В общем, в 11:15 я начал подъем, а в 12:30 был на официальной главной верхней точке. Там можно пройти дальше (уже без набора высоты) по нормальной тропе и даже теоретически на кратер - на самом деле официально нельзя, повсюду знаки и даже камера. В одном особо аппетитном и слегка протоптанном месте (на схеме ниже - красная маленькая дорожка) напротив самого большого запрещающего знака встретил американца, наши взгляды встретились и мы поняли друг друга без слов. Он сказал что вернётся, а я быстро перелез через забор за ручьём и набрал метров 50 высоты по камням и кустам. И тут просто озарение: а зачем я туда лезу? Облака, видимость - метр, вот-вот пойдёт дождь и что я буду делать? Несколько месяцев назад я чудом выжил, карабкаясь вниз по валунам через дикий ручей в дождь вниз на одной горе в Гонконге (шрамы на ногах остались на память). Пусть здесь не так жестко, но может лучше вниз и бибимбап? Мысль более чем здравая, и я развернулся, а награда за это - я встретил дикого оленёнка, жующего ягоды. Он задумчиво смотрел на меня и решив наконец что мне нет доверия, все-таки через минуту сиганул в кусты. Вернулся по привычной, ультра обустроенной тропе. Много хайкаю, но впервые вижу чтобы по камням были не только перила и обрезиненные ступеньки, но и cctv камеры и воздух под напором для продува от клещей. Не могу даже решить понравилось или нет. По этой тропе в общем хайк совсем простенький, даром что самая высокая гора страны. Набор высоты от последней парковки метров 600.
Вернулся к машине как раз перед дождем. Решил уже не размениваться на достопримечательности (все что хотел я уже в любом случае посмотрел), но судьба подбросила поворот на храм Gwaneumsa, про который я до этого не потрудился почитать. Из людей там было два корейца и место очень атмосферное, особенно в туман. Там же недалеко кладбище. С большим удовольствием погулял. Теперь уже точно в Jeju-city.
Пока нашёл еду, стемнело; пока выпил кофе в одной из кофеен - не поверите, пошёл ливень. Кофе затянулся на 3 часа и перерос в микро-рабочий вечер. Когда все стихло, немного погулял и пошопился. Район я выбрал удачно, вроде по карте не особо центр, но если судить по дорогим брендовым витринам - что это если не он? Подсвеченный неоном, этот город гораздо приятнее. Пока смотрел огни через капли дождя в кафе, нашел локацию самой популярной у туристов (отзывы, причем пятилетней давности, я нашел только про нее) общественной сауны (aka jjimjillbang) - Burim Land. Оказалось, это в нескольких кварталах от меня, поэтому пошёл пешком. Пришел и понял что сауны здесь нет. Под вновь начавшие спадать капли прицепился к магазинному интернету и нашёл другую, уже верную, точку. За машиной идти было лень (да и больно красиво и с трудом она была запаркована), поэтому прогулялся километра 1,5 пешком. Burim Land оказался на месте, но вот только они теперь работают до 11 вечера и скоро закроются. Можно бы было лечь в любой хостел поспать, но душа хотела сауны. Других саун я в интернете не отыскал. Кое-как попросил девушку на ресепшене посоветовать наконец круглосуточную сауну и она нашла что-то на своём телефоне. Оказалась в соседнем дворе с тем местом, где я пил кофе. Хорошо так покружил. На месте было типичное офисное здание и я подумал что это провал, но фотография корейского написания из телефона девушки и забота продавцов в ближайшем 7/11 помогли быть у цели. Вот координаты если кому нужно: 33.487451, 126.489624, дверь как на фото ниже и дальше лифт на 5 этаж. Вход 8000 или 10000 вон (не понял в чем разница, дал кредитку, сняли 8000). Место аутентичное, колоритное, в меру брутальное. Стоит ли говорить, что я был единственным белым? Хотя в одной из комнат на стене среди корейских наскальных писем было процарапано "Костя 2011". Пару часов попарился в трех разных парилках и смыл с себя кажется вообще все. Распаренный, моментально отключился на полу на циновке в общей комнате. Всю ночь снился гром, а в 6 утра по будильнику в этот гром я и вышел.
На рассвете выпил кофе и залил полный бак. Сдача машины прошла гораздо проще ввиду полного отсутствия народа и наличия шаттл-баса, как будто ждавшего меня. Копеечный корейский лоукостер TWay спокойно и бесплатно дал зарегистрироваться на место 3A, никаких норм ручной клади, мобильный посадочный в бесплатном смс на номер покупки билета (я тут летом летал в первый раз в жизни одно звено Победой, вот их бы покатать на этом TWay за корейские цены, чтобы им стало стыдно. А лучше сразу сжечь, конечно). Доместик терминал выглядел слегка уныло и из развлечений были только 4 банкомата. В чистой зоне я ждал что будет хуже и оказался посрамлен - полно вкусной еды по самым демократичным ценам, хорошие магазины. Рейсов много, но все четко организовано. Впечатлен.
Резюме по Jeju: остров победившего фотошопа. Очень туристично (что сразу и плюс и минус), есть какая-то своя rural атмосфера, интересная природа, вкусно. Если сказать корейцу, что ты едешь на Jeju, - в ответ, вероятно, будет одобрительное "вау". Никакого "вау" я не почувствовал. Приятно, комфортно, удобно, но не более. Картинки из рекламных проспектов с реальностью не очень бьются. Корейцы не дураки и не просто так массово за природой летят на Гуам, Сайпан и Филиппины. Большинство достопримечательностей в путеводителях откровенно проходные. Инфрастуктура, техническое обустройство, дороги, заведения для еды и отдыха - с этим все прекрасно. Находясь во Владивостоке, хочется уточнить и сказать что все в Jeju неплохо