И вот в октябре 2019 состоялась моя вторая поездка. Если маршрут первой был типовым для новичка (Сеул, Сораксан, Пусан, Кёнджу, только Сунчхон (Suncheon) был нестандартным), то к маршруту второй я подошла более обстоятельно. Мне теперь хочется открывать не столько места must see, сколько находить новые, мало изведанные и мало описанные, по крайней мере, на этом форуме. Думаю, некоторые такие места я нашла.
Итак, в первом посте я поделюсь организационными моментами поездки и общими впечатлениями. А в дальнейших постах будут описаны все дни с деталями маршрута и фотографиями.
Исходя из чего составлялся маршрут:
1) Период поездки, октябрь, я определила, не задумываясь о его особенностях. Я просто люблю этот месяц и думала застать осеннюю листву. Но уже после покупки авиабилетов поняла, что осенние краски приходят несколько позже, в октябре только кое-где (в горах) начинает краснеть и желтеть. Значит, надо включить в план природу и горы.
2) Крупные города я уже повидала, поэтому хотелось сосредоточиться на глубинке.
3) В начале года сайт Visitkorea опубликовал перечень основных фестивалей Кореи в 2019 году. Поскольку фестивали я люблю, то решила включить в план лучшие из них, попадающие на мои даты.
4) И, конечно, не обошлось без хотелок, которые остались с прошлой поездки или назрели за два года: остров Чеджу, неосмотренные места Пусана, ночная подсветка в Кёнджу, традиционная деревня Хахве в Андоне и остров Нами.
Таким образом, сформировалась концепция поездки: краски наступающей осени и фестивали.
Последовательность «Сеул и окрестности - Андон - остров Чеджу – Пусан - Кёнджу - Сеул» в план встала сразу и быстро. Хотелось посетить еще какой-нибудь город в центральной части страны по пути из Кёнджу обратно в Сеул. Долгое время планировала Самчхок (Samcheok), но с ним было как-то непросто: и с транспортом, и с жильем. Но вдруг на том же сайте Visitkorea мне попалась статья про 8 живописных видов Таняна (Eight Scenic Views of Danyang). Я копнула информацию по англоязычным и корейским интернет-ресурсам, узнала о прямом поезде из Кёнджу и решила, что именно в Танян мне и надо.
Итоговые пункты поездки получились следующие (приведу здесь и англоязычные названия в соответствии с Википедией):
Сеул (только прилет) – Андон (Andong) – Сувон (Suwon) – Чеджу (Jeju) – Пусан (Busan) – Чинджу (Jinju) – Кёнджу (Gyeongju) – Танян (Danyang) – Сеул и окрестности: Ичхон (Icheon), остров Нами (Namiseom), сад утреннего спокойствия.
В план попали следующие фестивали (привожу даты начала и окончания, я же посещала их только в один из дней):
1) Международный фестиваль танцев в масках в Андоне (Andong Maskdance Festival) – 27.09.2019-06.10.2019
2) Фестиваль фонарей на реке Намган в Чинчжу (Jinju Namgang Yudeung (Lantern) Festival) – 01.10.2019-13.10.2019
3) Фестиваль Чагальчи в Пусане (Busan Jagalchi Festival) – 11.10.2019-14.10.2019
4) Пусанский международный кинофестиваль (BIFF) (Busan International Film Festival) – 03.10.2019-12.10.2019
5) Фестиваль рисовой культуры в Ичхоне (Icheon Rice Festival) – 16.10.2019-20.10.2019
6) Выставка хризантем и фестиваль осенних кленов (Chrysanthemum Exhibition, Maple Festival) – в течение октября
7) Фестиваль серебряной травы в Сеуле (Seoul Silver Grass Festival) – 18.10.2019-24.10.2019
По факту оказалось, что во многих местах проводились и свои локальные, особо не афишируемые фестивальчики. Так что были и экспромты.
Детальный фактический маршрут (с указанием ключевых достопримечательностей на английском):
04.10.2019 Выезд из СПб
05.10.2019 Вылет из Москвы
06.10.2019 Прилет в Сеул (в Incheon), переезд в Андон (международный фестиваль танцев в масках)
07.10.2019 Андон (городок Pungsan, производство традиционной бумаги Andong Hanji, традиционные деревни Sosan maeul и Hahoe Folk Village, арт-район Sinsedong Mural Village), переезд в Сеул
08.10.2019 Сеул – Сувон: крепость Hwaseong, туалетный музей Haeujae – Сеул, перелет на остров Чеджу (из Gimpo)
09.10.2019 Остров Чеджу: тропа Olle №14 от пляжа Hyeopjae до пляжа Geumneung, парк Hallim, тропа Olle №14-1, чайные плантация O’Sulloc, улочка ресторанов Black Pork Street в городе Чеджу
10.10.2019 Остров Чеджу: тропы Olle №06 и частично №07 до скального массива Oedolgae Rock, шестигранные базальтовые столбы Daepo Jusangjeolli Cliff, парк Love Land, Dongmun Traditional Market в городе Чеджу
11.10.2019 Остров Чеджу: мыс Seongsan Ilchulbong, святилище Samsunghyeol, крепость Jeju и Tamna Culture Festival в городе Чеджу, перелет в Пусан
12.10.2019 Пусан: культурная деревня Gamcheon, пляж Songdo, рынок Jagalchi и Busan Jagalchi Festival, смотровая в Lotte Department Store, Busan International Film Festival
13.10.2019 Пусан – Чинджу: смотровая на горе Seonhaksan, парк Jinyangho, смотровая Jinyangho, арена для боев быков, парк Panmuncheon, железнодорожный велосипед Jinju, Jinju Namgang Yudeung (Lantern) Festival – Пусан
14.10.2019 Пусан: храм Beomeosa, переход вдоль крепостной стены Geumjeongsanseong Fortress, канатная дорога Geumgang Park Ropeway, горячие источники Dongnae Spa Outdoor Foot Bath - Кёнджу: пруд Anapji, обсерватория Cheomseongdae, мост Woljeonggyo
15.10.2019 Переезд в Танян: скалы Dodamsambong Peaks и Seongmun
16.10.2019 Танян: скальный массив Sainam, навесная дорожка Danyanggang Plant Road, смотровая Mancheonha Skywalk, традиционный рынок Gugyeong, пещера Gosu и какой-то фестиваль
17.10.2019 Танян: национальный парк Woraksan (скальные массивы Jungseonam и Haseonam), национальный парк Sobaeksan (туристическая зона Darian), переезд в Сеул
18.10.2019 Сеул – остров Нами - Сад утреннего спокойствия – Сеул: Siloam Sauna
19.10.2019 Сеул – Ичхон: крепость Seolbong, гора Seolbongsan, храм Yeongwolam, скала "Три брата", парк Seolbong – Сеул: парк-эстакада Seoullo 7017, рынок Namdaemun, улицы Myeongdong и Insadong, дворец Changgyeonggung
20.10.2019 Сеул: парк Jamwon Hangang, креативный торговый центр Common Ground, парк Haneul (Seoul Silver Grass Festival), ручей Cheonggyecheon, Dongdaemun Design Plaza
21.10.2019 Сеул: смотровая 63 Sky Art, район Hongdae, университеты Yonsei и Ewha, вылет в Москву (из Incheon)
Фактический маршрут получился немного отличным от плана. На какие-то дни я изначально запланировала 200% возможного, т.к. дома из-за неопределенности было непонятно, что «выстрелит» на месте. Случились и два крупных нежданчика. Сохраню сейчас интригу и расскажу про непредвиденные ситуации в описаниях соответствующих дней.
Основные ресурсы для подготовки:
1) Форум Винского - всем спасибо за отзывы и фото.
2) Сайт Visitkorea, причем больше англоязычная версия.
3) Сайты фестивалей (ссылки привела в перечне фестивалей) – на них опубликованы программы, карты местности и т.п.
4) Сайты городов и регионов:
- Андон – помимо информации о городе и окрестностях, культуре, кухне, есть также рекомендуемые туристические маршруты.
- Остров Чеджу – много разной информации.
- Тропы Olle – информация о каждой тропе, как добраться до конечных точек, основные достопримечательности, где поесть и др.
- Танян – достопримечательности в целом, но много информации еще отсутствует.
- Чинджу - достопримечательности, рекомендуемые 1-2 дневные маршруты, карты, путеводители по городу и фестивалю фонарей и др.
- Ичхон - достопримечательности
5) Карты – здесь сложней:
- Naver
- Kakao
Обе эти карты хороши по Корее: детализация отличная, можно прокладывать любые маршруты, учитывают расписание автобусов, есть отзывы по многим местам. Naver понравился немного больше, т.к. с ним интегрирован blog.naver, в котором люди пишут отзывы, а то и целые рассказы по местам. Довольно много новых мест узнала отсюда и по многим уже известным местам почитала отзывы. Обе карты на корейском, но Chrome все прекрасно переводит.
- Карты Google – при планировании пользовалась по привычке, но они не особенно информативны по Корее, особенно в глубинке.
6) Я подписалась в Facebook на страницы Korea Tourism Organization – VisitKorea, а также особо интересующих меня регионов и событий. Например, на странице BIFF публиковались анонсы фестивальных мероприятий, информация о продаже билетов и т.п.
7) Я подписана на пару-тройку каналов русскоязычных youtube-блогеров, живущих в Корее, и некоторые места нашла в их видео. В части поиска вкусняшек помог канал о корейском стритфуде Soon Films.
8) Ну, и где еще искать красивые места, как не в Instagram! На самом деле, я его использовала не особо активно, но одно красивое место с его помощью нашла. Также пользовалась в Google поиском «the most instagrammable …».
Отели
При выборе отелей я осталась верна своему принципу: жилье выбиралось в пешеходной доступности от крупного транспортного узла (ж/д или автобусного терминала), выбирала одноместные номера с собственным санузлом, по стоимости старалась уложиться в 50 000 вон за ночь.
Все жилье бронировалось на Booking в июле-августе.
1) Андон – Goodstay Andong Park Hotel – рядом с ж/д станцией Andon
2) Сеул – Hotellette Seoul Station – рядом с ж/д станцией Seoul
3) Чеджу – Gagopang Jeju – рядом с автобусным терминалом города Чеджу
4) Пусан – Louis Hotel – рядом с автобусным терминалом Sasang
5) Кёнджу – Gyeongju Jang Inn – рядом с ж/д станцией Gyeongju
6) Танян – Factory G. Ssang – рядом с автобусным терминалом Danyang
7) Сеул – K-Seoul Guesthouse - рядом с ж/д станцией Seoul
Транспорт:
1) Переезды Санкт-Петербург – Москва
Поскольку я живу в Питере, а вылет был из Москвы, то до Москвы надо было еще добраться. Я выбрала обычный ночной поезд. Непосредственно к Корее этот вид транспорта не относится, но покажу, вдруг пригодится. Поезд был двухэтажным. Поскольку у меня была задача спокойно поспать в этом поезде максимальное время, то я крепко призадумалась, на какое место брать билеты, т.к. на двухэтажном я еще никогда не ездила. Исходя из соображения «чем выше, тем тише», я купила билет на верхнюю полку на 2 этаже. В целом все было комфортно, но на верхней полке можно только лежать: пространство настолько ограничено, что не получается расположиться даже полусидя. Багаж размещается только под нижними полками. На каждом этаже, по-моему, по 3 туалета, но я в них так и не была.
Но больше всего в этом поезде меня удивило (и испугало) огромное количество китайских туристов. Почти в каждом вагоне размещалось не по одной группе. Пока я шла по заполненной народом платформе до своего 4 вагона, у меня было ощущение, что я в Китае. Не знаю, то ли все ночные поезда пользуются такой популярностью, то ли конкретно этот двухэтажный. К счастью, на моем этаже групп китайских туристов не было, были только одиночные.
Поезд приехал в Москву около 7 утра, а вылет из Домодедово был примерно в 11. Времени на переезд было достаточно, однако мне хотелось на вокзале воспользоваться душем, т.к. в пути мне предстояло быть, как минимум, еще целый день и ночь. На Ленинградском вокзале, как ни всматривалась, не нашла указатели на какие-то подобные услуги. Поехала на Павелецкий и там увидела указатели на гостиницу. В этой гостинице и нашла душ. Услуга стоила 250 руб., за отдельную плату можно взять фен (50 руб.), полотенце, шампунь и т.п. Время не ограничено.
Обратно из Москвы в Питер ехала на Сапсане.
2) Перелет из России в Корею
Впервые воспользовалась предложением S7: вылет из Москвы со стыковкой в Новосибирске около 3 часов. Билеты покупала в конце января, цены были хорошими: тариф с багажом – порядка 27 000 руб. По маршруту Москва-Новосибирск летит обычный Airbus A320 примерно 3,5 часа, в Сеул – уже Airbus A320neo примерно 4,5 часа. Вылет из Новосибирска в Сеул задержали минут на 30-40, но прилетели мы вовремя.
В Сеул хотелось лететь покомфортней, чтобы немного поспать перед напряженным путешествием, поэтому я заранее забронировала (за отдельную плату) место extra space в ряду сразу за бизнес-классом. Однако посидеть на этом месте мне не удалось, т.к. меня вообще пересадили в бизнес-класс. На обратном пути никакие особенные места бронировать не стала, и выяснилось, что в A320neo вполне себе просторная рассадка. Я с ростом 175 никакого дискомфорта не испытывала: ноги помещались, коленки не упирались, даже могла закинуть ногу на ногу. В A320 было заметно теснее.
3) Перелет на Чеджу и обратно
Здесь у меня, наверное, неочевидный выбор – я летела Korean Air. У остальных компаний вроде и существенно дешевле были билеты, но, во-первых, не я подстраивалась под их расписание, а они должны были вписываться в мое, а во-вторых, я летела с багажом, поэтому эти тарифы были уже не самые дешевые. В общем, билеты Сеул – Чеджу – Пусан обошлись в порядка 140 000 вон. Зарегистрироваться на первый рейс можно только на стойке, т.к. вы должны предъявить банковскую карту, которой был оплачен билет. Впечатления от обслуживания и перелета самые положительные. Перелеты короткие: Сеул – Чеджу – от силы 1 час, Чеджу – Пусан – полчаса. И стюардессы успевают за это время всех пассажиров обнести напитками!
4) Поезда
Скоростными поездами KTX в этот раз не пришлось воспользоваться, зато опробовала поезда Mugunghwa. На сайте letskorail примерно за 1 месяц до поездки были приобретены билеты по маршрутам:
Сеул (ж/д станция Cheongnyangni) – Андон и обратно, стоимость в одну сторону – 15 400 вон, в пути 3,5 часа.
Кёнджу – Танян (вот он прямой поезд), стоимость – 13 100 вон, в пути чуть больше 3 часов.
Билеты были распечатаны, однако для входа на платформу турникетов не было, билеты не надо никуда прикладывать. Более того, в поездах билеты так никто и не проверил. По вагонам ходили служащие, но они только продавали билеты.
Кстати, ж/д станции Cheongnyangni в Сеуле, Танян, Андон и Кёнджу находятся на одной ветке, т.е. из Сеула можно доехать до Кёнджу на поезде Mugunghwa. Только если до Таняна ходит 9 поездов, то до Андона доезжает уже 7, а до Кёнджу – только 2.
Поезда очень комфортные, мне понравились: удобные кресла, большие расстояния между рядами. Правда, я не помню отделений для багажа. Все либо закидывали чемоданы на полки, либо умещали его передо собой, либо ставили рядом в проходе.
5) Междугородние автобусы
Несколько раз я передвигалась между городами с помощью автобусов.
Маршруты и расписание можно посмотреть на сайтах:
- BUSTAGO. Использовала чаще корееязычную версию + переводчик Chrome. Хотя есть английская, но она работала у меня 1 раз через 10. Конечно, искать в длинном списке названия городов, которые перевел автопереводчик, - то еще увлекательное занятие… Но ничего, я справилась. Хотя на сайте написано «Бронирование билетов», именно этого я и не смогла попробовать сделать: либо для нас этот сервис недоступен, либо я не разобралась.
- TxBus - маршруты он выдает не все (BUSTAGO в этом отношении гораздо полнее), но зато на некоторые из них можно купить билеты.
Покупать билеты на автобусы заранее я и не хотела, чтобы не ограничивать себя жестко по времени, покупала их на автовокзалах.
Автобусы в Корее тоже комфортные, какие-то даже очень (которые с рассадкой 1+2).
Итак, на автобусах я переезжала по маршрутам:
Пусан (Sasang) – Чинджу – Пусан (Sasang) – автобусы между этими городами ходят очень часто (в какие-то периоды и через 10 минут) примерно с 6 утра до полуночи, в пути 1,5 часа. Билеты на них приобретаются только в день отправления, стоимость – 8 400 вон, в билете не указаны ни время, ни место (хотя обычно они указываются, т.е. билет покупаешь на конкретный рейс и конкретное место). Садишься на любой автобус в порядке живой очереди на любое место. Это был единственный билет, который я купила в кассе.
Пусан (Sasang) – Кёнджу – автобусы ходят чаще, чем раз в час, в пути 1 час. Билет покупала утром (уезжала вечером), стоимость – 8 600 вон (автобус повышенной комфортности).
Танян – Сеул (DongSeoul) – автобусы отправляются примерно каждый час, в пути примерно 3,5 часа. Билет купила за день, но по факту автобус был заполнен на треть, стоимость 14 500 вон (тоже повышенная комфортность).
Накануне поездки в Чинжу я немного переживала: я же еду на один из крупнейших корейских фестивалей, вдруг будут толпы народа, проблемы с билетами и т.п. Ничего подобного не было. Зато я увидела, что некоторые покупают автобусные билеты в автоматах. На обратном пути из Чинджу попробовала купить билет в автомате и в дальнейшем только так и делала. Автомат переключается на английский.
6) Метро
В крупных городах (Сеуле и Пусане) я передвигалась только на метро (хотя нет, в Пусане один разок все же воспользовалась автобусом). Также на метро я ездила из Сеула в Сувон, Ичхон и Капхён (Gapyeong). Ездить на метро мне нравится: быстро и удобно. В метро использовала карту T-Money.
Сеульского метро многие пугаются, т.к. слишком запутанная схема, на крупных станциях может быть и по 15 выходов. На мой же взгляд, пользоваться метро несложно. Мобильное приложение Subway (о нем ниже) подскажет кратчайший путь от и до с учётом времени отправления поездов и с расчётом стоимости. В самом метро есть множество указателей, все продублированы на английском. Все выходы из метро в город пронумерованы. В павильоне метро есть схема самой станции и схема выходов на карте окрестностей. Все объявления и на платформе, и в поезде повторяются также на английском. В общем, если внимательно смотреть по сторонам и слушать, то заблудиться сложно. В любом случае, люди сами предлагают помощь, если видят растерянность на твоём лице.
И на каждой станции метро есть чистый и бесплатный туалет!
Вагоны корейского метро пошире наших.
Каждая дверь поезда пронумерована в формате «номер вагона – номер двери в вагоне», например, 9-1 (девятый вагон, первая дверь).
В каждом вагоне есть места для пожилых (по несколько мест у крайних дверей) и по 2 места для беременных (в середине вагона). Как правило, эти места никто не соответствующий не занимает.
7) Городские автобусы
Во всех остальных городах (Андон, Сувон, Чинджу, Кёнджу, Танян, Ичхон) и на острове Чеджу я активно пользовалась городскими автобусами. Да, и на Чеджу! И несмотря на то, что большинство побывавших там пишут, что на Чеджу без машины делать нечего. Прикинув, что я планирую делать на острове, я поняла, что машина мне неудобна и невыгодна:
- Два из трех дней я планировала ходить по тропам Olle.
- Аренда машины для одного человека (а я путешествовала одна) в несколько раз дороже, чем даже несколько переездов на автобусе.
Однако, вернусь к автобусам. С городскими автобусами ситуация в Корее неоднозначная. Они вроде бы и есть везде, но информацию по ним узнать бывает непросто. Мой опыт выявил два типа ситуаций с автобусами в городе:
а) Все хорошо – довольно много автобусных маршрутов, все маршруты пронумерованы, автобусы довольно часто ходят или есть внятное расписание, карты Kakao и Naver маршрут на автобусе предлагают, имеются автобусные остановки с информационным табло или с расписанием (с дублированием табло/расписания на английский – идеальный вариант), остановки в автобусах объявляются (дублируются на английском – идеальный вариант).
Такая ситуация встретилась на острове Чеджу, в Андоне, Сувоне, Чинджу, Кёнджу, Ичхоне. Хотя, в последних четырех городах я воспользовалась автобусом всего по 1 разу.
б) Все не очень хорошо – количество маршрутов может быть слишком мало или слишком велико, маршруты не пронумерованы (просто на корейском указываются начальная и конечная точки маршрута - А – Б), внятного расписания нет, информации в интернете нет, но карты Kakao и Naver какие-то автобусные маршруты все же предлагают. Не скажу, что с автобусами плохо, просто все непонятно и надо соображать на месте.
Такая ситуация встретилась в Таняне.
Поскольку наиболее часто я пользовалась автобусами на Чеджу и в Таняне, то расскажу поподробней про их особенности, тем более что ситуации с ними как раз противоположные из описанных.
Автобусы Чеджу
Пара полезных сайтов по автобусам на Чеджу:
- Jejubnb - подробная информация об автобусной системе, включая виды автобусов, тарифы, схемы маршрутов.
- Информационная система автобусов Чеджу – расписания автобусов. Расписания сгруппированы по типам автобусов и представлены в виде файлов MS Excel. Вся информация в файлах на корейском языке, но гуглопереводчик вам в помощь. Придется попотеть какое-то время, но, как говорится, лучше день потерять, зато потом за час долететь. Я нашла расписания всех нужных мне маршрутов, отметила красным нужные мне остановки (но далеко не все остановки указаны, только ключевые) и распечатала эти расписания.
Автобусы имеют номера и, в зависимости от вида, разный цвет (красный, синий, зеленый). Я пользовалась большинством из видов.
Оплата проезда – картой T-Money или наличными при входе.
На автобусных остановках есть расписания всех проходящих маршрутов и электронное табло, дублирующееся на английский, а также, насколько я помню, бесплатный wifi.
В глуши встречаются и такие остановки, и даже без расписания. Но это, скорее, редкое исключение.
Автобусы в Таняне
С автобусной системой Таняна было больше всего неопределенности. И маршруты на эти дни окончательно сложились уже на месте, когда что-то более-менее прояснилось.
У местных автобусов нет номеров, по крайней мере у тех, которые мне были нужны. Расписание, вывешенное на остановках (и то не на всех), меня умилило. Что значат цифры 500 и др., я не поняла – никаких номеров на автобусах не было. В расписании указано только время отправления от начальной и конечной точки, но куда – непонятно.
Никакой информации в интернете по местным автобусам я не нашла. Надеялась только на карты, которые предлагали какие-то автобусные маршруты, причем, похоже, даже с учетом расписания.
К счастью, в моем отеле это расписание оказалось в усовершенствованном виде – с переводом на английский. Я сфотографировала нужные мне кусочки расписания и на их основе уточняла свои маршруты. Автобусы ходят, как видите, нечасто. Теперь вот думаю, что такое расписание автобусов можно попросить в туристическом сервисном центре, который располагается практически на автовокзале. Наверняка хозяйка моего отеля не сама его печатала, а там и взяла - я не догадалась спросить у нее. А в туристический центр я так и не дошла.
При входе в автобус я всегда называла водителю нужную мне остановку (объект), чтобы он подтвердил, что едет туда. Один раз пришлось показать написание объекта на корейском, т.к. на слух водитель не понимал меня. Остановки в автобусе не объявляют, табло в салоне вроде бы тоже отсутствовало, англоязычное точно. Ориентировалась, где выходить, по карте Maps.me.
Оплата в автобусе также картой T-Money или наличными при входе.
В целом, я доехала до многих мест, куда планировала (с учетом 200%-ного плана).
8) Gapyeong City Tour Bus
Для посещения острова Нами и Сада утреннего спокойствия я выбрала туристический шаттл Gapyeong City Tour Bus. Информация о нем есть только в корееязычной версии сайта. На английском можно почитать тут.
Это круговой маршрут, который ходит от ж/д станции Капхён через все достопримечательности региона (остров Нами, Маленькая Франция) до Сада утреннего спокойствия и обратно. Стоимость билета на 1 день с неограниченным числом поездок – 6 000 вон. Билет покупается прямо у водителя при входе. На этом автобусе я проехала от ж/д станции Капхён до остановки парома на остров Нами, затем от острова до Сада и от Сада до ж/д станции Чхонпхён (Cheongpyeong). Удобно, что все остановки находятся рядом с нужным местом. Правда, дорога довольно серпантинистая, от острова до Сада ехать больше часа, и меня за это время немного укачало.
Камеры хранения
В большинстве случаев все мои переезды в другое место расположения были организованы по вечерам. Соответственно, часто возникала необходимость утром оставить где-то свой багаж. Чаще всего я оставляла багаж бесплатно в отелях. Камерами хранения пользовалась только 2 раза: в Сеуле и на Чеджу.
В Сеуле багаж оставляла в автоматических камерах в переходах метро Seoul Station (в районе 10-11 выхода, если мне не изменяет память). Хотя камер хранения на станции несколько, я просто выбрала ближайшие. Тарифы ниже.
На Чеджу багаж оставляла в автобусном терминале города Чеджу. Знакомых глазу камер там нет, поэтому я их довольно долго искала и пыталась расспрашивать кассиров. А они мне только указывали пальцем куда-то. В итоге оказалось, что на входе в автовокзал стоит «реклама» камер хранения.
Сами камеры представляют из себя шкафчики обычной офисной мебели, расположенные около маленького супермаркета внутри автовокзала. "Управляет" шкафчиками как раз продавщица этого магазинчика (на фото видно её на заднем плане). Стоимость хранения – 5 000 вон.
Интернет
Я не покупала сим-карту и не брала в аренду WiFi-роутер. Бесплатный интернет в Корее теперь есть очень много где: в метро, в автобусах, в отелях, в кафешках, на автобусных остановках. Я никаких проблем не испытывала.
На телефон были загружены следующие приложения:
- Maps.me – оффлайн-карты. Перед поездкой были закачаны все карты Кореи и на них отмечены отели, достопримечательности, автобусные остановки и ключевые станции. Детализация этих карт хуже, чем Kakao и Naver, главное их преимущество – работа без интернета. Ходила по этим картам.
- Naver Map и KakaoMap – онлайн-карты Кореи. Это лучшие карты, но их недостаток – работа только с интернетом. Не могла поначалу выбрать, какое мне больше нравится. Решила потестить оба и также отметила в обоих все нужные точки. Использовала их для поиска автобусных маршрутов, когда был интернет. По факту чуть более понравился Naver, т.к. там было немного больше англоязычности.
- Subway – карта метро Сеула. Этому приложению можно петь оды, настолько там все продумано. Оно работает оффлайн, показывает оптимальный маршрут от одной станции до другой, рассчитывает время и стоимость. По поводу времени: оно рассчитывает не просто длительность маршрута простым сложением длительностей переходов и поездок, а рассчитывает конкретные времена (часы и минуты). В приложении заложено расписание всех поездов метро (а поезда ходят именно по расписанию, а не как наши каждые 2-4 минуты), которое оно периодически просит обновлять. Вы можете построить маршрут, начиная с текущего момента, или выбрать дату и время. Если вы не успели перейти со станции на станцию в «нормативное» время, то можете выбрать время отправления следующего поезда чуть позже, и приложение пересчитает время. Помните, я писала, что все двери в вагонах метро пронумерованы? Приложение указывает вам, в какую дверь надо зайти, чтобы сократить время перехода – значит, прямо около этой двери будет лестница/эскалатор/лифт, который нужно использовать. Кроме этого, на промежуточные и конечную станции вашего маршрута вы можете установить будильник, чтобы вы их не проспали (я, например, Сувон чуть не профукала).
Погода
С погодой мне очень повезло! Из 16 дней в Корее дождик шел только 1 день и то моросящий, ненапряжный и не целый день, мне он никак не помешал. Я же рассчитывала на большее количество дождливых дней, особенно на Чеджу. Но и все дни на Чеджу были солнечными – это самое большое чудо. Возможно, поэтому впечатления от острова у меня самые положительные.
Почти везде было тепло – около +20, на Чеджу теплее – и до +25 доходило. В Андоне и Таняне – попрохладней: до +15. Ну и всегда было очень свежо с утра и после заката. Поэтому одевалась в 2-3 слоя (футболка, пуловер/толстовка, куртка, иногда какой-то слой пропускала), чтобы можно было сначала постепенно раздеваться, а потом – одеваться.
Несмотря на тепло, на пляжах (на Чеджу, в Пусане) никто не купался. И вообще, одеты были все не по-летнему.
Я подготовилась к дождям, поэтому не взяла ни солнечные очки, ни кепку, ни солнцезащитный крем, зато у меня всегда с собой был дождевик, даже несмотря на явный солнечный прогноз. Видимо, этим и распугала дожди.
Ну, и мои основные впечатления для тех, кто дальше не дочитает:
- Самое главное впечатление – красота и разноцветье ранней осени. Да, красных и желтых листьев было немного, и не везде, но они были.
Но для меня самым главным октябрьским цветением стала pink muhley – это нежнейшая, воздушная словно облако розовая трава. Поля pink muhley похожи на стелющийся вдоль земли туман или клубы розового дыма и влекут к себе толпы желающих заинстаграмить себя во всем розовом. Я погуглила, по-русски эта трава называется мюленбергия волосовидная.
Еще одна часто встречающаяся живописная трава – серебряная трава. В парках и садах даже проводятся фестивали «цветения» серебряной травы (как, впрочем, и pink muhley). Эта трава высокая и представляет из себя фотогеничные метелки. Нашла ее в Питерском ботаническом саду – это мискантус китайский. Википедия называет ее «одним из самых красивых азиатских злаков». Согласна.
Также прекрасным открытием стали желтеющие рисовые поля. Среди них я гуляла как раз в дождливый день. Наверное, поэтому день не казался хмурым.
Ну, и октябрь – это месяц цветения хризантем, как садовых, так и диких.
- Осень – пора урожая фруктов. Хурму можно увидеть как на рынках, так и во дворах в сельской местности.
Андон и Танян – яблочные регионы. Корейские яблоки крупные, сладкие и хрустящие.
Чеджу – мандариновый остров. Количество сортов мандаринов здесь на разный кошелек, но все вкусные и сладкие.
- В Корее проводят крутые фестивали: очень самобытные, яркие, красочные, многолюдные, шумные и вкусные.
- Корея – это рай для пешехода. В каждом городе и его окрестностях, мне кажется, даже не десятки, а сотни километров пешеходных маршрутов. Даже в крупных городах, Сеуле и Пусане, много природных мест. Что уж говорить про маленькие городки.
- Живописные городки в глубинке страны (Андон, Танян, Чинджу) очень приятно удивили. Хотя, наверное, это больше касается не непосредственно городов, а их окружения: горы, реки, озера, поля, деревни, природа. Живопись в чистом виде.
- «Черная лошадка» Танян оказался вообще бриллиантом. Город очень выгодно расположен между двумя национальными парками: Вораксан и Собэксан. Поэтому, кроме своих живописных мест, отсюда доступны и горные красоты.
- Чеджу – пусть это и не райский остров в общепринятом понимании (ну там, с пальмами и бескрайними белоснежными пляжами), но мне он очень понравился. Я бы сюда приехала еще и обошла все тропы Olle и погуляла по горам. Допускаю, что такое впечатление у меня сложилось из-за хорошей погоды.
Наверное, уже хватит вступления… Дальше буду рассказывать про посещенные места и мероприятия, распробованные вкусняшки и другие интересности.