Цель экспедиции: – пустыня Гоби
Маршрут поездки:
Томск, Новосибирск, Горно-Алтайск, Акташ, Ташанта, Улгий, монгольский алтай, Улгий, Ховд, Алтай, Бигэр, Чандмань, Шинежинст, урочище Хэрмэн Цав, Гурвантес, Ноён, Сэврей, пески Хонгорын Элс, Богд, Гучин Ус, Арвайхэр, Хархорин, Улан Батор, Кяхта, Улан-Уде, Иркутск, Красноярск, Томск
Состав экспедиции: Виталя, Лена Suzuki Jimny (г.Томск), и наши друзья - Вячеслав, Светлана и их сын Вадим Kia Spotrtage (г. Курган).
Даты путешествия: 30 июля - 14 августа 2011 года (16 дней)
путешествие по Монголии: 1 августа – 11 августа
Километраж: пройдено 7300км, из них по Монголии 3800км, по России 3500 км.
Топливо: потрачено 740 л бензина. Стоимость бензина в Монголии: 92-й около 46р/литр (1700 - 1900 тугриков), 80-й, 1500 тугриков за литр. Бензин не всегда хорошего качества, особенно китайский, необходимо запастись октан-корректором.
Валюта: тугрики, курс 1р=41тугр
Финансовый вопрос:
- непосредственно за поездку потрачено 39 600р (бензин, еда, гостиницы, сувениры);
- на подготовку около 5 000р (еда в дорогу, мелочи);
- запчасти для машины около 20 000р;
- визы около 5 000р;
Итого 70тыс.р. на двоих.
Отчет:
Идея съездить в Монголию родилась где-то за полгода до самой поездки, при обдумывании планов на ближайший отпуск. Были некоторые сомнения,- стоит ли именно в этот раз ехать в Монголию? Тем более, что от отпуска на этот год оставалось только 2 недели. Но, в конце концов, определились: «Все равно когда-нибудь придется туда съездить, так уж лучше сейчас…». Идею поездки поддержали наши друзья из Кургана и, скорее всего, это был определяющий фактор, поскольку ехать в чужую страну, отличающуюся тяжелыми дорожными условиями, в одну машину не хотелось. Таким образом, определились участники предполагаемого путешествия: я
и мой бессменный штурман Лена - экипаж Suzuki Jimny (г.Томск);
Вячеслав, Светлана и их сын Вадим – Kia Spotrtage (г. Курган).
Началась подготовка: согласование сроков отпусков, получение виз, чтение отчетов о путешествиях, путеводителей (особенно нам понравился путеводитель «Ле пти фюте»), штудирование Google Earth, забивка координат достопримечательностей в навигаторы с целью хоть как-то определиться с маршрутом. Географический разброс «интересностей» поражал воображение, а у нас на все про все только 16 дней и это с учетом дороги от дома до границы и назад. На саму Монголию остается около 11-12 дней. Исходя из средней скорости 40 км/ч, настойчиво рекомендуемой для расчета маршрута в большинстве отчетов бывавших там людей, прикинули, что максимум за имеющееся время по Монголии мы сможем проехать 4 тыс. км. Далее определились с основными «целями» путешествия: природной – урочище Хэрмэн Цав в пустыне Гоби, культурной – г.Хархорин (историческая столица Монголии). Въезжать решили единогласно через КПП «Ташанта-Цагааннуур», выезд там же, либо через КПП «Ханх-Монды», около озера Хубсугул, в зависимости от лимита времени.
Одновременно началась подготовка автомобиля. Немного про наш автомобиль: Suzuki Jimny 2002г.в., лифт подвески 3``, резина 29`` MT, установлены защиты основных агрегатов. Собственными силами было проведено регламентное ТО, заменены все жидкости, тормозные колодки, шкворневые подшипники и так, по мелочи. Установлен шноркель, и радиостанция CB (о как нам её не хватало в предыдущей поездке на плато Укок). Зная сложность дорожных условий, основной акцент при подготовке делался на подвеску. Так же были куплены необходимые запчасти на случай полевого ремонта. Поскольку места в небольшой машине совсем впритык, из запчастей взяли только самое необходимое, чтоб в случае чего можно было из Джимника сделать «телегу» и дотянуть до границы. Основное из запчастей: пружина подвески, ступичные подшипники, рулевые наконечники, щетки стартера, камеры для колес, фильтры, ремни навесного оборудования, и т.д по мелочи. Рассчитывая на полную автономию в пустыне Гоби дополнительно брали 50л бензина в канистрах, масла для всех агрегатов, и прочие спец. жидкости.
Пару слов о визах. В некоторых отчетах прочитали, что визу можно сделать непосредственно на границе. А можно и зависнуть с этим делом на несколько дней. Так что мы, дабы не испытывать судьбу, решили озаботиться этим заблаговременно и, по совету знакомых, оформили визу через турфирму, находящуюся в г.Улан-Удэ. Личного присутствия эта процедура не потребовала, документы пересылались экспресс почтой. Необходимо 1 фотографию 3*4, сведения о работе, сведения о регистрации по месту жительства, загран. паспорт, 2200р. за 1 человека + пересылка в Улан Удэ + 50р. за машину. Срок изготовления 10 дней. Получилось в несколько раз дешевле, чем делать через наши томские турфирмы.
Итак, настало время отпуска. Вечер перед выездом прошел, как обычно, в попытках впихнуть невпихуемое. В итоге, ручную лебедку было решено не брать, в надежде, что в случае чего обойдемся хайджеком.
30.07.2011 - 1 день: Томск, Новосибирск, Новоалтайск, Бийск, Горно-Алтайск, озеро Манжерок
Первый день дороги особо ничем интересным не запомнился. Ехали потихоньку, планируя к вечеру приехать в район Горно-Алтайска. Здесь и далее приведено томское время.
9:00 Выехали из Томска.
12:20 Въехали в Новосибирск.
15:30 Проезжаем стелу «Алтайский край».
18:15 Остановились на обочине размять кости. Тут нас догнали наши друзья из Кургана на Kia. Обменялись взаимными приветствиями, как-никак год не виделись. Они решили остановиться на ночь в отеле в Горно-Алтайске. Мы же планировали заночевать на берегу оз. Манжерок. Договорились встретиться завтра вечером в Акташе. По асфальту Kia едет гораздо быстрее Джимника, смысла ехать вместе нет.
Уже проехали 725 км от дома. Заехали к памятнику Шукшину.
22:00 Приехали на оз. Манжерок. В прошлом году стоянка на ночь стоила 50р. В этот раз шлагбаума и сборщиков денег не было. Народу на берегу много, нашли место между двумя кампаниями отдыхающих, ставим палатку, готовим ужин.
23:20 Отбой.
31.07.2011 - 2 день: озеро Манжерок , Усть Сема, Черга, Мыюта, Шебалино, Каракол, Онгудай, Купчегень, Иня, Иодро, Чибит, Акташ (гостиница «Расул»)
7:00 Разбудили колокольчики лошадей, пришедших на водопой.
Вчера вечером в машине появился запах бензина. Обнаружил трещину в одной из 20-ти литровых канистр. Перелил бензин в бак. Позвонил Курганцам, они купят в Горно-Алтайске новую канистру.
9:50 Выехали с о. Манжерок. Сегодня предполагалось доехать до Акташа по Чуйскому тракту, посетив по дороге достопримечательности, неохваченные поездкой в 2010 году.
По дороге посетили каменных «баб».
Инегеньский мост
Старый Чуйский тракт
И поразительный Каньон р.Чуя.
18:00 Приехали в Акташ. Через пол часа подъехали Курганцы. Расположились в уже полюбившейся с прошлой поездки гостинице «Расул». Залили бензина «под горло», - больше в России заправляться не придется. На Джимнике наметилась течь сальника задней правой полуоси. Пополнили запас провианта. Постояльцев в гостинице к вечеру становится много. Мы долго не ложились спать, - пили, ели, вспоминали прошлые путешествия, обсуждали наше предстоящее монгольское приключение, водили пальцами по карте. Вячеслав предложил посетить монгольский алтай, с его живописными озерами. У меня же были сомнения на этот счет, успеем ли мы пройти остальной маршрут в намеченные сроки, но, в конечном счете, с этим предложением все согласились.
00:30 Отбой.
01.08.2011 - 3 день: Акташ (гостиница Расул), Курай, Чаган-Узун, Ортолык, Кош-Агач, Ташанта, граница, Цагааннуур, Улгий, Улаанхус, Цэнгэл.
6:00 Выехали по направлению к Ташанта. Курганцы стартуют на час позже – догонят нас по дороге.
Появились первые заснеженные горные хребты. Горы опять поразили нас своим величием, Лена вообще ехала как завороженная.
9:00 Въехали в г. Ташанта.
На КПП перед нами 3 машины.
Последняя – подготовленный Jeep Wrangler. Разговорились с экипажем - 2 парня из Казахстана тоже в первый раз в Монголию едут. Казахам проще, у них безвизовый режим с монголами, т.к. многие ездят к своим родственникам, живущим на западе Монголии.
Со стороны Монголии выехал TLC70, скрепя рессорами, на экспедиционнике изжеванная запаска, цвет лица водителя, автомобиля и дорожного покрытия одинаковый – серо-рыжая пыль. Впечатлило. Чего-то подобного мы и ожидали.
На Российском КПП водители заполняют таможенную декларацию. Ранее в отчетах читали, что в декларацию необходимо вносить приборы GPS и радиостанции, поскольку потом при въезде в Россию возникают проблемы с их ввозом. Таможенники ничего подобного не слышали, сказали, что сколько здесь работают, ни разу с подобным не сталкивались. Дальнобойщики, проходящие с нами таможню, тоже подтвердили, что всегда ездят с рациями и навигаторами и никогда их не декларируют. Мы решили тоже не вписывать. Пообщались с дальнобойщиками про дорогу, про хорошую монгольскую водку, и не очень хорошее пиво. Пассажиры в это время проходили досмотр с личными вещами. Затем прошли паспортный контроль. Далее проводился досмотр машины – открываешь все двери, капот, багажник. Отвечаешь на вопросы про наркотики и оружие. Бензина в канистрах можно провести только 10 литров, некоторых якобы заставляют выливать лишнее, но нас на первый раз простили. Предупредили, что назад нельзя провозить мясо и водку более 1л на человека.
Выехали с Российского КПП. До монгольского КПП около 20 км – нейтральная зона. На въезде в КПП заполнили анкеты на каждого человека. Человек, открывающий ворота попросил «цай» - дали несколько пакетиков. Здесь же можно обменять рубли на тугрики по очень невыгодному курсу. На монгольском КПП все конечно не так весело. Полная неопределенность, хаотичное метание между многочисленными окошками, с заполнением в каждом окошке непонятных бланков. Никто толком ничего не поясняет. В завершении всего этого у нас забрали загранпаспорта с единственно понятной из всего этого формулировкой - «неправильные синие печати». Паспорта унесли, мы стоим ждем – немного нервная обстановка. В конечном счете, паспорта нам вернули, поставили в них «правильные красные печати». Далее опять досмотр автомобиля.
13:00 Наконец-то перед нами открывают ворота и вот она – Монголия!
На выезде с КПП стоит сарай в котором оформляют страховку машины. Цена - 780р.
Дальнейший наш фактический маршрут по Монголии представлен на карте. Флажками отмечены места ночевок.
Поехали в направлении на Цаганур – ближайший к границе населенный пункт.
Дорога – гребенка. Стравливаю давление в колесах до 1,6Ат. Ехать стало гораздо приятнее.
Далее едем в Улгий, где нам необходимо обменять рубли на местную валюту, получить разрешение на въезд в монгольскую пограничную зону (часть маршрута по монгольскому алтаю проходит по погранзоне), и по возможности пообедать.
По дороге замечаю прокол колеса на Kia. Вот оно последствие взаимодействия стравленных шин и острых камней дорожного покрытия, проехали около десятка километров и пожалуйста. Еще раз проскочила мысль, что надо было тоже брать 2 запаски. Но места в Джимнике под вторую запаску совсем нет, поэтому я взял одну и ещё 2 камеры. Вячеслав чинит прокол жгутом, подкачивает остальные колеса, и мы едем дальше. Забегая вперед, скажу, что это был первый и последний прокол за всю поездку.
Въезжаем в Улгий.
Достаточно большой городок. Есть асфальт. У местных жителей пытаемся узнать, где можно поменять деньги, где погранзастава. Получается довольно абстрактное объяснение, монгольские слова вперемешку с русским матом, очень забавно. В итоге, находим место, где стоит несколько неплохих машин, в которых и происходит обмен. Меняют всё: рубли, евро, доллары, местные тугрики. Я поменял 26 тыс.р. по курсу 1р=41тугр. По моим подсчетам должно хватить на еду и бензин. На всякий случай с собой ещё была наличность в долларах, поскольку дальше рубли поменять будет проблематично, а с долларами проблем нет.
Зашли в ближайший банк, там идет ремонт, рубли не меняют, зато комфортно сходили в туалет).
16:00 Зашли в некое подобие столовой/кафе. Невольно начали постигать азы монгольского языка. Хуушуур – что-то вроде чебурека, только очень мало теста и много мяса, цена 350тугр. Цай – чай, тут вроде все понятно, кроме того, что он с молоком и соленый, цена 100тугр. Бууз – манты из баранины, цена 200тугр/шт. В итоге, достаточно полотно пообедав, мы отдали около 25 рублей на человека. Порадовала дешевизна общепита.
17:00 Отправились получать разрешение на въезд в погранзону. Нашли военную часть, обратились к дежурному, он по-русски не понимает. Позвонил по сотовому, пришли ещё несколько военных, все равно не понимают, что нам надо. Мы им показываем на карте, куда нам надо, они улыбаются и ничего не говорят. Нашелся один, кто говорит по-английски. С ним поговорили, что-то объяснили. Повел он нас к какому-то начальнику, тот уже ясно изъяснялся, выписал нам пропуск, собрал «дань», показал на карте, где находятся погранзаставы, на которых нам нужно будет отметиться, это около озер Хотон нуур и Хурган нуур, и в Даяне.
Рассказал, что совсем недавно получали разрешение новосибирцы вроде на 7-ми машинах. Возможно, это были ребята из клуба Offroadmaster, у них примерно в это время экспедиция начиналась.
Поехали к оз. Хотон нуур.
Повсюду бродят сарлыки.
Дорога становится хуже, местами вообще - жесть: большие крены, острые камни, скорость пешеходная, приходится ехать жалея резину, из-за этого страдает подвеска и ругается штурман. Но места очень красивые - слева от дороги гора, справа река.
При переезде через какой-то мост с нас взяли сбор за въезд в нац. природный парк, или какую-то природную охраняемую зону, проверили наличие разрешение на въезд в приграничную зону, выписали квитанции и открыли шлагбаум. Также за въезд в природный парк необходимо будет оплатить еще перед озерами и после озер.
Стемнело. Выехали на равнинную местность, колеи от колес расходятся в разные стороны. Поездив кругами около часа в попытках найти нужное направление, решили остановиться на ночлег и продолжить поиски уже по-светлу, поскольку все уже изрядно вымотались за день и начали нервничать. Немного отъехали в сторону какой-то возвышенности и разбили лагерь.
02.08.2011 - 4 день: озеро Хотон нуур, озеро Даян нуур, Даян, озеро Хара нуур
7:30 Подъем. Вылезли из палаток – кругом красота!
С утра протянул все резьбовые соединения подвески, гайки колес, крепления хабов (в прошлый раз чуть хаб не потерял – отвинтился). Ослабло крепление заднего левого амортизатора. Удивляюсь, что ничего больше не отвалилось.
Позавтракали, поехали к озерам.
Переехали через деревянный мост, слева – погранзастава. Отметились у дежурного.
Подъехали к оз. Хотон нуур. Пытались порыбачить – безуспешно. Потом уже прочитали в путеводителе, что надо было пробовать рыбачить в месте слияния Хотон нуур и Хурган нуур. В общем, мы сильно не расстроились, в конце-концов, не на рыбалку мы сюда ехали.
13:22 Перекусили, поехали вдоль оз. Хурган нуур до оз. Даян нуур. Далее планировалось выехать через деревню Даян в населенный пункт Алтай (вообще населенных пунктов с названием «Алтай», в Монголии несколько, так что можно легко запутаться).
В одиноком сарае, стоящем на поляне с нас взяли ещё 3000тугр. – типа нац. парк. Как бы странно это не выглядело, но «должностные лица» предъявляют удостоверения и выписывают квитанции с печатями.
По пути заехали посмотреть на захоронения тюркских воинов. Каменные изваяния урочища Хара-Барэг (Шара-Булаг «желтый ручей», проходящий недалеко от памятника). Каменные бабы – антропоморфные каменные изваяния на княжеских могилах тюркского времени (VI-VIIIвв.). Каменные бабы встречаются большей частью без голов. Обезглавливание каменных идолов связано с проникновением в Монголию буддизма, боровшегося таким образом с шаманизмом (взято из Ле Пти Фюте «Путеводитель Монголия»).
Поминальный комплекс представляет из себя 4 поминальные оградки, у каждой из которых стоит каменное изваяние. Две скульптуры на половину разрушены, две другие хорошо сохранились. Древние тюркские скульптуры имеют характерные черты – в основном они изображают мужчину монголоидного облика с усами и бородой. Почти на всех изваяниях в правой руке сосуд, а левая рука лежит на поясе или на рукояти сабли (взято из А.А. Лебедев «По русскому и монгольскому Алтаю»).
Монгольский пейзаж
Монгольские дети всегда рады российским конфетам, издалека бегут к машинам.
Дорога весьма разнообразна.
17:00 У бетонного моста по дороге в Даян стоит полевая заправочная станция, бензин только 80-й.
До Даяна дорога местами хорошая, можно разогнаться до 50 км/ч.
В Даяне отметились на погранзаставе. У дежурного долго пытались спросить дорогу до Алтая, используя несколько монгольских слов из разговорника. «Зам хаана байна вэ Алтай?» Бесполезно, со всем соглашается и дает противоречивую информацию, с интересом рассматривает карту. Долго смеемся вместе. Даем бедолаге горсть конфет за все его мучения.
Пробуем найти дорогу самостоятельно. На нужное направление выйти не получается. Спрашиваем дорогу у местных – никто толком не может объяснить. Приняли решение возвратиться в Улгий и дальше ехать по известной дороге.
Джимник начал греться, чего раньше никогда не наблюдалось. Предположил, что из-за большой нагрузки на АКПП.
Затемно остановились на галечном пляже оз Хара нуур по дороге в Улгий.
С начала поездки пройдено 1660км.
03.08.2011 - 5 день: озеро Хара нуур, Сагсай, Улгий, Толбо нуур, Толбо
7:30 Подъем, завтрак, уже привычные операции проверки машины, ещё одна безуспешная попытка порыбачить.
Берег красивый галечный.
Пока готовили завтрак, подъехал монгол на лошади, сел недалеко. Сидит, смотрит, молчит. Долго сидел, пока мы своими делами занимались. Вячеслав догадался дать ему банку тушенки, через минуту монгола уже не было. Вообще, монголы очень дружелюбны и приветливы.
10:30 Двинули дальше. Бараны в Монголии повсюду.
Вообще, как нам рассказали местные жители, на 2,5 млн населения страны приходится 6 млн голов скота. А мы ещё удивлялись, почему они рыбу не ловят, да она им похоже не нужна, когда кругом столько «мяса».
На затяжных подъемах Джимник греется. Останавливаемся, остываем.
На одном из перевалов достигли максимальной высоты подъема на Джимнике за все наши предыдущие путешествия – 2800 (по данным GPS). До этого максимальная высота была около 2700 на перевале Теплый ключ, по пути на Укок.
По пути посетили ещё одно каменное изваяние Бака-Карагай («маленькая лиственница»). Ориентиром на данную достопримечательность является одинокая лиственница.
14:00 Приехали в Улгий. На заправке «Петрович» залили 92 –го 60 литров на 114000тугр.
Бензин в Монголии, по нашим меркам, очень дорогой – 92-й около 46р/литр (1700 - 1900 тугриков). И не всегда хорошего качества, особенно китайский. Далее в глубине страны 92-й найти сложнее, в основном 80-й, 1500 тугриков за литр. Поэтому ещё дома запаслись октан-корректором Hi-gear.
На заправке заметили, что на Kia оторвалась часть защиты двигателя, привинтили.
Решили покушать в уже проверенной Цайны газар, но все бузы и хуушууры разобрали, пришлось искать другое кафе. Забрели в местный ресторан, там к нам подсел монгол/казах по имени Мурат и на очень хорошем русском предложил пообедать у него. Рассказал, что когда-то учился в СССР, а сейчас занимается «гостиничным бизнесом» (принимает постояльцев – туристов в своем гостевом домике). Мы согласились, в надежде узнать более подробно о нашей дальнейшей дороге, интересных местах, и местном быте. Добрались до его «резиденции», разместились. Пока его жена готовила нам обед (попросили приготовить что-нибудь не очень жирное, что само по себе для местной кухни - нонсенс), мы пообщались с Муратом. Рассказал нам про дорогу, где хорошая, а где плохая. Про водку, какую лучше брать (к слову, Монгольская водка очень хорошая, мы брали «Чингиз»). Про общую политическую и экономическую ситуацию в стране, с ностальгией вспомнил времена СССР.
Сейчас в Монголии русский язык знает в основном старшее поколение, английский - молодежь, но лучше заранее обзавестись монгольским разговорником.
Мурат покормил нас мясом с овощами, хлебом, по особенному приготовленным, и цаем. Спросили, сколько это стоит, сказал: «Сколько дадите».
В общем, душевно пообщались, вкусно поели, расплатились и около 17:30 погнали дальше по направлению на Ховд.
Из-за вчерашних блужданий мы серьезно отстали от графика, надо наверстывать.
Остановились возле оз. Толбо нуур. Очень красивое озеро, ветрено, волны.
Но времени любоваться нет, едем дальше.
21:00 Встали на ночлег около маленького озера возле дороги за деревней Толбо. Поужинали, попробовали Монгольскую вино-водочную продукцию, легли спать.
За день проехали около 300км.
04.08.2011 - 6 день: Хонго, Ховд, Манхан, Дарви.
7:00 Подъем
Задача на сегодня – ехать, ехать и ехать.
8:00 Дорога от озера отличная, местами разгонялись до 80км/ч. Дальше-хуже, невыносимая гребенка.
«Олени на дорогах»
Междугороднее такси
10:00 Заметили на обочине велосипедиста, не похожего на представителей местного населения, остановились. Мужик на ломанном английском объяснил, что вчера от тряски потерял велосипедный насос, а сейчас проколол колесо и не может накачать. Помогли поменять камеру, закрепили на велосипеде болтающиеся кронштейны хомутами, накачали колесо.
Оказывается мужик едет один на велосипеде из Португалии, через Казахстан, Монголию в Китай, далее в Индию или Австралию, не решил еще. Я тихо офигел. Очень впечатлило. Я вообще не понимаю, как это возможно. Обменялись контактами, сфотографировались на память. Подарил ему свой насос ножной (презент фром раша), дай Бог он ему поможет.
11:20 За въезд в Ховд с нас взяли 1000тугр. Обычная практика в Монголии, что за въезд в крупный населенный пункт надо платить.
На горе, на въезде в Ховд выложен знак Соёмбо – государственный символ Монголии. Символ Соёмбо с давних пор считается монголами национальной эмблемой свободы и независимости. Каждый элемент этого знака, кроме своего буддийского толкования, имеет более древнее значение.
Пополнили запас питьевой воды. За воду в городах тоже нужно платить. В будке сидит мужик, включает и выключает воду, а ты из шланга набираешь. Но нам пару 5-ти литровых бутылок всегда бесплатно наливали.
Заправили 26л бензина на 50000тугр.
На выезде из Ховда.
Гора камней с синими шарфами на фотографии называется «Обо». Ритуальный длинный шарф называется Хадак, это один из буддийских символов. Хадак — символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, и сострадания. Его надевают на шею гостю, или повязывают на дерево возле обо или бурхана. Обо — место поклонения местным духам, хозяевам данной местности. Хозяин обо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения. Обо приносят подношения: камни, ленточки из тканей, флажки, монеты, конфеты, сладости, еду и т. д. В Монголии принято обходить вокруг обо три раза. Культ обо возник у ранних кочевников, связан с шаманизмом. Постепенно обо были включены в буддийскую обрядность. Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие. Широко распространены придорожные обо у которых путешественники оставляют подношения на «добрую дорогу» (взято из Ле Пти Фюте «Путеводитель Монголия»).
Далее движемся по скучной пыльной гребенке, постоянно меняя колею, в надежде, что вот на этой трясти будет меньше.
18:00 Заправились в Дарви. Расход на Джимнике радует – от 8 до 11 л/100км.
Дальше гор и холмов не видно, везде степь и степь.
Затемно встали на ночлег в степи, отъехав от дороги.
Сегодня выполнили дневную «норму» пробега, проехав 420 км.
05.08.2011 - 7 день: Алтай, Бигэр, Хурхрээ
7:00 Подъем. Вместо зарядки, уже поднадоевшая процедура протяжки подвески. Завтрак.
В Алтае посетили буддистский храм, или что-то вроде того.
Поели в кафе разных национальных блюд. Названия вроде разные, но везде рис и баранина.
Заправились китайским 92-м бензином.
Дорога становится жестче, вытрясает душу. По пути в Бигэр прозевал большую яму, сильно ударились. Выхожу, удивляюсь, что так легко отделались. Оторвался расширитель переднего правого крыла, замялся и растрескался подкрылок, погнулись кронштейны крепления всего этого хозяйства.
Сразу сбежались местные обитатели
Через некоторое время на Kia от тряски отвинтились два крепления верхнего багажника. Вячеслав разобрал обшивку крыши салона, привинтил все на место.
Джимник греется. Работают оба вентилятора на радиаторах, электрический и который на вискомуфте, все равно температура растет. Периодически включаем печку в салоне и открываем окна, из-за чего приходится дышать пылью, но по крайней мере можно ехать.
На заправке в Бигэре 92-го бензина нет, заправили 10л 80-го. Октан-корректор пока лить не стал, - в баке 30л 92-го - перемешается.
Купили 6 полторашек воды. В связи с «глобальным потеплением» в салоне Джимника, расход питьевой воды резко возрос.
За Бигэром останавливает нас мужик в «милицейской» форме. Из набора непонятных слов, мы понимаем, что дальше по этой дороге ехать нельзя, ибо что-то с ней не так. Надо объезжать, где – не понятно. Начинаем объезжать по плохой дороге, которая потом и вовсе заканчивается, едем по склону холма, переваливаясь через большие валуны, греемся, стоим, остужаемся. В итоге это нам надоедает, и мы возвращаемся на нужную нам дорогу, считая, что «страшное нечто», про которое говорил монгол в форме, мы уже объехали.
На ночевку встали не доезжая села Чандмань.
Вечером после ужина провели ревизию системы охлаждения Джимника. Проверили вискомуфту вентилятора – работает. Снял радиатор кондиционера, пространство между ним и радиатором двигателя забито всякой шнягой. Почистили, продули компрессором, собрали все обратно. Должно помочь. Иначе езда по Гоби будет мучением.
Сегодня за день проехали 375 км.
06.08.2011 - 8 день: Чандмань, Баянцагаан, Шинэжинст, урочище Хэрмэн Цав
Сегодня в планах доехать до нашей основной цели - Хэрмэн Цав.
Чандмань – аккуратненькая деревушка с веселыми красными заборами.
92-го бензина нет, заправились на «Петровиче» 80-м на 20 000 тугриков.
От Чандмани до Шинэжинста хорошая дорога.
13:12 Проехали Шинэжинст
Чувствуется приближение пустыни.
Гоби — одна из величайших пустынь мира. По совокупности пустынных территорий Гоби является крупнейшей пустыней Азии. Само название в переводе с монгольского языка означает пустынную, безводную и бесплодную местность. Гоби включает в себя несколько географических регионов: Заалтайская Гоби, Монгольская Гоби, Алашань (Алашаньская Гоби), Гашунская Гоби и Джунгария (Джунгарская Гоби). Понятие Гоби включает в себя, как говорят монголы, тридцать три Гоби - разных по климату и облику местности. Ландшафт Заалтайской, Джунгарской (Зуунгарской), Восточно-Монгольской Гоби разнообразен, это не только безводная и бесплодная местность с песчаной равниной и высокими холмистыми барханами. Большую ее часть занимают обширные степные равнины с весенним разноцветьем, живописные скалистые горы, глинистые и каменистые гамады, обширные котловины с редкими оазисами, мелкосопочники, солончаки, такыры, высохшие гравийные сайры и протяженные зеленые саксауловые рощи. В Гоби мало песков, барханные пески занимают только 3% ее территории, зато глинистые и каменистые пустыни - гамады - занимают огромные площади. Пустыня Гоби - это самое таинственное и самое малонаселенное место мира. Плотность населения в Южногобийском аймаке Монголии - 0,28 чел/км2. Пустыня Гоби является самым резко-континентальным местом на планете. Температура воздуха летом поднимается здесь до плюс 40 С, а зимой опускается до минус 40 С. Снег и лёд на песчаных дюнах там – обычное дело. Хотя снега там не так много, как в соседних регионах. Гигантские перепады температуры можно наблюдать там не только в течение года, но даже и в течение одних суток. Температура в Гоби совершает суточные прыжки аж до 32 градусов! Гоби славится и тем, что здесь имеется всемирно известное кладбище динозавров (взято из Ле Пти Фюте «Путеводитель Монголия»).
Появляется специфическая живность.
… и растительность
Земля пустынная, выжженная солнцем.
Очень удивительно, что здесь ещё что-то растет.
Появляется замысловатый рельеф.
В общем дорога становится интересной.
По пути приходится преодолевать песчаные переметы и небольшие барханчики.
Перегруженный Джимник на стравленных колесах по песку в горку едет тяжело, даже на пониженной. Хорошо, что к вечеру температура воздуха упала и машина не греется.
20:00 Глядя по сторонам, понимаем, что приближаемся собственно к Хэрмэн Цав. Местами появляется глубокий рыхлый песок. Красные скалы в лучах красного заката конечно завораживают. Ничего подобного мы раньше не видели. После долгого изматывающего пути наступило состояние душевной эйфории.
Пробираемся между высоких красных скал к месту предполагаемой ночевки. И в самой глубине этой пустынной местности обнаруживаем палаточный лагерь, штук 5-7 внедорожников с российскими номерами и большую компанию весёлых людей. Познакомились, пообщались. Оказывается, мужики собрались из разных городов (Новосибирск, Красноярск, Барнаул ещё от куда-то) и планируют здесь пробыть ещё пару дней. Теперь мне показалось не удивительным, что мы за такой долгий путь не видели не одной российской машины – все сидят здесь)! Показали нам удобное место под палатки, где мы и расположились на ночлег.
Приготовили ужин, отметили прибытие в самую южную и самую «автономную» точку нашего маршрута. На завтрашнее утро планируется пешая прогулка до живописного природного явления под названием «сфинкс» - места паломничества туристов, посещающих Гоби.
За день пройдено 378км.
07.08.2011 - 9 день: урочище Хэрмэн Цав, Нэмэгэтинская впадина, Гурвантэс, Ноён.
Проснулись, вылезли из палаток, удивились - в каком живописном месте мы вчера в темноте остановились, оазис.
Пошли смотреть на Сфинкса. Сначала через заросший растительностью «каньон».
Потом по марсианскому ландшафту.
Одним из самых живописных, труднодоступных и характерных мест с отвесными утесами из красного песчаника в Южной Гоби является урочище Хэрмэн-Цав. Хэрмэн-Цав - одно из крупных и известных местонахождений ископаемых млекопитающих на юге Монголии. Но наибольшую известность этому месту принесли не находки палеонтологов, а исключительная живописность местности. Внутри безлюдного плато Хэрмэн-Цав, среди лабиринта каньонов, причудливых скал и песчаных барханов спрятан совершенно не видимый из долины зеленый оазис. Выше него, примерно в четырех километрах от устьевой части с красными утесами находится мощный каньон, подобный знаменитому американскому на реке Колорадо, но меньшего размера. Тем не менее, он очень эффектен и впечатляющ - один из самых крупных на юге Монголии, полная протяженность от устья до истока около 20 км. Среди раскаленного рыжего песка днем контрастно выделяется зеленое пятно живой растительности с вековыми тополями - исключительно редкое явление в безводных районах Заалтайской Гоби. Удивительное по красоте место с внушительными красными песчаными обрывами по периметру и зеленым оазисом в центре из-за своей труднодоступности редко посещается даже монголами. Особенно примечателен природный песчаный монумент в южной части Хэрмэн-Цава, который своими очертаниями сильно напоминает египетского сфинкса. Остановиться на ночлег можно недалеко от этого сфинкса у глубокого каньона с зеленым тоннелем из мягких, гибких ветвей тамариска (взято из Ле Пти Фюте «Путеводитель Монголия»).
И вот он – «Сфинкс», местного происхождения.
Поражает своими размерами.
10:00 Пожелав удачи нашим соседям по лагерю, выезжаем с этого сказочного места.
Следующее интересующее нас место – пески Хонгорыл Элс. Вообще песка, который должен в нашем понимании быть в пустыне, в Гоби очень мало (по официальным данным около 3% от общей территории пустыни), поэтому его надо ещё поискать.
Едем через Нэмэгэтинскую впадину – древнее кладбище динозавров и всяческой доисторической живности. Якобы, здесь без труда можно найти какую-нибудь динозаврью кость или даже яйцо. Но нам что-то не повезло, или не там искали, но кроме черепа какого-то крупного рогатого, ничего не нашли. В общем, археологи, как и рыбаки из нас никудышные.
Нэмэгэтинская впадина - дно древнего водного бассейна, существовавшего 65-70 млн. лет назад - всемирно известное кладбище динозавров. В результате размыва и свирепых ветров в течение многих десятков миллионов лет, ископаемая фауна оказалась почти на поверхности. Палеонтологи всего мира считают Гоби своеобразной кладовой окаменелых яиц и целых скелетов динозавров (взято из Ле Пти Фюте «Путеводитель Монголия»).
16:30 Доехали до Гурвантеэса. Пообедали в кафе за 4400тугр. Заправились 80-м.
Вот эта гора была когда-то вулканом Ноён.
Машины греются теперь уже обе. На Джимнике едем с включенной печкой и открытыми окнами. Полный салон песка, при каждом торможении ещё и клубы пыли. Зафиксировал капот в приоткрытом состоянии – охлаждение при езде стало эффективнее. Так и ехали дальше с приоткрытым капотом.
Дорога местами ужасная, гребенка. От тряски все потихоньку откручивается и отваливается. При езде появляются посторонние звуки. Потеряли пластиковую накладку от релингов. Обнаружили, что открутился задний бампер, висит на 2-х болтах, привинтили.
20:25 Встали на ночевку за деревней Ноён.
За день пройдено 245км.
08.08.2011 - 10 день: Ноён, пески Хонгорын Элс.
8:15 двинули в дорогу. Вот они - Хонгорын Элс. Самые большие и высокие барханные пески в монгольской Гоби, которые привлекают путешественников со всего мира.
Побегали по раскаленному песку. Побуксовали на машине.
Рядом с песками расположена турбаза, откуда иностранцы гоняют на вредорожниках на экскурсии по Гоби.
Администратор хорошо говорит по-английски. Попросились заглянуть в одну юрту – симпатично и уютно, но потолки низкие). Проживание стоит около 30$ с человека.
Хотели перекусить, но у них обед только через час начинается. Нас время поджимает – едем дальше.
В навигаторе у нас забита точка «Гурван», где должна быть заправка. Двинулись на нее, далее поедем на север в Богд.
Имеющийся в навигаторе трек «уходит» с дороги и идет по бугристому полю. Едем медленно и жестко, по кочкам, пытаемся найти нужную нам колею. Все что находим, в конечном счете, отклоняется от нужного нам курса. Несколько раз, проехав по 10-15 км, возвращаемся, поскольку едем явно не туда. Упираемся в цепочку небольших гор, останавливаемся.
Корабли пустыни проявляют к нам явный интерес.
Выливаю в бак последнюю 20-ти литровую канистру.
Спросили дорогу у проезжавших мимо французов на 2-х джипах. Они потыкали пальцем в такой же, как у нас, атлас автодорог, сказали «Ну мы где-то … вот здесь». В общем «помогли».
Учитывая ограниченный запас бензина, принимаем решение прекратить поиски и ехать в Богд напрямик сначала по полю, потом по дороге. Там заправка точно есть.
До Богда 150 км. Джимнику бензина не хватит точно, в баке литров 10-11. У Kia бензина в канистрах тоже нет, кроме того, они уже израсходовали половину балона газа. Выключаю все энергопотребители, стараюсь ехать не тормозя и не разгоняясь. Периодически жестко влетаем в ямы – зато бензин экономим. Стемнело, фары не включаю, Kia спереди страхует, ползем потихоньку.
Не доехали до Богда 60 км, встали на ночевку. Подъехал монгол на какой-то пузотерке. Наверное увидел свет с дороги и подумал, что тут «туса». Бормочет на своем, ничего не понимает, бензин не продает.
За день проехали 345км.
09.08.2011 - 11 день: Богд, Гучин Ус, Гуннарийн, Хархандулаан, Арвайхээр, Хархорин (гостиница).
Встали, умылись, позавтракали. Вода почти закончилась. Стрелка уровня бензина в баке подобралась к красной зоне. Надо уже возвращаться в цивилизацию.
Привинтил пластиковый расширитель крыла на проволоку, чтоб в салоне место не занимал. У Kia обнаружился люфт на переднем правом колесе, подозрения на ступичный подшипник. Разобрали, нашли причину – разбило втулку маятника. Заодно обнаружили, что порвался пыльник ШРУСа. Мелочь, а не приятно - в песке он долго не проживет.
Едем в Богд. Стрелка бензина давно уже ушла за «0» и не шевелится. На одном из подъемов бензонасос «хватает» воздух, Джимник дергается, глушу двигатель. До Богда осталось не больше 5 км. Неплохо бензин сэкономили, был уверен, что не доедем километров 20-30. Цепляем Джимник за Kia, тащим до заправки.
В Богде залили 80-го бензина (про 92-й мы уже давно забыли). Джимник не заводится, аккумулятор сдох пока тянули на тросу с включенной (зачем-то) аварийкой. Прикуриваем.
Затарились продуктами и водой в магазине. Замечаем, что у нашего пластикового ящика для продуктов от тряски дно отвалилось. Посмеялись.
Двинули в Гучин-Ус. По пути встретили несколько машин с наклейками «Rally Mongolia 2011». Полноразмерные пикапы Ford, технички, заправщики – все как полагается. В Гучин-Ус решили перекусить, нашли домик с уже привычной вывеской «Цайны газар».
Возле кафе встретили двух японцев на раллийном джимнике «Team Apio». Они нам помахали.
В кафешке сидел мотоциклист в полной раллийной амуниции с подвязанной, перебинтованной рукой.
Поели всяких вкусностей на 5400тугр.
Вячеслав долго выбирал блюдо без болгарского перца (который он вообще не переваривает), в итоге ему принесли огромную тарелку тушенной баранины с болгарским перцем. Потом долго пытались объяснить официанту, чем мы собственно «недовольны». Посмеялись от души. В итоге, Вячеславу все таки принесли то, что надо.
Монгольская дорога.
Умудрились потерять друг друга на дороге. Kia подотстала, а мы поехали вперед и на одной из развилок встали не на ту колею. Уехали достаточно далеко. Потом с помощью рации и GPS друг друга искали. Повеселились.
По дороге в Арвайхэр у Kia усилились постороние звуки в передней подвеске. Останавливаемся, разбираемся - обломило шток переднего правого амортизатора и на неровностях гремят шайбы с остатками штока. На Джимнике тоже что-то гремит в районе переднего моста, что именно пока не выяснили.
16:30 Где-то за 30 км до Арвайхэра выехали на асфальт! Не верится! Мы уже забыли про это чудо цивилизации. Очень необычно ощущение – в салоне тихо, можно поговорить не напрягая голосовые связки.
16:45 Приехали в Арвайхэр. За въезд платим 500тугр с машины.
Заправились наконец-то 92-м. Бензин дешевый - 1700т.
20:00 Приехали в Хархорин, смеркается. После многодневной езды по пустыне, у всех одно желание – нормально помыться, по-человечески. Начали квест – найди гостиницу с горячей водой. Везде только холодная. Кое-как нашли с горячей водой, за 30$. Очень долго заселялись, администратор через раз понимает по русски/английски. В итоге, уже пойдя в душ, обнаруживаем, что горячей воды в бойлере было на 2 минуты. Самое интересное, что холодная тоже закончилась. В общем, у женщин истерика, мы с Вячеславом идем забирать деньги и едем в другой отель, за 340 рублей c человека, но хотя бы холодная вода нам гарантирована. Отель оказался совсем новым и в нем были нагреватели воды, только ещё не подключенные. Особо не парясь, подключаем поточные нагреватели – и вот она, горяченькая! Цивилизация…
За день проехали 545 км.
10.08.2011 - 12 день: Хархорин, Баяннур, Лун, Улан Батор (гостиница)
С утра посещаем основную достопримечательность Хархорина - монастырь Эрдэни Дзу. Вход бесплатный.
Монастырь Эрдэни-Дзу – это первый буддийский монастырь Монголии. В настоящее время монастырь является памятником архитектуры, здесь находится музей древней культуры и действующий буддийский храм.
Вокруг всего комплекса возведена стена с 108 субурганами. Число 108 – сокральное для буддистов. На территории монастыря на высоком постаменте находится Боди-субурган («священный субурган»).
Субурган – это буддийское культовое сооружение, хранилище священной реликвии; гробница лам. С тыльной стороны храма ведутся раскопки построек Каракорума. Там же находится каменная фигура черепахи из основанной 1220 году Чингисханом столице Монгольской империи - Каракорума (взято из Ле Пти Фюте «Путеводитель Монголия»).
Сразу видно, - город туристический. Тут тебе и сувениры, и различные кафе в ряд, и фото с какими-то хищными птицами.
В общем, мы «окультурились», поехали из исторической столицы в современную столицу - Улан-Батор.
Асфальтированные дороги в Монголии не везде в хорошем состоянии. Есть новые и идеально ровные, есть участки, где кажется, что дрифтовали на танке – высокие выпуклости/складки и глубокие выбоины/ямы. Есть, где без колес остаться.
15:30 Въехали в Улан-Батор, заплатив уже привычные 500тугр. После путешествия по «необитаемой» стране при въезде в Улан-Батор испытываешь шок и полное смятение. Начнем с того, что ПДД в понимании жителей столицы, отсутствуют напрочь. Все и всегда друг другу сигналят. Причем к этому относятся очень спокойно, - никто в окно не матерится и «факи» не показывает. Просто, прикол похоже такой. Поворотники никто не показывает, перестраиваются кто как хочет, повсеместно друг друга подрезая. К тому же это все происходит на большой скорости, что ещё больше пугает. Что интересно ни одного ДТП мы не видели, как и ни одного ГИБДДшника. Короче, с непривычки передвигаться за рулем по улицам Улан-Батора тяжело.
Также удивляет большое количество строек и современных «стеклянных» зданий. Конечно же, ничего подобного ни в одном другом городе Монголии нет.
Начинаем поиски отеля «подешевле» и с горячей водой. Опять та же история. Заходим в какую-то гостиницу, общажного типа. У администратора спрашиваем: «Горячая вода есть?». «Есть». Наученные горьким опытом идем смотреть номер. Номер приличный за свои деньги. Открываю кран, - течет холодная. Жду минуты 3 – все равно холодная. «Так чё, горячей воды нет?!». «Нет». Ну, все понятно.
В итоге снимаем 2 номера в Flowers Hotel. За 2-х местный мы отдали 92 доллара. Снаружи отель выглядит довольно скромно, но внутри все очень прилично. В стоимость входит сауна и завтрак шведский стол, что не могло не порадовать.
Через час за окном послышался рев 2-х тактных двигателей и громкая русская речь. Выхожу поздороваться. В общем, команда из Иркутска на 5-ти мотоциклах, 2-х квадриках и пикапе в качестве технички, едут как раз тем маршрутом, каким мы планировали выезжать - через КПП «Ханх-Монды» вдоль озера Хубсугул. Очень сильно ругаются на дорогу вдоль озера, говорят, что много времени там потеряли.
Мы же однозначно уже не успеваем проехать запланированным маршрутом, поэтому будем выезжать через КПП «Кяхта – Алтанбулаг» и дальше на Улан-Удэ. Конечно же, очень хотелось посетить оз. Хубсугул, говорят, очень красивые места там, но ничего не поделаешь, время поджимает. Будет повод приехать в Монголию ещё раз.
Идем гулять по вечерней столице. Очень своеобразный город Улан-Батор. С одной стороны, не отпускает присутствие «духа социализма», с другой стороны, ты находишься в современном «мегаполисе» с неоновыми вывесками и крутыми тачками.
Ленин, он и в Монголии – Ленин.
Национальные реликвии находят свое отражение в городской архитектуре.
На площади перед зданием правительства народ отдыхает, катаются на роликах и велосипедах. Много детей.
Пошли в ресторан/кафе. Долго сидели, обсуждали нашу поездку, планы на будущее. Попробовали много всяких вкусностей, разного пива. В итоге, за весь этот праздник живота мы отдали по 500р. на человека.
11.08.2011 - 13 день: Улан Батор, Баянчандмань, Борнуур, Баянгол, Хонгор, Дархан, Дулаанхаан, Сухбаатар, Кяхта
С утра позавтракали в ресторане отеля и пошли гулять по городу.
Стена The Beatles
Далее пошли затариваться сувенирами для родных и друзей. В местном ЦУМе под это дело выделен огромный павильон на 5 этаже. Здесь есть все – от подставок для кружек до национальных нарядов. Нам же особо понравились носки и перчатки из верблюжьей шерсти – тепло и практично. Прошлись по остальному магазину, посмотрели что-почем. Бытовая техника гораздо дешевле, чем у нас. Одежда не особо дешевая.
Было решено продолжить осмотр местных достопримечательностей.
Посетили буддийский монастырь Гандан. Сейчас монастырь Гандантэгчинлин – главный центр буддизма Монголии. Главной святыней храма является 26 метровая позолоченная статуя бога.
Далее замок Ламы. Монастрыский комплекс состоит из 5 храмов, где выставлены уникальные экспонаты. Богато и всесторонне представлено буддийское искусство, произведения искусства монгольских мастеров, костюмы и маски для религиозных церемоний, музыкальные инструменты, образцы шитья, резьбы, литьё.
Видели портрет Чингисхана на горе, но сфотографировать мешал кран.
Посмотрели на монастырь Богдо хана, этот дворец построен последним правителем Монголии. Триумфальные ворота дворца были сооружены в 1912-1919 гг. и символизируют они освобождение от власти Китая и восстановление независимости Монголии.
Погуляли по Будда парку.
И уже не успевали съездить на статую Чингисхана, расположенную около Улан-Батора (очень жаль).
Зашли в пиццерию «Детройт» перекусить, задержались там немного, уже начинает темнеть. Обсуждаем наши планы. На завтра (пятницу) у нас было запланировано перейти границу и попытаться доехать до Иркутска. Далее за субботу и воскресение должны доехать до Томска. В понедельник на работу. В общем, времени впритык. Зная, что прохождение границы может занять и полдня, решаем поехать сегодня вечером, чтобы занять очередь на КПП и прямо там заночевать.
Тут возникает ещё одна проблема: наличные тугрики мы почти все спустили на сувениры и кафе, а на бензин до границы нам уже не особо хватает. Обменный пункт мы видели в ЦУМе, но он уже закрыт. Искать где-то другой – не вариант. Подсчитали оставшиеся «копейки», прикинули, что если заправиться 80-м (октан-корректор у нас ещё остался), то нам как раз должно хватить до границы доехать. Едем на заправку и далее в сторону границы. По пути нам встретились ещё два пункта сбора «дорожной подати» (как мы помним - по 500 тугр. с машины). В обоих случаях впариваем контролерам 50 российских рублей. Монголы выражают явное удивление, а мы в это время проезжаем.
На ночной трассе монголы ведут себя не чуть не лучше, чем в городе, дальний свет не выключают, на обгон выходят, не показывая поворотников и не выключая дальний. По пути несколько раз заблудились. В итоге, ехали очень долго, переговаривались по рации, чтоб не уснуть.
Подъезжаем к КПП часов в 5 утра. Мы наивные думали, что первые будем, тут уже стоят длинные очереди фур. Темно. Беру фонарик, иду искать, где стоят легковушки. Мы где-то 10-е в очереди. Впереди одна шеви-нива с бурятскими номерами, остальные все монгольские. Раскладывается подремать в машине.
12.08.2011 - 14 день: Кяхта, Гусиноозерск, Улан-Уде, Селенгинск, Байкальск, Иркутск, Ангарск (гостиница)
Часов с семи начинается движуха. Основная часть монголов – челноки, везущие китайский ширпотреб. Подъезжают какие-то убитые микроавтобусы и универсалы, впаривают всякое шмотьё тем монголам, кто поедет через границу – в общем в миг мы очутились на каком-то азиатском рынке. Какие-то «челночные» машины подъезжают к воротам без очереди, никто им ничего не говорит, наверное «так надо».
Часов в 9 начинают запускать. Своих в одну очередь, нас в другую. Точно также как в Ташанте начинается бессмысленное, хаотичное курсирование между должностными лицами, окошками, рамками металлоискателей. С нас требуют какую-то декларацию, мы нечего не понимая пожимаем плечами, на таможне собрался консилиум из таможенников, как оказалось при въезде с КПП «Ташанта» таких бумаг не заполняют, в итоге от нас отстали. Вячеслава пропускают дальше. Меня же, ради показухи, при досмотре автомобиля заставляют вынуть все вещи на транспортерную ленту для просветки (как я люблю монгольскую таможню!). В итоге, пока я один перетаскал большую часть шмурдяка в помещение для досмотра (все вещи я физически бы не перенес). Приехало штук 10 кемперов с немецкими пенсионерами и мне пришлось стоять за ними очередь на паспортный контроль. Затем был квест «Запихай вещи обратно в машину, чтоб все влезло». Наконец-то нас выпускают на российский КПП. Проезжаем по луже – санитарная обработка машины, проходим паспортный контроль, несколько стандартных вопросов про наркотики и оружие, быстрый осмотр машины – и вот мы дома! Не совсем конечно дома, но кругом уже все свое, родное). Выехали с российского КПП в 12:30, как ни крути, опять на таможне пол дня провели.
Заправляемся в Кяхте на рубли, успели уже от них отвыкнуть.
Едем в Иркутск. Вячеслав с семьей останутся там у друзей на пару дней, у них ещё неделя отпуска в запасе.
Природа резко отличается от монгольской. Появляются высокие деревья, воздух влажный.
По дороге в Гусиноозерск останавливаемся пообедать в кафе-юрте, одиноко стоящей недалеко от дороги. Оказалось - быстро, вкусно и недорого. Бурятские позы, шарбин, блинчики и чай (около 100р на человека).
Гусиноозерск
Улан-Уде проехали по объездной.
Дорога вдоль Байкала живописная. Но вот увидеть озеро в это время получилось только в нескольких местах, из-за буйной растительности, загораживающей обзор. Омуля купить нам тоже не удалось, поскольку ехали уже в сумерках и вдоль дороги торговцев не видели. Ну, Байкал – это тема отдельного путешествия, и мешать его в кучу с Монголией не хотелось, впечатлений и так хватает.
За 50 км до Иркутска начинается холмистая дорога, с многочисленными крутыми поворотами, постоянно меняющимися спусками-подъемами. В сумме с полной темнотой и плотным движением, этот участок дороги оставил крайне негативные впечатления. В добавок ко всему при торможении на спусках у Джимника появилась сильная вибрация на руле, иной раз чуть не вырывало руль из рук. Приходится спускаться очень аккуратно. До Иркутска добрались сильно вымотавшимися.
Обзвонив несколько гостиниц, решаем заночевать в Ангарске. Прощаемся с нашими курганскими друзьями. Дальше едем одни. Обещаем звонить каждый день, если что они нам спасательную операцию организуют).
Приезжаем в Ангарск поздно, будим администратора гостиницы («Саяны», 2200р за двухместный номер), заселяемся. Вырубаюсь моментально, ибо за последние 2-е суток спал около часа.
За день проехали 710 км.
13.08.2011 - 15 день: Ангарск, Усолье Сибирское, Тулун, Тайшет, Канск, Красноярск (гостиница).
Выехали из Ангарска в 5:40. Сегодня планируется добраться до Красноярска. Начинается дождь. В Монголии нам с ним повстречаться не пришлось. Может оно и к лучшему, дороги были бы ещё «круче».
Тут особо и писать не о чем. Просто едем. Дорога нормальная. Есть несколько участков разбитой грунтовки на участке Тайшет-Тулун, где все едут очень медленно. На одном из таких участков водитель фуры по рации подсказал, что у меня отвалился задний левый амортизатор. Остановился, посмотрел – амортизатор висит на одном болте. Попытался привинтить – бесполезно, шток погнуло, да так, что он не заходит в цилиндр. Ну чтож, сам виноват, не протянул вовремя. Снимаю амортизатор. Дальше поедем аккуратней.
Перед Красноярском начался ужасный ливень. Въехали в город, а там – потоп. На дороге стоят заглохшие машины по фары в воде. Темно. Едем, пытаясь вычислить под водой габариты дороги, чтоб случайно с нее не съехать и никуда не провалиться.
Заселяемся в уже знакомую гостиницу «Север» за 1200 рублей за двухместный номер.
За день проехали 1042 км.
14.08.2011 - 16 день: Красноярск, Ачинск, Мариинск, Ишим, Турунтаево, Томск
Сегодня пробег будет не большой, поэтому можно выспаться.
Завтракаем в кафешке «Съем слона» и неспешно выезжаем по направлению к Томску. С утра был небольшой дождь, к обеду распогодилось.
Наслаждаемся пейзажами сибирского лета.
Вот и подходит к концу наше «монгольское приключение». Последние сотни километров до дома наступает ощущение легкой грусти и ностальгии. Вот мы и дома, но в мыслях все ещё там, в этой бескрайней, безлюдной степи с ветром, песком и непередаваемым чувством свободы.
Можно подвести некоторые итоги нашего путешествия:
- машины выдержали испытание достойно, ни одной серьезной поломки не было;
- в этот раз хорошо подготовились к путешествию - по ходу поездки мы ни в чем особо не нуждались, разве что один раз испытали дефицит бензина.
- при возможности обязательно поедем в Монголию ещё раз, тем более что не успели посетить памятник Чингисхану, парк Горхи Тэрэлж, монастырь Манджушри, озеро Хубсугул, пещеры, ледник, культурный ландшафт реки Ольхон, водопад, памятник тюркскому принцу.
Ну, и на закуску видео.
Фото-видеосъемка: Лена и Вячеслав.
Баярлалаа!
Спасибо за внимание!