Поиск затонувших кораблей в Монголии, озеро Хубсугул. Затонувшие корабли.
Наш тримаран, груженный тяжеленым дайверским оборудованием, пол тонны груза, идет в Хатгал, туда, где нашли последнее пристанище старинные корабли. Тримаран специально сконструирован под 4-х сильный мотор, дабы не тратить большие деньги на покупку мощного двигателя. Четырехтактный мотор в 4 л.с. стоит всего 55 000 руб., а 9 л.с. уже 150 000 руб. Разница ощутимая. Экономичность превыше всего, за весь поход в 400 километров потратили 42 литра топлива. Архи экономично. Средняя скорость с загрузкой 500 кг и при работе на высоте 1650 метров над уровнем моря, где двигатель потерял часть мощности - 12 км/час. Очень не плохой результат.
За неделю мы нашли и обследовали четыре корабля.
- Деревянный «Монгол» - это первое судно в Монголии, спущено на воду в 1910 году, построено русским купцом. Паровой двигатель 75 л.с. Размер корабля, примерно 40 метров. Его останки лежат в п.Ханк у нефтяного причала, а паровой котел напротив речных складов (котел пока не нашли).
- Деревянный корабль «Десятая годовщина Монголии» - 1934 год, с бензиновым (?) двигателем 100 л.с., примерно 40 метров в длину. Лежит в п.Хатгал. Сохранился винт, вал и часть машины. Деревянный корпус, то, что не успели растащить, покоится на глубине 2-3 метра. Думаю, что винт стащат уже нынешней зимой, так как я без задней мысли проговорился на берегу что видел большой бронзовый винт, при этом, глаза местных аборигенов не хорошо вспыхнули.
- Деревянный пароход «Сухе-Батор» №1 - 1934 год, с паровым двигателем 160 л.с., длина корпуса 41 метр, ширина 8. Лежит рядом с «Десятая годовщина Монголии». Винт и остатки машины еще не утащили. Надеюсь, их не найдут и не упрут на металлолом.
- Стальной пароход «Сухэ-Батор» №2 - 1956 год, с паровым двигателем 400 л.с. работающем на дровах. Длина судна 40 метров. Затонул в феврале 1986 года по чистому распиздяйству команды, тупо, забыли закрыть какой-то кран. Корабль тонул два дня, но команда бухала на берегу.
На удивление хорошо сохранились в студеной воде деревянные корпуса, огромные бронзовые винты и части машин. Стальной «Сухэ-Батор» №2 в идеальном состоянии, даже местами стекла в рубке сохранились. Штурвал в рулевой рубке поражает своими размерами. Здоровенные налимы облюбовали корпус корабля, теперь это их дом. Они совершенно не боятся человека, даже дают себя погладить. Старинный бронзовый компас, найденный в рулевой рубке, на удивление еще работает. Почистим, будет украшением музея.
Первооткрывателям всегда сопутствует удача, вот и нам улыбнулась фортуны. Нам удалось найти и поднять старинный, тяжеленный кованный сундук, закрытый на крепкие замки. Под водой не открыть. Наши сердца готовы были выпрыгнуть из груди от возбуждения и ликования. Клад! Настоящий сундук! Вот она улыбка фортуны.
Авторы Рудольф Кавчик, Дмитрий Роговой, Озеро Хубсугул, Монголия, август 2018 год.
P.S. О моем тримаране
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=mX1pwf9XITM&[/youtube]