Мы с друзьями (всего 4 человека) долго думали, в какую из экзотических стран поехать в этом году. Приглянулась северная Африка в целом и Марокко в частности. Планируем посетить страну в апреле, страну, на всё есть 2 недели, если не хватит, можно день-другой добавить. Интересы – архитектура, старинности, замки, крепости. Море не нужно совсем, разве что на его берегу стоит красивая крепость. Подготовил примерный план посещений и переездов. Но остаётся ряд вопросов, которые до сих пор не понятны. Буду признателен за комментарии, советы, за указание явных ляпов и промашек.
День 01. Москва – Касабланка. Royal Air Maroc (AT221). 07.35 – 11.50. 6 ч 15 м.
Прибытие в отель к 15 часам. Заселение. Ночёвка в Касабланке.
В Касабланке интересует мечеть на воде и маяк Эль-Ханк с видами на сам город. Хотим попасть также на главную площадь города, пройти по проспекту. Хотим посмотреть новый белый католический собор. Знает ли кто, как подсвечен город вечером, красиво ли. Как вообще обстоят дела с ночной подсветкой в Марокко?
День 02. Касабланка до 12.00. Посмотреть утром, что недосмотрено. Если больше смотреть нечего, то ехать в Рабат. Скоростной поезд от станции Casa Voyageurs до Rabat Ville. Идёт 55 минут. Выезд в 7.30, далее каждый час. Заселение. Прогулки по медине. Ночёвка в Рабате.
День 03. Рабат. Посещение Сале. Ночёвка в Рабате.
Вопрос. Не слишком ли много Рабата/Сале? Может, имеет смысл уехать в Фес ночным поездом?
День 04. 10.00. Скоростной поезд от станции Rabat Ville до Fes Railway Station. Идёт 2 часа 50 минут. Первый поезд в 8.27, далее каждый час. Приезд в Фес не позднее 13.00. Прогулки. Ночёвка в Фесе.
День 05. 10.00. Переезд в Мекнес. 65 км, 1 час 10 минут, в Мекнесе 2 часа.
Переезд в Волюбилис. 34.073890, -5.555280. 35 км, 45 минут. В Волюбилисе 2 часа. Возвращение в Фес. 83 км, 1 час 25 минут. В городе не позднее 18.00. Ожидание автобуса в Мерзугу где-то в окрестностях автовокзала в Фесе.
Вопросы по посещению Мекнеса и Волюбилиса. Как до них добраться из Феса? Автобусами до Волюблиса особо не доехать. Похоже, нужно такси. В этот день получается три этапа. Легко ли взять такси в Фесе? В Мекнесе? В Волюбилисе? Или в Фесе существует опция взять водителя с машиной, чтобы он прокатил нас по всему маршруту, ждал, пока нагуляемся и наобедаемся, и вернул в Фес? Сколько могут стоить такси в три этапа или водитель на день?
Продолжение этого же дня. Ночной переезд в Мерзугу на автобусе. Fes – Merzouga (Suprat). 470 км, 9 часов 45 минут. Выезд из Феса в 20.30. В Мерзуге в 6.15 утра.
День 06. Заселение в Мерзуге. Найти трансфер (хозяева? такси?) в Эрфуд. 55 км, 50 минут. В Эрфуде осмотр крепости 1-2 часа, возвращение в Мерзугу. Обед, ничегонеделанье. Вечером – тур в пустыню. Вечер – ночь – утро. Верблюды, барханы, рассвет в пустыне. Возвращение в Мерзугу.
Вопрос 1. Может, лучше из Феса заселиться не в Мерзугу, а в Эрфуд? Тогда прибытие в Эрфуд этим же автобусом в 05.14, т.е. на час раньше. В дальнейшем при переезде в Варзазат ехать тоже на час меньше, можно перед выездом спать на час больше. В Эрфуде интересная крепость, а туры в пустыню водят и из Эрфуда. В целом сложилось впечатление, что сама Мерзуга – унылая деревня, а Эрфуд – какой-никакой, но всё же город. Надо перекантоваться полдня перед тем, как садиться на верблюдов.
Вопрос 2. Где в Мерзуге (Эрфуде) ищут туры в пустыню? Нужно делать это заранее в интернете или положиться на хозяев? Или там на каждом шагу ходят и предлагают посещение пустыни? Как долго в рамках тура ехать от Мурзуги (Эрфуда) до верблюдов и до пустыни? На чём?
День 07. Переезд в Варзазат. Автобус Merzouga (Suprat.) – Ouarzazate Supratours. 370 км, 7 часов 45 минут. Выезд из Мерзуги в 07.30, прибытие в Варзазат в 15.14. Если выезжать из Эрфуда, то это тот же автобус, но выезд в 8.30, спать можно дольше. Осмотр крепости. Медина, крепости, музей кино, киностудии. Ночёвка в Варзазате.
День 08. 10.00 – аренда машины. Переезд в Тифулту. 10 км, 15 минут. На крепость – 1 час.
Переезд в Айт-Бен-Хадду. 30 км, 30 минут. На крепость – 2 часа.
Въезд на горку для панорамных снимков. Вопросы: координаты горки, реально ли на неё въехать на прокатной легковушке. Всего в Айт-Бен-Хадду 2 часа. Этого хватит на осмотр и посещение?
Выезд из Айт-Бен-Хадду ориентировочно в 14.00. Переезд в Марракеш. 190 км, 3 часа 30 минут. Козы. Где их искать (деревня / координаты). Прибытие не позднее 18.00. Заселение. Ночевка в Марракеше.
Как вариант – не брать прокатную машину в Варзазате (она будет бесполезно стоять в Марракеше две ночи), а взять её уже при выезде из Марракеша. Так дешевле. Но как тогда проехать участок Варзазат – Тифулту – Айт-Бен-Хадду – козы – Марракеш? Бывают ли такие услуги?
День 09. Марракеш. Ночевка в Марракеше.
День 10. 10.00 – переезд в Эссуэйру. 185 км, 2 часа 50 минут. В Эссуэйре не позднее 13.00.
Прогулки. Ночевка в Эссуэйре.
День 11. 10.00 – переезд в Сафи. 130 км, 2 часа. В Сафи не позднее 12.00. Прогулка 2 часа.
Переезд в Эль-Джадиду. 150 км, 1 часа 45 минут. В Эль-Джаlиде не позднее 16.00. Ночёвка в Эль-Джажиде.
День 12. 12.00 – переезд в Касабланку. 120 км, 1,5 часа. Досмотр недосмотренного. Сдача машины.
Касабланка (CMN) – Москва (DME). Royal Air Maroc (AT220). 22.15 – 06.10. 6 ч 10м.
Планировал 14-16 дней, получилось 12. Высокого темпа мы не сильно боимся, но хотел бы мнения экспертов, насколько маршрут получился гармоничным. Если все нормально, то, может, все же включить Танжер и его условные пригороды (Асила, Тетуан, Шефшауэн)? Что-то Шефшауэн как-то не особо впечатляет. Да, он синий, но смотреть в нём, по сути, нечего. А вот Танжер, судя по картинкам и описанием, очень хорош. Или таких больших "дранг нах норден" не планировать, а добавить день в ту или иную локацию? Может, на пути из Айт-Бен-Хадду по планируемому маршруту есть ещё какие-то интересные локации? Буду рад всем, кто поможет скорректировать и сбалансировать план.