Большое спасибо всем за отклики и высокие оценки, очень приятно. Понимаю, что многих интересуют не только фотки, но и кое-какая фактическая информация. Чем больше проходит времени с момента поездки, тем больше нюансов стирается у меня из памяти. Думаю, что ещё через пол годика отчёт будет и вовсе из области научной фантастики. Поэтому попробую, пожалуй, всё-таки написать его. Но предупреждаю сразу: двигаться он будет, по всей видимости, не быстро. Авось до лета управлюсь.
Итак.
ПреамбулаПомните этот анекдот? "Планировать отпуск очень просто. Начальник говорит вам, когда вы поедете, а жена - куда". Перед поездкой осенью прошлого года мы оказались в похожей ситуации. Время поездки диктовалось ситуацией на работе и на других жизненных фронтах - октябрь 2009. А так как ремонт в квартире пожирал все наши средства, съездить нужно было максимально бюджетно. С другой стороны, вести аскетический образ жизни в отпуске не очень хотелось. Поэтому Германия подходила нам лучше всего: до неё можно сравнительно недорого добраться, и там у нас больше всего родственников и друзей, у которых можно было немного погостить.
Итак, решение было принято, и я занялся подготовкой поездки.
ПодготовкаПерелётПодготовку к поездке я обычно начинаю с покупки билетов. Причём таких, которые уже нельзя отменить без потери денег. Таким образом я как бы фиксирую наши намерения и отрезаю себе пути к отступлению. Если в процессе подготовки вдруг возникают какие-то трудности, волей-неволей приходится искать приемлемое решение, потому что отказаться от поездки уже нельзя.
Поначалу меня очень привлекала идея лететь в Германию из Тампере RyanAir'ом "за ноль евро". С учётом всех налогов и сборов их сайт выдавал сумму порядка 100 евро на двоих туда и обратно - весьма неплохой вариант. Но потом я начал прикидывать накладные расходы, и картина перестала казаться мне такой радужной. Маршрутка до Тампере стоит порядка 50 евро на человека в один конец - это уже 200 евро "сверху". Поездом выходит ещё дороже. А что если поехать на своей машине?
Считаем. До Тампере и обратно 1000 км. При нашем расходе бензина 7 литров на 100 км и при цене бензина на тот момент 23.5 руб. за литр получается порядка 1600 руб. Это раз. Так как наша поездка не укладывается в две недели, за месячную гринкарту придётся отдать более 3000 руб. Но даже если уменьшить количество дней, как минимум 1600 руб. за гринкарту на две недели отдать придётся. Это два. Ещё нужна нормальная парковка в аэропорту Тампере на всё время поездки. Судя по информации в Сети (
http://www.finavia.fi/airports/airport_ ... pg=1091732,
http://www.lentokenttaparkki.fi/English/PRICES.html), порядка 40 евро (~1800 руб.) за 2 недели заплатить придётся. Это три.
Таким образом, к изначальным 100 евро добавляется ещё 5000 руб. сверху, и это совершенно меняет дело. За эти же деньги можно слетать в Германию прямым рейсом из Питера и избавить себя от кучи лишнего геморроя. Так я и решил поступить. После непродолжительных поисков на сайте
Air Berlin были забронированы билеты Питер-Дюссельдорф-Питер с 9 по 27 октября (196 евро на двоих). Возможно, бывалые люди смогли бы найти ещё более удачный вариант, и сейчас смеются над моими выкладками. Но меня и этот вариант вполне устроил по соотношению цена-комфорт.
Примечание: с марта этого года Ryanair начал летать из Лаппеенранты, на границе с Россией, причём именно в Дюссельдорф. Эта альтернатива тоже заслуживает самого пристального внимания. Надо считать!..
ПроживаниеПо этому пункту рассказывать особенно нечего. Как уже говорилось, большую часть поездки мы планировали провести у родственников и друзей, проживающих в Германии. Таким образом, три "базы" для нашей поездки определились автоматически - Кёльн, Хайдельберг и Фрайбург. К этому списку я обязательно хотел добавить Баварию. Так возникли ещё две остановки - по три ночи в Мюнхене и в Фюссене. Хостел в Фюссене и отель в Мюнхене я бронировал через
Hostelsclub. До поездки я никогда не пользовался этим сайтом, нам посоветовала его Татьяна (наша знакомая в Фрайбурге). Обе брони прошли без проблем, причём за отель Atlas City Hotel я заплатил на 20 евро/ночь меньше, чем выдавал
их собственный сайт.
Перемещение по странеА вот с этим пунктом всё было намного интереснее. Довольно скоро я понял, что брать машину на всё время поездки мы не будем а) из-за дороговизны и б) из-за проблем с проездом/парковкой в ряде немецких городов. Я часто (и на этом форуме в том числе) слышал рассказы о весьма неплохих машинах (Audi, BMW и т. п.), арендованных в Германии буквально за копейки, но для меня осталось загадкой, как это можно сделать. Например, в
SIXTI (бюджетная разновидность SIXT) самая дешёвая "супер-мини" с нормальной страховкой выходила порядка 500 евро на 18 дней. А уж про машины премиум-класса я и вовсе молчу.
В моём случае ситуация усугублялась тем, что я не дружу с "ручкой", и мне обязательно был нужен автомат. А это выходило ещё раза в полтора дороже. Поэтому я принял стратегическое решение по максимуму использовать в этой поездке общественный транспорт. На изучение "транспортного вопроса" в Германии пришлось потратить некоторое время, поэтому ниже я кратко поделюсь накопленным опытом. Надеюсь, что кому-то он окажется полезным.
Итак.
1. Внутренние перелёты
От их использования я отказался по трём причинам. Во-первых, они тоже совсем не дешёвые. Например, перелёт Мюнхен-Кёльн получался у меня порядка 100 евро на двоих. Но я допускаю, что искал не там, и более опытный человек смог бы найти вариант дешевле. Во-вторых, я считаю, что стандартная процедура "едем в аэропорт - проходим предполётные формальности - летим - получаем багаж - едем из аэропорта" чересчур утомительна. На длинных дистанциях она оправдана, но на коротких намного приятнее спокойно сидеть в поезде и всю дорогу любоваться страной из окна. Наконец, в-третьих, использование самолёта полностью исключало остановки в промежуточных пунктах. А я планировал при переезде от одной базы к другой "зацепить" по дороге несколько интересных городов.
2. Автобусы
Большинство людей в Интернете, в том числе "аборигены" на форумах TripAdvisor, сходятся во мнении, что дальнее автобусное сообщение в Германии практически не развито. Мне удалось "нарыть" только две заслуживающих внимания фирмы -
Berlin Linien Bus (автобусы из Берлина в Дрезден, Гамбург, Мюнхен) и
Touring (замечательный автобус Гамбург-Ганновер-Франкфурт-Хайдельберг-Манхайм, которым я пользовался в одной из командировок для поездки из Гамбурга в Хайдельберг). Но в этот раз мы не собирались ни в Берлин, ни в Гамбург, и поэтому данные варианты были нам мало интересны.
3. Поезда
Это основной способ перемещения по Германии (в том числе и для местных), железнодорожное сообщение здесь очень хорошо развито. Но стандартный ценник на сайте Дойче Бан (
http://www.bahn.com/) отпугивал своей заряженностью. К счастью, на этом же сайте нашлось несколько интересных специальных предложений. Мы воспользовались тремя из них:
-
Dauer-Spezial. Переезд в течение дня в любую точку Германии на любых поездах (включая скоростные IC и ICE) за 29 евро. Если ехать вдвоём, то второй билет обойдётся ещё дешевле - 20 евро (итого 49 на двоих). Дополнительный плюс этого варианта - возможность спланировать любые остановки ("длинные пересадки") на пути следования. Количество мест по данному тарифу ограничено, поэтому бронировать его надо зараннее (в нашем случае за месяц до поездки уже были проблемы на некоторых направлениях), и, как водится, купленные билеты уже нельзя обменять и вернуть. Билет оплачивается кредиткой online и распечатывается на принтере. Уже в Германии я видел, что с такими распечатанными билетами ездит куча народу.
-
Lander-Tickets. С таким билетом один пассажир, или группа до пяти человек, может неограниченно кататься в пределах одного региона Германии в течение дня. Такие билеты особенно удобны в больших и насыщенных достопримечательностями регионах, таких как Бавария и Баден-Вюртемберг. А вот в долине Рейна с ними сложнее, так как Рейн умудряется пересечь несколько регионов на довольно коротком участке. Lander-Ticket действует только на региональных поездах. Зато во многих городах с ним можно также разъезжать на трамваях и автобусах. Цена вопроса - 20 евро на одного или 28 евро на пятерых (так было в Баварии и в Баден-Вюртемберге, в других местах могут быть другие цены).
-
Schones-Wochenende-Ticket. "Счастливый билет на викенд" очень похож на предыдущий, но доступен только на выходных (либо в субботу, либо в воскресенье), зато не имеет ограничений по регионам. Цена вопроса - 37 евро. Теоретически, с таким билетом можно проехать всю страну из конца в конец, но так как он действителен только на региональных поездах, для этого придётся сделать множество пересадок.
Помнится, несколько лет назад сайт DB был доступен только на немецком, и пользоваться им было довольно неудобно. Сейчас ситуация намного лучше - сайт локализован и очень удобен. Причём на нём можно смотреть поездки не только по Германии, но и в ближайшие окрестности (Страсбург, Зальцбург и т. д.).
Отмечу несколько полезных настроек в форме поиска.
- Stopovers. Помимо пунктов отправления и прибытия, можно задать любое количество промежуточных остановок и время, которое хочется провести в каждом месте. Например, я таким образом я спланировал остановку в Ульме на пути Фрайбург-Фюссен, и в Франкфурте на пути Мюнхен-Кёльн.
- Means of transport. Можно задать, какие поезда (а также прочий транспорт) рассматривать при поиске. Для планирования перемещений по Lander-Ticket или Schones-Wochenende-Ticket удобно задавать опцию "only local transport". Она исключает из рассмотрения скоростные поезда, на которых эти билеты не действуют.
- Duration of transfer. Здесь можно задать, сколько времени мы хотим отвести на пересадку с одного поезда на другой. По умолчанию сайт DB планирует максимально короткие пересадки, и поначалу меня это несколько напрягало (боялся не успеть пересесть за 5 минут). Но на практике оказалось, что для нас этого времени более чем достаточно. Зато эта опция (также как и Stopovers) очень полезна для поиска специальных предложений Dauer-Spezial. Если по умолчанию сайт выдаёт только дорогие билеты на выбранное направление, можно поиграться с этими настройками, чтобы заставить его искать альтернативные варианты. Вполне возможно, что на них места по Dauer-Spezial найдутся (сайт выдаст 29/49 евро на одного/двоих). Именно таким способом я купил недорогой билет Мюнхен-Кёльн.
4. Попутные машины
Ещё один интересный способ передвижения по Германии - найти попутчика на частной машине и договориться с ним о поездке. В Германии довольно развита систему поиска попутчиков через специальные сайты (например,
http://www.mitfahrzentrale.de и
http://www.mitfahrgelegenheit.de). Движимый любопытством, я решил попробовать проехаться таким образом из Дюссельдорфа в Хайдельберг. Что из этого вышло, я расскажу чуть позже.
---
Таким образом, я определился с нашими "базами" в Германии (Хайдельберг-Фрайбург-Фюссен-Мюнхен-Кёльн) и перемещением между ними. Общие контуры поездки были намечены. Более детальную программу я составлять не стал, решив, что на месте будет виднее. Можно переходить к содержательной части отчёта.
(продолжение следует)