Озёрный край, наверное, самый удобный в транспортном плане регион Южной Америки, однако и тут есть свои особенности, которые могут существенно уменьшить головную боль при планировании маршрутов.
Посадка в Пуэрто-Монтте. На заднем плане Пуэрто-Варас и озеро Льянкеуэ:
В принципе, с междугородним транспортом что в Аргентине, что в Чили всё довольно хорошо. Особенно с авиацией. В последние три года очень большой кусок рынка откусили себе лоукостеры, всё началось с SKY Airline, которые в новом перевоплощении сразу заявили себя, как лоукостер и действительно, первое время их цены вполне себе соперничали с автобусными перевозками и, конечно, монстром рынка авиаперевозок LATAM. Последние тоже долго не задумывались и внутри Чили LATAM в принципе тоже стал достаточно недорогим, иногда даже дешевле или незначительно дороже SKY. Только вот есть одна небольшая разница: у LATAM время вылета часто достаточно человеческое, поэтому иногда лучше переплатить пару тысяч песо, но не подниматься ни свет ни заря и с тяжелыми налившимися кровью глазами тяжело топать на осмотр. Вскоре еще появился еще один лоукостер JetSMART, кстати, в его учредителях числятся ребята, которые отвечают в Европе за Wizz Air. В Аргентине же в этому году появился FlyBondi и к концу года нормально развернется Norwegian. Из всех этих названия я не пользовался только Flybondi. Norwegian я летал в Европе. Из всех этих перевозчиков ближе всех к классическому понятию лоукостера типа Ryanair или EasyJet соответствует именно JetSMART. «Лоукост» LATAM на деле – это просто промо-тариф, SKY и Norwegian – это нечто среднее между LATAM и настоящим лоукостером, но всё же ближе к первому.
Еще очень важный и интересный момент с авиаперелётами. Полёт надо Чили – это, своего рода, тоже приключение. Чтобы виды из иллюминатора радовали глаз, то надо всегда садиться со стороны континента. То есть, летите вы на юг, выбираете места слева, летите на север – вам направо.
Пуэрто-Октай с воздуха:
Если вы летите с ручной кладью, то чек-ин всегда есть смысл делать онлайн. Посадочные в таком случае распечатывать не нужно, они давно уже перешли в мобильный телефон. У LATAM есть собственное приложение, которое синхронизируется с Apple Wallet или его аналогом, если вы пользователь Android, SKY и JetSMART присылают на почту посадочные для мобильного в виде файла .pdf или .jpeg.
Итак, вот стоимость всех перелетов в Озёрный край из Сантьяго и наоборот. Цены даны в чилийских песо:
LATAM: SCL - PMC | LA 261: Сантьяго - Пуэрто-Монтт. 24 618 CLP;
LATAM: PMC - SCL | LA 60: Пуэрто-Монтт - Сантьяго. 16 187 CLP;
LATAM: SCL - ZCO - SCL | LA 235, LA 234: Сантьяго - Темуко - Сантьяго. 26 974 CLP;
LATAM: CCP - SCL | LA 218: Консепсьон - Сантьяго. 21 487 CLP;
LATAM: SCL - CCP - SCL | LA 203, LA 202: Сантьяго - Консепсьон - Сантьяго. 37 058 CLP;
SKY: PMC - SCL | H2 004: Пуэрто-Монтт - Сантьяго. 22 418 CLP;
SKY: SCL - CCP | H2 075: Сантьяго - Консепсьон. 18 477 CLP;
JetSMART: SCL - ZCO | JA 281: Сантьяго - Темуко. 17 028 CLP;
JetSMART: SCL - CCP | JA 203: Сантьяго - Консепсьон. 11 487 CLP.
Провинция с воздуха:
Поезда в Озёрном крае развиты слабо. В Аргентине их нет вообще, в Чили можно доехать на ночном поезде до Темуко. И по пути в Чильяне есть отворот на Консепсьон (правда, в данный момент придётся пересесть на автобус). Да, раньше были поезда прямо до Пуэрто-Монтта, сейчас их отсутствие связано с реконструкцией путей как раз к югу от Темуко. Ну и под шумок ребята решили перестроить несколько ж/в станций и, в общем, скоростного поезда в Пуэрто-Монтт нам ждать еще долго. Я несколько раз ездил в Консепсьон (Чильян) на поезде и не могу сказать, что это был лучший поезд в моей жизни. Это скорее электричка, которая не особо следит за расписанием, с довольно неудобными сидениями. Однако да, это дешевле автобуса и самолета.
Ночным поездом в Темуко я не пользовался, посколько за стоимость проезда только туда можно несколько раз слетать туда и обратно на самолете. Вокзал в Сантьяго называется Alameda, поезда ходят со станции метро Estación Central.
Оставляю тут ссылки на ж/д перевозчика с расписанием и стоимостью:
Terrasur: Alameda - Chillán, ходит два раза в день, стоимость от 4 500 до 22 100 CLP в зависимости от типа салона.
Terrasur: Alameda - Temuco, ходит раз в 15 дней, стоимость от 24 000 до 38 000 CLP в зависимости от типа салона.
А вот с автобусами все хорошо. Их много, ходят на разные направления. Если с крупными междугородними фирмами все, в принципе, понятно (отдельно хочу порекомендовать ЕМЕ, если вам надо в Консепсьон), то с мелкими региональными перевозками все намного сложнее. Нет, есть, конечно, агрегаторы вроде recorrido.cl, voyhoy.com или даже вполне работающие rome2rio и busbud, но даже все эти ребята вам не смогут подсказать, например, как на автобусе доехать из Пукона, скажем, в Пуэрто-Фуй. А автобус-то есть (правда, с двумя пересадками).
Но сначала о международных автобусах. Все же автобус – это самый удобный способ добраться, скажем, из Пуэрто-Вараса в Барилоче. Перевозчики есть в обеих странах, однако в случае с маршрутом из Пукона в Сан-Мартин, только аргентинские автобусы могут помочь с нормальным временем выезда (не в 6 утра). Однако многие аргентинские перевозчики не дают возможности купить билет онлайн не аргентинской кредиткой, тут-то и busbud или recorrido даже очень выручают. Да, получается небольшая переплата в виде комиссии, но лучше переплатить доллар и иметь возможность нормально выспаться, здоровье все равно дороже.
Сразу даю стоимость тех ребят, с которыми ездил я через границу и в Аргентине:
San Martin: Пукон - Сан-Мартин; время отправления 10:35, 15 000 CLP;
KO KO: Сан-Мартин - Барилоче; время отправления 08:00, 320 ARS;
Bus Norte (Cruz del Sur): Пуэрто-Варас - Барилоче, время отправления 08:00, 18 000 CLP.
Тут надо сделать отдельное пояснение. Во-первых, KO KO – это реальное название перевозчика, я его не придумывал, честно. Во-вторых, в случае с Барилоче и Bus Norte, маршрут идет на самом деле так: Пуэрто-Монтт - Пуэрто-Варас - Осорно - Вилья-Ла-Ангостура - Барилоче. И штука в том, что неважно, где вы зашли и вышли, билет будет все равно стоить 18 000. А вот аргентинский ANDESMAR за ту же цену на обратном пути едет не в Монтт, а в Вальдивию.
Теперь про внутренние переезды. Если между крупными городами (например, Пуэрто-Монтт - Вальдивия) все понятно и есть куча перевозчиков, то уже в деревнях с этим делом все не очень. Для начала просто цены между крупными городами (цены различаются в зависимости от времени суток и класса салона, я привожу те цифры, которые платил я):
Tur Bus: Пуэрто-Монтт - Вальдивия. 5 500 CLP;
Tur Bus: Осорно - Вальдивия. 2 000 CLP;
JAC: Вильяррика - Темуко. 3 000 CLP;
EME: Сантьяго - Консепсьон. 11 000 CLP.
А теперь самое интересное. Дело в том, что между деревнями крупные автобусы не ходят, а лишь мелкие местные перевозчики на чилийских аналогах «Газелей». Так как же планировать маршруты в таком случае? Я все-же нашел нужный сайт, однако разобраться в нём без предварительной подготовки (ну например час позалипать на сайте Студии Лебедева) достаточно тяжело. Встречайте: Por dónde pasa la Micro. Если вы еще не обалдели от его великолепного и утонченного дизайна, то теперь я даю цены на проезд между небольшими городками и деревнями:
Пуэрто Монтт - Пуэрто Варас. 1 800 CLP;
Пуэрто Варас - Фрутильяр. 2 000 CLP;
Пуэрто Варас - Петроуэ. 2 000 CLP;
Вильяррика - Пангипульи. 2 500 CLP;
Пукон - Вильяррика. 1 000 CLP;
Пангипульи - Вальдивия. 4 000 CLP;
Пангипульи - Пуэрто Фуй. 2 500 CLP.
Помимо внутрирегиональных маршрутов, на сайте вполне отлично указывается еще и общественный транспорт внутри небольших городов, типа Вальдивии или Монтта. В Вальдивии, кстати, как и в Барилоче, сосредоточено на 20ом городском маршруте (была даже идея назвать отчёт «По маршруту 20го автобуса», но он такой всего в двух городах из множетсва, так что не считается). В Аргентине общественный транспорт внутри городов намного лучше чем в Чили. Там ходят нормальные пассажирские автобусы, оплата по карте – всё, как у людей. Кстати, стоимость проезда в Аргентине дешевле раза в два. И это еще до падения местной валюты, так что цены сейчас указывать бессмысленно. В чилийской провинции роль общественного транспорта же выполняют маршрутки, где надо платить только налом, так что тут всё плохо. Есть кстати еще коллективо – это такси с заранее определенным маршрутом. Стоят чуть дороже автобусов.
Во многих местах может понадобиться паром. Например, в Вальдивии. Вот его расписание. Стоимость – от 800 до 1 000 CLP в зависимости от перевозчика. Также паром Уа-Ум является очень даже приятным развлечением в Уило-Уило. Стоимость – 990 CLP, вот расписание.
Ну и не лишним будет тут отметить такси и трансферы. Сначала – трансфер:
Аэропорт Араукании (Темуко) - Пукон. 10 000 CLP.
В Чили есть четыре основных приложения-оператора такси – Uber, BEAT, Cabify и Easy Taxi. Последний – это местный аналог Яндекс-Такси. BEAT, насколько я знаю, вроде кроме Сантьяго есть только в Консепсьоне. Cabify – это тот же Uber, только машины получше, водители повежливее, ждать дольше и в итоге проезд выходит дороже. Uber во многих, особенно мелких городах реально почти заменил собой общественный транспорт. Сразу говорю некоторые тарифы:
Аэропорт Эль-Тепуаль - Пуэрто Варас 10 893 CLP (наоборот вышло 8 760 CLP);
Пуэрто Монтт - аэропорт Эль Тепуаль 9 465 CLP;
Темуко - аэропорт Араукании 10 000 CLP.
В аргентинской части Озёрного края Uber и его аналоги запрещены.