недавно вернулись оттуда, хочется поделиться кучей позитива с любимым ресурсом, вернуть так сказать информационный бумеранг добра)
Сначала самое главное: воистину, Новая Зеландия-жемчужина планеты Земля и полеты здесь восхитительные, а Параавис Рио может парить!
Не умеет, а именно может. Потому что уметь парить должен пилот, а крыло должно быть способно.
Про крыло еще будет пара абзацев, но делать форматный отчет про поведение в разных режимах цели не было, поэтому поделюсь личными эмоциями на этот счет в конце.
Сказка.
Мечта посетить НЗ (Новую Зеландию) ждала своего часа давно, с детства, примерно после прочтения книжки «Дети капитана Гранта». Эта земля представлялась каким-то сказочным местом, где собраны все чудеса света. При личном знакомстве оказалось, что кроме того, что так оно и есть, тут еще и сказочные люди! Да, были встречи и с бездушными бюрократами и с хамством на дорогах, но мало и общий фон исключительно доброжелательный и доверительный.
Формат выезда.
Формат поездки отличался от прежних выездов. В этот раз мы не использовали девиз: «при наличии погоды-полеты каждый день, а в отсутствие погоды-осмотр достопримечательностей». В этот раз мы решили как можно больше увидеть, а полетать только в самых-самых известных летных местах. Их все равно получилось не мало, хоть и расположены они были все на южном острове.
В итоге, проехали по обоим островам и на пароме между ними. Северный остров по периметру от Окленда до Реинга с заездом в Веллингтон и обратно в Окленд. Южный от Пиктона до Квинстауна через запад и обратно через восточный Крайсчерч.
Способ перемещения и проживание.
Перемещаться решили в кемперване, ночевать там же. Получилось не сильно дешевле, чем традиционно в отелях, но были значительно ближе к природе и мест посмотрели существенно больше.
Стереотипы.
«Далеко, ветрено, дорого»: так говорили все уважаемые мною пилоты про полеты в НЗ. Отчасти так и есть. Островные страны всегда дорогие это факт. Ветер имелся в наличии и местами очень неслабый – это тоже факт. Далеко – это самый безусловный факт.
Однако, если питаться не в ресторанах, а в собственном кемперване продуктами, закупленными на рынке и приготовленными на газовой плите, то получается уже сильно дешевле.
Однако, если летать не прямо на ветреном побережье, а в разведанных и, как правило, закрытых от сильного ветра летных местах, то ветер не так уж и сильно влияет. Конечно, при многокилометровых перелетах из одной долины в другую, можно встретить усиление, но это уже маршруты, которые летаются по известным правилам безопасности, которые едины для любых горных полетов, независимо от места.
Однако, если компания интересная, то дорога не в тягость.
Вот и получается, что не так уж и далеко, что ветер сильный не во всех местах и сравнительно недорого. Такая вот нехитрая ответная манипуляция)
Полеты.
Самое главное, что нужно знать про полеты в НЗ это красота и допуск. С красотой все ясно, фотки и видео прилагается, а вот с допуском пришлось повозиться. Во-первых, нужно обязательно получить платную лицензию nzhgpa. Потом в каждом летном месте нужно получить разрешение на полеты от местного клуба.
В Нельсоне пришлось сдавать реальный экзамен за деньги по местной аэрологии: где летаем/где не летаем, где опасности/зоны подъема, список важных высот. В Квинстауне экзамен не сдавал, но лицензию nzhgpa потребовали и очень деликатно, но подробно опросили про налет, места полетов и общий летный опыт в горах.
Условия для полетов исключительно-замечательные, количество разведанных мест (по данным paraglidingforum.com) 298, совсем небольшое количество нелетных дней. Причем это те дни, когда вся НЗ оказывалась накрытой глобальным погодным катаклизмом. А вообще, это остров с быстроменяющейся, но вполне предсказуемой погодой. Было так, что во время движения по западному побережью южного острова, нам сообщали что в глубине острова и на востоке - солнце и все летают, в то время, когда у нас ливень и сдувало с дороги в океан.
В целом, по полетам, программа не была выполнена по нескольким причинам. Задержка визы на четыре дня, изменение задуманного формата по объективным причинам, необычно-жесткая система допуска к полетам. Впрочем, за программу можно не переживать, будет повод вернуться и наверстать.
Люди.
Отдельная и приятная тема. Сотрудник таможни, который нас первым встречал в аэропорту, искрился счастьем по-умолчанию. Он стал еще более счастлив, когда на вопрос где использовались велики, которые прилетели с нами и много ли грязи с собой в протекторах, я показал ему видео купания велосипедов в собственной ванной за неделю до выезда.
НЗ-дцы вообще очень настороженно относятся к семенам, прибывающим к ним на острова. Похоже, по этой же причине, у меня таки отобрали шанхайский чай, в котором наркособакен унюхал какие-то ништячки.
Доброжелательность, открытость и искренность. Эти три слова нам не давали забыть случайные прохожие, у которых спрашивали дорогу в кемперсайт, ремонт велосипедов, лондри, магаз, где свежие овощи и фрукты.
Понятно, что мы туристы и к нам нужно с должным уважением, но три качества выше демонстрируют не только местные, от чего атмосфера складывается очень приятной.
Байки.
Признаюсь, были сомнения тащить через полмира два велика или взять в аренду на месте. В итоге решили взять и почти не пожалели. Почти потому, что один велик сломался на первой же серьезной горке. Полдня и сто нз-долларов стоила эта поломка. Второй видал и не такие горки, поэтому выдержал все нагрузки.
Брать/не брать велики с собой решайте сами, но иметь под рукой - мастхев. В условиях ограничения по времени, мы доехали до таких мест, куда бы не дошли за неделю наверное. Есть еще одно применение чисто для тандемных полетов без специальной машины поддержки с водителем, когда между подъемом на гору и лендингом не более часа езды на велике.
Лайфхак: едешь на лендинг, лочишь велик к недвижимости, пересаживаешься в собственную машину, едешь к месту подъема на гору пешком, оставляешь машину на паркинге, поднимаешься пешком на старт, стартуешь, лендишься, оставляешь пассажира с оборудованием, пересаживаешься на велик, приезжаешь к собственной машине, возвращаешься на лендинг, всё!
Перелет.
Москва-Шанхай 9 часов, Шанхай-Окленд 12 часов. Обратно примерно так же. Стыковка в Шанхае туда 12 часов, обратно 4. Это было по плану, однако, нз-визу задержали. Задержка стоила нам порядка 100тр и 4 дня дополнительно в Шанхае. Город мы конечно рассмотрели подробнее, чем планировали и всяких ништячков накупили, в том числе двухсимочный айфон, но радость оказалась смазанной.
На вечер 31 декабря у нас была только одна виза на руках, так себе отельчик и понимание, что все планы горят синим пламенем, поэтому в этот раз состоялся самый унылый нг.
Да, мы успели доехать до центрового места - набережной Вайтань, да, успели увидеть световое шоу на небоскребах на другой стороне Хуанпу, да, услышали обратный отсчет по мегафону, да, прокричали хеппиньюйиа, но сразу после полуночи всё быстренько свернулось, в 12:20 праздничная подсветка небоскребов погасла и народ разбрелся кто-куда.
Дороги в НЗ.
NZ roads are different. Allow extra time. Таблички с такими надписями встречаются и к ним стоит прислушаться. Под катом есть куча фоток, снятых из окна машины. Ясно, что художественной ценности мало, но представление о видах из окна можно получить.
А те, кто там был - вспомнит прямоугольные лесные посадки, изумрудные холмы с разноцветными точками пасущихся животных, отвесные сбросы к океану, марсианские пейзажи вулканических полей, гейзерные поляны, океанская гладь с заходящим или восходящим солнцем и немного туннелей.
Туннелей немного потому, что их действительно немного и они в основном платные, а мы забили в навигатор «обходить платные участки» потому, что там, как правило, менее живописно.
Пугали, что на обочинах много камней и гвоздей, что, то и дело приходится заезжать в шиномонтаж и в сервис по замене стекол. Выслушайте страхового агента, но полис все равно не покупайте) Ни одного прокола, ни одного повреждения стекла! Хотя, можно, наверное, и купить, если не хотите рисковать и надеяться на удачу. Нам в этом плане повезло.
Океан.
Соленая вода лично меня не очень вдохновляет. Ну да, Тихий, ну да, легендарный и че? Хотя сам по себе океан внушает уважение масштабом и мощью, с которой тянет от и к берегу. Ощутили мы это в первый и последний раз на мысе Реинга, который, по преданию Маори - место силы, там, где океан окружает сушу с трех сторон. Больше мы ни разу так и не искупались.
Киви, Кеа (совиный попугай), пингвины, акулы и другие эндемики.
Увидели только Кеа, клянчившего еду на парковке, остальных в следующий раз. И скорее в живой природе потому, что в зоопарк желания идти нет.
Хоббитон
Легендарное место съемок смогли посетить только со второго раза. Территория огорожена, камеры наблюдения, всё охраняется сотрудниками на спецтехнике: пикапы, квадроциклы. Зная стоимость входного билета, вечером обошли шлагбаум, через 400м вышли на дорогу и поехали на великах по штатному асфальту. Через 5 минут к нам подъехала машина и вежливо поводила до выхода.
Утром жаба не успокоилась и я решил действовать наверняка. Сделал крюк на велике километров пять и зашел на территорию с противоположной стороны деревни, от киношного old forest. В самом сердце деревни побывать не удалось, но пару хоббиточьих нор, дерево Гендальфа я все-таки увидел.
И сразу после этого стало ясно, что самый жир орги мувисета не донесли до народа: природный ландшафт — прототип Шира! А он именно такой же нереальный, как в трилогии и именно он и является той самой пресловутой визитной карточкой Новой Зеландии!
К сожалению, в программу мувисет за деньги не входит то, что я увидел и потрогал руками, потоптал ногами и вдохнул носом.
Оказалось, что реальный лес непроходим и угрюм так же, как Old forest Shire, что озеро такое же прозрачное и с такими же ровными краями как в кино, что две сосны действительно существуют, что зайцы жирные и сидят в траве до тех пор пока ты не наступишь, а потом бегут с такой скоростью, что ты не успеешь включить камеру, которая у тебя под рукой, что гуси галдят так же как брюзжат некоторые хоббиты, что болото такое же неприметное, но глубокое и зловонное.
В это утро я побывал по ту сторону экрана. Сожалею, что это случилось в обход закона с моей стороны, надеюсь, что орги изменят концепт и смогут показать желающим формат сказки с полным погружением. Это значительнее интереснее и, в конце-концов, за это можно будет взять еще больше драгоценного металла)
В этот же день мы покинули сказку, под названием Новая Зеландия.
Ну я теперь, обещанная «пара абзацев» про поведение тандемного крыла Рио II 42.
Если коротко, то, крыло вставучее, парючее, быстрое, маневренное, нерезкое, несрывучее на посадке.
На мой взгляд, самое успешное использование Рио II - бизнес и обучение парению в районе старта. В моей школе использовались тандемы нескольких известных брендов, сейчас остались крылья только от Параавис и один маршрутный тандем от Сола. Как руководитель школы, я полностью доволен надежностью, износоустойчивостью (лобик из гельвенора), поддержкой производителя и ценой.
Как пилот могу подтвердить, что крыло очень легко встает, дает оптимальное количество информации (не нервное) о состоянии атмосферы, позволяет делать комфортную подушку на посадке.
А вот маршрутных ноток в характере неплохо бы добавить. На переходах высота расходуется достаточно быстро, а если отпустить триммера, то оййой.
С исключительной парючестью этого крыла связан один случай в НЗ. Первый полет с парапланерной мекки, с горы Коронет. Посадка после примерно 30 минут напряженного бодания с незнакомыми термиками в незнакомом месте, посадка на штатном лендинге.
Подходит местный тандемщик, спрашивает что за крыло у меня, которое позволило продержаться в воздухе в то время, когда все стартовавшие раньше меня тандемы сели? Воспринимаю как комплимент, благодарю, даю ответ про крыло, он удивлен, что в России шьют такие приличные крылья, спрашивает про производителя, говорю, что это самый лучший производитель во всей России.
Он задает вопрос, а сколько производителей в России, отвечаю один. Немая сцена, после осознания сказанного начинаем оба ржать.
Ну да, откровенный и неприкрытый пиар с моей стороны, однако факт отличного парения налицо!
И это все, что я могу сказать о Новой Зеландии (с)
Немного грустно, что одной мечтой детства стало меньше, однако, таких мечт еще есть у меня!
Полезные ссылки.
Короткий видосик про полеты:
Прогноз погоды для пилотов: https://www.metservice.com/
Ассоциация пилотов дельта-и парапланов Новой Зеландии: http://www.nzhgpa.org.nz
Кемперваны: https://www.jucy.com/nz/en/
Быстроходный катер в горной реке: https://www.shotoverjet.com
Хоббитон: https://www.hobbitontours.com
Ps Заранее прошу прощения за неоперативные ответы на возможные вопросы. Я не профессиональный блогер, я только учусь)