1. Предварительные подготовления
Идея поехать в Исландию родилась совершенно спонтанно. Вернее, я уже очень давно хотела туда поехать, но до неё всё никак не доходили руки (всё время хочется сначала посетить более удалённые места и страны). И тут произошло совершенно неожиданное стечение никак не связанных между собой обстоятельств. Во-первых, мы собрались в США, но в посольстве нам сказали, что визы будут делать целый месяц. В связи с этим у нас возникли предположения, что визы могут и вовсе не дать, и тогда у нас пропадёт отпуск. Во-вторых, засыпало гейзеры на Камчатке. Как только я об этом услышала по телевизору, сразу же родилась мысль: надо быстрее ехать в Исландию, а то вдруг и там что произойдёт. Ведь я очень люблю посещать зоны высокой геотермальной активности, и после США, Чили и Новой Зеландии в моём заветном списке остались как раз Камчатка и Исландия. И, в-третьих, можно было взять 10 дней отпуска.
В качестве кандидата для отпуска рассматривалась ещё и Танзания, но после краткого предварительного ознакомления с туристической литературой стало ясно, что на арапа эту страну не возмёшь; тут нужна тщательная предварительная подготовка, на которую у нас не было времени.
На совещания по поводу Исландии выделили себе 24 часа. Основные сомнения заключались в том, что: а) ехать надо было через 3-4 дня; б) заказать мы уже ничего не успевали; в) гостиницы, найденные через Интернет, оказались очень дорогими, и непонятно было, где жить; г) мы смутно представляли, куда там ехать, и что смотреть; д) судя по прогнозам и по статистике (классный сайт - http://www.tutiempo.net/en/), там должно было быть очень холодно и дождливо. Короче, сомнений было море. В итоге мы конечно же решились на эту авантюру, т.е. на поездку в новую страну абсолютно без подготовки (такого мы ещё не выделывали). “За“ сыграло то, что в Исландию не нужны визы (она входит в шенгеновскую зону), что на нужные нам даты были дешёвые билеты, и конечно же то, что она очень цивилизованная страна, т.е. там не должно возникнуть больших неожиданностей (т.е. не надо делать никаких прививок, и т.д.). Жить решили в кэмпингах, т.е. собрали с собой одну сумку с палаткой, матрасами, насосом и спальниками.
Летели как всегда через Франкфукт (до Исландии не так и много вариантов). Билеты до Франкфурта взяли на мили от наших карточек Miles&More; в итоге заплатили 15000 миль на каждого и аэропортовские таксы в размере 75.51 Евро с человека. А вот от Франкфурта до Кефлавика (именно в этом городке расположен главный международный аэропорт Исландии) купили через Интернет (http://www.icelandair.co.uk) билеты на IcelandAir (за 234.18 GBP = 353 Евро за человека). Сайт у IcelandAir, кстати, помойный (я сначала даже не нашла английскую версию, пришлось вспоминать немецкий), но зато на все запросы по e-mail они отвечают моментально (даже пообещали сделать новый сайт).
В Исландии без машины делать совершенно нечего. Причём, судя по той скудной информации, которой мы располагали, в Исландии нужен джип. Арендовать его мы решили в своём любимом Avis, но когда проверили через Интернет цену, компания Avis мгновенно потеряла почётный титул “любимой“. Они хотели приблизительно 200 Евро в день за средний джип (это при аренде на 9 суток!). Покопавшись в Интернете, мы остановили свой выбор на Budget (http://www.budget.com), заказав Suzuki Grand Vitara за 73573 IKR (исландских крон) = 907 Евро за 9 суток (это включает unlimited mileage, CDW и TP). Машина не ахти какая, но джипы получше были сильно дороже. Кстати, впоследствии мы одни сутки сэкономили.
Окончательный маршрут путешествия такой:
День первый - 17 июня – воскресенье
Итак, выехали мы, как всегда в последнее время, рано-рано утром. Для того, чтобы явиться в аэропорт к 5-и часам утра, пришлось арендовать машину. Взяли мы маленький Mitsubishi Colt с пробегом 18196 км за 30 Евро, на коем благополучно добрались до аэропорта. Машину оставили на стоянке, бросили ключи в почтовый ящик; затем быстро зарегистрировались, сдали все вещи в багаж и прошли в самолёт А320-200, который был забит на 100%. Через 2 часа и 15 минут приземлились во Франкфурте.
С планом на первый день мы немного перемудрили. Т.е. мы решили, что поспим днём во Франкфурте, а ночью (белой ночью!), когда прилетим в Исландию, сразу куда-нибудь поедем. Сделали так, потому что гостиницы в Германии намного дешевле, чем в Исландии. Таким образом, во Франкфурте мы сразу сели на поезд и доехали до центрального вокзала (билет стоит 3.55 Евро с человека в одну сторону – тут мы не разобрались: надо было брать групповой дневной билет – он дешевле). На вокзале зашли в книжный и купили руководство Lonely Planet по Исландии и большую карту Исландии; всё за 29.45 Евро.
Далее пошли в заранее заказанную через Интернет гостиницу Consul (http://www.hotelconsul.de/, HotelConsul@t-online.de, Mainzer Landstraße 118, tel. +49 (0) 699757000, FAX +49 (0) 699 7570036, < 500 метров от вокзала). Тройная комната на день (с утра до вечера) стоила 50 Евро. Заселившись в гостиницу, отправились на поиски пропитания. Это оказалось трудной задачей: на улице полно ресторанов, но все они в воскресенье закрыты. Наконец нашли турецкую забегаловку, где и перекусили кебабом (невкусно). Ну а затем, улеглись спать. Спать уже хотелось, т.к. предыдущей ночью мы поспали часа 2-3. Было шумновато: судя по всему где-то рядом находился госпиталь, т.к. постоянно проезжали кареты скорой помощи с включённой сиреной. Да, номер нам достался хороший, двухкомнатный.
Часов в 6 вечера мы встали, приняли душ, попили чайку и отправились обратно в аэропорт. Вылет наш задержали примерно на час. А когда мы наконец прошли на борт самолёта, то увидели, что полетим мы вовсе не на IcelandAir. Т.е. они поменяли авиакомпанию и даже не предупредили пассажиров об этом. Самолёт был старый B757-200; заполнился на 60%. Летели мы американской авиакомпанией Omni Air International. Я о такой раньше никогда не слышала, и если бы знала, когда брала билеты, что летает вовсе не IcelandAir, то не полетела бы. А мы ведь специально проверяли, что именно летит, какой самолёт, и т.д. Уже на борту нам наконец-то сообщили, что замена произошла из-за того, что самолёт IcelandAir где-то задерживается.
17 июня – национальный день Исландии, так что нам первым делом по этому поводу выдали мороженое. Лететь нам понравилось: хорошие погодные условия, весёлые стюарды. Через 3 часа и 5 минут мы мягко приземлились в аэропорту Кефлавика. Над Исландией всё небо в тучах, но мы ничего другого и не ожидали.
Спешить нам некуда: мы спокойно получили вещи, зашли в duty free shop в зале прилёта (туда сразу рванули все летевшие с нами исландцы, но мы в этом магазине ничего завидного не нашли), посетили обменный пункт (но деньги менять не стали – невыгодно; вместо этого сняли по дебитной карточке 15000 крон – курс получился 1 Евро = 83 кроны), купили воды и наконец добрели до окошка компании Budget, в которой мы и арендовали машину. Судя по всему выбор компании мы осуществили совершенно правильно: в Budget стояла большая очередь, у окошек других компаний не было ни одного человека. А люди ведь не дураки, цены анализируют.
Послушав разговоры в очереди, стало ясно, что большинство берёт небольшие джипы класса Suzuki Grand Vitara. Короче, когда очередь дошла до нас (мы были самыми последними), все Suzuki Grand Vitara кончились. И мы не верим своим глазам: нам за те же деньги выдают дизельный Toyota Land Cruiser! Вот это повезло! Мы даже не мечтали арендовать этот танк! Кстати, машину нам выдали компании Avis, но по цене Budget.
Быстро оформляем документы. Страховки покрывают машину не полностью: при любой проблеме мы должны платить 150000 крон. Можно конечно взять суперстраховку и снизить нашу ответственность до 75000 крон, но мы решили, что смысла нет, так что берём стандартные CDW + TP. Любая проблема с машиной, произошедшая при пересечении рек без мостов, не покрывается страховкой. Страховок, покрывающих всё и вся, в Исландии нет.
И вот мы наконец выходим на улицу. На часах примерно 2 часа утра, но абсолютно светло: белые ночи. Что-то о-очень холодно. Т.е. температура порядка +7 градусов, но нас начинает так трясти, что мы никак не можем согреться. Выезжаем в сторону Рекьявика, хотим посмотреть на ночной город. Т.к. даже печка нас не согревает, решаем тяпнуть коньячку (кроме водителя). Становится сразу же хорошо-хорошо, но нас тут же подкашивает, глаза прямо сами закрываются. Вот тебе и поспали днём... Спать хочется так, как будто мы неделю не спали. Искать что-то для ночлега нет сил, да и особого смысла, т.к. уже скоро наступит утро. В итоге мы съезжаем с трассы на просёлочную дорогу, находим поле и останавливаемся на ночлег. Для этого разложили сиденья, надули матрасы и легли. Вот что значит машина-танк: все вещи спокойно лежат в багажнике, сиденья раскладываются полностью так, что мы троём свободно лежим во всю длину. Заснули сразу же.
День второй - 18 июня – понедельник
Поспали мы часов 6, и утром чувствовали себя хорошо. Вышли из машины, смотрим: буквально в нескольких метрах длинная трещина в земле. Заглядываем туда – дна не видно. Вот так:
Это разломы в земной коре (Исландия расположена на месте границы европейской и американской тектонических плит – там много таких разломов). Вдалеке виднеется море, а кругом полно старой лавы (за последние 400 лет Исландия произвела около 1/3 всей лавы на Земле).
Спать было тепло, но мы видимо подстыли: текут сопли. Да и в душ хочется. Соответственно, мы решаем начать нашу экскурсионную программу с посещения знаменитой Голубой Лагуны (Blue Lagoon).
Едем туда, паркуемся, платим денежку (5750 крон за троих – это включает одно полотенце – остальные у нас есть) и заходим. Раздевалки нас приятно поражают: всё модернизировано, вещи можно оставить в шкафчиках, которые закрываются магнитным браслетом (его выдают при входе), красивые умывальники, души, шампунь, мыло, есть фены. Т.к. многие люди посещают Голубую Лагуну непосредственно перед отлётом из Исландии, то есть даже большие шкафчики для чемоданов. В помещении-то тепло, а вот как выйти голышом (в купальнике) на улицу? За бортом примерно +8 по Цельсию. Но собираемся с духом и бегом погружаемся в лагуну. Вот это красота! И ни капельки не холодно.
Там стоят специальные корзины с белой лечебной грязью из лагуны; мы, так же как и остальные посетители, ей намазываемся; кожа после этой процедуры действительно становится гладкой. Ещё там есть парилки (и сухие, и мокрые), можно помассажировать спинку у водопада. Короче, нам очень понравилось; мы просидели в воде около 3-х часов. Кстати встретили нескольких людей, с которыми накануне летели на самолёте и вместе брали машину. Также периодически приезжали организованные группы туристов, но они не купались, а только смотрели издалека.
Я вообще-то мало бывала в культурных горячих источниках, но, мне кажется, трудно превзойти Голубую Лагуну по организации процесса, уж очень у них всё удобно и налажено. Мы так хорошо прогрелись в банях, что сопли как рукой сняло.
После купания мы сразу же пошли на обед: там неплохая столовая. Взяли суп и кофе, заплатили 2130 крон. Я захотела купить какую-нибудь маску для лица из Голубой Лагуны (там же есть фирменный магазинчик). Но цены... Решила ничего не покупать и посмотреть в других местах.
После мы немного прогулялись по окрестностям, пофотографировались, и отправились в путь. А путь наш лежал на восток, к национальному парку Thingvellir (в самолёте мы уже немного путеводитель почитали и составили начальный план). Именно по этому парку проходит великий разлом между Америкой и Европой. Так же парк знаменит тем, что здесь состоялось первое в мире заседание парламента в 930 году (Исландия считается родиной парламентской демократии).
Погуляв по парку, мы поехали на водопад Gulfoss – очень красивый, двухкаскадный. Да, все тучи абсолютно исчезли, день выдался солнечный, и водопад выгодно смотрелся при радуге. Мы обошли все смотровые площадки, немного вымокли от брызг. Кстати, все национальные парки в Исландии, а также просто интересные природные места абсолютно бесплатны.
Затем мы направились смотреть гейзеры. Гейзер Geysir (пардон за тавтологию, но именно в честь исландского Geysir названы все гейзеры в мире) в настоящее время не извергается. Зато соседний гейзер Strokkur каждые 3-4 минуты выдавал сначала большую водную бульку (очень трудно её поймать на фото), а затем столб воды и пара. Люблю я смотреть на гейзеры... Но до американских гейзеров их исландским собратьям далеко. Так что посмотрев несколько циклов, мы отправляемся на поиски ночлега.
Для начала мы заехали в 2 гостиницы; цена номера/коттеджа на троих – от 15000 до 30000 крон. Мы решили, что это дорого. К тому же день был прямо как на заказ: солнечно, тепло. В итоге было решено ночевать в кэмпинге. Кэмпинг около Geysir какой-то странный: ни одного туриста и в душ надо ходить через дорогу метров за 200-300. Нам это не понравилось, и мы поехали искать что-либо получше.
По дороге кэмпингов всё не было и не было, и вот мы уже добрались до Selfoss, где и остановились. Кэмпинг стоил всего 1800 крон, хотя он довольно старый. Он почти под завязку был забит караванами с голландскими номерами (что-то на дорогах я их не видела, наверное, стоят на одном месте и гуляют вокруг). Палаток, вместе с нами, было всего 4. Но чем меньше – тем лучше: имеется только 2 душа.
Было уже довольно поздно, так что мы быстренько перекусили на кухне и улеглись спать. В этот и предыдущий день мы проехали 353 км.