Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Scarlet-Cet писал(а) 03 мар 2021, 11:51:дворец и парк...мне так точно там будет грустно. Потому что перед глазами будут шикарные парки, созданные Германом фон Пюклером-Мускау в Германии и Польше.
Ирин, сравнения - вообще самая вредная штука в жизни и источник многих разочарований. У всех нас есть свои идеалы (большинство которых на самом деле - не более, чем стереотипы), что в плане людей, что в плане мест, с которыми мы автоматически сравниваем что-то новое, им подобное, а с идеалами соверничать практически невозможно. Итог получается закономерным... Конечно, "в розницу" всем достопримечательностям Крыма обязательно найдётся соответствующий идеал, которому они априорно проиграют: пейзажами - Хорватии и Каппадокии, дворцами и парками - Германии, Австрии и Италии, городской российской архитектурой 19 века - той же Астрахани...
Я сам сильно привязан к собственным идеалам, но в этой поездке (возможно, как раз именно благодаря начальной установке: Крым - это "секонд-хенд", и не надо от него ожидать многого) мне удалось "отвязаться" от них и в кои-то веки воспринимать окружающее как "здесь и сейчас", ничего ни с чем не сравнивая. Поэтому в Крыму мне понравилось почти всё: и море, и проирода, и еда, и архитектура:) Больше ли, чем испанские, греческие и итальянские "аналоги"? Конечно, нет. Но, слава богу, в Крыму этого вопроса у меня не было, а потому - просто понравилось:)
Сергей, так у нас же просто обмен мнениями. Благодаря Вашему отчёту я знаю куда мне в Крыму нужно, а что можно пропустить. Не придётся тратить дни драгоценного отпуска.
Я против войны! Июнь 22 - Карелия "Паанаярви", Август 22- лотосы Астрахань и Баскунчак, Сентябрь 22- Узбекистан, Январь 23- Иран, Март 23-Красная Поляна, Май 23 - Грузия, Июнь 23 - Киргизия, Ноябрь 23 - Япония, Катар. Январь 2024-Азербайджан, Март 2024-круиз из Дубая.
Scarlet-Cet писал(а) 03 мар 2021, 13:44:Сергей, так у нас же просто обмен мнениями
Я же не возражаю, не спорю и не дискутирую:) Я как раз писал только про себя: "оглядка на идеалы" - моя хроническая болезнь, которая очень мешает жить, но в Крыму каким-то чудом (возможно, от общей безысходности) мне удалось отделаться от неё и получить яркую поездку:)
Вот читал Ваш Стамбул, дописывал свой и понимал, каков должен быть идеал:) Но к собственной новой Турции мне надо забыть о нём, чтобы поездка оказалась самоценной и не проходила в тени Стамбула, чтобы в полной мере получить удовольствие от новых впечатлений: ведь если я всё время буду думать, какой хороший Стамбул, я не смогу насладиться Бурсой и Сафранболу, которые, конечно, и близко не стоят рядом со Стамбулом, но хороши по-своему.
savl1 писал(а) 03 мар 2021, 10:36:как обычно в таких случаях, я не стремлюсь проявить оригинальность, а стараюсь "взять по верхам". В основных "желаниях" - Гданьск, Краков, Вроцлав, Торунь, Мальброк.
Логичный подход и наборчик хороший. Я бы к нему добавил ещё пару топов, впрочем, не в этой теме.
savl1 писал(а) 03 мар 2021, 10:36:возможно, когда-то там располагался парки или сад. Но потом встретил про "сенокосные луга".
Scarlet-Cet писал(а) 03 мар 2021, 11:51:Прогулки всегда такие. А так яхту на прокат с остановками по требованию нужно брать.
Ну так не везде. Вот по Вольфгангзее можно с остановками покататься. Правда, попросить подойти поближе всё равно не получится. А вообще моя мечта типа такого: https://awd.ru/arenda-lodki-na-ozere-komo-italija/
savl1 писал(а) 03 мар 2021, 13:29:Конечно, "в розницу" всем достопримечательностям Крыма обязательно найдётся соответствующий идеал, которому они априорно проиграют: пейзажами - Хорватии и Каппадокии, дворцами и парками - Германии, Австрии и Италии, городской российской архитектурой 19 века - той же Астрахани...
В идеале, конечно, смотреть достопримечательности надо по нарастадщей. От менее впечатляющих к более, но к сожалению, не всегда это удаётся.
Гора Ай-Петри, название которой имеет ещё греческое происхождение и переводится как "Святой Пётр" - моя самая большая боль и единственный крупный облом в этом путешествии... Очень забавно и умилительно смотреть на мультяшного ёжика, заблудившегося в тумане, и совсем другое - когда этим "ёжиком" становишься ты сам, особенно если при этом находишься в месте, которое давно мечтал увидеть (а в другие не стоит и ездить, жизнь слишком коротка для "экспериментов"!).
В своих путешествиях я дважды оказывался "ёжиком в тумане" (небольшие утренние дымки, не слишком на что-то влияющие, я не беру в расчёт. Правда, был ещё случай, когда в институтские годы мы оказались в сильнейший туман в знаменитом ресторане "Седьмое небо" на Останкинской телебашне и не увидели ничего, кроме уходящих вниз и растворяющихся в пелене уже через пару десятков метров канатов, но это совсем другая история, имеющая к путешествиям очень опосредованное отношение). Впервые это произошло в крепости Лоарре на севере испанского Арагона: тогда туман был настолько густым, что, выйдя из машины на парковке близ замка, я даже не мог понять, в какой стороне он находится. Не передать, как я был расстроен, поскольку Лоарре - одна из самых интересных, монументальных и фотогеничных крепостей, что я видел; я бы даже поставил её на 2 место после неподражаемого сирийского Крака-де-Шевалье. Второй раз - совсем недавно и тоже в Испании, в районе ущелья Congost de Mont-rebei, правда, в самом ущелье туман уже немного рассосался. И вот теперь, в Крыму, случился новый прецедент, который уверенно занял "призовое" место в моём печальном "туманном антирейтинге"...
Самое обидное то, что именно поездке на Ай-Петри был отдан абсолютный приоритет в погодном смысле: поскольку в Ялте мы жили несколько дней, то имели возможность манёвра для выбора очередного дневного маршрута. Но поскольку прогноз на весь период был одинаково благоприятный (причём на всех специализированных сайтах) и сулил неизменно ясную погоду, мы решили не откладывать и поехали туда сразу, уже на следующий день после прибытия на полуостров. То есть, вроде, всё сделали правильно, но не учли один интересный момент (хотя учесть его было трудно, это сейчас, задним числом, легко так говорить...): дело в том, что на Южном берегу Крыма долгое время стояла сильная жара (за +30), но именно в день нашего приезда пришло "похолодание" (точнее, попрохладновение) до очень комфортных для прогулок 22-24 градусов, причём, как часто бывает в таких случаях, эта смена сопровождалась столь сильным ветром, что вечером гулять по открытой набережной было откровенно некомфортно. А дальше всё случилось в полном соответствии с законами природы: утром тёплый воздух от нагретых за долгое время земли и скал смешался с холодными (и ещё более охлаждённым за ночь) верхними воздушными потоками, что и привело к образованию тумана (дачники в конце лета - начале осени встречаются с подобным явлением регулярно, видя утреннюю дымку над водоёмами и низинами).
Так что всё произошло совершенно логично, хотя кто скажет, что легко просчитал бы это, имея солнечный прогноз погоды, пусть первым бросит в меня камень... А я на всякий случай предупрежу: не ездите на Ай-Петри, если накануне погода резко сменилась в сторону понижения температуры (неважно, в каких пределах, имеет значение сам факт контраста)!
..........
Доехать из Ялты до Ай-Петри очень просто: автобусами 102 и 132 до остановки "Канатная дорога". Особенно удобно то, что на их маршруте находится много других достопримечательностей Большой Ялты: Воронцовские дворец и парк (следующая за "канаткой" остановка), дворцы Дюльбер и Харакс, Ласточкино гнездо, Ливадия. Поэтому имеет смысл сразу запланировать на этом "плече" несколько мест и переезжать на автобусе от одного к другому. Минусом, правда, является заполненность этих автобусов, причём самая большая скученность начинается (в направлении от Ялты) уже после Ливадии, где расположено много санаториев, обитатели которых столь активно штурмуют бедный автобус (а он небольшой, что-то типа "ПАЗика"), что те порой даже не останавливаются, если никто не выходит. В общем, с утра пораньше вы доедете, куда надо, без особых проблем, а вот ближе к полудню уже начинается настоящий квест (с машиной, кстати, ещё хлеще, поскольку встать на узкой трассе возле туристических мест, даже если не обращать внимания на знаки "остановка запрещена" - квест в квадрате). Хотя если бы в тот день это стало нашей наибольшей проблемой, я был бы просто счастлив...
Впрочем, когда мы приехали к нижней станции канатной дороги, ведущей на Ай-Петри ( http://kanatka.com/ay-petri ), и встали в ещё относительно небольшую очередь, беды ещё ничто не предвещало:
Канатная дорога - это отдельная "песня". Её строительство началось в 1967 году и длилось целых 20 лет. Общая длина "канатки" - почти 3 километра (если точно - 2980 метров), а перепад высот между конечными станциями - более километра. Всего на ней имеется три станции: нижняя "Мисхор", промежуточная "Сосновый Бор" и верхняя "Ай-Петри", причём от "Бора" до "Ай-Петри" нет ни одной опорной вышки, а угол подъема составляет 46 градусов: при том, что расстояние между ними 1670 метров - это один из самых длинных безопорных пролётов в Европе, который уступает, по некоторым данным, только подъёмнику в немецком местечке Оберйеттенберг (чуть менее 2-х километров).
То есть сама дорога во многом уникальна, но у неё есть большой минус: её пропускная способность. На каждом из двух участков канатки для обеспечения равномерности нагрузки работают всего по две кабинки, которые вмещают около 40 пассажиров, и в этом и таится загвоздка. Во-первых, желающих подняться неизмеримо больше: даже в конце второй декады сентября очередь выглядела внушительно (особенно днём, когда мы сами уже спустились) - а можно представить, что здесь творится в самый сезон... Тем более что организованные группы, которые тоже не обходят канатку стороной, имеют право приоритетного прохода (перед нами, к счастью, никто не влез). Наверху, кстати, ситуация примерно такая же, так что несколько часов суммарного стояния в очередях - цифра вполне реальная...
На фоне такого расклада внизу активно предлагают комбинированные экскурсии: наверх на джипах с заездом куда-то ещё, а обратный спуск - уже на канатке на общих основаниях, якобы, "спуститься можно будет уже без очереди" (ага, щассс....). Стоит это "спецпредложение", кажется, около 800 рублей (то есть де-факто - подъём без очереди, но по двойной цене). Ну... если "на кону" 2-3 часа ожидания, то, возможно, это и неплохой выход...
Нам повезло: в очереди мы простояли минут 40 (всё же приехали утром и были одними из первых, сама канатка даже ещё не начала работать). Правда, за это время вершина как-то подозрительно начала покрываться серыми облаками...
Наконец подошла "наша" кабинка, и мы благополучно отправляемся в путь:
Приближается промежуточная станция "Сосновый Бор", где все выходят и пересаживаются в новую кабинку - уже до вершины (в отличие от средней станции фуникулёра в итальянском городке Мальчезине на острове Гарда выход здесь запрещён).
Пока особых причин для волнений, вроде, и нет:
Беда пришла примерно посреди финишного отрезка: как самолёт при посадке в сильную облачность, кабинка "вдруг" окунулась в плотную чёрную дымку, которая вмиг разделила нашу поездку на "до" и "после". Побережье и весело играющее в солнечных лучах море моментально скрылись из виду, унося с собой последние надежды и иллюзии...
Оказавшись наверху, мы быстро поняли, что ловить здесь нечего (для "полного счастья" не хватало только вывески "Оставь надежду, всяк сюда входящий"): туман, вместо того, чтоб рассеиваться ("мечты-мечты..."), сгущался всё сильнее прямо на глазах. Собственно, отсутствие возможности полюбоваться окрестными панорамами, как таковыми, расстраивало не слишком сильно: я, во-первых, не являюсь особым фанатом подобного, а во-вторых, считаю, что "панорамистость" тоже имеет свои разумные границы, и виды со слишком большой высоты теряют свою привлекаемость (по этой причине панорамы со средней станции подъёмника на Монте-Бальдо мне понравились намного больше, чем с самой верхней точки). Но мы приехали сюда в основном ради того, чтобы пройти по подвесному мосту, а там-то для полноты впечатлений точно нужна видимость - не столько ради красот, сколько для ощущения масштабности самого действа...
Так-то посмотреть вокруг, насколько туман давал возможность, было любопытно: ближайшие окрестности выглядели ни на что не похожими - этакая гремучая смесь лунных пейзажей, низкорослой северной растительности и насквозь южных верблюдов:) Да и ассортимент здешних развалов был очень непривычным и уже сам по себе вносил какой-то "тибетский" колорит... Таким ландшафтам туман был даже "к лицу", придавая им некую таинственности и нереальность:)
И всё-таки я прекрасно понимал, что больше мы здесь никогда не окажемся, а потому другой возможности получить хоть какие-то впечатления от подвесного моста, уже ставшего моей "идеей-фикс", как когда-то испанские "пасарелы" на отвесных склонах Монт-ребей, не будет. А потому полезли на каменистую кручу, на вершине которой между скалистыми горными зубцами он (мост) и находится:
Оп! Меньше всего в таком антураже ожидаешь увидеть торговую палатку:) Вместо привычных сувениров здесь продают варенья, мёд, соленья, чаи...
Тропок, как таковых, здесь практически нет: местами и временами (но не постоянно!) есть лишь некие их подобия. А так - ползи, где хочешь, только будь осторожен, чтоб камешки под ногой не поехали (в этом плане спускаться даже сложнее и опаснее, чем подниматься) и подошву острыми краями не порезать...
Вот такая "глубина проблемы" ожидала нас на верхнем склоне...
Здесь, на горе, и так ощутимо холоднее, чем на побережье (везде пишут, что примерно на 10 градусов), а сейчас из-за тумана ещё и промозгло... Вот эти ребята, которые "одевают" (снаряжение вполне серьёзное и, естественно, страховочный трос имеется) претендентов на прогулку по подвесному мосту (они же и принимают оплату), одеты абсолютно правильно: не сомневаюсь, что им ни минуты не жарко...
Подвесной мост "для массового посещения" на горе Ай-Петри был построен в 2015 году (до этого там дважды сооружались временные конструкции при съёмках фильмов). Он состоит из двух пролётов по 45 метров каждый, протянутых между основным скалистым плато и "зубцом" каменного столба, возвышающегося на некотором отдалении от "большой земли", причём если первый участок относительно ровный, то второй имеет уклон около 15-20 градусов. Ну а что он из себя представляет, картинка скажет лучше сотни слов:
Да, вот так, в нашем случае, ступеньки уходили в "никуда" (можно вспоминать и "дорогу в облака", и "лестницу в небо") - в белесо-серое облако, что, конечно, сильно понижало "градус впечатлений"...
Проход по мосту оставил сложные ощущения. Удовольствия я точно не получил: никакого "йес! я делал это!", как после "прогулки" по склону Монт-ребей, кричать не хотелось. Любопытно? В общем, да - как получение ещё одного жизненного опыта, хотя с практической точки зрения и абсолютно бесполезного. Было ли страшно? Пожалуй, всё же нет ... точнее всего сказать - некомфортно, особенно когда ноги на ступеньках-дощечках начали вместе с самим ступеньками выделывать кренделя странной конфигурации. Фотографировать было нечего, кроме мутного "киселя" со всех сторон, но даже если б видимость была абсолютной, я не уверен, что решился бы отпустить хотя бы одну руку от тросов-лееров:) Потом немножко приноровился - эффект "ускользающей из-под ног земли" оказался слабее, если стараться ступать по центру дощечек. Но всё же, если сравнивать ай-петринский мост с теми же испанскими пасарелами, то это просто небо и земля: на пасарелах я чувствовал себя абсолютно уверено, по крайней мере, под ногами там была твёрдая не шатающаяся опора. Ну а главное – туман съедал не только окрестные панорамы, но и "пространственность" происходящего. Так что мечта хоть и исполнилась, но с чувством недосказанности...
После моста делать на Ай-Петри уже было совершенно нечего, тем более что желание согреться одолевало всё сильнее (я с ужасом смотрел на тех туристов, кто, несмотря на все предостережения, были в маечках и шортах). Так что мы, не задерживаясь, отправились в обратный путь, честно отстояв очередь на подъёмник, правда, не столь длинную, как внизу (тут я как раз обозвал нехорошими словами зазывал, предлагавших подъём на джипах: типа, обратно никакой очереди не будет, аггга...).
Спустившись, из тумана-то мы вышли, но даже на побережье погода уже была облачной - совсем не той, на которую мы рассчитывали и какую обещали добрые прогнозные сайты (днём я ещё раз посмотрел их и увидел, что они уже честно выставили "облачность" без всяких прояснений, но ведь дорога ложка к обеду: на то и прогнозы, чтоб готовить к тому, что будет, а не констатировать, что и так видно из окна...).
Однако ничего другого, кроме как принять действительность таковой, как она есть, не оставалось, и мы направились - расстояние тут уже пешее, около километра - к самому красивому и необычному из крымских дворцов - Воронцовскому.
Да, ну что сказать по дамочку под названием "Погода". Сама столько раз попадала. А гору и мост взяла на заметку. Мост хоть и в тумане понравился.
Я против войны! Июнь 22 - Карелия "Паанаярви", Август 22- лотосы Астрахань и Баскунчак, Сентябрь 22- Узбекистан, Январь 23- Иран, Март 23-Красная Поляна, Май 23 - Грузия, Июнь 23 - Киргизия, Ноябрь 23 - Япония, Катар. Январь 2024-Азербайджан, Март 2024-круиз из Дубая.
savl1 писал(а) 05 мар 2021, 12:50: Да и ассортимент здешних развалов был очень непривычным и уже сам по себе вносил какой-то "тибетский" колорит...
Видимо меняется контингент от сезона к сезону, у нас в 2004 были узбеки,конные прогулки, плов и узбекский чай,который они продавали в старом оформлении " индийский со слоном N36".
Может надо было вам немного подождать- переждать туман? У нас наоборот,было жарко,потом набежала туча с сильнейшим ливнем ( а мы уже вышли из леса на плато), мы вымокли, тут же обсохли на ветре и солнце и....были в дальнейшем в восторге от панорамы ,скал, растительности, видов вниз на море и Большую Ялту ....не хотелось уходить...Потом опять дождь и солнце, в общем погода наверху менялась раза три...
sergeyf73 писал(а) 05 мар 2021, 16:06:Зато в тумане мост выглядит таинственно
Scarlet-Cet писал(а) 05 мар 2021, 16:47:Мост хоть и в тумане понравился.
Да нет, есть, конечно, такой эффект "мистичности". Но, честно говоря, эта отговорка тянет лишь на "утешительный приз", любой бы на моём месте предпочёл таинственности прзрачный воздух :)
sergeyf73 писал(а) 05 мар 2021, 16:06:напоминает наши летние блуждания в тумане вокруг подвесного же моста
Ага, прочитал. Ситуация 1 в 1, так что Вы меня отлично понимаете:)
Nicedub писал(а) 05 мар 2021, 18:14:Может надо было вам немного подождать- переждать туман?
Вы, наверное, понимаете, что мысль такая у меня была, как была бы у любого человека на моём месте (и тогда, в крепости Лоарре, тоже была). Но подобные случаи сравнимы с ситуациями с прикупом: на одной чаше весов - условный "Сочи", на другой - банкротство, а грань между ними очень зыбкая и негарантированная. Так и здесь: вопрос же не в том, ждать ли вообще, а в том, сколько ждать. Естественно, я первым делом спросил у ребят-инструкторов около моста - имеет ли смысл, есть ли шанс, что за пару часов рассосётся? Они уверенно сказали, что нет. Но даже эти 2-3 часа (в лучшем случае) - их же надо ещё было где-то провести... Да и минут через 40, я понимал, я начну банально мёрзнкуть, а через час-полтора просто продрогну - и того, к чему это может привести уже в 1-й день поездки, очень хотелось избежать. Некоторые, конечно, нашли бы выход в том, чтобы усесться за кофе или пиво в какое-нибудь кафе (они там есть), но это не для меня, я никогда не мог "по-французски" сидеть за чашкой кофе часами: моя врождённая энергетика начала бы "пинать" меня максисум через 10 минут... Да и планы этого дня не ограничивались Ай-Петри. Так что ждать абы чего и абы сколько - точно не наш вариант:)
Ну и реальность, в принципе, подтвердила мою правоту. Время я, конечно, не засекал, да и Ай-Петри вскоре после спуска исчез из поля зрения, но даже внизу пасмурно было ещё часа 2, а по своему опыту я знаю, что горы очищаются от туч намного позже побережья.
Так что остаётся только, посожалев, списать этот прецедент в разяд "неизбежных в море случайностей" (был такой официальный термин в делопроизводстве морского ведомства царской России), поставив его в один ряд с реставрациями, на которые неизбежно напарываешься в путешествиях: едешь, к примеру куда-то только чтобы увидеть то или иное сооружение, приезжаешь - а оно в лесах (как когда-то собор в Тренто) или в праздничных декорациях, полностью испохабивших аутентичный вид...
Главное в таких случаях - не зацикливаться и помнить, что в жизни всегда и в любых ситуациях есть такой выход, как "шаг вперёд" ... даже если он ведёт в пропасть:) Но ведь даже конец - это одновременно ещё и начало:)
Nicedub, в какой-то мере Вы правы - отчасти это галочка:) Но повтора точно не будет: Вы же знаете, я не возвращаюсь в те же места (распространённое выражение "будет повод вернуться" - это не про меня). Да, в моих планах есть Крым, но уже соверешенно другой, к Ялте не имеющий отношения.
Между нижней станцией канатной дороги, ведущей на Ай-Петри, и Воронцовским парком, где и находится одноимённый дворец - около километра. Можно, конечно, попробовать проехать это расстояние (одну остановку) на автобусе (те же 102 и 132, хотя можно просто сказать, что любой, поскольку другие тут не ходят), но его, во-первых, надо ещё дождаться, а во-вторых, умудриться влезть. Ну и деньги, естественно, какие-никакие на этой уйдут. К тому же не факт, что получится быстрее, чем пешком, поскольку именно на этом участке имеют место быть самые серьёзные заторы, и из-за поставленных абы как машин автобусы частенько не могут разминуться со встречным транспортом, начинаются "тырканья" туда-сюда - автомобилисты знают, как это выглядит... Если же вы приехали на машине и только что побывали на Ай-Петри, то тем паче нет никакого смысла срываться с "насиженного" места, поскольку его сразу же займут, а вот найдёте ли вы новое около парка - бабушка надвое сказала (скорее - всего - нет)... Так что лучший способ перемещения от канатки до Воронцовского дворца - "по старинке", ножками:)
Чтобы попасть к Воронцовскому дворцу, надо пройти ещё метров 500 по парку: в отличие от дворца его посещение бесплатное, да и деньги брать, честно говоря, не за что. Если дворец можно назвать шедевром, достойным встать рядом с лучшими дворцами Европы и не чувствовать себя среди них "бедным родственником", то парк - самый обычный, без "изюминок". Дорожки, тропинки, лестницы, традиционная для Крыма, хоть и милая глазу жителя средней полосы, южная растительность ... я даже не знаю, что сказать про него ещё; мы прошли туда и обратно разными путями, и мне ни разу не захотелось что-нибудь сфотографировать - ни для себя, ни в качестве иллюстрации к рассказу (хотя для этого, может, и стоило пару снимков сделать - просто для общего представления). Хотя нет, всё-таки одно фото я сделал:)
Конечно, столь красивое, интересное и оригинальное сооружение, как Воронцовский дворец, надо видеть в хороший день, в лучах солнца, на фоне голубого неба (правда, определённые ракурсы при этом могут засвечиваться). Хотя... тот его фасад, что выполнен в стиле средневекового английского замка (эту часть дворца можно осмотреть снаружи совершенно свободно и бесплатно), да ещё из местного серо-зеленоватого камня, при "нашей" облачной (почти пасмурной) погоде выглядел вполне атмосферно: ну, вы же понимаете, английский замок и "английская" погода - это как хлеб с солью при встрече дорогих гостей, едины и неотделимы друг от друга:) А вот на качестве фотографий сей факт, к сожалению, отразился заметно...
Вот этот вид мне понравился больше всего:
Воронцовский дворец был сооружён в середине 19 века в качестве резиденции генерал-губернатора Новороссии графа М. С. Воронцова (и ожидаемо получил его имя). Главным архитектором стал англичанин Эдвард Блор, завершивший строительство Букингемского дворца в Лондоне, причём, что любопытно, работал он, как сейчас модно говорить, "удалённо", или "дистанционно" (в Крыму Блор никогда не был). Отличительной особенностью дворца стали два совершенно разных фасада: один (северный, открытый для свободного осмотра) - в "английском" стиле с элементами готики, а другой (южный, выходящий на море) - в неомавританском.
К площади перед дворцом ведут двое ворот. С востока (со стороны Ай-Петри) всё очень хитро: сначала вас встречают башни без ворот, потом вы попадаете в "коридор" между двумя каменными стенами, который заканчивается воротами без башен. Точнее, украшенными двумя небольшими даже не башенками, а, скорее, колоннами:
С западной стороны всё сложнее: тут тоже двое ворот, но уже вполне серьёзных, обрамлённых мощными башнями (первые, примыкающие к дворцу - квадратными, вторые, внешние - круглыми), способных, наверное, выдержать настоящий боевой штурм.
Но, в отличие от восточного входа, здесь есть целых два прохода между воротами (которые имеют по два пролёта), совершенно не похожих друг на друга. Один - такой же узкий "каменный мешок", как и на востоке, а другой представляет собой просторный двор с фонтаном в центре:
Уже снаружи - один из служебных флигелей и бассейн рядом с ним:
Фрагмент декора одного из фасадов:
Упрощённая и немного видоизменённая (в частности, к традиционному "воронцовскому" щиту с расположенными по диагонали двумя розами и лилией между ними добавлен ещё один с тремя горизонтальными полосками) стилизация фамильного герба графов Воронцовых:
"Английский" фасад хорош, даже очень хорош, но ещё больше я предвкушал увидеть южный, мавританский - всё-таки восточная вообще, а мусульманская архитектура, пусть даже нео, как здесь, в особенности - моя слабость и самая большая любовь в этом виде искусства. Но ... тут ожидал облом, сравнимый, разве что, с туманом на Ай-Петри (и я даже не знаю, какой оказался болезненнее для меня...). Дело в том, что с открытой территории дворец с этой стороны почти не виден, а вход на парковые террасы, примыкающие к южному фасаду, разрешён только по билетам (так называемая экспозиция "Скульптуры Южных террас"). И я бы с радостью купил их, даже не глядя на стоимость (в таких случаях она глубоко вторична: если уж ты поехал куда-то ради чего-то, то подразумевается, что ради этого "чего-то" ты "за ценой не постоишь"), но очереди в кассы (причём большинство стоящих в них явно хотели попасть в сам дворец, судя по почти полному отсутствию людей на террасах) отбили всякую мотивацию стоять в них, с моей-то фобией на любые очереди... Нет, ну правда, можно же было сделать при входе на террасы отдельную кассу (пусть даже с наценкой по аналогии с покупкой билета у водителя городского автобуса - варианты при желании найти можно), учитывая, что в процентном отношении туда идёт намного меньше народа...
Вот то, что я так хотел увидеть вживую, и не увидел (макет из бахчисарайского Парка миниатюр):
А дорожка, идущая по свободной территории, не только отдаляется от дворца, что было бы ещё полбеды, но и уходит вниз по склону, и прекрасный южный фасад совершенно теряется из виду...
Ну не задался день с самого начала, что тут поделаешь...
На этой печальной ноте я и закончу рассказ о великолепном Воронцовском дворце. Напомню лишь тем, кто собирается посетить его, где смотреть актуальную информацию о режиме работы: https://worontsovpalace.org/rezhim-raboty .
И всё же судьба оказалась благосклонной ко мне, компенсировав упущенное в Воронцовском дворце уже во дворце следующем - Дюльбере, который стал "серебряным призёром" моего рейтинга крымских дворцов (как я уже писал - после Воронцовского). Да и погода потихоньку начала налаживаться, так что градус впечатлений, наконец, медленно, но верно пополз вверх.
Если Массандровский дворец - "французское" шато, Воронцовский (такой, каким я его увидел) - поместье английского лорда или шотландского рыцаря, то Дюльбер, расположенный в посёлке Кореиз - бело-голубой уголок, типичный для Туниса или Марокко. Он был сооружён в 1890-х годах всё тем же (в своём рассказе я его не раз упоминал) архитектором Николаем Петровичем Красновым для великого князя Петра Николаевича Романова (внука царя Николая I), который оставил службу и поселился в Крыму после того, как заболел туберкулезом. Причём князь и сам принимал активное участие в разработке стилевой концепции будущего дворца, предложив Краснову свой эскиз. Его название (dülber), кстати, на крымско-татарском языке означает "прелестный" или "красивый", что, на мой взгляд, безусловно, верно, но только отчасти: я бы назвал его великолепным или восхитительным:)
Интересно, что в первые годы Советской власти "прелестный дворец" стал настоящей крепостью для находившихся в Крыму членов семьи Романовых, которых большевистский Ялтинский совет после начала немецкого наступления на Украину зимой 1917-1918 годов решил расстрелять. В то время защита "крымских" Романовых была поручена отряду матросов, которыми командовал комиссар Севастопольского совета Филипп Львович Задорожный, подчинявшийся напрямую центральным российским властям. Не получив в изменившейся обстановке новых указаний и продолжая выполнять поставленную изначально задачу, Задорожный распорядился собрать всех находившихся в Крыму представителей императорской семьи - великих князей Александра Михайловича, Николая Николаевича и Петра Николаевича с семьями, а также вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну - во дворце Дюльбер, который из-за его архитектурных особенностей при необходимости было легче всего защищать. Сам дворец был дополнительно укреплён в рамках имеющихся сил и средств: к примеру, на зубчатых стенах расположились пулемётные расчёты. По иронии судьбы, в разработке планов обороны поместья севастопольскому комиссару помогал сам Великий князь Александр Михайлович, под командованием которого Задорожный служил в 1916 году, и теперь они поменялись ролями.
История сохранила разные мнения членов семьи Романовых о Задорожном: Александр Михайлович и Мария Фёдоровна отзывались о нём очень хорошо и даже с теплотой. Мария Фёдоровна даже заказала скульптору Г. В. Дерюжинскому, бывшему тогда во дворце, гипсовый бюст Задорожного (позже он был выставлен на Ялтинской художественной выставке 1918 года), а по окончании работ устроила обед в честь Задорожного. Более строго к комиссару относилась Великая княгиня Ольга Александровна, которая потом написала так: "Это был убийца, но человек обаятельный. Он никогда не смотрел нам в глаза. Позднее он признался, что не мог глядеть в глаза людям, которых ему придётся однажды расстрелять. Правда, со временем он стал более обходительным".
Как бы то ни было, ялтинские большевики так и не решились штурмовать дворец, и отряд Задорожного охранял Романовых до их отъезда в эмиграцию весной 1919 года. А в самом дворце через 3 года был открыт санаторий, позже получивший название "Красное знамя", каковым - но уже под своим историческим именем – он остаётся и сегодня ( https://sk-dulber.ru ). Правда, посетить его территорию (без захода внутрь корпусов), в отличие от ялтинского Дворца Бухарского эмира, можно без проблем, как индивидуально, так и с экскурсией – в дневные часы и за плату ( https://sk-dulber.ru/price/preyskurant- ... nye-uslugi , в цену входит пользование пляжем). Деньги, конечно, не копеечные, но и не такие уж большие, а память останется навсегда. Главное - что это возможно в принципе:)
Атмосфера Востока чувствуется ещё снаружи, при входе на территорию дворца-санатория:
Даже общая схема и утилитарные таблички-указатели выполнены в стиле арабской каллиграфии:
........
Самое живописное место дворца Дюльбер - площадь перед главным фасадом с круглым бассейном, окружённым высокими пальмами, в центре:
Центральный вход оформлен в виде типично восточного портала с нишей-айваном:
Верхняя часть ниши украшена традиционным "сталактитовым" декором:
Если приглядеться (цветовой контраст не слишком сильный), то арабеска над входом представляет собой не просто орнамент, а каллиграфическую надпись на арабском языке, которая переводится как "Да благословит Аллах вошедшего сюда":
Любопытно, что на портале второго корпуса, сооружённого в общем восточном "тренде" (что приятно и правильно!) уже в 1938 году, есть внешне похожая надпись, тоже в арабском стиле, но уже на русском языке, хотя чтобы прочесть её, надо сильно присмотреться и ещё сильнее постараться. А написана там одна из "парадных" статей советской Конституции: "Граждане СССР имеют право на отдых".
Очень красиво "вписан" в окружающее пространство, в общем-то, сам по себе довольно простой, но обаятельный бассейн с центральной женской статуей:
Сбоку, в зарослях плюща, установлен пристенный фонтан тоже в типично восточном стиле. Правда, судя по фотографиям в интернете, он явно нуждается в реставрации (голубого декора на нём должно быть намного больше):
Как и полагается Востоку, дворец Дюльбер лишён симметрии: ни один фасад не похож на другой, и если обойти его со всех сторон, можно увидеть новые и новые декоративные элементы, одни более красивые, другие чуть менее, но атмосфера, дух и стиль выдержаны везде. Для любителей восточной архитектуры это настоящее пиршество для глаза и души, это настоящий уголок арабского (и не только) Востока! (особенно в ситуации, когда "настоящий" Восток оказался "временно недоступен"...)