Давайте я раз в год хоть что-то полезное напишу. В последнее время много вопросов про визу «цифровых кочевников», которую стало возможным получить с этого года, отвечу всем разом. Сразу скажу, о визе тут говорить неправильно. Это ВНЖ, хоть и с ограничениями, но также и со всеми вытекающими последствиями (например, с необходимостью уведомлять о его наличии российские власти, если вы гражданин РФ). А визу вам вклеят в паспорт при необходимости, если одобрят ВНЖ, просто чтобы вы могли въехать в страну.
Итак,
условия:
▪️ Вы работаете в штате иностранного (не хорватского) работодателя, или имеете собственную компанию/ИП, зарегистрированную не в Хорватии;
▪️ Вы работаете удалённо;
▪️ Вы имеете на счету сумму, или можете доказать наличие постоянного дохода, из расчёта 16907,5 kn в месяц (увеличьте эту сумму на 10% для каждого члена семьи, который будет получать ВНЖ вместе с вами). Эта сумма на 2021 год, она зависит от средней зарплаты по стране за прошлый год и, соответственно, будет меняться каждый год.
Плюсы:▪️ Разрешено воссоединение семьи, то есть можно с собой привезти супруга, детей и т. п., просто покажите больше денег;
▪️ Не нужно платить дорогую и бесполезную государственную медстраховку;
▪️ Не нужно заключать договор аренды сразу на год;
▪️ Заявление можно подать онлайн;
▪️ Вами не будет интересоваться налоговая. Ну, по крайней мере, она так обещала.
Минусы:▪️ Этот ВНЖ нельзя продлить по тем же основаниям раньше, чем через 6 месяцев после окончания предыдущего. То есть вы можете продлить «цифрового кочевника», сменив на следующий год цель ВНЖ, например, на учёбу или работу. Но если вы хотите остаться в статусе именно «цифрового кочевника», то будьте добры по окончании срока ВНЖ выехать из страны на полгода;
▪️ Одобряется на срок не больше одного года (как, впрочем, и почти любой другой ВНЖ);
▪️ Ни вы, ни члены семьи не получают права работать на внутреннем рынке труда.
Подводные камни:▪️ Не забывайте, что набор документов для членов семьи, которые подаются по воссоединению семьи, отличается. Как минимум, потребуется перевод свидетельства о браке. Свежего, не старее 6 месяцев (хотя если свидетельство старое, а перевод свежий – может проканать. А может и нет). Также могут попросить спонсорское письмо, но если процесс пойдёт, то его форму вам дадут. В случае гражданского брака всё чуть сложнее, но тоже возможно, не буду загромождать пост, это отдельная тема.
Процедура:▪️ Заполнить заявление:
https://digitalnomadscroatia.mup.hr/Pages/Zahtjev . В нём необходимо указать место жительства. Если у вас нет постоянного адреса в Хорватии – сойдёт адрес отеля, где вы остановитесь на первое время для поиска жилья;
▪️ Приложить копию загранпаспорта;
▪️ Приложить доказательство наличия медстраховки, включающей территорию Хорватии, на весь срок предполагаемого пребывания (любой, какая вам больше нравится, но она должна покрывать весь срок, то есть действовать 365 дней в году из 365, а не 90 дней в период 365 дней, как на визу);
▪️ Приложить трудовой договор, либо справку работодателя, либо документ о регистрации собственной фирмы/ИП вместе с каким-нибудь доказательством, что работа осуществляется удалённо, в общем, любую бумажку, из которой видно, что вы работаете удалённо;
▪️ Приложить доказательство наличия финансов – выписку со счёта, или долгосрочный договор с указанием ежемесячных выплат, или ещё что-нибудь, чтобы вам поверили, что у вас достаточно денег;
▪️ Приложить справку о несудимости;
▪️ Все документы должны быть переведены на хорватский язык, перевод должен быть нотариально заверен. Впрочем, страховку можно не переводить, если она на английском, к этому вряд ли прикопаются. Остальное – надо. Документы, выданные государственными органами РФ, апостилировать не надо. Про другие страны не знаю.
Когда одобрили:▪️ Если вам нужна виза для въезда (РФ, РБ), обратитесь в консульство, которое на основании этого одобрения вклеит вам визу D для въезда. Если виза не нужна (Украина), можно просто садиться и ехать;
▪️ Въехать в страну надо не позднее 30 дней с момента одобрения.
Когда приехали:▪️ В течение трёх дней с момента прибытия в страну явиться в полицию по месту жительства, зарегистрироваться и подать заявление на выпуск удостоверения (если вы не получите его в консульстве в своей стране, тут зависит от конкретного консульства).
Административные расходы:▪️ Не буду детализировать, общая сумма различных поборов составит около 1200 kn.
Пара дополнений от читателей, которые успешно прошли процедуру и получили этот вид ВНЖ:▪️ Перевод документов, которые изначально на английском языке, не требуют;
▪️ Статус самозанятого в РФ вполне себе достаточен для подачи, регистрировать полноценного ИП для этого не обязательно.