Serhio-79 » 01 янв 2015, 23:18
Часть 2. Хорватия нетрадиционная
Решение съездить в Риеку было обусловлено желанием увидеть не только Хорватию традиционно-туристическую, но и Хорватию не много другую. Из Пулы в Риеку (расстояние 90 км) можно добраться двумя способами – автобус (стоимость 92-96 кун в одну сторону, время в пути около 2-х часов, рейсы в среднем каждые 2 часа), дизель-поезд (стоимость 65-70 кун в одну сторону, длительность пути около 3 часов, 3 рейса в день). Решил воспользоваться первым вариантом. Билеты покупал на автостанции Пулы минут за 20 до отправления (предварительной продажи нет, по интернету купить нельзя, карточкой оплатить можно билеты не всех автобусних компаний, обратный билет также купить нельзя). Билеты продаються с указанием мест в автобусе, но все садятся, где им удобно. Автобус заполнен примерно на 30%. За бортом по хорватским меркам не жарко (+26…+28), но водители включили кондиціонер на полную мощность.Соответственно, окна быстро запотевают,попутки сделать через них фото на ходу, превращаются в кошмар…
Трасса Пула-Риека уходит вглубь от побережья, углубляясь сразу же в сельскохозяйственные районы. Начало июля, все поля стоят зеленые. Время от времени замечаем пасущиеся на них стада (лошади, овцы и даже ослики). Километрах в 20 к востоку от Пулы начинаються горы. Уходим в ущелье по очень крутому серпантину. С обоих сторон – горы,покрытые лесом. На склоне одной из гор бросается в глаза огромная залысина – карьер, по добыче какой-то горной породы, с работающей техникой. Чуть выше – залисина по-меньше, но на ней каменем выложена огромная надпись «TITO». От окончания эпохи правления маршала прошло уже без малого 4 десятка лет, а надпись стоит, и простоит еще долго, наврядли кто с земли решится подняться по склону через леса, чтобы ее развалить, т.е. будет напоминать о Й.Тито если не вечность, то очень долго. Кого как – но меня это впечатлило и навеяло на нехорошие мысли…
Населенных пунктов в ущельев мало , едем без остановок. Много каких-то заброшенных промстроений, несколько раз пересекаем рельсы узкоколеек. Заезжаем в маленький городок под названием Rasa – на малой скорости делаем круг по центральной площади (вокруг нее сосредоточены все важные учреждения города – мэрия, пекарня, школа, небольшой отель) – никто из людей на площади не подал автобусу знак остановиться – поэтому, набрав скорость, уезжаем… Меня снова впечатляет. Снова по серпантину едем вверх, покидаем этот малоприветливый регион. И спустя некоторое время заезжаем в очень ухоженный, зажиточный, и по-моему даже курортный городок Labin. На улицах много красивих новых домов и элементов ландшафтного дизайна. На центральной улице много магазинчиков известных европейских брендов, запомнились «TiTi» и «Kappа». В Лабине делаем единственную большую остановку (15 минут). Почти все пассажиры выхоят размяться. На автостанции висит расписание проходящих автобусов. Нахожу наш рейс – едем строго по графику, минута в минуту. За Лабином дорога постепенно сновы выходит к побережью. Небольшой серпантин идет вдоль склона прямо над морем, виды немного напоминают Лазурный берег Франции . Вдали уже видна цель поездки – второй по значимости город-порт Хорватии – Риека. Но до Риеки мы проехали по еще одному очень курортному городу - Опатия(к сожалению, с минимальной остановкой – только на высадку-посадку пассажиров, так что даже выйти не удалось). Де-факто, Опатия является пригородом Риеки, о чем свидетельствует колоритный дорожный знак, на одной стороне которого написано «Rijeka», а на другой – зачеркнутая надпись «Opatija». Строго говоря, если очень хотелось,можно выйти в Риеки, погулять там, а за тем на городском автобусе ( №16) доехать до Риеки. Но посвятить много времени Опатии я не планировал, т.к. фактически этот город предстаяляет собой двепримерно 10-километровые параллельные улицы, почти сплошь состоящие из отелей различной классности и санаториев. Город как-бы на склоне, улицы достаточно узкие, тротуары есть не везде. Есть пешеходная набережная-променад, красивая центральная плащадь с фонтанами, несколько парков и, естественно,пляжи. Бросилось в глаза, что современных зданий практически нет, все отели и санатории построены в стиле Австро-Венгерской Империи, т.е. в конце 19- начале 20 в.в. Но вернемся к Риеке. Как я уже говорил, Риека является крупным городом-портом. Так что практически вся набережная представляет промзону с объектами соответствующего характера (краны, склады, подъездные ж/д пути и т.д.). Автовокзал Риеки – это ничто, нигде ничего подобного видеть не приходилось. В отличие от аналогичного в Пуле, представляющего собой отдельно стоящее здание с кассами, небольшим залом ожидания, кафе, банкоматом, газетным киоском, WC, автовокзал(автостанция) Риеки представляет собой небольшую площадь, окруженную жилыми домами в центре города, на первом этаже одного из которых, между двумя магазинами, находится небольшое помещение, где находится касса по продаже билетов (4 кассира), но при этом реально большие очереди. Никакого другого сервиса не предусмотрено! Зала ождания, равно как и лавочек на улице – также нет. Пардон, WC – надо перейти по пешеходному переходу на другую сторону улицы, подняться по ступенькам, где в непонятной пристройке к старому жилому даному и рас положено данное платное заведение (есть указатели). Вернемся к кассе. Приехал я достаточно рано утром, расписание обратных рейсов предварительно изучил. Но купить обратные билеты на вечер возможности не было, билеты продавались только за 1 час(!) до отправления… В об щем понадеявшись на удачу, отправился гулять по городу. Первое впечатление от Риеки – это очень сильная жара, на термометре, на набережной показувало +31, но ощущалось на 35 и выше. В Риеке расположен главный офис крупнейшей паромной компании(ferry) «Jadrolinia», осуществляющей рейсы в ближайшие приморские города Хорватии, а также на острова. Рядом с портом, как положено, существует вещевой рынок. Представляет собой он, как и у нас, длинные ряды металлических киосков, закрывающихся роллетами. Так же, как и у нас, на киосках висят таблички с ФИО владельцев. Фамилии в подавляющем большинстве – албанские. Ассортимент вещей в основном Китай, но есть кожгалантерея и из Италии. Мужские кожаные ремни – от 70 кун, в ТЦ такие же от 110. От главной приморской улицы города (Riva) в море выступает небольщой полуостров, на котором расположен красивый парк с Национальным оперным театром имени Ивана Зайца (Ivana Zajca). Иван Зайц – знаменитый хорватский композитор и дирижер 19 – начала 20 в.в., уроженец г.Риеки. От парка поворачиваю вглуб туристического центра, пересекая две параллельные и очень оживленные улицы Riva и Adamiceva, по пути рассматривая шикарную архітектуру города. Если говорить об архитектуре города кратко, то Риека – это уже не Истрия, но еще и не Далмация. Если подробно – то на архітектуру города наложила от печаток его история – в течении нескольких веков он принадлежал Австро-Венгерской Империи, потому его центр очень по-венски монумента лен. Хотя районы чуть дальше от центра мне очень напомнили Будапешт. Туристический центр представляет собой длинную пешеходную улицу Korzo, на которой находится одна из главных достопримечательносте города – городская часовая башня, а также ряд ТЦ и бутиков. Что касается шоппинга – на ул.Корзо расположены 2 из 3 основных ТЦ города - "Korzo", "Robna Kuca". Первый не впечатлил абсолютно. Во втором – достаточно большой выбор обуви (производители, как ни странно, Индия и Албания. Ну и Китай разумеется. Хорватских марок нет вообще). Цены – от 400 Kn, качество среднее. Есть также большой выбор мужских шелковых галстуков, цены: итальянские от 199 Kn, хорватские от 299 Kn. На этой же улице расположен бутик галстуков «Croata» (цены от 500 Kn, ручная работа), а также транснациональные «Zara» и «H&M». Чуть выше Корзо находяться другие достопримечательности города – Кафедральный Собор Св.Вита (очень необычной формы, изображен на обратной стороне банкноты 100 Kn), Церковь Вознесения Непорочной Девы Марии, а также Косая (Венецианская) Башня. Еще одна достопримечательность города – Церковь капуцинов Лурдской Божьей Матери находится в районе автовокзала.
Но продолжим тему шоппинга. В Риеке находится крупнейший в северной Хорватии торговый центр – «Tower». Расположен в южной части города, от центра добираться автобусом №1 (ехать до конечной остановки Pecine Plumbum, затем еще одну остановку – здесь автобус идет по кольцу). Стоимость поездки в автобусах Риеки - 10 Kn, билет продается у водителя и подлежит прокомпостированию. Действителен 60 минут. Автобус №1 ходит 2-3 раза в час.
ТЦ Tower» расположен в заметно издали современном 15-этажном здании, магазины расположены на нижних пяти, будет ли центр расширяться дальше - не знаю. Выбор товаров большой, есть скидки. На нулевом этаже – продуктовый супермаркет. В принципе, на шоппинг можно потратитьцелый день. Основной контингент покупателей – местные, туристов немного.
Обратный путь прошел без приключений. По пути к центру по мосту переехали через небольшую реку Риечину (давшую название городу), по которой в20-30-е годы проходила граница между итальянской и австо-венгерской частями города. Билет на автобус до Пулы купил за 40 минут до отправления. Правда в этот раз автобус был приходящий (из Загреба) и немного опоздал, но в конечный пункт следования, Пулу, все равно прибыл четко во-время