Нитка: Abu Dhabi - E11- Al Ruwais – E15 - Liwa – E90 - Himeem – E90+E95 - Al Quaa – E70+E30 - Abu Dhabi
Трек
Финансы: 13500 р стоил авиабилет, на месте потратил баксов 20 на напитки и фрукты-овощи.
Перелёт: EY63/EY64 чартер а/к Emirates, по факту выполнялся а/к Etihad. Никаких отличий от регулярного рейса не замечено. В стоимость входит 30 кг багажа, в который можно брать велосипед без ограничений по размеру. Оба самолёта были полупустые. Сервис отличный, кормят хорошо, второй стакан вина приносят сразу :)
Автономность: Я брал с собой крупы и сушёное мясо на все 8 дней — на месте мало магазинов и они по большей части типа сельпо. Само собой палатка, бензиновая горелка, 10 л бурдюк под воду. Воду можно набирать на автозаправках (их тоже мало) из специального крана или из туалета — говорят не питьевая, но я пил – нормальная вода. Воду из поливальных шлангов брать нельзя – там плохая опреснёнка. Также на заправках и в любом магазине в продаже 1,5 л бутылки воды. Я старался всегда возить с собой воду хотя бы на день вперёд – благо рельефа нет и лишний вес не напрягает. Я выпивал около 1,5 л воды в день, плюс утром и вечером чай, расход воды около 3 л в день при зимних температурах и ненапряжном рельефе.
Дороги: Всюду в эмирате шикарный асфальт, с него не сходил. Каждая трасса имеет широкую асфальтовую обочину, по которой приятно ехать на велосипеде даже при наличии большого грузового трафика. Были бы дороги с такими обочинами где-нибудь в Европе, на них бы шоссеров было больше, чем машин!
E11 — по четыре полосы в каждую сторону, высокий трафик, разделитель встречки, отличная разметка, асфальтированная обочина 4 м.
Е15 — первые 10 км до города Ghayathi ремонт дороги – пыль, техника, нет обочины, трафик. Далее дорога пустая (5 машин в час), разметка стёршаяся, по 1 полосе в каждую сторону, разделитель, асфальтовая обочина 2 м.
Е90 — дорога, огибающая край пустыни Руб-эль-Хали, лёгкий рельеф при наборе-сбросе по дюнам. Отличная разметка, по 1 полосе в каждую сторону, 2 м асфальтовая обочина, трафик слабый (10 машин в час). Дальше на восток от Himeem дорога нарисована на гуглокартах, но в реальности закрыта, тк. построена нефтяниками для разработки нефтяных полей и не предназначена для общего пользования. Первые 30 км от Himeem до поста асфальт, дальше вроде тоже (на спутниках видно грунт, но видимо уже положили покрытие). Пост можно объехать по приграничной дороге (официально тоже закрыта, но шлагбаума-поста нет, только знаки), около 30 км с жёстким рельефом и пересыпанным песком асфальтом. Трафика на приграничной дороге нет вообще. Есть два участка ремонта, по 5-10 км каждый (за Galfar Camp и на углу трёх границ, где она превращается в E95 и идёт на север). На ремонтируемых участках объезд по плотному грунту, пыльно но едется.
Е95 — От угла трёх границ (с Оманом и Саудовской Аравией) на север идёт Е95, никаких постов до Al Quaa нет, шикарный асфальт с разметкой и обочиной. Трафик по Е95 порядка 10 машин в час.
E70 — асфальтированная обочина 3 м, трафик 10 машин в час
E30 — асфальтированная обочина 3 м, трафик высокий.
Водители: Несмотря на пугалки в интернетах, водители очень законопослушны и вежливы. Никто не гоняет, велосипед стараются объехать как можно дальше. От удивления и восторга (велосипедист здесь – редкий зверь) многие приветственно пробибикивают. Иногда останавливаются взять интервью, сфоткаться на память, предлагают воду, еду и деньги. Единственный стрёмный момент – в связи с тем, что велосипедиста многие видят впервые, то водители не понимают суть подаваемых им знаков – на круговом движении меня пару раз чуть не сбили, несмотря на все отмашки. Если знать об этой особенности, то можно быть осторожнее и не доверять машинам на круге.
Погода зимой: Днём +26, ночью +16, солнце весь день и безоблачно. Осадков нет как класса, но утром ложится довольно обильная роса. Ветер обычно дует с СЗ, при движении против него скорость падает существенно.
Дневник.
Прилетел утром в Абу-Даби, собрал вел, набрал бурдюк водой в туалете и покатил в сторону E11. Где-то на выезде из города встретил единственную по дороге заправку и большой супермаркет, затарился. По плану надо было отмахать чуть больше сотки и закэмпиться где-нибудь в районе острова Abu al Abyad. На сам остров меня не пустили — стоит будка с часовым и шлагбаумом, что там на острове такого не знаю, машины туда какие-то проезжают. Не очень-то и хотелось — отъехал 300 м от шлагбаума и встал на берегу солёного озера, под табличкой «купаться запрещено» (есс-но, купнулся — вода отличная). В солёном озере есть приливы и отливы, то есть оно соединено с Персидским заливом. Озеро с квадратными берегами, искусственное, но что именно хотели сделать не понятно – в нём посадки каких-то полузатопленных деревьев, и судя по спутнику такой ландшафт там на многие километры окрест:
Может эмиратцы так берег наращивают, они вроде славятся своими искусственными островами?
На следующий день продолжил движение по Е11 до города Al Ruwais. Ландшафт вдоль всей Е11 довольно скучный – плоскотина, такыры, высолы, солёные озёра:
Перед Al Ruwais свернул на Е15, и, проехав зону ремонта дороги в сумерках встал под опорой башни сотовой связи. Утром возобновил запас воды на заправке в городе Ghayathi и поехал по Е15 на юг. Ландшафт становится более интересным – появляются небольшие, до 10 м высотой барханчики, среди которых разбросаны лагеря бедуинов, гоняющих верблюдов:
Верблюды пугливые, от чужого человека убегают, еле удалось заставить одного попозировать:
К вечеру долетел при попутном ветре до конца Е15 — края пустыни Руб-эль-Хали, трасса прямо упирается в величественные дюны, возвышающиеся на 100 м над дорогой. На месте стыка Е15 и Е90 стоит форт, скорее всего реконструированный:
Открутил немного по Е90 и встал в пальмовом оазисе (они здесь называются mahadhar), проникнув через заборчик. Зачем они растят финики понятно не очень — их никто не собирает, вон они так и висят на пальме, и пищевой ценности не представляют:
Также не совсем понятно, как жители махадхаров существовали до появления курсирующих по дороге цистерн с питьевой водой и полусолёного водопровода для полива — единственный колодец, который я видел в форте Ябанна был около 8 м в глубину и был абсолютно сух…
Поставив палатку пошёл гулять в закатные дюны:
На следующий день проезжаю всю трассу Е90, встаю не доезжая нескольких километров Mahadhar Himeem. Гордый Liwa City оказывается посёлком с пятком зданий, вид на дюны из него хуже чем с места моей предыдущей ночёвки. По дороге посещаю ещё один форт:
Новодел, но судя по торчащим из стен клокам соломы, реконструировали с применением олдовой саманной техники. Завтра будет решаться, удастся ли мне прорваться дальше на восток к границе с Саудовской Аравии и Оманом. А пока снова иду гулять по дюнам:
На утро быстро скатываюсь до заправки в Хамиме – она маленькая, без магазина. Наливаю по полной бурдюк и бутылки водой из туалетного рукомойника — скорее всего до самой Аль Куаа воды мне не добыть, а застрять в пути на день вполне возможно, т.к. по этому району у меня нет никакой информации. Спросил на заправке про дорогу — говорят не пустят меня туда — нужен пропуск, детали не ясны, английский у заправщика плохой. Ладно, поисследую – время всё равно есть; если придётся возвращаться в Абу-Даби по Е65, то у меня как раз день-другой на разведку.
Откручиваю немного назад – хочу сначала проехать параллельной дорогой мимо ресорта Qasr Al Sarab, который по слухам представляет собой архитектурную реконструкцию арабского замка. Но не тут кобыла — в начале дороги стоит пост со шлагбаумом и никого не пускают без брони отеля. Охранник некоторое время общался по рации о возможности пропустить велосипедиста, но в итоге всё равно развернули. Ладно, поеду дальше по Е90. В указателе на поворот не упоминается Al Quaa, только названия двух нефтяных полей (что-то типа Qusahwira и Mender oil fileds). Трасса идёт в красивых дюнах, но с обеих сторон дороги заборчики — слева Arabian oryx protected area, справа Qasr Al Sarab protected area. Так выглядит Qasr Al Sarab с трассы Е90:
С другой стороны к замку тоже не подъедешь, закрытые ворота:
Через 25 км от начала развилка: налево пропускной пункт нефтяников и продолжение Е90, прямо к границе. Сходил разбудил охранника, пообщались. Пропустить меня он не может, так как объект с пропускным режимом. Но советует объехать его пост через границу, говорит никаких проблем с погранцами там не будет. Так и делаю, еду ещё 10 км до границы во всё увеличивающихся в размерах дюнах.
Перед съездом на приграничную трассу стоят запрещающие знаки «Военная зона. Фотографирование запрещено» и «Частная дорога. Гражданским машинам запрещено». Но никого нет, ни шлагбаума, ни часового, так что решаю двигаться вперёд. Прямо на повороте встречаю джип, съезжающий с погранки – ничего мне не сказали, считаю это хорошим знаком. Дорога вдоль пограничного забора проложена по прямой — постоянно приходится терять-набирать, то вверх на дюну, то вниз к такыру. Уклоны крутые (судя по знакам, 20%), местами приходится затаскивать мою водовозку, так как въехать не хватает сил. Дорога асфальтовая, но местами полностью заметена песком, впрочем всё проезжаемо. Слева ОАЭ, справа Саудовская Аравия — найди 10 различий (:
25 км погранки я ехал и тащился больше, чем 3 часа. Зато съехав с неё обратно на Е90, идущую в обход дюн по дну такыров, я просто полетел. Проехал лагерь нефтяников Galfar, встал в живописном месте под дюной:
На следующий день я потравился, несколько часов приходил в себя, расстелив пенку на обочине. Каждый второй проезжающий останавливается, спрашивают, не нужна ли помощь — закон пустыни. Проехал в этот день кил 60 против ветра, поняв что выбиваюсь из графика, стопанул первый попавшийся грузовичок и пробросился ещё км 60 до Al Quaa с гостеприимными пенджабцами. Здесь пополнил водой на заправке свои бутылки и поехал кэмпиться к началу трассы E70. После Аль Куаа дюны сходят на нет, по сторонам от дороги идут 10 м барханчики. Слева опять же забор Arabian oryx protected area — ничего он площадь охватывает. Справа тоже забор, уж не знаю для чего – табличек не было. Проехав 120 кил решаю остановиться – на завтра остаётся ещё около 80 до аэропорта. Они также легко делаются сперва по трассе Е30, а потом уже по всяким пригородам агломерации Абу-Даби. Приехав в аэропорт, убедился, что время вылета моего рейса завтра не изменялось. Отъехав 300 м заночевал прямо у заезда в терминал Т3, за кустами отгораживающими трассу. Никто меня не пришёл ночью беспокоить, только трасса всю ночь грохотала, да орало птичьё. Так и закончился этот велопоход.
Резюме. ОАЭ совершенно несправедливо недооцененная страна для зимнего велотуризма. Отличные дороги и вежливые водители, шикарная стабильная погода, дешёвые билеты с включенным в багаж велосипедом. Думаю, я ещё вернусь сюда — обкатывать сухие джебели и вади северных эмиратов и приграничных районов Омана, виза которого сейчас получается автоматом через сайт.