.
из серии заметки о Ямайке ч.1
Доброе время суток.
Наше путешествие на Ямайку произошло летом 2007 г., а точнее в конце июля. После 6-ти месячного пребывания в странах Южной Америки, мы с мужем решили съездить в места, намного отличающиеся по своей культуре и языку. И так как нам давно хотелось поехать на Карибские острова "дикарем" и при этом, денег у нас было немного, наш выбор пал на Ямайку - хотя есть острова еще дешевле для бюджетных путешественников. Но главной причиной нашего визита была колоритная и разношерстная культура этого острова.
После многочисленных переездов на автобусах по латинским странам, на Ямайке мы решили по началу остановиться в одном месте на продолжительное время, а затем решить, что и куда. За несколько недель до нашего приезда на остров, мы нашли по интернету тихое и еще не часто посещаемое туристами место на юге Ямайки. Важно отметить, что юг страны считается наименее красивой частью острова - с чем я лично не согласна, так как красота это понятие относительное. Люди в этом месте еще не избалованы потоками туристов, и тут еще нет огромных гостинниц Я говорю "еще", так как я не думаю, что это место будет еще долго оставаться раем для туристов-дикарей.
По прибытии в аэропорт в Кингстоне нам предстояло простоять около часа в очереди, чтобы получить штамп в паспорте, и я немного волновалась из-за того, что у нас еще не было билета в обратный конец. Так как мы граждане Израиля, нам не нужно было иметь визу на Ямайку заранее, но мы хотели пробыть на Ямайке 2.5-3 месяца, а штамп обычно ставили от 1 до 2 мес. Но все прошло очень гладко и на выходе из аэропорта нас уже ждало заранее заказанное такси.
Нас ожидала поездка 3.5 часов из Кингстона в Тreasure Beach стоимостью 160 дол. Наш водитель по имени Генри оказался очень приветливым и приятным в общении. По дороге мы подобрали... его знакомую, так он сказал. Еще через минут 30 он достал банку с Эдвилом, внутри которой был, засунут не маленький джойнт. Скоро мы все разговорились, и я спросила, есть ли, у нашей спутницы есть дети. Она сказала что да, а наш водитель Генри является отцом ее детей. Я по наивности ее спросила, сколько времени они женаты? На что женщина ответила, что они не женаты. Я спросила, сколько они вместе живут? На что получила ответ — они не совсем живут вместе. Я перестала задавать вопросы. У меня не было никаких познаний о жизни на Ямайке. По дороге мне нужно было привыкнуть к движению в противоположном направлении и к быстрой езде. Наш водитель, наверное, имеющий уже опыт с туристами, ехал не спеша. Но его подруга/жена начала его подгонять, и мы поехали как местные.
Как местные - это значит, мы приехали раньше на примерно полчаса. Что меня еще поразило в поездке это различные надписи и знаки с очень оригинальными выражениями То есть вместо привычного и всем понятным " Не ездить на высокой скорости" вы увидите всякие чудные выражения вроде там "Высокая скорость вас может убить, то убей ее с твоим шлемом" или что-то в этом роде. Я еще об этом напишу в продолжении. Но мне уже начал нравиться этот остров…
После прибытия, пока мой муж и Генри тепло прощались около машины, я предложила моей спутнице взять пакетик чипсов из нашей сумки, на что она с благодарностью взяла четыре и попросила меня не рассказывать об этом Генри. «Это для детей» – сказала она, а мне и не жалко, подумала я. Но мне было интересно это наблюдать.
Надо сказать, что хотя перед нашим визитом мы около месяца общались по электронной почте с хозяйкой места, в котором собирались оставаться, но мы понятии не имели, кто она и как она выглядит. И вот нам навстречу выходит совершенно белая раста вумен (кто это – будет объяснено ниже) с длинными копнами волос, с хорошим английским, с совершенно небритыми частями тела, что у нас в стране посчитали бы за большое неприличие. После всяких здрасти, нас провели в нашу небольшую комнату на втором этаже их дома. В самой комнате нам было предоставлено 2 фена – один на потолке, а другой на полу, микроволновая печь, небольшая 2-х конфорочная электрическая плита и душ без горячей воды. И конечно был дисковод (магнитофон) с радио. Обратите внимание на радио! Мы к нему еще не раз вернемся.
Окна были с 3-х сторон комнаты и совершенно лишены штор. И нам стало понятно, что придется переходить на деревенский режим: вставать с восходом, а чем заняться после заката мы придумаем позже. Наша хозяйка пригласила нас поужинать местным блюдом, состоящим из аки, риса и еще каких-то овощей. Аки — это фрукт, и если вы не знаете, после варки он по вкусу напоминает яйца. Нам сразу же сказали, что его не в коем случае нельзя есть, когда плод еще закрыт, а то можно серьезно отравиться. Еда Ямайки это отдельная тема, о которой я еще напишу.
На следующее утро мы проснулись около шести утра и первым делом отправились на море, находившееся от нас в 5 минутах ходьбы. Может быть берега северной части Ямайки и красивее южной, но во-первых мы этого и не знали (и еще не хотели знать) и мы были одни на этом диком берегу, не испорченным еще туристами и попрошайками. Это то, что мы делали в последующие 2 недели: море, берег и солнце. Но я забыла вам сказать, что наш второй день в Ямайке – был 6 aвгуста, а это в календаре День Независимости страны.
Чтобы добраться до ближайшего супермаркета нужно идти порядка 30 мин. Там же был местный ресторанчик где за 3.5-4 дол. на человека можно было пообедать джерк чикен (маринованной в местном соусе и сделанной на гриле курицей) или просто жареной курицей, карри гоат (козлом в соусе карри) или свининой. В 20 минутах оттуда можно было посетить более дорогие ресторанчики для туристов. Но мы этого просто не делали. В День Независимости большинство мест были закрыты и мы прошли несколько километров прежде чем нашли то, что нам было надо. Что было очень приятно это многочисленные приветствия местных. Они в честь праздника проезжали с ямайским флагом и кричали нам «велком» и спрашивали, первый ли это для нас визит в их страну. Как я уже говорила, люди здесь еще не избалованы туристской индустрией.
дядя чинит машину - видели его каждый день по дорогое в супер
Так как ближайший банк, и большой супермаркет были в 25 км от нашего местонахождения, то на следующий день нам пришлось взять местное route taxi, которое стоило около 3 дол на человека. Но не всегда было прямое транспортное сообщение и нам приходилось брать 2 такси вместо одного. В путеводителях говорится, что нужно брать только официальные такси с красным номером и это так, Но это не всегда получается. Выйдя на главное шоссе местечка, мы простояли около 20 мин, пока нам местный старичок не помог остановить такси. Это была семейная Тойота с местами, рассчитанными на 5 человек, включая водителя. Кроме нас там было еще 2 человека и мы, поздоровавшись с пассажирами и водителем, тронулись в путь. Тут и произошло наше знакомство с настоящей ямайской ездой и дорогами. Дороги в большинстве частей Ямайки очень узкие и не предназначены для пешеходов. Чтобы идти по такой дороге нужно быть: 1.очень худым, 2. идти задом наперед, 3. иметь глаза на спине и идти против движения машин. Машины несутся очень быстро для таких дорог. Сама скорость не является высокой для хайвеев в США или Европе, но по дорогам Ямайки она кажется молниеносной. Водитель при этом может разговаривать по мобильнику, вести машину одной рукой и еще успевать притормаживать, завидев случайного пассажира,. Пешехода, как назло замедляющего шаг, козлов, стада которых появляются через каждые 500 метров, увидев местную секс бомбу или белую туристку от 16 до 90 лет.
Через минут 10 после начала поездки нас собралось в такси уже человек 5 не считая водителя. Через 20 мин нас уже было 7 человек, тоже не считая водителя. Но это был уже экстрим, обычно это будет все-таки 6 с водителем на переднем. А располагались мы следующим образом: мой муж , я, пышная тетушка и паренек с его подружкой у него на коленях – мы все сидели на заднем сиденье и еще 2–е людей на переднем сиденье около водителя. Кстати я уже поняла, что лучше всего сидеть около двери тогда не приходилось сжимать плечи. И было больше места для ног. На переднее сиденье садились обычно пышные тетушки с большим задним местом – так как они своими размерами заполняли 2 сиденья. Местные пассажиры не обращали внимания на наше присутствие и были очень вежливы. Иногда между ними разгорались споры или разговоры, но мы ничего не понимали. Даже мой муж, англоязычный по рождению не понимал не одного предложения. Вот так мы ехали в течение 30 мин под музыку рэгги, данс холла и громкого разговора местных. Такси остановит, где вам нужно и платить нужно после выхода из такси. ( Мой бок после такой30-минутной поездки почему-то заныл, но сама поездка была очень интересной.) Нас довезли прямо до банка, и мы после снятия денег по карточке решили прогуляться по городу Блэк Ривер. Это небольшой городок с 4000 людей оказался очень развитым для места с таким небольшим населением. Здесь можно найти все от обычных сувенирных магазинов до интернет кафе. Что нас поразило в хорошем смысле — это НИ РАЗУ за все наше пребывание к нам НИКТО не приставал. Из Блэк Ривер можно сделать тур на South Coast Safaris или снять каноэ с местным гидом за 15-25 дол по речке туда и обратно. А так же посетить знаменитые водопады YS FALLS.Дорога домой была намного быстрее и менее нагруженная людьми. И наш водитель отвез нас до гест хауза, почему-то на 2 дол больше. Но мы не стали спорить. Хотя как оказалось потом они отвозят и без всякой добавки.
Понемногу освоившись на месте, мы начали знакомиться с обитателями общины. Наши хозяева оказались смешанной парой. Она — Стефани, американка-хиппи ставшая растой вумен и ее муж — Вайкинг, местный раста мен, старше ее лет на 10. Рядом с их 2-х этажным домом, в котом был отдельный вход в гест хауз, построен еще небольшой домик в котором жили: мать Вайкинга, очень старая и больная женщина, еще какой-то старый дедушка, 2 женщины сиделки и 2 брата Вайкинга. Как оказалось, их всего 16 братьев и сестер, половина которых живет в округе.
наш частный пляж - никого вокруг
Почти что каждый день мы начинали, с раннего подъема наслаждаясь восходом солнца. Гуляли по берегу, купались в море и затем проходили 6 км в обе стороны от центра поселка, заходя в местный ресторанчик, покупали местную газету или патти. Патти – это не парти, это такая местная еда — слоеный горячий кокосовый хлеб, наполненный внутри, фаршем из курицы или говядины, говядиной с сыром, овощами или креветками. По дороге мы знакомились с местным населением. Один раз к нам подъезжает белая машина с затемненными окнами, из которых одно медленно опускается, оголяя белое такое сиденье. Никого на этом сиденье нет. До меня медленно доходит, что здесь же водят по другой стороне, а я еще к этому не привыкла. Высовывается шоколадная голова в кепочке с рукой боксера, готовая к дружественному рукопожатию. Вылезает такой не маленький мужик, одетый тип-топ и представляется как местный гид, который согласен взять нас куда угодно и заодно предлагает нам букет святого растения размером, наверное, с охапку роз, которую мне дарит муж на 8 Марта, но уже по туристической цене. Мы его поблагодарили и отказались. Часто к нам очень приветливые и доброжелательные люди и все интересовались, откуда мы и если нам нужно свежей зеленой травы. У меня появилось такое подозрение, что для них белые люди, особенно женщины, являются экзотикой. Хотя белые это там не такая уж редкость, но с белыми туристам местные ведут себя вежливее, чем со своими собратьями и думают, что все белые туристы богатые.
Продолжение следует..
Автор: bloga на 8:29 0 коммент.
воскресенье, 11 января 2009 г.
Ямайка - это не только Боб Марли
Путешествуя по Ямайке , мы обратили внимание на многочисленное количество символов, с изображением известного исполнтеля песен в стиле реггей -Боб Марли. Я не буду много здесь распостраняться о его огромнов вкладе в развитие ямайской культуре.Да, действительно, благодаря ему и его успеху регги приобрёл широкую популярность и за пределами Ямайки. И даже спустя 28 лет после его смерти, это знают и помнят многие из нас. Но мне было немного грустно из-за того, что в этом туристическом потоке сувениров,многие другие важные ямайские деятели культуры и общества, были cовершенно забыты. Я хотела бы на этом блоге представить и, по мере своих возможностей,описать этих интересных людей и их вклад в ямайскую культуру.
Итак, я начну с ямайского певца Джимии Клиффа.
Именно благодаря Джимии Клиффу, мир в -первые познакомился с культурой регги. Фильм "The harder they come",основанный на реальных событиях, рассказывает историю Rhyging (Джимми Клифф, играет главного генроя Мартина Айванхо), ямайца - криминала завоевавшего славу в 1940 г. Мартин, бедный ямаец приезжает в Кингстон, в поисках работы. В конце ему везет и он становится певцом регги. Но здесь же его постигает разочарование, так он начинает понимать, что единственый путь к славе - это отдать все авторские права владельцу компании. Неволей ему приходится искать другой путь заработать деньги, который связан с продажей марихуанны. И это - начало конца. В фильме прозвучала удивительная музыка в исполнении Джимии Клиффа
1.The harder they come
2.Sitting Here in Limbo
3.Many Rivers to Cross
4.You Can Get It if You Really Wan
Эти ч песни являются собственным творением Джимии Клиффа
Остальные песни из кинофильма
Draw Your Brakes (Scotty) – 2:57
Rivers of Babylon (The Melodians) – 4:16
Sweet and Dandy (The Maytals) – 3:01
Johnny Too Bad (The Slickers) – 3:04
007 (Shanty Town) (Desmond Dekker) – 2:43
Pressure Drop(The Maytals) – 3:44
http://en.wikipedia.org/wiki/The_Harder ... soundtrack)
Если вас заинтересовала информация об этом певце и мы желаете узнать о нем больше
официальный сайт певца и актера Джимии Клифф
Автор: bloga на 9:12 0 коммент.
воскресенье, 16 ноября 2008 г.
история Ямайки
История Ямайки
Начало - эпоха до появления Христофора Коломбуса. В этот период остров был населен племенами индейцев -араваки или тайно. Это были мирные люди, жившие в простых коммунах основой которых являлась охота, рыбная ловля и выращивание кассавы (тапиока). С приходом Христофора в 1494 испанцы пытались их использовать как рабов, но их попытка не удалась и араваки были истреблены. Их организм не смог адаптироваться к тяжелой физической работе и в 70 –ых годах их коммуны исчезли с лица острова.. Для работы на местных плантациях сахарного тростника колонизаторы стали ввозить рабов из Африки,. Вскоре Ямайка обрела жуткую славу главного перевалочного пункта мировой работорговли. Из более чем двух миллионов рабов, за три столетия проданных в Новом Свете, половина прошла через рынки Ямайки - Порт-Ройял и Кингстон.
В самом начале испанские колонизаторы поселились в северной части острова, а затем в южной. По этой причине здесь можно найти города и места с испанскими названиями, а также немногочисленные архитектурные здания. Само название острова Ямайка происходит от индейского слова "Хамайка", что в переводе означает "остров родников". После многих попыток найти здесь золото испанцы решили использовать остров как базу для колонизации Южной Америки, а посему Ямайка на долгие годы стала одной из бесперспективных и заброшенных колоний.
В середине XVII века в войнах между европейскими государствами за новые территории Испания терпела поражения.
В 1655 году Ямайку захватили английские войска. В борьбе с испанцами они прибегали, к помощи пиратов и в 1670 году Испания отдала Ямайку Англии, но с одним условием - англичане должны были покончить с пиратством на острове. Но надежды Испании не оправдались - Ямайка вскоре практически официально стала пиратским островом, Порт-Ройал - пиратской гаванью, где они чинили свои суда, сбывали награбленное.
Испанские священники дали городу прозвище-проклятие - Содом и Гоморра Карибского моря. Вскоре, оно казалось бы сбылось - в 1692 году город был разрушен землетрясением с цунами. Большая его часть ушла под воду.
В течении 17 и 18 вв. английские колонизаторы вели борьбу с маронами - беглыми рабами испанских колонизаторов. К концу 18 в. Ямайка стала ценным колониальным владением Великобритании.
Рабы, трудившиеся на плантациях, были недовольны условиями своего существования и вели борьбу с англичанами за свою свободу. Эта борьба привела к отмене рабства и запрету работорговли. Многие рабы ушли с плантаций, и производство сахара сократилось вдвое. Бывшие невольники либо переставали работать, либо стали вольными рабочими, но все равно трудились для “белой элиты”. Тогда правительство решило ввозить наемных работников из Индии и Китая. Волнения в стране продолжались. Чтобы урегулировать конфликт, власти пошли на некоторые уступки, и уже к 1930 году в правительстве заседали члены, имевшие африканское и смешанное происхождение.
Наметившийся спад в производстве сахара дал толчок к выращиванию бананов. В период расцвета этой отрасли хозяйства большинство банановых плантаций выкупили американцы, тогда в обществе стали появляться идеи национализма. В середине XX века по стране прошла волна кровопролитных бунтов. Следствием этого стало разрешение острову на внутреннее самоуправление. Казалось что пора процветания только начинается Но в конце 30-ых годов 20-ого века мировой экономический кризис поразил остров.
Под воздействием кризиса на острове сформировались две основные политические партии — Ямайская лейбористская партия (JLP) под предводительством Александра Бустаменте и Народная национальная партия (PNP) под руководством Норманна Мэнли, проложившего путь к независимости. 6 августа 1962 года Ямайка приобрела статус независимого государства. Флаг соединённого королевства был спущен, на новом же флаге наличествовал зелёный, золотой и чёрный цвет. За три месяца 26 членов лейбористской партии заняли важные должности, что привело к власти премьер министра Бустаменте. Парадокс для Ямайки; Ямайская рабочая партия всегда отстояла от власти куда дальше, чем партия Мэнли.
Даже при так называемой демократии люди по-прежнему вели тяжелейший образ жизни в гетто, на западе Кингстона. А некоторые аспекты их жизни даже усугубились. Многие люди проявляли худшее, на что только были способны, чтобы занять должность в управлении государством. Вскоре члены правительства начали пользоваться услугами своих вооруженных подчинённых, почуяв опасность потерять должность: кто-то примет участие в выборах и ты можешь потерять не только работу, но и собственный дом — политическое покровительство имело решающее значение на Ямайке.
Ямайская молодежь, лишенная избирательных прав, вливалась в движение руд-боев, которое являлось предшественником многих молодежных течений, прошедших по всему миру. Одетые в узкие шляпы и потрепанную одежду, как у американских певцов соул, руд-бои приобретали смертоносные ножи — «рачеты», за чем следовали кровавые разборки между членами банд. Независимость пришла на Ямайку одновременно с рождением музыкального бизнеса, появляется ска, рок-стеди, реггей; зачастую записи передавали по радио, чтобы рассказать о новостях, не упомянутых в газете «Daily Gleaner».
В 1972 году лейбористская партия провалилась на выборах после десяти лет нахождения у власти. Национальная народная партия Майкла Мэнли возглавляла Ямайку следующие восемь лет. К сожалению, попытки Мэнли найти союзников среди других социалистов стран третьего мира привели к ярости Соединённых Штатов, особенно после того, как премьер министр национализировал бокситовую промышленность страны (из бокситов извлекали аллюминий), которая прежде принадлежала американскому конгломерату «Alcan».
Наступило время, когда Ямайка предстала театром военных действий, особенно с возвращением Майкла Мэнли к власти. Вскоре страна фактически обанкротилась. Боб Марли сыграл свою роль в попытке восстановления мира, заставив Мэнли и его оппонента Эдварда Сигу пожать друг другу руки на концерте 1978 года и сведя вместе враждующих «ганменов». Но на выборах 1980 года победил Эдвард Сига, который пребывал у власти до 1988 года и оказался самым кровожадным из политиков Ямайки.
В последние годы, кажется, на острове царит мир. В девяностых чувство беспрецедентного оптимизма охватило Ямайку. Были установлены дружеские отношения с Соединёнными Штатами, появилось новое для ямайцев чувство национальной гордости. История Ямайки говорит о том, что этот остров одновременно мог быть как раем, так и адом; убытки, нанесённые разорительной экономикой, пугали даже «Инициативу по странам Карибского бассейна» (программа американских стран по экономической помощи развивающимся странам Карибского региона) в 70-х годах. Но сейчас, вопреки ожиданиям, наученная опытом экономика растёт, что сопровождается подъёмом самоуважения, и с началом XXI столетия Ямайка становится образцом для многих развивающихся стран третьего мира
http://www.bobmarley.ws/
Германия, Италия, Люксембург, Франция, Чехия, Польша, Бельгия, Дания, Голландия, Аргентина, Боливия,Колумбия, Эквадор, Бразилия, США, Ямайка, С. Маартен, С. Томас, Иордания, Козумель, Белиз, Нассау,Коста-Майя