Хорошо, опишу в двух словах.
В 2017-м году несколько недель отпуска проводил в Венгрии, примерно половину дней проводил около Балатона - ранним утром рвал когти из Будапешта в Шиофок/Замарди/Балатонфюред/Асофо и т. д., поздним вечером возвращался (из того же, либо - чаще - другого населённого пункта) обратно. Ещё весной 2017 узнал, что очень приглянувшийся мне билет Balaton Mix был ликвидирован (формально - по причине того, что им пользовался исчезающе малый процент пассажиров). После поисков на ставшем уже родным
https://www.mavcsoport.hu/ и на просторах интернета узнал про альтернативу. Воспоминания, конечно, не очень чёткие и свежие, но тем не менее.
Итак, в 2017 году венгерские железные дороги выпускали абонемент BALATON: BALATON 30, BALATON 60 и BALATON 90 по числу дней, которые он будет действовать до сентября. Соответственно с числом дней менялась и стоимость. При покупке необходимо было ввести номер идентификационного документа, присутствующий на билете. Например, я 15 августа взял BALATON 30, действующий 30 дней до 14 сентября, за 19900 Ft.
1.jpg
Говоря про схему использования, стоит отметить, что одна из особенностей венгерских железных дорог - наряду с крайней гибкостью и широчайшим спектром различных вариантов билетов, скидок и абонементов - полная неосведомлённость её сотрудников (а иногда и контролёров) об имеющихся опциях. В частности, первый из двух сотрудников в информационном киоске, к которому я обратился за подробностями по билету BALATON 30 (действует ли он на любой поезд), сообщил мне, что такого билета больше нет (очевидно, имея в виду Balaton Mix). Ошарашенно пропутешествовав вновь до терминала, убедившись, что данный билет продаётся - я вновь обратился в инфокиоск к другому сотруднику. Сотрудница примерно пояснила мне, что данный билет даёт возможность поездки на любом поезде, но лишь на некоторых - без дополнительной оплаты, а на большинстве - необходимо оплачивать место. Некоторое время поразмышляв над терминалом и поизучав различные варианты тарифов на разные поезда, я для себя сформулировал ситуацию следующим образом.
В Венгрии, как и в России, цена билета складывается из двух составляющих. Обзовём их "тариф" и "плацкарта". В случае российских билетов - обе составляющих можно найти в пределах одного бумажного билета. В случае покупки билета в киоске обслуживания венгерских железных дорог вам выдадут два билета, на "тариф" (который не зависит от выбранного класса обслуживания) и на "плацкарту" (которая зависит от выбранного класса обслуживания, от наличия или отсутствия забронированного места и т. д.) отдельно. Так вот для BALATON 30, чтобы не заморачиваться вопросами, нужна ли оплата за каждый конкретный поезд, я просто выбирал в терминале тариф "бесплатный билет", и он мне выдавал билет на "плацкарту", который я и предъявлял вместе с билетом BALATON 30. В дальнейшем правильность выбранной линии подтвердила и сотрудница в инфокиоске вокзала, и непосредственно контролёры, у которых не возникло претензий ни разу.
Выигрыш от использования BALATON 30, естественно, сказывался не сразу, а лишь при определённом количестве поездок на озеро. Так, несложно подсчитать, что при средней цене поездок до/от Шиофока, Балатона и Замарди в районе 2600 Ft в один конец, и средней стоимости "плацкарты" до тех же мест в районе 250 Ft и стоимости "тарифа", компенсированной BALATON 30 за 19900 Ft, окупает он себя примерно с пятой поездки "туда-обратно". Я так катался 6 раз - т. е. выигрыш не такой уж и значительный, но имел место быть. Для тех же, кто успел бы совершить ещё больше поездок, он был бы ещё значительнее. Для билетов BALATON 60 и BALATON 90, если моя память мне не изменяет, цена вырастала не кратно количеству дней (вероятно, 29900 и 39900 Ft соответственно) - выгода была бы ещё больше.
Дополнительно ярких впечатлений добавляли кондукторы, некоторые из которых восхищённо щёлкали языком и восклицали "Ow, Balaton Ticket!" - судя по всему, видели его они очень нечасто.
Как-то так. Извиняюсь за неточности (да и про аналогию с "тарифом" и "плацкартой" наверняка на просторах форума и тем более интернета есть намного более точные и приближённые к реальности сведения). Повторюсь, что в 2018 году никаких упоминаний существования ни BALATON 30, 60 и 90, ни Balaton Mix я, увы, не наблюдаю. Но хотелось бы ошибаться (возможно, пару недель он мною был бы востребован).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.