Спасибо Виктору и Ксении, без которых я бы просидел отпуск дома, Михаилу (Миха) за навигатор, Алексею (Godz) за грипсы и рога.
Отчет о путешествии здорово разгружает язык, не надо рассказывать каждому отдельно одно и то же с перерывом на обед по просьбе слушателей. Минус в том, что не каждый прочтет его до конца, если он очень большой или нудный как это вступление.
14 марта. Прилетел на Кипр, замерз как собака.
Прилетаю на Кипр в аэропорт Пафоса с Дальнего востока России, где температура -20, раскатываю губу на жаркую погоду и хочу согреться с дороги. Из иллюминатора виды горы, ветряки, красочные пейзажи как с открытки и чувствуется, как печет солнце.
Мммм.. так обнадеживает! Выхожу из самолета и обламываюсь. Дует ветерок, на улице прохладно и куртку снимать не хочется. Ну, ничего думаю, приеду, в душе согреюсь. Вообще знал куда летел и в это время еще не лето, средняя температура 19 градусов, но все же Кииипр, одно название греет. Это не расстраивало, потому что цель была не позагорать на пляже, а покататься на велосипеде. Да, кому что. Кстати, место в самолете было над багажной лентой - проконтролировал погрузку байка.
Очень понравился аэропорт: одноэтажное здание со стенами из пропускающего свет материала, на стенах изображены птицырастенияживотные,
в зале прилета нет толпы, только пассажиры нашего самолета. Удивили туалетные комнаты: европейский стандарт, в кабинках столько места, что можно не только переодеться, но и в гольф сыграть. Это несмотря на то, что максимальная длина острова 241 км., ширина 97 км., а большую его часть занимают горы.
После посадки нужно было позвонить встречающим, чтобы они подъехали ко входу. Телефон с сим-картой МТС позволял сделать только экстренный вызов, хотя как говорят, сеть должна была ловить. Вижу стойку с надписью подобной, «Помощь, позвонить», подхожу к служащему, говорю Ясас, что на греческом – Здравствуйте. Скачал на телефон русско-греческий разговорник, выучил пару слов, ведь аборигенам нравиться, когда иностранцы разговаривают с ними на их языке, тем самым выражаешь уважение. Впервые познакомился с греческим: большая часть букв как в русском алфавите, а слова звучат реально по древнему. Первое слово, которое выучил – Хатыка – я заблудился. Дальше пытаюсь объяснить ситуацию, вспоминая словарный запас на греческом, английском и дополняя русским. Сколько не разговаривал с местными, все знали английский, кроме нескольких человек в возрасте. Тот меня понимает и дарит 10 центов на звонок, т.к. у меня были только бумажные. Хорошее начало! Впервые получаю деньги в подарок от незнакомого человека без последствий. Надеюсь не последний.
Звоню и выхожу ожидать на улицу. У входа стоят пальмы и охранники с автоматами, не ожидал увидеть ни тех, ни других.
Пока ждал, отбивался от бородатых таксистов, которые, как и везде настойчиво предлагали свои услуги. Как я понял, у киприотов нет проблем с растительностью на голове. Чего не скажешь о природе. Когда с горы видишь желто-зеленые пейзажи, все кажется благоухающим и живым. Спустившись вниз наблюдаешь иную картину: однообразные облезлые кустарники, полусухая трава и потрескавшаяся почва дают понять насколько богата природа России. Разница с Москвой на Кипре минус два часа, итого с домом минус 8. В марте был день весеннего равноденствия, поэтому солнце восходило в 6 за горами, и ровно в 6 садилось за море.
Причем темнеет быстро, с аэропорта заехали в супермаркет, заходили был день, выходим, уже ночь. Это внесло коррективы в расписание: в 6 - подъем, 8 - стакан свежевыжатого апельсинового сока (летел с Кипра, попросил апельсинового сока: в стакане была жидкость ярко оранжевого цвета, которая возможно светится в темноте, на вкус - лекарство, со стойким послевкусием) и завтрак, 9-16 поездка (в любую точку острова… на велосипеде, поэтому расстояние было ограничено световым днем, пожрАт, водой во фляге и физическими силами) 12-17 - обед (нет, он не длился пять часов, а был готов в 12, а в 17 уже ничего не было), в 19-20 ужин и спать. Мне такой режим очень понравился: солнце встало - я встал, солнце упало и я тоже, при этом недосыпа не было.
Приехали в апартаменты. Двухэтажный дом, на втором этаже жили хозяева, на первом мы с ребятами.
Сначала нас было 8, потом 15, кто приезжал, кто уезжал. В основном все спортсмены (лыжи, велосипед, бег, ориентирование), а двое супругов Виктор и Ксения (организаторы спортивного лагеря) очень спортсмены - чемпионы мира и всея Руси. От этого первое время я задавался вопросом: Куда я попал и что я здесь делаю. Быстро кидаю вещи, иду в ванную, раскатываю губу на горячую воду и предвкушаю. Включаю воду - обламываюсь. Она теплая! Оказалось, что на крышах домов стоят бочки, вода нагревается за счет энергии от солнечных батарей и количество горячей воды ограничено.
В итоге согрелся на Дальнем востоке в душе с центральным отоплением, разогрев на велосипеде не в счет.
15 марта. Что накопали, то и показали. 36 км., набор высоты 95 м., 18℃
Ни как не ожидал проснуться на Кипре от криков петухов. Еще каждое утро кричала то ли сова, то ли филин вместо будильника. С крыльца вид на горы, море и сад.
С другой стороны дома тоже сад. Сад вместо мини-бара мне понравился. Все включено! Из того, что можно съесть в районе дома растут: апельсины, мандарины (на исходе), авокадо, мушмула
(редкое явление - раз в десять лет вырастают сапоги), бананы (были зеленые), гранат (отошел),
помело,
фиги (он же инжир, был зеленый),
лимон (валом),
персики (отошли). Этих не опознал.
Садов много и если в своем чего-то не хватает, можно пойти в соседний, заборов нет. Не знаю, можно ли считать это воровством, когда фрукты на дороге валяются.
Из несъедобного вокруг дома, похоже гордость хозяйки - кактусы, всякие разные. Примерно прикинул, их был миллион. Солнце на Кипре и правда нереально яркое, поэтому в округе много теплиц - заработок местных жителей, которых частенько встречаю в районе дома, приветствую: калимЭра (доброе утро), калиспЭра (добрый вечер). Как-то на выходных все, у кого был трактор, начали пахать. Земля на огородах сухая, светло-коричневого цвета, похожа на рыхлую глину. Специально не брал с собой какой-либо поглотитель времени, вроде ноутбука. За обедом смотрел в окно и наслаждался.
Недалеко от дома на возвышенности стоит церковь пророка Илии (является покровителем воздушно-десантных войск России), которая всегда открыта для желающих. Тихое место с шикарным видом и поющими птицами.
На острове много религиозных сооружений, а им все мало и откапывают еще. Самый знаменитый и красивый из них - монастырь Киккос. До него не ездил, 96 км. с немалым набором высот мне показалось многовато. Греческое население Кипра исповедует православное христианство, турецкое - ислам.
В 15 км. от дома небольшой город Полис без многоэтажных зданий. Туда ездили за покупками в супермаркет Папантонио. Ближе есть только пара небольших магазинчиков. Дорога от дома до Полиса это шоссе, с одной стороны море, с другой горы, по обочинам частные дома и плоские ежики. Машин встречается мало и практически все при обгоне выезжают на встречную полосу, даже если едешь с краю широкой обочины. Приличная их часть - пикапы. Один литр 95-го бензина стоит 1.42 евро. Движение на Кипре левостороннее - отпечаток правления Великобритании. Между домом и Полисом расположен «город» Аргака с численностью 800 жителей. Примечателен он местом отдыха у моря.
Там я нашел самый красивый в мире вид из окна общественного туалета.
Меня в полисе интересовал археологический музей Мариона-Арсиное, находящийся на месте античного города-государства Марион, переименованного позднее в Арсиное (фото не мое).
К музею ехал по загруженной точке в навигатор, что закончилось пустырем. Благодаря этому пообщался с местными жителями, которые не сразу вспомнили, что есть какой-то музей, к тому же я не помнил его название. Меня послали по маршруту Left, Right, Left, Beside Ring. Потом расспросил еще пару человек. Велосипед оставил на улице без замка, сотрудники не разрешили занести его внутрь и заверили, что никто не украдет. Это добавило азарта в экскурсию. Стоимость билета 2,50 евро, музей небольшой, три зала. Представлены найденные в районе Мариона находки: глиняные вазы, тарелки, статуэтки, похоронные скульптуры, золотые украшения, бронзовое зеркало (черное, последний раз оно что-то отражало 4000 лет назад), пушка. В конце экскурсии заинтересовало название экспозиции и его период. Спросил сотрудника, какой это год, тот с радостью начал рассказ, водя по карте. Из-за моего уровня английского я понял только, что это места захоронения животных, которых использовали для производства мяса, шкуры и т.п. и это не было жертвоприношением. Примерно через час вышел из музея, велосипед стоял. Удивительно!
16 марта. Откуда берется вода. 27 км., набор высоты 611 м., 15℃
Полис очень подходит для тренировок, особенно на горном велосипеде, для шоссейных мало асфальтового покрытия. Зато, если вы увлекаетесь МТБ, садитесь на железного коня и через минуту вы в горах, где огромное количество грунтовых дорог, много деревьев, нет машин, бродячих собак и вообще никого. Так что нужно ездить аккуратно, иначе долго будут искать в ущельях. Говорят, в этих местах попадаются пугливые муфлоны, которых я ни разу не видел, видно очень был занят процессом вписывания в закрытые горные повороты.
Для отдыха или туризма Полис мало подходит, если вы конечно не устали от шумных курортных районов. Здесь нет ничего, кроме электричества. Достопримечательностей не много, берег каменистый, аэропорт далеко, нет парков, зоопарков, торговых центров, крупных отелей и музеев, аквапарков и т.п. И че поперся?
После поездки в город еду в лес. Маршрут был проложен через две дамбы. Первую, что побольше (Помосская дамба), я заметил, а вторую проскочил, такая она была огромная. На Кипре нехватка пресной воды в принципе. Основные ее источники это зимние дожди и таяние снежного покрова в горах Троодос. Постоянных рек нет, летом большинство из них пересыхает. С озерами та же ситуация. Но есть пара водопадов (в других районах). Воду привозят из других стран, опресняют на заводах, добывают из недр земли. В последнее время подземные воды солонеют и становятся не пригодными для питья. Туристы не замечают нехватку воды, в отличие от местных жителей. Оно и понятно. Мы жили не в отеле и не в курортной зоне - жидкость из крана поступала не прерывно, опрыскивались деревья, мылись велосипеды. Но сам факт, что опреснительный завод в очередной раз сломается и останешься без воды по среди моря, думаю, напрягает.
По дороге попадаются заросли кактусов.
Практически все грунтовые дороги не огорожены. Важно не зевать.
Шоссе вдоль моря.
Есть и асфальтированные дороги в глуши, без ям, можно расслабиться. Ехать по такой дороге просто шик. Камни ссыплются, исключительно тогда, когда нет велосипедистов. А вот и первая дамба.
Спускаюсь, захожу в калитку и прогуливаюсь по сооружению. Тишина, свежий воздух, плещется рыба, охраны нет и все целое красивое. Направляюсь ко второму водохранилищу и по дороге встречаю церковь Chrysopateritissa и кладбище.
Оно красивое, но все же не вызывает желания остаться. Еду дальше. Традиционная кипрская печь недалеко от пикниковой зоны.
Повсеместно в лесу, в местах отдыха и поселениях встречается бонус для велосипедиста - кран с водой!
Очень удобно, когда посреди маршрута можно залить флягу свежей воды. Пить из них не рекомендую, но я пил и сейчас пишу отчет. Есть такие поилки и в городках на главной улице по соседству с магазинами и кафе, однако, без крана - конкуренция. Можете почитать о месте.
Я не смог. Здесь же в зоне отдыха встречаю велосипедиста, здороваюсь, он оказывается из Минска (входит в состав Белорусской федерации ориентирования), знает Виктора и Ксению и после не раз заезжают к нам в гости с супругой. Такая неожиданная встреча. Маршрут закончился скоростным спуском по очень и очень гладкой дороге.
17 марта. Из-за стола в ванную. 52 км., набор высоты 120 м., 19℃
Следующая точка в навигаторе - деревня Лачи, знаменитая рыбными тавернами. Не доезжая Полиса в Лимни растут деревья без коры.
Пулеметные доты рядом захватили осы.
В доке Лимни поболтал со местной жительницей, которая проводила время за рыбной ловлей. Сказала, что рыбалка ее расслабляет, и поймала немного рыбы.
Этот вид они называют на греческом Мурмурос, а на испанском название звучит как Мурмурилло, что означает болтливый. А может она про меня? Напротив дока у обочины шоссе вывеска поля для гольфа. Как оказалось это первый объект из центра для отдыха. Его проект будет воплощен в жизнь на исчерпанных медных месторождениях и займет площадь 3,4 млн. кв. м. Обещают быть велодорожки и сохранена природа.
Деревня Лачи предстала не такой какой ожидал. Это все тот же город из вилл, сувенирных магазинов и рыбных ресторанов. Есть даже китайский.
Ни одного рыбака я не видел. Из Полиса до Лачи проложена велодорожка, опять же для туристов. Из местных на велосипеде (кроме детей) видел только одну женщину, причем дважды. Остальные - иностранцы спортсмены на шоссейниках, кстати, приветливые, всегда здоровались. И вот еду по велодорожке и снижаю скорость, потому что вижу, как на ней паркуется автомобиль рядом с уже припаркованным в этом же месте другим авто. Останавливаюсь и пристально смотрю на тетку, которая выходит из машины. Смотрю долго, та спрашивает: «Проблемы? Проезжай здесь», и показывает на промежуток между машинами, в который можно протиснуться. Видно там это в порядке вещей. На велодорожке сфотографировал ящерицу, наверно думала, что спряталась. А так при своих размерах они бегут впереди велосипеда и во дворе дома играют в догонялки. Их на острове очень много.
Останавливаюсь возле понравившегося ресторана, вижу мужчину в фартуке у входа и расспрашиваю о мезе - блюдо из разнообразных морепродуктов. Замечаю, что у него тоже не очень складывается с английским. Подходит официантка и по-русски спрашивает у него, что я хочу. А тот по-русски отвечает: «Да вот парень спрашивает сколько мезе стоит. А я ему говорю, что нужно минимум на двоих заказывать». После этого мы нашли общий язык. Расположился на террасе у моря. Слева вид на горы Акамаса, справа причал.
Заказал рыбу, а к ней принесли большую тарелку картофеля-фри, здоровые тосты, сливочное масло, и много половинок лимонов. Весь этот гарнир входит в стоимость рыбы. После трапезы сразу решил не ехать, а немного посидеть. А мне приносят клубнику с сахаром в подарок. Ну как тут отказать!
Из ресторана направился на в национальный парк Акамас. По парку в этот день не ездил, посмотрел только, что собой представляет въезд. Въезд это: парковка для туристов, сувенирный магазин, карта местности, вход в ботанический сад, ванна Афродиты, кемпинг. В этих местах водятся козы и ослы.
По ком из них стреляют охотники не знаю, но в ста метрах от туристской дороги на территории заповедника в лесочке можно насобирать мешок таких гильз.
18 марта. Пиргос. 57 км., набор высоты 1280 м., 18℃
Поехал в сторону буферной зоны ООН, посмотреть местность в тех краях и хотел сделать акцент на тренировку, а не на рассматривании и фотографировании окружающего. Не совсем получилось. Ковчег заставил остановиться и достать камеру.
Взял себя в руки, велосипед в ноги и поехал дальше, пропуская много интересного. Равнина внезапно закончилась, и начался подъем в гору. После езды по сплошной плоской местности с редкими бугорками он поражает своей крутизной и продолжительностью. В его начале лежит практически шпилька.
При заходе по внутреннему краю (легкий путь не выбираем, придерживаемся ПДД), на изгибе ощущаешь как-будто упираешься в стену. На верху тишина и умиротворение.
Чуть дальше клочок турецкой оккупации.
Подъем занимает час и приводит к базе ООН - «гаранту мира и согласия». Объект представляет собой небольшое футбольное поле, огороженное сеткой Рабица, на ней подвешены гранаты и алюминиевые банки (что вы хотели - кризис), на воротах предупреждающая надпись и возможности выезда тяжелой техники. На подъезде к каждому такому объекту установлены знаки, запрещающие съемку. Через дорогу от базы монумент с греческим текстом. Чем мне понравилась база? С нее начинается 20 минутный спуск вниз!
Добравшись до Пиргоса (город состоит двух деревень Като Пиргос и Пана Пиргос, население 3000 жителей) сворачиваю от моря
и снова поднимаюсь вверх (два часа, встречаются плоские участки).
На скалах встречается разбитая техника.
Часто можно увидеть миниатюры церквей
и что-то вроде ящичков со стеклянной дверцей, куда кладутся то ли фотографии, то ли иконки и свечи (один из них в Акамасе).
Маршрут проходит через маленькие населенные пункты.
Такие как Пигениа. Его центр. http://www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=115&with_photo_id=76691936&order=date_desc&user=4119273 Фото не мое, человек слева почему-то накрыт.
Выбираю красивое место и останавливаюсь на отдых, поесть сорванных в саду мандаринов. Пока отдыхаю на шоссе останавливается пикап и портит идиллию с природой. Это оказались дорожные рабочие. Немного поговорили, на что хватило моих слов. Один из них оценивающе указал, что у меня есть GPS-навигатор. А как иначе, без навигатора была бы хатыка (греч. я заблудился)! По пути замечаю указатель вправо на церковь святой Марины (35.155216, 32.638157) без указателя расстояния.
И после пройденного расстояния в голове начинается расчет возможных усилий, помноженных на уклон и количество километров до дома в квадрате. Спускаюсь… Привет, замОк!
И назад.
Выбор велик, что значит Евросоюз.
А мне туда, куда нет указателя - к дому через Помосскую дамбу.
19 марта. «Такой хоккей нам не нужен!». 66 км., набор высоты 1298 м., 20℃
Вчера была непростая поездка. Сегодня планировался день отдыха: прокатиться в свое довольствие, где-нибудь до Помоса, сфотографировать все, что проехал вчера, подъехать к церкви святого Рафаэля. Сначала все так и было.
Не редко видишь такие зеркала, отражающие происходящее за поворотом.
Виды.
Въезд и выезд в деревни Помос знаменуется копией скульптуры помосский идол.
Именно здесь был найден подлинник, датированный ХХХ веком до н.э. Скульптура изображает женщину с разведенными руками и представляет собой символ плодородия. В настоящее время она находится в музее Никосии. Единственное место на всем северном побережье до границы с таким количеством пальм.
Потом, сам не понимаю как, я понял, что мне надо заехать в Пиргос чтобы подарить матрешку киприотам, а для этого нужно прибавить. Все, об отдыхе можно забыть. Дубль два, залетаю на подъем, территория все еще оккупирована.
Проезжаю мимо двоих дорожных рабочих черных от загара, те все так же караулят экскаватор, а козы едят шишки.
Спустился с военной базы.
Символов напряженности хватает.
Главная улица Пиргоса довольно протяженная, есть старые дома, фруктовые деревья и магазины. Заезжаю на причал в городе Пиргос.
И думаю, что не плохо бы доехать до конца, а именно до буферной зоны, ведь там находится некий Limnitis Roadblock. Когда составляли вчерашний трек с Виктором, подумали, что это какой-нибудь камень-монумент. Это оказался просто пограничный пункт - небольшой домик посередине проезжей части, где я встретил женщину в форме и двоих детей, мальчика и девочку лет семи. Им и подарил матрешку. Чем хороша матрешка? Ее можно подарить сразу пятерым. Выяснил разрешено ли мне проехать через пост, сто калО (всего хорошего) и поднялся километр вверх до турецкого поста. Он был посолидней, но все же не военный, больше похожий на полицейский. Как пишут в сети, проезд на Турецкую Республику Северного Кипра не составляет труда, при въезде просто распечатывается виза. Но всегда существует опасение, что пока вы находитесь на территории ТРСК, закон не поменяется. Желания посетить «ту часть» не было, и я поехал домой по той же дороге. Как я заметил на Кипре мостов столько же, сколько церквей.
В районе Пачиаммос находится церковь святого Рафаэля.
Рядом с церковью что-то типо… вот это.
Снова въезжаем в Помос. И находим еще одно произведение непонятного назначения.
Должно быть это просто искусство, ведь у искусства нет назначения.
Подъем из Пиргоса был тяжелым, очень жарко, нет тени, перегрелся. Такой выдался отдых. Спасибо женщине на пограничном посту за полную фляжку воды!
Вернувшись домой, подарил хозяину дома деревянную ложку, расписанную под хохлому.
20 марта. 0 км., набор высоты 0 м., 0℃
В этот день не прикасался к велосипеду.
21 марта. «Бах-бах и мимо». 82 км., набор высоты 1312 м., 20℃, поездка заняла 8 часов.
Этот день был самым тяжелым, бесполезным и глупым. В навигатор загружены, найденные в сети точки: полуостров Лара, въезд в ущелье Авакас. Через них и был составлен маршрут накануне: по шоссе через Полис, петля по объектам и назад.
Не заметил, как проехал Полис и начал подъем через населенный пункт Друзья (DROUSEIA ΔΡΟΎΣΕΙΑ) до города Инея. Отражение звука в этом месте производит интересный эффект.
После дня отдыха ожидал, что буду быстрее с новыми силами. Но вот я кручу педали, а велосипед будто прилипает пластилиновыми колесами к асфальту. Смотрю вперед, местность вроде плоская. На самом деле, как я узнал позже, это был подъем (в среднем 7%). В этих местах красивые виды и много виноградников.
Все выше и выше.
Инея это городок на вершине горы. Узкие улочки, старые дома, стесненность сооружений производят впечатление настоящей деревни в горах.
Дальше спуск до самого полуострова по гравийке.
У въезда в деревню Фасли, покинутую турками киприотами установлена беседка для туристов и указатель, на поселение Питтокопос.
У дороги разрушенные сараи, а может дома, и металлолом.
Указатель показывает прямо на то, что на нем написано, всегда бы так.
Еще дом.
Спустился до Лары. Решил проехать немного вперед, чтобы попасть на край острова. Передо мной мини-елки и сколько ехать еще не известно.
Хоть сверху и было видно полуостров целиком, тогда я не представлял сколько елок впереди, не стал отклоняться от трека и повернул назад. А до берега оставался всего лишь километр!
Далее была пересохшая река.
И каменная дорога
до скал.
На берегу ел финики и слушал перезвон колокольчиков. Кто бы мог подумать, что если на каждую козу из сорока надеть колокольчик, получиться музыка.
Рядом истинно туристическое место.
Здесь я должен был посетить ущелье Авакас. Оставалось найти вход. Опрос туристов ничего не дал. Указатель 1 км. до ущелья как-то не дошел до мозга и поблизости нахожу это.
Голова орла.
Голова слона.
Думаю, чем не ущелье по местным меркам, красиво, в сети смотрел фотографии, вроде оно. Походил и двинул дальше. А может это оно? Туристы ходят и даже место подписано.
Отклоняюсь немного от трека, переезжаю мостик и ЛИЧНО Я упираюсь в стоянку для туристов. Набираю воды, фотографирую коз на склоне, пара туристов отдыхают. Где там сворот налево я в упор не помню!
Вот я проехал все достопримечательности. После - подъем
под палящим солнцем. Нет тени, абсолютно нет ветра, жара градусов 35, солнце прямо над головой, а ты на вершине, под ногами камень. От этого звук кнопки спуска затвора камеры был похож на звук выбрасывания гильзы. Кстати, где-то вдалеке часто стреляли охотники. Каменная поверхность дороги больше походила на пересохшее русло реки. Думаю в дождь там образуется поток.
Самый тяжелый этап позади. Двадцатиминутный спуск со скоростью 50 км/ч (больше велосипед сам не ехал, аж скучно стало) и мороженое в Полисе. С покупкой мороженого возник вопрос, как купить. У тротуара, под навесом супермаркета, стоят холодильники с мороженым, и продавца нет. Захожу внутрь, спрашиваю, как купить. Оказывается: идешь по тротуару мимо холодильника, открываешь холодильник, достаешь мороженое, заходишь в супермаркет и на кассе рассчитываешься. Цивилизованная страна! Машины тоже не закрывают, дома в глуши без камер и волкодавов. Но раз видел, и собак и камеры (наверно русские).
22 марта. Раскопки. 39 км., набор высоты 610 м., 23℃
Вблизи села Галия в результате археологических раскопок найден монастырь Panagia Chrysogialiotissa. Он был построен по инициативе царя Давида III в десятом веке. В XII веке грузинской царицей Тамарой монастырь был восстановлен и пристроены две часовни. Спустя некоторое время царица умерла при загадочных обстоятельствах и в семи разных деревнях закопали золото, привезенное на 50 кораБлях! Надо было лопату прихватить! Еще сомневался брать, не брать.
На пусти к находке замечаю телефонную будку.
А вокруг глушь.
Вот откуда берутся кипрские реки.
По карте река Галия начинается выше, но сейчас похоже это ее основной источник. Спускаюсь ниже, переезжаю ее и вверх
к монастырю.
Метров через 100 из земли показывается монастырь святого Николая.
Поворачиваю налево, поднимаясь в гору, и на обочине дороги вижу косулю. Останавливаюсь. Она спокойно жует траву. Но через пару секунд замечает меня и со всех ног вверх в кусты. Сфотографировать не удалось. Чтобы дождаться пока я достану камеру из сумки, чехла и включу ее, животное должно быть как минимум хищным. Дальше очень сыпучая дорога со множеством камней.
А здесь можно было срезать, но я не стал, вдруг казенное имущество сломается… или еще кто-нибудь.
Домой спускаюсь через дамбу Аргаки.
Здесь образуется таинственный эффект: когда вода с гор стекает в дамбу, по волне видно, что она течет вправо, а когда ветром с моря образуются волны в ее широком месте, кажется, что вода течет влево и на стыке двух течений она исчезает. Дамба является местом пеших прогулок для туристов и соответствующе оборудовано.
Возле карты в деревянном ящике лежат брошюрки о дамбе. Кипарис
и его шишка.
23 марта. Не зная броду, не суйся в воду. 67 км., набор высоты 395 м., 23℃
Программа максимум на сегодня - доехать до края Акамаса. Еду как обычно по шоссе до полиса мимо моста
с церковью,
через Лачи
с ее портом.
Переезжаю мост постройки 1939 года.
По нему проложена современная дорога, а когда-то мост играл важную роль. Примерно в то же время, когда дракон снес гигантское яйцо. Администрация не растерялась и покрасила его в пасхальное.
Вход в ботанический сад на въезде в Акамас, возле парковки. На карте изображены тропа Афродиты и тропа Адониса.
Здесь спросил у пожилого англичанина как зайти на тропы. Он бросил отдых на лавочке и начал показывать по карте что куда. Беспокоился, как я буду идти по тропе с велосипедом, ведь она такая крутая. Позже на тропе встречаю его и прошу сфотографировать меня. Он старательно подбирал ракурс и сделал несколько кадров. Спасибо ему!
Через сотню метров дальше прошу сфотографировать меня молодую пару. Они оказываются из Англии, уроженцы Индии. Ну, это сразу видно. Вместе восторгаемся красотой здешних мест. Они спрашивают, откуда я приехал (в смысле место на Кипре). Я не стал умничать и показал пальцем. На край острова, это левый край фотографии. Девушка скала: Вау… Посоветовал купить велосипеды, они ответили, что тоже хотят, но так бы все равно не смоги. Дело привычки.
Туристы обязаны появлению троп древнему мифу, о том, как Адонис пошел охотиться, попал в беду, а Афродита отправилась его искать. И нашла. Бездыханным. А где счастливый конец?! Благодаря связям, договорилась с богами, и те разрешили Адонису жить пол года на земле с Афродитой, пол года на небе. Думаю, могла и на подольше договориться, но решила на пол года, чтоб не надоедал.
В саду, на мой взгляд, растут те же самые представители флоры, что и везде, только с табличками. Кроме этого.
Сад расположен на склоне, дорожки находятся в процессе благоустройства и одна из них веден к ванне Афродиты. Я заходил с моря.
Вот это культовое место.
И дополнения рядом.
В сторону края Акамаса движусь по тропе Афродиты вдоль моря. Места здесь удивительно красивые.
В этом месте
снимаю «бассейн»
и уже дома вечером, просматривая фотографии, замечаю необычный, красивый камень (полосатый по центру). Хватаюсь за голову: Как я его не заметил?! На следующий день бегу за ним 6 километров и не нахожу. Вероятно, кто-то забрал. Рядом ничего стоящего на замену не нашел. До сих пор жалею. Редко бывает возможно сфотографировать ящерицу.
Остров Kakoskali.
Завтра буду стоять на вершине этой горы.
До края полуострова не добираюсь, упираюсь в бездорожье.
Поверхность очень не ровная с острыми камнями, а до конца идти далековато.
Маршрут не был загружен в навигатор и, оценив по карте имеющиеся варианты, решил подняться вверх и спуститься к острову Kakoskali. Вторым вариантом была дорога через Neo Chorio. Как оказалось не такая уж сложная, НО неизвестная.
Поднимаюсь по светлой дороге справа, уходящей у небо.
Половина пройдена.
И еще столько же.
Подъем закончен.
На этом участке набрал менее двух километров набрал почти половину всей высоты. Поплутал по охотничьим тропам.
И пошел на спуск.
На Акамас лучше всего приезжать на машине с велосипедом в багажнике. Очень уж здесь увлекательно кататься, хочется проехать по каждой дорожке и каждой тропинке. Это был последний серьезный выезд. Красивое завершение восхитительных открытий!
24 марта ездили на машине погулять по тропе Афродиты.
Для туристов-пенсионеров самый подходящий градус.
Указатели маршрута выполнены просто, надежно и не портят картины.
Кемпинг.
Место отдыха для туристов.
С намеком, почему их не так много.
А все говорят: Не сезон…
По следам Афродиты.
Pyrgos tis Rigaenas - развалины большой усадьбы или аббатства франкского периода.
На вершине горы.
Облако перед глазами.
Дальше по плану музей вина в Kathikas. Экскурсия по музею бесплатная, 3 евро с дегустацией 10-ти вин, за 4 евро ко всему прочему добавляются закуски.
Дегустацию проводил колоритный киприот. Он громко и выразительно представлял вина и наполнял рюмки отточенными движениями. Закончив, покупаем несколько бутылок вина, после которого ширпотреб из супермаркета - спирт крашеный.
27 марта посетил музей под открытым небом в Полисе. Попасть в него очень сложно, запоминайте: сворачиваешь с дороги на тротуар… Все. Во дворе частного дома сосредоточены очень древние находки.
Например, ракушкам, заточенным в камень, около 5 миллионов лет. Так увлекся, что только со второго раза услышал, что мне сигналят. Хозяин музея хотел заехать к себе во двор. Это пожилой мужчина, который собрал все эти ценности. Что-то сам находил, что-то приносили. Бывает в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Рассказал, как к нему приезжали из Московского музея и взяли несколько экземпляров из его коллекции.
За 11 дней было накатано более 520 км. Формат отдыха получился интересный - микс из туризма, велопутешествия, тренировки. На первый взгляд ни рыба ни мясо. Приходилось соблюдать баланс и выбирать: остановиться и рассмотреть или прибавить и улучшить результат, свернуть и разведать или уложиться за меньшее время. Иногда было необходимо делать не легкий выбор: нажраться в ресторане и порулить домой или перекусить и посмотреть Акамас. Но именно соблюдение этого баланса добавляло жизни в каждую поездку.
Не хватало машины для прохождения повторяющихся монотонных участков и заброски на новую местность. Фотокамера с быстрым включением и меньшего размера, чтобы можно было положить в карман, сэкономила бы время и хорошее настроение. Недостаточное знание (сил на горном рельефе) местности и местоположения объектов не позволили эффективно использовать время. Не было медицинской страховки, а она дает +7 к скорости прохождения спусков.
Не читайте отчеты - путешествуйте. И берегите природу России!