Viaje » 11 июн 2013, 04:29
Через два дня я покидаю Южную Америку. Не знаю, будет ли у меня возможность в ближайшее время дописать мой рассказ о Колумбии. Время летит. Уходят люди. Вместе с ними история их жизни...
В Колумбии я познакомился с незаурядной личностью. Этот человек, владелец турагентства в Летисии, написал статью и поместил ее в своем блоге. Я эту статью перевел, чтобы поместить перевод туда же, но автор забыл данные для входа в свой блог. Поэтому предлагаю ознакомиться с заслуживающим, на мой взгляд, внимания материалом здесь. Возможно, кто-то захочет использовать полученную информацию соответствующим образом...
Там же, в блоге, автор статьи поместил и свое стихотворение, которое я тоже перевел, поскольку счел, что оно того стоит. Не каждый колумбиец и не каждый владелец турагентства способен на такое.
ГЛАЗ ЯГУАРА
Суббота, 12 мая, 2012 года.
Файл блога
• ▼ 2012 (2)
o ▼ май (2)
ВИЗИТ В САН-ПАБЛО-ДЕ-ЛОРЕТО И В ДОМ «САН-ХОСЕ» НА...
(ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ МНЕ ОТ ТЕБЯ) Лукавство, нежность и страсть,...
Личные данные
ЛУИС ФЕЛИПЕ УЛЬОА
ВИЗИТ В ПОСЕЛОК САН-ПАБЛО-ДЕ-ЛОРЕТО И «ДОМ САН-ХОСЕ», ЧТО НАХОДЯТСЯ НА ДРУГОМ БЕРЕГУ АМАЗОНКИ, В ДЕПАРТАМЕНТЕ ЛОРЕТО РЕСПУБЛИКИ ПЕРУ.
Амазонская сельва, родина индейских племен и родной дом современных индейцев, – с недавнего времени ставшая ареной жизни и деятельности разного рода коммерсантов, охотников и шахтеров, военнослужащих и миссионеров, кончая узниками тюрем, наподобие «Араракуары», – амазонская сельва, которая завладела душами многих из тех, кто по собственной воле, на свой страх и риск, решили узнать ее, – это не совсем та сельва, какой она была для заключенных ушедшей в историю колонии «Араракуара» в Колумбии, на реке Какета, или для тех, кого она безвозвратно поглотила на протяжении всей своей истории, то есть всех тех, кто так или иначе соприкоснулся с ней не по собственной воле.
Сельва имеет свои привлекательные стороны, свое магическое обаяние и отнюдь не у всех вызывает неприятие или чувство страха. В большинстве случаев, те, кто открыл для себя мир сельвы, имея достаточно времени для того, чтобы познать ее, а через нее – самого себя, находят ее более дружелюбной, нежели враждебной, более притягательной, нежели отталкивающей.
Амазонская сельва, в которой имели место сотни человеческих драм, породила множество захватывающих историй и многим предоставила возможность извлечь из знакомства с ней бесценный жизненный опыт.
С 25 по 28 февраля 2011 года мы находились с визитом в селении Сан-Пабло-де-Лорето и посетили так называемый «Дом Сан-Хосе», где обитают уже вылечившиеся от болезни Хансена и нуждающиеся в постоянном уходе пациенты, и теперь хотим поделиться в этой статье своими впечатлениями от нашего пребывания в этом месте. Мы встречались и беседовали как с пациентами «Дома», так и с некоторыми из обитателей поселка, утратившими трудоспособнось в результате болезни, которые охотно рассказывали о своей повседневной жизни, делясь с нами не только своим горьким житейским опытом, но и случайными моментами радости. Мы добавим к этим историям лишь несколько достоверных фактов, взятых нами из записей Хосе Ульвио Вальдивиа Венегаса и Ильдебрандо Гомеса, двух еще живых ветеранов, избранных Богом для жестокой битвы со страшным недугом, именуемым в народе проказой, которые посвятили себя цели со всеми подробностями рассказать о событиях, происходивших на их героическом пути, являющим собой пример победы жизни над смертью.
Не по своей воле почти восемьдесят лет назад оказались здесь, в сердце амазонской сельвы, первые колонисты. Двадцать шесть человек, мужчины и женщины, молодые и пожилые, прибыли сюда из Икитоса, проделав вниз по Амазонке путь, длиной в 560 км, на утлом плотике под охраной перуанских полицейских.
Они не были ни опасными преступниками, ни самоотверженными исследователями; это были люди, которым судьба преподнесла тяжкое испытание, изгои, обреченные на жалкое существование в дебрях амазонской сельвы, отверженные, которых в ту пору общество изгоняло из своей среды как переносчиков заразы, известной еще с Х века до нашей эры со времен древних цивилизаций Индии, Китая и Египта и упомянутой в Библии как самая страшная болезнь человека.
Прокаженные прибыли на старую заброшенную гасиенду «Сан-Пабло», где когда-то занимались не то выращиванием сахарного тростника, не то производством латекса, и которую перуанское правительство купило специально для того, чтобы поселить там больных лепрой. Так, первого июля 1926 года на правом берегу Амазонки был основан поселок Сан-Пабло-де-Лорето.
По прибытии на место, прокаженным выделили специальную территорию, огородили ее колючей проволокой до самой воды и поставили часового с карабином времен каучукового бума. С этого момента их мир, ограниченный изгородью и рекой, но изобилующий буйной растительностью, замкнулся на этом кусочке сельвы, в убогих деревянных жилищах с такими же убогими предметами домашнего обихода.
Каждому дому дали название. Один дом, в котором разместились женщины, назвали «Семь дырок» – по количеству женщин, остальным, где разместились мужчины, дали названия «Синий дом» и «Ла-Манчурриа», или «Эль-куартель» (казарма). В их распоряжении была чагра, участок земли, где они выращивали бананы, юкку и другие фрукты и овощи. По другую сторону изгороди располагалась санитарная зона, или административная территория, куда могли приезжать медики, рабочие и т.д. Оттуда больным передавали продукты и другие вещи, с помощью которых они пытались привнести хоть какую-то радость в свою жизнь, полную страданий и боли. Чтобы облегчить физическую боль, они накладывали на раны порошок из толченых болеутоляющих таблеток, когда те у них были.
При отсутствии необходимых медикаментов, больные пытались лечить свои язвы примочками из смеси хаульмугрового масла и различных эфиров, таких как каместрол, кауметил, бенкетрил и другие, которые, помимо того что вызывали сильную боль, хотя и давали временное улучшение, впоследствии приводили к увеличению язв.
После стирки белье и бинты прокаженных вывешивались сушиться на солнце, и те развевались на веревках, точно флаги – символы страдания, под аккомпанемент стонов, которые вызывали раны на истерзанных телах обитателей Сан-Пабло.
Несмотря на постоянную боль и необходимость бороться за свое существование, трудясь на земле, пациенты создавали семьи и воспитывали детей. Администрация покупала у них часть сельхозпродукции, а они покупали на эти деньги у администрации предметы «роскоши»: сухие продукты, медикаменты, белье и т.д. Деньги, проходившие через руки больных, подвергались дезинфекции: их клали в стеклянные банки, а потом кипятили в воде, прежде чем пустить в оборот. Письма же, которые, по счастливой случайности, доходили сюда от родных и близких пациентов, читались им через изгородь, а те, которые писали пациенты на волю, едва ли преодолевали несколько метров от колючей проволоки.
Со временем, в Сан-Пабло на плотах и лодках стали прибывать новые партии прокаженных, среди которых были как перуанцы, так и колумбийцы и бразильцы, а также представители других национальностей (немцы, греки, итальянцы, евреи, китайцы, африканцы).
Жаркий климат Амазонии мог бы оказать благотворное влияние на здоровье прокаженных, поддерживая стабильную температуру тела и интенсивное кровообращение, постепенно расширяя кровеносные сосуды. Однако избыточная влажность воздуха, москиты, грибки, разные бактерии и другие патогенные факторы тропического климата, не говоря уже о ядовитых змеях, скорпионах и прочих опасных животных, представляли собой угрозу неминуемой смерти для оказавшихся в Сан-Пабло. Они понимали, что посланы сюда умирать, осужденные за свою болезнь, видя, как ежедневно хоронят их товарищей, до трех человек в день, без всяких церемоний, в общей могиле, завернутых в простыни или старые противомоскитные сетки, подальше от расположенной на возвышении обитаемой территории, чтобы не сильно чувствовался дурной запах.
Восьмидесятипятилетний Идельбрандо Гомес живет в Сан-Пабло, в маленьком деревянном домике на берегу реки, вместе со своим братом, который, как и он сам, излечился от лепры. Сеньор Идельбрандо никогда не жил в «Доме Сан-Хосе», только в поселке, а потому хорошо помнит, что и когда там происходило, а также имена людей, которые заслуживают того, чтобы о них помнили. Он не только вдохновенно, с чувством гордости поведал нам историю Сан-Пабло-де-Лорето и своей жизни, но и показал нам свою рукопись, из которой мы взяли несколько наиболее важных фрагментов, чтобы использовать их в этом повествовании. Несмотря на свои восемьдесят пять, сеньор Идельбрандо еще и поет. Репертуар его – это песни о Сан-Пабло, которые сложил он сам или кто-то из его старых товарищей.
В нашей беседе о жизни в поселке мы затрагивали различные темы, но особого внимания, на наш взгляд, заслуживают темы, касающиеся медицины, миссионерской деятельности и тех людей, которые оставили наиболее значительный след в истории этого уголка на берегу Амазонки.
В особой, запоминающейся манере, Идельбрандо рассказывает о враче по имени Максимо Кужински Годард, который был направлен в Сан-Пабло правительством Перу в качестве инспектора северо-восточного региона страны на период с 1940 по 1941 год. Наш собеседник назвал этого человека «освободителем от болезни Хансена». Кужински говорил, что лепра – не заразная болезнь, и предсказал, что средство излечения от нее будет найдено. Но более всего он запомнился обитателям Сан-Пабло тем, что был первым из врачей, кто отнесся к пациентам подобающим образом.
По прибытии в Сан-Пабло, он тотчас же отдал распоряжение, чтобы снесли изгородь, и уже на следующий день, впервые, произвел тщательный индивидуальный осмотр пациентов по всем правилам, положив тем самым для пациентов и всех обитателей поселка начало новой эре в Cан-Пабло, эре надежд.
С такой же теплотой упоминается в истории Сан-Пабло и монсеньор Дамасо Лаерхе из ордена францисканцев, первый настоятель прихода Сан-Пабло-де-Лорето, благодаря которому в 1948 году в Сан-Пабло прибыла первая группа канадских монахинь, которых он срочно вызвал в Перу, и которые с момента своего прибытия окружили пациентов безграничной заботой и вниманием в уже построенном специально для них новом доме.
С любовью и благодарностью вспоминают в Сан-Пабло и некоторых других, людей большой души и сердца, из числа простых волонтеров, миссионеров, врачей и медсестер, среди которых были такие, кто в буквальном смысле слова отдали свою жизнь на благо прокаженных, заразившись и умерев от той же самой болезни.
Помнят здесь и выдающееся событие, связанное с лечением некоего Исайаса Сильвы, которого лечил сам Че Гевара, находившийся в Сан-Пабло в течение нескольких месяцев в 1952 году в качестве волонтера.
25 февраля 1943 года в Сан-Пабло на плоту вместе с несколькими пациентами из столицы Перу прибыл священник Августин Готард, о котором вспоминают с большой любовью и почтением, поскольку он был первым священнослужителем, взявшим на себя бремя духовной и моральной поддержки прокаженных. Он все время был рядом с ними, выслушивал каждого, делился с ними своей пищей и спал в их жилищах, отдавая обитателям Сан-Пабло свои разносторонние знания и проповедуя общечеловеческие ценности.
Педро Кордоба Ромеро, который вылечился от лепры и который, как многие из пациентов, не имеет своего жилья в другом месте и которого никто нигде не ждет, и сейчас живет в «Доме Сан Хосе». Говорит, что прибыл сюда шестьдесят лет назад вполне здоровым, вместе с доктором Луисом Чавесом Пастором. Оба осознавали риск своей работы. Педро помнит свое «испытание огнем», когда доктор Чавес попросил его обнюхать раны пациентов с расстояния одного дюйма, чтобы определить насколько сильный запах они источали. Так было положено начало его благородной миссии, которой он посвятил свою жизнь. Работая с доктором Чавесом, он помогал тому лечить язвы пациентов и, в случае необходимости, производить ампутации. Во время одной из операций он потерял глаз, когда, неся хирургический инструмент, поскользнулся и упал, наткнувшись глазом на острие скальпеля. Потом ему сделали операцию «на материке», а через восемь лет он вернулся в Сан-Пабло, где снова встретил доктора Чавеса, уже больного лепрой и туберкулезом, который отказывался принимать лекарства и продолжал курить до самой своей смерти, завершив таким образом свою миссию.
Только в 1956 году проказу начали лечить средством на основе сульфона, которое называлось «дапсон» и которое разделило историю Сан-Пабло и «Дома Сан-Хосе» на два этапа. Педро пояснил, что, как правило, после двух лет лечения сульфоном болезнь прячется в организме, больше не проявляется и теряет свой инфицирующий потенциал. Педро также описал, по своему собственному опыту, как болезнь до того, как начать прогрессировать, сначала приводит к потере чувствительности пораженными частями тела, ничем не предвещая тех страданий, которые будут терзать тебя потом. Для самого Педро настоящие условия пребывания в «Доме Сан-Хосе» едва ли приемлемы, и он сильно сомневается в порядочности администрации, в том что касается управления ресурсами и участи некоторых из его товарищей по несчастью.
В семидесятых годах было установлено, что возбудители болезни (Mycobacterium leprae и Mycobacterium lepromatosis) способны приобретать устойчивость к воздействию дапсона, и вскоре начали выпускать новые, более эффективные препараты (Rifampicina и Clofazimina), благодаря которым прошедшие курс лечения пациенты могли снова стать полноправными членами общества. Некоторые из них возвращались в родные места, к своим семьям, другие предпочли остаться в Сан-Пабло-де-Лорето в надежде обрести здесь свой очаг.
Через всю историю Сан-Пабло прошли около шести тысяч человек пациентов и несколько сотен вольнонаемных колонистов, а на сегодняшний день в поселке проживает примерно две сотни излечившихся и еще двадцать пять нашли свой приют в «Доме Сан-Хосе».
По приезде нас встретил дон Антонио Монтейро Аленкар, и, поздоровавшись, весело сказал: «Мое царство – это другой мир». Дон Антонио живет в поселке, на холме возле старой церкви. Это место он выбрал из стратегических соображений, чтобы принимать здесь туристов, которые во время туристического бума в 80-е годы, катаясь по Амазонке на прогулочных судах, посещали Сан-Пабло.
Туристы делились с ним историями о себе и покупали его раскрашенные поделки из дерева уито. Антонио прибыл в Сан-Пабло в 1951 году, на плоту вместе с другими больными, и с тех пор стал частью истории поселения. Молодой красивый парень с бразильскими корнями, сильный и полный жизни, он работал на чагре, занимался спортом и танцевал танцы того времени, стараясь заглушить боль от язв на ногах с помощью болеутоляющих аэрозолей.
В те времена он был объектом постоянного внимания молодых девушек, приезжавших в поселок с визитом или на поселение, и теперь, с полным слез и тоски взглядом говорит, что все еще мечтает найти себе пару, чтобы жить как нормальные люди.
Случилось так, что у него родилась дочь, но они вместе с матерью девочки решили, что будет лучше, если роль отца возьмет на себя другой, здоровый человек, у которого была возможность создать для девочки вместе с ее матерью нормальные условия жизни.
Дон Антонио рассказал, как однажды, когда, будучи уже без ног и передвигаясь в инвалидном кресле, он оказался в тюрьме в Табатинге (Бразилия). Это было время, когда в регионе процветала торговля наркотиками, и он, набравшись храбрости, решил рискнуть заработать, чтобы купить себе современные протезы, о которых давно мечтал. Он думал, что, видя, в каком он состоянии, никто не станет его задерживать и обыскивать и в тюрьму он не попадет. Но надежды его не оправдались, и он очутился за решеткой, в таких же условиях, как и другие, нормальные заключенные.
В поселке говорили, что, находясь в тюрьме, он, во избежание насилия со стороны некоторых заключенных, носил привязанную к культе своей правой руки стальную заточку, как он это делал раньше для работы на чагре.
Антонио вспоминает одну бессонную ночь в тюрьме, которую он, сильно ослабевший и подавленный после голодовки, провел слезно моля Бога, чтобы тот послал ему еды и научил, как жить дальше. Он представлял себе, что Бог явится в тюрьму в образе женщины и что это будет его мать, которая принесет ему много всякой еды.
В течение некоторого времени Антонио жил в «Доме Сан-Хосе», но потом перебрался жить в поселок, полагаясь на помощь друзей из местных жителей и гостей, не переставая надеяться на то, что Бог все же придет к нему. В «Доме» ему было тяжело видеть, как страдают другие, там всегда было много неприятностей, и обслуживающий персонал не отличался бескорыстием.
Антонио понимает, что наступит время, когда все это кончится и ему придется провести свои последние дни с «Доме Сан-Хосе», однако, несмотря на это, все же лелеет мечту о том, чтобы у него был хороший телевизор, а также – получить бразильское гражданство и, как следствие, достойную пенсию. «Я чувствую себя сильным, сам со всем управляюсь и прошу Бога, чтобы к нам в Сан-Пабло снова стали приезжать туристы и покупать мои поделки».
В настоящее время «Домом Сан-Хосе» управляют мать Рейна, из Канады, и сестра Хуана, из Перу; обе из ордена «Госпитальеры Святого Джосефа». Практическую помощь им оказывают два медицинских работника, присланные правительством Перу, в то время как экономически они зависят от дотаций, размером и реальным поступлением которых распоряжается соответствующая администрация.
Несмотря на то что в «Доме» все хорошо организовано и его обитатели содержатся в нормальных условиях, все же заметны некоторые недостатки: не хватает краски и других материалов, декоративных элементов, а также отсутствует помещение для проведения культурно-развлекательных мероприятий и специальное медицинское оборудование. Кроме того, ощущается нехватка обслуживающего персонала, а также не организовано посещение врачами-специалистами по различным заболеваниям.
Все те, кто живет в «Доме Сан-Хосе» в настоящее время, могут служить примером повседневного существования в радости и покорности, торжествуя свою победу над пожизненным изгнанием в этот уголок амазонской сельвы, которая ежедневно была для них полем боя, но с годами стала родным домом, местом, где народилась общность счастливых, гостеприимных людей, вросших в берега великой реки под названием Амазонка, общность, являющая собой богоизбранный народ-воин, взросший из неистребимой любви, наполнявшей сердца, бьющиеся в нескольких тысячах истерзанных тел.
Не плачь, мать, ибо в этом больном, истерзанном теле все еще бьется сердце, которое любит тебя безмерно.
Опубликовано Луисом Фелипе Ульоа 10:04:12. Без комментариев.
Рекомендуется в Google
ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ МНЕ ОТ ТЕБЯ
Лукавство, нежность и страсть,
Любовь, что не признает власть.
Душа, что полна огнем,
Восторг ночью и днем.
Готовность на риск любой,
Желание быть с тобой...
Бровей колдовской разлет.
Губ твоих дикий мед.
Глаз омут бездонный.
Взгляд твой, истомы полный.
Лик, как лунный свет, нежный.
Чувств океан безбрежный...
Волосы – лес ночной,
Тайной укрыт неземной.
Тела невинного жар –
Кладезь бездонный чар.
Руки твои – два крыла, –
Что ласкою жгли до тла.
Плоть, что услады жаждет,
Сердце, которое страждет.
Душа, что горит огнем.
Грезы ночью и днем...
Опубликовано Луисом Фелипе Ульоа 10:03:12. Без комментариев.
Рекомендуется в Google
Последний раз редактировалось
Viaje 22 авг 2013, 16:44, всего редактировалось 1 раз.
"Мне б верного товарища, дальнюю дорогу
И еще, еще, еще чего-нибудь".