Маршрут: Bogotá - Leticia - Puerto Nariño - Leticia - Bogotá - Monguí - Villa de Leyva - Ráquira - Barichara - Guane - San Gil - Villanueva - Girón - Mompóx - Cartagena - Medellín - Santa Fe de Antioquia - Jardín - Salento - Santa Marta - Bogotá.
Перелёт Турецкими авиалиниями Москва - Богота 12 декабря. На посадке в Москве спрашивали про заполненную форму check-mig. В Стамбуле проверяли обратный билет из Боготы.
В Боготе на паспортном контроле спрашивали, где мы будем жить. Похоже, что сравнивали с данными, внесёнными в check mig. Спросили про обратные билеты. На таможне поинтересовались количеством наличных денег и, почему-то, длительностью пребывания и планируемыми к посещению местами.
Bogotá 12.12.2021 - 19.12.2021
В аэропорту El Dorado киоск с транспортными картами tullave не нашли (зато, когда две недели спустя прилетели из Летисии, это было практически первое, что мы увидели после получения багажа), доехали на бесплатном автобусе 16-14 до Portal Eldorado. Там в кассе карты tullave закончились и нас по своей карте в обмен на 5 000 песо за двоих дежурная пропустила на платформу. Дальше на автобусе Transmilenio #1 доехали до конечной остановки Universidades, где наконец-то стали обладателями tullave и оттуда пешком минут за 15 дошли до своей квартиры в Candelaria (пересечение calle 11 и carrera 3), где счастливо прожили до 19 декабря.
Немного граффити
Про коронавирус
С 16 ноября 2021 посещения баров, ресторанов и ночных клубов разрешены только привитым. С 14 декабря то же относится к музеям. При проходе на фуникулёр/ телеферик на Montserrat также спрашивают сертификат о вакцинации. Питались мы продуктами из супермаркета и в крохотных бюджетных едальнях, там сертификатами не интересовались. В музеях спрашивали всегда, имя в сертификате пытались сравнить с тем, что написано в паспорте. Наш «Спутник V» всех устроил, многие знали, что это русская вакцина. Как нам сказали, происхождение вакцины не имеет значения.
Amazonas 19.12.2021 - 26.12.2021
19.12.2021 вылетели рейсом лоукостера Viva в Летисию. Билеты в обе стороны на двоих с одним включённым багажом обошлись в 718.000 песо. Билеты покупались ещё в Москве, зайти на сайт Viva удалось только через VPN, выбрав ip адрес в Майами. Дальше всё пошло как по маслу, билеты были оплачены с первой попытки картой visa Homecredit. Онлайн регистрация на рейс также удалась с первой попытки.
По прилёту нужно заплатить туристический сбор в 35.000 песо. В Lonely planet писали, что это касается только иностранцев, но в кассу выстроился весь самолёт, а на выходе из зала чеки проверяли у всех подряд. На кассе также не было указаний на то, что платят только определенные категории граждан.
В городе есть пункты обмены валюты (курсом не интересовались) и магазины Claro и Movistar, ничего из этого не работает в воскресенье. В супермаркетах принимают карты.
В Летисии работал мобильный интернет Movistar (можно получать и отправлять текстовые сообщения), wifi в гостинице рядом с аэропортом давал скорость повыше. Зато ближе к причалу, откуда отправляются лодки в Puerto Nariño, оказался шустрый интернет от Claro, удалось поговорить и отправить фотографии. В Puerto Nariño покрытие есть только у Claro, но на четвёртый день мобильный интернет отключился во всём муниципалитете, остались только звонки и sms.
Лодки в Puerto Nariño отправляются трижды в день: в 7:00, 10:00 и в 13:30 (обратно в 7:00, 11:00 и 15:00), время в пути - около 2,5 часов. Билеты по цене 32.000 песо в один конец можно купить в день отправления либо за сутки в офисе Transportes fluviales.
Мы не стали брать многодневный тур с сопровождением, а поселились на пять ночей в Puerto Nariño, чтобы ходить в однодневные походы. Ценник на прогулки с гидом, присланный нашей кабаньей, показался негуманным, и мы решили ходить везде самостоятельно, используя треки с wikiloc.
21.12.2021
Трек к Aguas Rojas (13 км туда и обратно) прошёл замечательно: вышли в 7 утра, побывали в двух индейских хозяйствах (похожи на наши хутора), поговорили с живущими там людьми, пообщались с встретившимися по дороге охотниками. Рядом с Aguas Rojas живет индейская семья, они сейчас строят домик для туристов, которые сюда приходят, чтобы можно было отдохнуть, попить и перекусить. Делают всё сами, начиная с кирпичей.
В сельве очень пригодились купленные в Летисии за 35.000 песо резиновые сапоги, т.к. со второй половины дня идут ливни и все тропы размывает так, что местами вязнешь в глине по щиколотку (в Puerto Nariño сапоги тоже можно купить или взять напрокат). В одном месте пришлось перебираться через ручей по переброшенному через него дереву.
22.12.2021
Следующим был трек до поселения San Martín de Amacayacu, лодка + пеший поход. Решили начать с лодки, т.к. коммуна и та точка, в которую мы должны были прийти из Puerto Nariño, находятся на противоположных берегах реки Amacayacu и было непонятно, как там искать лодку, чтобы вернуться в Puerto Nariño.
Пришли на берег около семи утра, договорились с лодочником о поездке до Сан-Мартина за 50.000 песо. Наверное, дороговато, но он сначала запросил 90.000. Лодка была маломощная, 12 км плыли около часа, по пути видели дельфинов.
А дальше началась жопа. Треки, по которым мы ориентировались, были пройдены два-три года назад. Часть пути проходит по деревянным мостам, подвесным и балочным, т.к. территория подтоплена, а в сезон большой воды часть сельвы вообще превращается в озеро.
За прошедшие годы часть досок сгнили и провалились, т.е. идёшь ты на высоте 2.5 м, а под ногами - дыры.
(Хотя, скорее всего, разваливаться мосты начали ещё раньше: в Lonely planet 2015 писали, что туристическая инфраструктура парка Amacayacu (его граница проходит по одноименной реке) разрушается под действием ливней, но я тогда и предположить не могла, о чем идёт речь.) И это ещё полбеды: в трёх местах мосты просто обвалились. Совсем. Приходишь к краю, а перед тобой пустота метров в пять. К опорам приставлены доски и бревна, по которым предлагается спускаться и взбираться.
Хорошо, что муж то протягивал руку, то поддерживал под попу, сама бы я не выкарабкалась. Под мостами во многих местах вода выше щиколотки. Один раз пришлось возвращаться к началу моста (а они длиннющие, по первому прыгали километра полтора до первого провала), т.к. провал оказался прямо над глубоким ручьём и прыгать туда с высоты около трёх метров было безыдейно. Спасибо добрым людям, перебросившим через ручей дерево.
Как выяснилось на следующий день, по мостам туристов уже не водят, люди чапают по воде.
Но мы не пожалели, что полезли наверх: с уровня двух-трёх метров сельва выглядит по-другому.
В общем, если кому-то хочется диких джунглей - вам сюда. А если ещё накроет тропический ливень, то будет полное единение с природой )). За весь путь других таких идиотов мы не встретили. Первые люди попались метров за 500 до Puerto Nariño.
23.12.2021
Дошли до лагуны, которая соединяется с озером Tarapoto, посмотрели, как выпрыгивают из воды дельфины. Можно оплатить экскурсию и увидеть примерно то же самое с воды.
Развернулись в противоположную сторону и по берегу Амазонки пошли в деревню 20 de julio. Ухоженное индейское поселение с дорожками, вымощенными такими же красными плитками, как в Puerto Nariño. По сравнению с поселением вдоль малекона в Летисии (если идти в сторону, противоположную бразильской границе) и с домами, которые мы видели в сельве, это прям богатая деревня.
В этот день хождения закончились, т.к. накануне мужа покусали какие-то фантастические твари и у него впервые за 60 лет жизни развилась аллергия. По фотографиям знакомый врач определил крапивницу. Так что имейте при себе антигистаминные средства, хотя врач порекомендовал носить с собой преднизалон в таблетках и ампулах )). Продавец в аптеке выслушал симптомы, ничуть не удивился и выдал таблетки за 6000 песо.
24.12.2021
По треку с wikiloc пошли кружным путём к Reservorio Agroturistíco Wochine. Сама по себе эта «достопримечательность» нас не очень интересовала, но других приличных пеших маршрутов в окрестностях не осталось. К деревне мы подошли с тыла: всё обнесено колючей проволокой, на воротах табличка с ценой за вход 10.000 песо с человека и мертвая тишина: никто не спешил продемонстрировать нам быт и товары народных промыслов. Возможно, в канун Рождества люди решили отдохнуть.
Вышли с парадной стороны и, перед возвращением в кабанью, решили пройти по «вечернему маршруту» (гиды показывают флору и фауну, недоступные днём). Тут возникло неожиданное затруднение: видимо, из-за постоянных вечерних ливней маршрут стал менее популярным и нам удалось пройти меньше половины, дальше тропа просто заросла. Пришлось повернуть назад.