Qarootoramma » 31 окт 2014, 00:24
По рынку: В отрасли ГА наблюдается высокий спрос на новые самолеты, тем не менее, многие аналитики с мировым именем скептически относятся к будущим заказам особенно в сегменте 737 и 320.
Так поставки новых самолетов происходят за счет высокодоступного кредитования отрасли, возможного практически для каждого авиаперевозчика. Повсеместно увеличивается выпуск самолетов, что вызывает вопросы в условиях кризисных явлений в мировой экономике, военно-политических и геоэкономических рисков, а также снижения потребительских расходов в развитых странах мира. В этой связи, многие аналитики считают что налицо "перепродажи".
Так на конференции International Society of Transport Aircraft Trading (ISTAT), состоявшейся в Стамбуле представители авиационных финансовых и лизинговых организаций посчитали, что в ближайшее время на рынке ожидается коррекция, которая, безусловно, приведет к отмене предыдущих заказов на самолеты и отсрочкам в поставках новых.Доступность недорогих кредитов — ключевой фактор, влияющий на изменения в отрасли за последние несколько лет. Появление новых финансовых организаций предоставляющих кредиты на авиационную технику вызывает опасения у банков и лизинговых компаний давно работающих в данной сфере.
Аналитики считают, что наибольшие проблемы и угрозы исходят от авиастроительных компаний Airbus и Boeing. Несмотря на то, что оба производителя обладают большим опытом в постройке и производстве авиатехники им вряд ли удастся избежать снижения заказов.
В первую очередь авиапроизводители увеличивают темпы выпуска Boeing 737 и A320. Boeing также увеличивает темпы выпуска модели 787 до запланированных 14 самолетов в месяц, тогда как Airbus выводит на рынок новые самолеты семейства A350. Теоретически их появление должно повлиять на продажи самолетов предыдущего поколения. В течение ближайших 5 лет компания Boeing также перейдет на выпуск обновленной модели 777X, которая придет на смену самолетам Boeing 777-300ER.
Дебаты об оптимальном темпе выпуска воздушных судов получили широкую огласку на конференции после публикации исследования, проведенного банком UBS по оценке экспертов которого до 2018 г. в сегменте узкофюзеляжных самолетов будет наблюдаться дисбаланс между спросом и предложением на новые самолеты. При этом, по мнению UBS, темпы выпуска узкофюзеляжных самолетов должны быть снижены на 30%
Если UBS будет прав, то получится, что Boeing и Airbus ежегодно будут выпускать до 200–250 невостребованных узкофюзеляжных самолетов. Аналитики UBS также полагают, что необходимо снизить темпы выпуска Airbus A330 с 10 до 4 машин в месяц, Boeing 777 с 8,3 до 4 единиц в месяц, а темпы выпуска лайнеров Boeing 787 сохранить на уровне 10 машин в месяц вместо запланированного роста до 14 самолетов в месяц.
По мнению аналитиков UBS, темпы выпуска самолетов Boeing 777 в 2018 г. снизятся с текущих 96 машин до 60 в год. При этом в 2016 г. будет выпускаться не больше одного самолета Boeing 747 и Boeing 767 в месяц. Производство Boeing 787 в 2018 г. увеличится до 140 машин в год. Поставки узкофюзеляжных самолетов компанией Airbus в 2018 г. должны вырасти до 550 самолетов, а поставки Boeing до 600 самолетов в год.
В ближайшей перспективе такой сценарий становится все более вероятен. Оба авиастроителя пытаются поддержать стабильный уровень производства новых самолетов, однако Airbus уже сейчас столкнулся с низком спросом на А330 и начинает снижать темп выпуска этих самолетов до 6-8 самолетов в месяц. По мнению UBS, к 2018 г. Airbus будет выпускать только 40 самолетов семейства A330 в год по сравнению с нынешними 110. Частично компенсировать такое снижение выпуска А330 может только А350, однако появление на рынке лайнеров A350 растянуто по времени. К концу 2014 г. Airbus рассчитывает выйти на уровень производства 3 самолетов A350 в месяц, к концу 2015 г. темпы выпуска составят 5 машин в месяц, к 2018 г. они должны увеличиться до 10 в месяц.При этом аналитики UBS не одиноки в своих оценках. Подобные прогнозы в этом году давали эксперты банка Bank of America Merrill Lynch.
Нынешняя ситуация связана с доступностью рынка авиализинга. "Звезды выстроились в ряд; что-то должно произойти", — говорит Гордон Уэлш, директор по вопросам аэрокосмической отрасли кредитного агентства U.K. Export Finance. Он отмечает, что в настоящее время U.K. Export Finance получает примерно 80 заявок от различных финансовых организаций в рамках организации финансирования сделок по приобретению новых самолетов, тогда как раньше поступало всего лишь 2–3 заявки. При этом ряд банков, подающих свои заявки, практически неизвестны авиационной отрасли. "Все это может привести к определенным проблемам на рынке авиационного кредитования" - считает он.
Адам Пиларски, старший вице-президент компании Avitas, уже неоднократно упоминал, что заказы на новые самолеты со стороны авиакомпаний значительно превышают их реальные потребности. "Авиакомпании стран Ближнего Востока и низкотарифные перевозчики добиваются высоких показателей, но у многих авиакомпаний вскоре начнутся проблемы", — говорит он. Пиларски считает, что Boeing и Airbus должны смириться с большим количеством отказов на новые самолеты, иначе у них возникнут значительные излишки производственных мощностей. По его мнению высокая стоимость топлива привела к появлению новых самолетов A320NEO и 737MAX, которые приобретаются авиакомпаниями в больших количествах при наличии доступного кредитования в настоящее время, но при этом он обоснованно говорит об изменении стоимости цены на нефть и как следствие падение цены на топливо и увеличении ставки по кредитам в таком случае, что также негативно может повлиять на их продажи.
Руководитель лизинговой компаний Air Lease Corp. Стивен Удвар-Хази, уверен, что новые финансовые учреждения и лишние самолеты попросту уйдут с рынка в случае наступления очередных кризисных явлений.
Филипп Скраггс, президент и главный коммерческий директор компании AerCap, считает, что если Airbus и Boeing не будут контролировать показатель производства, то в скором времени они столкнуться с проблемами, связанными с "перепродажами". Кристиан МакКормик, управляющий директор и руководитель отдела авиационного финансирования компании Natixis, выражает некоторое беспокойство относительно дальнейшего развития рынка. Он подчеркивает, что специалистам необходимо определиться, нет ли на рынке двойных заказов, поскольку несколько авиакомпаний могли заказать самолеты под одни и те же объемы перевозок, полагая, что именно им достанется весь пассажиропоток. Даже Джон Лихи, главный "продажник" Airbus очень скептически смотрит на производство серии 320. На конференции он выступил с жесткой критикой компании Boeing, которая приняла решение увеличить темпы выпуска самолетов 737-го семейства до 52 машин в месяц. "Меня беспокоит эта концепция под названием "Поле чудес": стройте новые самолеты — и тогда они будут востребованы", — сказал он. По его словам, у Airbus есть достаточное количество заказов на 320 для поддержания такого же уровня производства, но в то же время он признает, что в компании нет полной уверенности в прогнозах относительно поставок новых самолетов через 5 лет. Таким образом компания Airbus планирует увеличить темпы выпуска самолетов A320 с 42 до 50 машин в месяц в ответ на увеличение производства модели 737. Рэнди Тинсет, вице-президент компании Boeing по маркетингу, наоборот считает, что американский авиастроитель использует взвешенные подходы в процессе производства самолетов. Решение об увеличении темпа выпуска принимается только при твердой уверенности в том, что данный уровень можно будет сохранить на протяжении длительного времени. "Мы провели трудоемкую работу, чтобы подтвердить реальный спрос на данные самолеты, — говорит он. Но Удвар-Хази предвидит совершенно другие сложности. "В настоящее время у нас есть большие опасения относительно высоких темпов производства". В то время как Boeing и Airbus наращивают продажи, на рынке появляются новые игроки, среди которых Bombardier с самолетами CSeries, Mitsubishi, COMAC, SSJ. И Стивен Удвар-Хази считает, что у поставщиков возникают трудности. Он отмечает, что в настоящее время срок изготовления комплектующих самый длинный и имеются серьезные опасения, что отрасль подходит к своему пределу. Поэтому Air Lease предлагает авиастроителям отказаться от овербукинга, поскольку в будущем они не смогут выполнять свои договорные обязательства, что приведет к краху рынка, финансовому коллапсу и банкротству авиапроизводителей. "В целом Airbus и Boeing продают гораздо больше самолетов по сравнению со своими производственными возможностями" - считает он.
Жесть!
Взято с aviation week.com