Zeppelin писал(а): Не будет его у АФЛ.
...и не только у АФЛ...
Да, конструкторам «Суперджета» удалось получить отличные характеристики по энергоэффективности и шумовым параметрам. Да, отечественные самолеты всегда отличались от зарубежных образцов низкой себестоимостью производства, что и делало их конкурентоспособными. Но если по сравнению с другими мировыми аналогами (канадским Bombardier и бразильским Embraer) «Суперджет» и выигрывает с точки зрения закупочной цены, то сможет ли он конкурировать по этому параметру с китайским ARJ-21, который, судя по всему, может выйти на рынки раньше. По крайней мере совсем недавно китайский производитель Aviation Industry Corporation of China (AVIC) заявил, что уже имеет на эти лайнеры 240 твердых контрактов.
И даже если предположить, что разброс цен окажется незначительным, то вряд ли китайцы пустят конкурента в свою Поднебесную. Столь же сомнительно, что они уступят и потенциальные рынки других стран, той же Индии, например.
И потом, что касается цены, не все так однозначно. По поводу дешевизны «Суперджета» у многих специалистов возникают серьезные сомнения. Так, сотрудники ИЭИ ДВО РАН, сравнивая процессы выпуска самолетов в ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и в канадском «Бомбардье», пришли к выводу, что минимальная стоимость получается там, где сконцентрированы все виды бизнеса, связанные с выпуском авиационных изделий, — так называемые кластеры. В шаговой доступности тут есть все, что нужно: сопутствующие производства, научные центры, проектные организации… В Канаде такой кластер есть, в Комсомольске-на-Амуре его создать трудно: это потребует гигантских инвестиций.
С этой точки зрения преимуществ больше у другого потенциального конкурента — японского самолета MRG (тоже почти копии «Суперджета-100»). Он прошел презентацию в 2008-м и выйдет на линии в 2011-м. Стоит ли напоминать, что Япония сама является одним высокотехнологичным кластером? И уж то, что сделано там, точно не уступит в качестве.
Кстати, и китайский, и японский лайнеры к тому же будет еще и проще обслуживать. Ну хотя бы потому, что для этого не нужно собирать консилиум специалистов из разных стран. Поясню: «Суперджет» — самолет российский только на 20%, все остальное — чужое. И чтобы, например, отремонтировать двигатель (а конкретно горячий отсек и камеру сгорания), придется вызывать французов. К опломбированному, по данным СМИ, блоку высоких технологий российские авиатехники прикасаться не имеют права: в случае неисправности устранить дефект смогут только специалисты с особым допуском. Это, разумеется, сделает дороже эксплуатацию и двигателя, и самолета.
Породистые кошки лучше охотятся с жиру, чем с голоду. (Бенвенуто Челлини)