Из Касабланки в Дахлу один рейс ежедневно. Стоимость билета чуть более 100 долларов и два часа лёту. Новое большое современное здание аэропорта, несмотря на то, что аэропорт принимает не больше двух рейсов в день. Не в каждой Африканской столице есть такой. Полноценный паспортный контроль. Но штампов не ставят, просто заносят данные в компьютер.
Ищем на чём доехать до отеля. На стоянке не ни одного такси. Минут через 10 всё-таки одна подъехала. До нашего отеля примерно 0,6 доллара. Забегу вперёд и скажу, что это фиксированная цена на такси по городу, независимо от того куда и откуда надо ехать. Сразу при въезде в город удивила чистота, совершенно нехарактерная для Африки. Хорошие дороги и нормальное движение, на дорогах нет автохлама, не говоря уже об ослиных повозках, въезд которых в город просто запрещён, о чём информирует соответствующий знак. Как будто и не в Африке.
]
Заселились в заранее забронированный отель «Палас Туарег». Двух этажный отель практический пустой. Кроме двух наших занята только одна комната. Стоимость сингла 30 евро. Хорошо работающий интернет. Вообще в городе полно отелей на любой вкус и кошелёк можно было бы и не бронировать заранее.
Дахла небольшой город за пару часов спокойно весь можно обойти. Но это мы решили оставить на завтра, а вечером решили просто сходить прогуляться и поужинать. В отеле, правда нас предупредили, что сейчас рамадан и до темноты все кафе будут закрыты. Поэтому пришлось немного подождать, пока стемнеет. Город хорошо освещён, особенно центр. С наступлением темноты жизнь сразу оживилась, открылись кафе и рестораны.
На следующий день пошли гулять по городу. Так как в нашем отеле завтрак не включён, а все кафе закрылись до наступления темноты, единственным местом, где это можно сделать был другой отель. Пошли в самый лучший и дорогой «Редисон», который расположен в самом центре Дахлы. В отеле вдруг услышали по телефонному разговору русскую речь. Просто не могли не подойти. Оказалось бывший наш соотечественник. Живёт в Англии. Занимается бизнесом здесь и в Мавритании. Сказал что в данный момент, в Западную Сахару стараются привлечь инвестиции и создают для этого все условия. Например, полностью освобождают от налогов.
Немного о городе. В основном двух-трёх этажные постройки. Хотя есть и многоэтажные дома. Везде асфальт. Обозначены все улицы и дома. Ни разу не видели, вездесущих коз и прочий домашний скот гуляющих в кучах мусора, которые являются атрибутом африканских городов. Есть несколько довольно приличных по африканским меркам магазинов. Правда, все продукты там привозные. За исключением верблюжьего молока местного производства, вкусного и хорошего качества. Мясо продают в отдельных лавках, овощи на рынке.
Есть несколько банков, а банкоматов вообще много. До этого читал, что обменять деньги в Западной Сахаре проблема. Оказывается, чтобы убедится в обратном, оказывается надо лично посетить это место. Есть почта, но не открыток ни марок там не обнаружилось.
В отеле нам подсказали, что сувениры можно купить только в одном месте – это магазин рядом с почтой. Почту то нашли сразу, а где магазин никто не знает. Да и вообще никто и по английскому не разговаривает, что существенно затруднило задачу. На вещевом рынке даже консилиум целый собрали, но и это не помогло. Но совершенно случайно нашли вожделенный магазин, в одном из переулков, буквально в метрах пятнадцати от почты. Меня интересовали магниты, брелоки и тарелки с местной символикой. Но такого не обнаружилось, хотя делают тут же. Но везде надписи или «Марокко» или почему то именно «Агадир». С трудом одну с надписью «Дахла», остальное придётся самому дописать. А вот магнит подходящий не нашёл, хотя их было полно. Продавец очень обрадовался, что у него хоть что то купили. Вопрос, почему нет сувениров с местной символикой, остался без ответа, по причине указанной выше.
Туристов ни разу не встретили. Местное население, не обращало на нас никакого внимания. Даже когда ходили по рынку, никто не приставал, предлагая, что то купить.
Не спеша за половину дня обошли всю Дахлу. Надо было теперь думать о завтрашнем дне, как добраться до Мавританской границы. Это примерно 220 км. Как оказалось, особых проблем нет, так как ходит куча автобусов, как больших, так и маленьких до столицы Мавритании Нуакшота и второго по величине города Ноадибу. Но автобус это долго, поэтому через отель договорились с частником на легковой машине. Обещал подъехать в пять вечера, но минут на сорок опоздал. По арабским меркам это нормально. Если ехать с двумя попутчиками, то цена примерно 45 долларов, если индивидуально, то немного дороже. Согласились на первый вариант. Мы предложили выехать часов в шесть утра, но водитель сказал, что это слишком рано, а вот в семь в самый раз.
Утром подъехал практически вовремя. По дороге взяли двух попутчиков. Водитель сразу у всех собрал паспорта. На выезде и Дахлы пост. Вызвали только нас, записали данные и отпустили. Дальше еще пару постов, но там уже только водитель с документами ходил. После того как выехали с полуострова на основную дорогу, больше никто документов не проверял.
Выезд из Дахлы:
Дорога хорошая, ограничение скорости 80-100 км, но меньше 120 не ехали. Вокруг каменистая пустыня. Во многих местах с дороги съезжать не рекомендуется. Об этом указывают знаки «Мины». К сожалению, ехали быстро, сфотографировать не успел. По дороге только пару населённых пунктов с современными зданиями и инфраструктурой. На автостоянках отели, кафе, заправки. Что удивительно, по дороге нигде не было характерных для других стран Сахары, многочисленных шатров и саманных домишек, с обязательными козами, верблюдами и ослами.
До границы доехали довольно быстро. Сам переход напоминает хорошо укреплённый военный объект. Везде капитальные строения, вокруг забор. Засёк время, когда подъехали. По информации обе границы проходятся примерно за три часа. Интересно проверить это на самом себе. Водитель поставил машину, а мы, заполнив простенькие бумажки, пошли дальше. На паспортном контроле очередь не из людей, а из паспортов. Положили паспорта на подоконник в ряд с другими, сверху на них камешек, чтобы не сдуло и отходишь в сторону. Кто стоит ближе к ним тот и двигает поближе к окошку. Погранец вообще практически не видит человека, так как окошко совсем узкое. После постановки штампа, выкрикивает по имени, если не услышишь, то стоящий у окошка народ продублирует и лично отдаёт паспорт в руки. В общем, всё спокойно, никакого шума, никто без очереди не лезет, нет никаких помогал, я бы даже сказал, что довольно всё цивилизованно, учитывая, все-таки, что это наземный африканский переход. Дальше ещё одна очередь к полицейскому. Там тоже, что то вручную записывается в огромную книгу. Но здесь наш водила подсуетился и провёл нас через чёрный вход, чем сэкономил нам кучу времени. Вещи вообще ни у кого не досматривают.
Мавританский переход через 12 км по нейтральной полосе. Дороги нет, только направление. Водитель аккуратно выбирает путь, но все равно несколько раз цепляет днищем. Как объяснил нам наш соотечественник, это специально сделано, чтобы затруднить быстрый переход вражеских войск, в случае боевых действий. Всё вокруг завалено мусором. Много разобранных машин, и почему то много всякой бытовой техники. И это всё годами накапливается, ведь территория ничья убирать и смотреть за ней не кому. Наверное, полчаса эти 12 км ехали.
Сам переход намного скромнее предыдущего. На Мавританском переходе очереди нет, обстановка благожелательная. Ничего не заполняли, сказали точный маршрут, который занесли в компьютер. Вещи из машины не доставали, но обнюхала собака. Немного даже пошутили. Прохождение двух переходов заняло полтора часа, вместо, как минимум, планировавшихся трёх. Нам пожелали удачи и хорошего путешествия по Мавритании, что, в общем, то и хорошо получилось.
Но это уже другая история.