Это само по себе нормально. Но можно и попробовать выйти за туристические флажки, посмотрев что-то из Гонконга другого, который лично для меня является настоящим. Без сомнения, в первом ряду таких мест будет Геопарк (Hong Kong UNESCO Global Geopark). Как минимум, оттуда вы сможете увезти впечатления и фотографии гораздо интереснее, чем имена артистов из клана Hui.
Рассказывая о Геопарке, не могу не сделать нудноватое по нынешним временам отступление о вулканизме и супервулкане, поэтому равнодушные и страдающие дефицитом внимания могут смело листать ниже.
Супервулкан
Супервулканом называют гигантское взрывное извержение с максимальной силой 8 по шкале вулканической активности, приводящее к выбросу более 1000 км3 продуктов извержения. Такие колоссальные извержения приводят к большим климатическим изменениям, а еще являются отличной темой для медиа, ведь катастрофы и пугалки замечательно продаются. И таки да, в Гонконге есть свой Йеллоустоун. Собственно, основные населенные районы Гонконга расположены в самом центре бывшего вулкана, на месте магматической камеры. Диаметр кальдеры (котловины) оценивается в 18 км, что уступает самой большой кальдере Йеллоустоуна, но является солидным показателем. Супервзрыв произошел примерно 141 млн лет назад и сопровождался выбросом приблизительно 1300 км3 тефры -- пепла в широком смысле. Толщина отложений достигала 400 м.
Источник: Denise L.K. Tang et al, 2017: An overview of recent research by the Hong Kong Geological Survey. The Geological Society of Hong Kong 35th Anniversary Conference
На следующей картинке предполагаемые границы кальдеры яснее:
Источник: Denise L.K. Tang et al, 2017: Tracking the evolution of Late Mesozoic arc-related magmatic systems in Hong Kong using in-situ U-Pb dating and trace element analyses in zircon. American Mineralogist (2017) 102 (11): 2190-2219
Надо отметить, раньше кальдеру High Island рисовали раза в два меньше, но нам не жалко. С точки зрения коллектива авторов вулканические породы о. Гонконг и Коулуна имеют тот же возраст и ту же природу, поэтому пусть так.
Вулкан назван High Island Supervolcano, поскольку бывший остров High Island, что около города Sai Kung, является характеристическим остатком извержения. Сейчас остров является частью материка в результате создания High Island Reservoir -- самого объемного хранилища пресной воды на территории САР Гонконг.
Широкой публике существование супервулкана было объявлено в 2012, о чем было несколько заметок в прессе и репортажей, например вот.
Внимательный читатель заметит и вторую кальдеру в районе острова Лантау. Там тоже несложно найти вулканические породы. Они в основном соответствуют более ранней активности, около 147 млн лет назад.
Лава и пепел остывали, сжимались, подвергались поднятию и опусканию, что в итоге сформировало сказочные массивы разнообразных шестигранных колонн -- основную достопримечательность гонконгского Геопарка. Шестигранная “сотовая” форма объясняется тем, что это энергоэффективная траектория растрескивания для снятия механического напряжения при сжатии в результате медленного остывания. Высота колонн достигает 30 метров, а диаметр может быть больше метра. Такие скалы не являются чем-то уникальным сами по себе и много где встречаются, но Гонконг может похвастаться простотой экскурсий к ним.
Регион вулканических скал Геопарка
Интересные для осмотра остатки вулканических извержений:
- бывший остров High Island (糧船灣), ныне объединенный с материком двумя дамбами;
- группа островов Ung Kong (甕缸群島) -- Town Island (伙頭墳洲), Wang Chau (橫洲), Basalt Island (火石洲), Bluff Island (沙塘口山);
- группа островов Ninepin (Kwo Chau, 九針群島).
И карта подробнее:
На что там смотреть:
High Island, район восточной дамбы с воды, скала Po Pin Chau:
Там же у дамбы:
Побережье High Island:
Все острова Ung Kong имеют пещеры и арки разного размера и живописности. Высота огромной арки острова Wang Chau составляет примерно 50 метров. Bluff Island может похвастаться высотой отвесных скал до 140 метров с восточной стороны. Это самые высокие прибрежные скалы в Гонконге. Также на Bluff Island есть пляж в неплохо закрытой бухте, имеются кораллы, но в подходящую погоду туда может наплыть много лодок.
Ninepin расположены практически в открытом море, поэтому туда плавают в хорошую погоду и обычно только летом, когда волнение небольшое. Поэтому в октябре-апреле едва ли получится. Если ветер имеет неблагоприятное направление (насколько понимаю, северное), то капитан лодки причаливать не будет. Из-за своей открытости скалы подверглись большой эрозии, но такой вид имеет свою прелесть.
В ясную погоду острова хорошо просматриваются с материка с района пика High Junk, можно хотя бы издали посмотреть
Еще можно отметить острова около Sai Kung, наиболее доступным из которых является Sharp Island.
Настоятельно советую потыкать гуглокарты и посмотреть картинки с панорамами.
Куда бежать
Осматривать следует как с воды, так и суши. Какие есть варианты:
Водные маршруты
Регулярного паромного сообщения, исключая малоинтересный Sharp Island и его соседей, нет. Мой общий совет: пробуйте договариваться/ищите варианты, чтобы посмотреть и Ung Kong (причем весь), и Ninepin. Возможно, это будут 2 экскурсии.
Можно найти тур, в том числе по ссылкам с сайта Геопарка, либо у пирса в Sai Kung нанять лодку или быстроходную лодку (назовем спидбот, хотя это может быть весьма далекое от типичного спидбота плавсредство). Пример маршрута, охватывающего побережье High Island, дамбу и острова Ung Kong (источник -- сайт Геопарка):
Цена экскурсий может составлять 300-600 HKD за человека. За английский язык и “гида” накручивают. Видел экскурсии “только для кантонцев” на Ninepin за 250.
Сколько стоит покататься на обычной лодке (сампане или что там еще плавает), не скажу. Были какие-то предложения на променаде около пирса Sai Kung, начинавшиеся аж от 80 HKD за человека. Спидбот же целиком будет уж как минимум 1200 не в сезон, и я не уверен, что такие цены еще существуют. Торг скорее всего начнется откуда-нибудь с 1800-2000, так что 1500 -- нормальная цена. Сложная долгая экскурсия с осмотром и высадкой на Ninepin может быть и 3000. Исходя из этого формируется цена за место.
Что касается спидботов, готовых плыть куда угодно, то “свободный” рынок у пирса главным образом представляет дедушка Edward Shek с бабушкой. Дедушка дымит как паровоз и сильно сдал за последние годы, последний раз видел осенью 2018. Не знаю, что дальше будет. Предложений мало, я находил на пирсе только два, поэтому имеет смысл заранее искать и договариваться. В погожий день, безусловно, есть хорошие шансы набрать еще желающих с променада и уменьшить размер чека на человека. Да, имейте в виду, что сами лодочники английского скорее всего не разумеют. Продавцы у пирса как-то могут изъясниться.
На ближние же острова уплыть не должно быть проблемой, лодок много.
Далее, есть каякинговые туры в районе Ung Kong. Порядок стоимости -- 800 HKD и выше. Вот пример как это может выглядеть. Около островов ближе к Sai Kung (Pak Sha Chau, Sharp Island, Yim Tin, Kau Sai Chau) -- стоимость раза в 1.5 ниже. Движение моторных лодок оживленное, поэтому второй вариант может быть не очень интересен.
На Sharp Island регулярно ходит кайто (мелкий паром) с Public пирса в Sai Kung, стоимость была около 30-40 HKD туда-обратно, периодичность около получаса, время работы -- что-то там до 6 вечера или типа того. Едва ли график строгий. На севере острова есть томболо -- коса, соединяющая Sharp Island с другим островком Kiu Tao. Там можно немного походить, интересные камни. Перешеек затапливается в высокий прилив. К югу от томболо есть кораллы. Оборудованный пляж. Каменных колонн на Sharp Island нет. Прогноз по приливу можно посмотреть на сайте гонконгской обсерватории, прилив должен быть ниже 1.5 м.
Что еще: там же на променаде и рядом с пирсом будут предлагать трансфер в Tai Long Wan / Sai Wan -- место с, пожалуй, лучшими пляжами в Гонконге в моем понимании (см. фото ниже в разделе про MacLehose trail). По выходным в сезон активно работают, в прочие дни иншалла. Порядок стоимости за человека -- 150 HKD “туда”, вернуться в Sai Kung может быть дешевле.
Пешие развлечения
High Island
Двигаясь от юго-западного конца восточной дамбы (High Island Reservoir East Dam), можно дойти почти до Po Pin Chau -- это маленький остров-скала, отсеченный от High Island. Является основной остановкой у дамбы в случае водных экскурсий. Скорее всего образовался в результате обрушения арки. Тропа не элементарная, в шлепках идти не надо. Виды шикарные.
Также стоит сходить как минимум к бухте Pak Lap. При наличии 2-3 часов можно построить кольцевой маршрут типа:
Колонн много, также могут встретиться дайки -- длинные слои породы другого типа и цвета, вкрапленные в основную породу. Дайки образуются в результате заполнения трещины магматическим расплавом. Стенки часто почти параллельны, что на сломе приводит к необычному “искусственному” виду скалы. Дайка на мысе D'Aguilar о. Гонконг для примера:
MacLehose trail и пляжи Tai Long Wan
У северо-западного конца восточной дамбы начинается секция 2 тропы MacLehose. Карта тут, подробнее там.
Путь идет недалеко от береговой линии, петляя по многочисленным холмам и выходя на живописные пляжи, а затем уходит на запад к Pak Tam Au, огибая массив Sharp Peak. Считается одной из самых зрелищных троп в Гонконге. Длина трека от дамбы до Pak Tam Au около 15 км, набор 600, сброс 700 метров. При спокойном движении с остановками на созерцание, фото, привал на скале, пляжи это как минимум 8 часов.
Транспорт
Схема точек вброса/эвакуации:
Как добраться до East Dam: до недавних пор был вариант только с такси или туром, но с прошлого года появился минибас-подкидыш 9A, странным образом курсирующий только три часа по воскресеньям и праздникам между Pak Tam Chung и High Island Reservoir East Dam. Учитывая странный график, польза от подкидыша ограничена, но как средство эвакуации к вечеру -- нормально.
Стоимость же такси от автовокзала (Bus Terminus) в Sai Kung до восточной дамбы порядка 100-120 HKD. О регулярности и стоимости групповых пеших экскурсий с доставкой к дамбе ничего не скажу, кроме того, что они были.
Также есть упомянутый вариант с лодками из Sai Kung до пляжей. Кстати, можно попробовать вернуться лодкой с Ham Tin или Sai Wan до Wong Shek Pier, больше увидите. Спрашивайте тех же самых хозяев кафешек. Цена может быть от 80 HKD за человека, если будет, кого везти. А если пляж пустой, то не будет. Кафе в Sai Wan:
От Wong Shek Pier до Sai Kung регулярно ходит автобус 94. Сейчас он ездит до 22:30, но проверяйте расписание.
Также есть паром до Chek Keng Hau, смотреть пирс Chek Keng. От пирса до ближайшего пляжа идти 3.6 км с набором и сбросом высоты около 150 метров.
Также можно доехать на такси или подкидыше 29R (ходит от Макдональдса в Sai Kung) до Sai Wan Pavillion (西灣亭), а затем перейти через холм и выйти к берегу. Тогда, например, до ближайшего пляжа Ham Tin идти меньше 4км с набором 200 и сбросом 300 метров. Стоимость такси от Sai Kung до павильона будет около 100 HKD.
Отличных прогулок!