Вот только вернулись с севера, и пока свежи воспоминания, спешу их описать. Перед поездкой искал в интернете информацию о состояниях дорог Архангельской области в этом районе, но конкретной информации мало или она устарела. Вот делюсь тем, что увидел этим летом.
День первый 5 августа.
Вылетели из Москвы в Архангельск разными авиакомпаниями, я на «Победе», супруга «Аэрофлотом». Зная что на Победе бесплатно можно провести до 10 кг багажа, поэтому основной груз отдал жене) в Аэрофлоте у нее рейс был на час позже моего, сам же поехал почти налегке, небольшая сумочка с палаткой и рюкзачок. Регестрируюсь, сдаю в багаж палатку, а рюкзак хочу в ручную кладь, но оказывается за ручную кладь нужно платить: заранее на сайте 1000 руб, на стойке регистрации 1500 руб, если пронес, то перед посадкой в самолет уже 2000 руб. Бесплатно в ручную кладь можно дамскую сумочку и не большой портфель, а пакеты, сумки, даже небольшие рюкзаки за них уже нужно платить. Я недолго думая взял свой багаж, пошел, и вместе с рюкзаком обернул слюдой и сдал в негабаритный багаж, в общем получилось 10 кг и полетели.
В Архангельске арендовали машину, т.к. в области асфальта мало в основном грунтовка, забронировали Hyundai Tucson 4Х4 (2200 руб в сутки), чтобы к речке проехать и в забытые деревушки заехать. Машину забрали в аэропорту, закупились продуктами, заправились под завязку, в Архангельске бензин лучше и сравнительно дешевле чем в области (92 в Архангельск-33.00, в области от 36 до 37 руб за литр). Уже вечерело, решили выехать из города и остановиться в палатке на берегу Северной Двины, поехали по трассе вдоль берега реки через Малые Карелы в сторону Белогорска. По дороге заехали в Новинки посмотреть на церковь Николая Чудотворца.
И начали искать место для ночлега, нашли его около деревни Косково, есть подъезд к реке и симпатичные места для стоянки.
Разбили лагерь, попытался половить рыбку, но с берега клюет только мелочь, очень мелко, местные ловят с лодок и рыба есть. Комар тоже есть, но терпимый.
День второй 6 августа.
Предрассветную тишину нарушили крики чаек и рыбаков сгружавших свои лодки в воду. Собрались и отравилась дальше на Карпогоры, в районе деревни Веждомы асфальт заканчивается, и начинается грунтовка. Сделали небольшой крюк ради церкви Василия Блаженного в деревни Поташевская.
Проехали через Луковецкий (в поселке есть гостиница) и выехали на дорогу, в районе Белогорска бесплатная понтонная переправа через Пинегу. После переправы дорога ухудшается, начало немного потряхивать, после Светлого дорога еще хуже, грунтовка в перемешку с плитами, ехать можно, но 60-40 км\ч, а дальше один песок.
Остановились в Земцово запечатлеть амбары.
В Ясном вторая понтонная переправа через Пинегу, но уже платная, в обе стороны 150 руб. Добрались до Карпогор, в селе асфальт, остановились в гостевом доме «Алешина Изба», что в конце улицы Ленина на окраине села, довольно симпатично и мило, свой двор, мангал, терраса, баня. Доброжелательный хозяин Дмитрий Егорыч поможет в организации экскурсии, покатает на лошадях и др. Стоимость дома 2500 руб, баня 200 с человека.
День третий 7 августа.
С утра отправились в Верколу, посмотреть Артемьево-Веркольский монастырь, он располагается на против села на противоположном берегу реки, чтобы туда попасть нужно позвонить и вызвать лодку, я звонил, звонил, не дозвонился. Подъехали к реке, съезд за Почтой, там пристанька не большая, лодочник был как раз на берегу, переправил, а обратно пришлось его ждать, обед у него с 13-15 часов.
Вернулись в Карпагоры, заправились, поехали обратно, хотели добраться до Белогорского, и заночевать в палатке, но тут начался дождь, он все лил и лил. Приехали под вечер в село, нашли место для стоянки, дождь шел, все вокруг было настолько сыро, что решили добраться до Пинеги, и заночевать в гостинице. Дорога Белогорск - Пинега - это нормальная грунтовка, по которой можно разогнаться, но шел дождь, дорогу немного размыло, и постоянные повороты, на которых порядочно заносило, один лесовоз лежал в кювете, рельеф меняется появляются горки и выходы карстовых пород. Ближе к ночи добрались до села, остановились в гостевом доме «Аэропорт», он располагается за селом в сторону Мизени на 210 км, в здании бывшего аэропорта, 750 руб с человека, удобства на этаже, баня, но за нее нужно платить отдельно, но если просто ополоснуться без парилки - бесплатно.
День четвертый 8 августа.
Утром еще шел дождь, после завтрака доехали до Голубино, посмотрели водопад «Святой источник» и забрались на Красную горку.
После обеда выглянуло солнце, и выдвинулись в сторону Мизени, дорога хорошая грунтовка можно и разогнаться, но пыль столбом, пыльный след от машины точно растягивается на километр, так что лучше обогнать, чем за кем то ехать.
Заехали в деревню Кимжа, что стоит на одноименной речке недалеко от переправы через Мезень. Здесь будто время остановилось, и можно увидеть облик поморского поселения 19 века.
После перебрались через широкую Мезень по бесплатному понтону, повернули в сторону города Мезень, добрались до села Дорогорское, встали на ночлег на высоком берегу реки за селом.
День пятый 9 августа.
Утром решили сделать крюк в 40 км через город Мезень и пополнить запасы топлива. Когда подъезжаешь к городу стоят указатели, что это пограничная зона, что без пропуска нельзя. Мы спокойно въехали в город, ни постов, ни КПП, ни шлагбаумов, заехали в магазин и заправку, и выдвинулись обратно в сторону Лешуконского. Начался дождь, дело в том, что территория бассейна реки Мезень сложена коренными породами, преимущественно глинами и песчаниками, мокрая глиняная дорога превратилась в каток, где порядочно заносило.
Село Лешуконское стоит на противоположном берегу Мезени, добраться до него можно по платной понтонной переправе 400 руб в одну сторону, где открываются шикарные виды.
Остановились в гостинице «На Садовой» комнаты которого напомнили мне палаты старых пионерских лагерей, 6 кроватей, стол, шкаф, окно, но и холодильник. Удобства и стиральная машина в холле. 1000 руб с человека.
День шестой 10 августа.
На следущий день дождь прекратился, но было пасмурно, дорога подсохла и выдвинулись обратно в сторону Пинеги. Снова заехали в Кижму посетили Этнографический музей, половили рыбу и снова в путь. И снова погода ухудшилась и дорога по которой два дня назад можно было разогнаться, превратилась в решето т.е. была усеяна небольшими ямами, от которых хорошо трясло. Остановились под вечер на берегу Пинеги, в районе деревни Горка, а то дорога всю «душу вытрясла».
День седьмой 11 августа.
Утром решили заехать в Северодвинск, и остановиться на берегу Белого моря на острове Ягры. В сторону Архангельска поехали другой дорогой через Холмогоры. Было так же пасмурно, дорога оставалась прежней, трясло не на шутку.
Дотряслись до Усть-Пинеги где через Северную Двину работает паромная переправа, приехали и попали как раз в перерыв и прождали два часа, у парома есть график работы, стоимость переправы - 270 руб машина до двух тонн и 25 руб за пассажира.
После парома выглянуло солнце, стало повеселее, и дорога улучшилась асфальт в перемешку с хорошей гравийкой, поэтому быстро долетели до Северодвинска и Ягры, разбили лагерь на песочке около рыболовецкой базы, и насладились крайним солнечным днем нашего путешествия.
P.S. Общее время 7 суток, расстояние примерно 1783 км. За это время нам не встретился ни один пост ДПС, а вот заправки хотелось бы видеть чаще, на нашем маршруте они были только в Архангельске, Белогорске, Карпогоры, Пинега, Мизень, Лушуконское, Холмогры. По дорогам, по которым мы проехали, ездить можно, и даже на машине с меньшим клиренсом чем у нас был, 4Х4 я почти не включал. Улетая обратно в Москву «Победой», у меня был перевес багажа на 2 кг пришлось отдать 2000 руб, с большим багажем на «Победе» летать не выгодно, все равно заплатишь за перевес, а если скарба мало, то сэкономить можно, мне вышел перелет туда и обратно 5300 руб. Удачи:)