К своему трехдневному вояжу на Мальту готовилась как никогда долго и серьезно, чуть ли не наизусть изучив как все симптомы мальтита так и комментарии тех, кто приобрел стойкий иммунитет к этому заболеванию.
Хорошо помня настоятельные рекомендации инфицированных мальтитом занять места в самолете с правой стороны, чтобы ещё в воздухе , не сходя с трапа самолета, влюбиться в Мальту, я подошла к стойке регистрации Air Malta в Домодедово: “Мне пожалуйста место у окна с правой стороны, чтобы посмотреть и насладиться Мальтой с высоты … “ хотела сказать птичьего полета, но поняла, что птицы так высоко не летают, и осеклась.
Молодой человек на регистрации недоуменно взглянул на меня и его реакция немного озадачила: «А что там смотреть? Нечего там смотреть, да и делать там нечего». Ответ его меня обескуражил, я попыталась объяснить, что меня там привлекает, но ответ сотрудника авиакомпании поверг меня в изумление: «Да был я там. Тоска и ужас, весь остров этот как тренировочный лагерь ИГИЛ» (кстати, запрещенный в нашей стране). Честно говоря, такой характеристики Мальты я еще не встречала.
Получив посадочный талон, в растерянности я подошла к государственной границе Российской Федерации. Там меня ждал очередной сюрприз. Изучив мой паспорт, очаровательная девушка-пограничник строго спросила меня: «Какова была цель вашей поездки в Иран?». Я честно отвечаю: « Цель – туризм». Подозрительно взглянув на меня она продолжала: «Туризм???». Я в ответ уже привычно: «Иран – это колыбель цивилизации. Это - Персия, самобытная культура, архитектура, философия, Омар Хайям, Низами, Великий Шелковый путь и т.д. и т.п. ». Девушка еще подозрительней взглянула на меня и хмыкнула: «Какая цивилизация?! Лучше бы в Эмираты съездили!». Тут уже я поперхнулась, но поняла, что лучше промолчать, чем убеждать и спорить. В конце концов мне было позволено пересечь границу, оставив меня в смятении: «Может быть действительно я чего-то о себе ещё не знаю и недаром после Ирана направилась в тренировочный лагерь ИГИЛ на Мальте?». М-да! Вот так началась моя поездка на Мальту.
Фотоаппарат брать не стала, т.к. лучше, чем форумчане я не сфотографирую, отчет писать не собиралась, т.к. ничего нового я не скажу после того, как знатоки Мальты с любовью всё нам рассказали и разложили всё по полочками.
Тем не менее хотела добавить свои 5 копеек, с чем столкнулась, но чего не знала, а может быть и знала, да забыла ))
Много копий было сломано поклонниками острова и теми, кто получил прививку против мальтита в споре о том, насколько хороша Мальта. Положа руку на сердце, хочу сказать, что я искренне не понимаю, как Мальта может не восхитить. Безусловно, если путешественники думали, что на Мальте их ждет отдых наподобие All Inclusive в Турции, конечно, в таком случае их ждало жестокое разочарование. Мальта вызывает восторг с придыханием, но как говорится, каждому своё.
Перелет Air Malta.
Скажем так, ничем особенным компания не выделяется. Среднестатистический полет, взлет без опозданий, приземление вовремя. Полет длится 3 часа 50 минут. Тем же, кто выбрал перелет этой компанией, следует учесть, что питание на борту платное. В кармашке впереди стоящего кресла вы найдете меню, которым вы сможете воспользоваться и заказать понравившееся блюдо: бургер (10 евро), sandwich, чипсы, прохладительные и крепкие напитки. Бесплатно предлагается простая вода, чай и кофе. В целях экономии многие пассажиры брали еду с собой и разворачивали свои бутерброды, едва разместившись в кресле.
Заметки на полях
- on-line регистрации на рейсы Air Malta в Москве нет
- сухой паек можно взять из дома
Проживание
После долгих размышлений и советов форумчан все-таки решила остановиться в Слиме в одноименной гостинице Sliema. Не пожалела ни разу, номер чистый, после ремонта. Расположение отличное.
В гостинице всего 70 номеров, расположенных на 8 этажах. Такие огромные лоджии как у меня были только на 8 этаже, но и номеров там только 7, на других этажах размещены 9 номеров и балкончики там маленькие, но стол и стул вполне разместятся.
Вот такой номер
А это моя лоджия
И я уже готова была рассказать, как вольготно и уединенно можно себя чувствовать на этой автономной территории, полностью отгороженной от соседей глухой стеной, пока не поднялась на крышу и не увидела, что сверху все обитатели просторных лоджий видны как на ладони. Так что это - маленькое предупреждение тем, кто отправится туда в романтическое путешествие и вдруг захочет немного вольности ))
Как воспитанные люди мы не будем смотреть вниз и подсматривать за постояльцами. Мы здесь за тем, чтобы смотреть на бухту и наслаждаться Валлеттой со своего балкона
Кстати, на крыше можно загорать: лежаки, кресла, столики и даже душ в вашем распоряжении.
Завтрак:
- горячие блюда: яйца, приготовленные каждый день по-разному; тушеные томаты, сосиски-бекон, фасоль
- нарезка: колбасы и сыры в ассортименте
- йогурты
- свежие огурцы, помидоры
- сухофрукты, мюсли, выпечка, соки, свежие фрукты (бананы, груши, яблоки, киви, апельсины) – все в ассортименте.
Цена вопроса – 6 евро на человека, 3 евро на ребенка.
Я прилетела рано утром, поэтому первый день пришлось завтракать в кафе на улице. Big English breakfast (2 зажаренных яйца, 2 кусочка бекона и немного фасоли) стоил 8 евро. За кофе надо было заплатить дополнительно.
Единственный недостаток гостиницы – очень задумчивый маленький лиф. Можно пользоваться и лестницей, но она тоже некомфортна: крутая винтовая (вокруг лифта) и узкая (два человека не разойдутся)
Заметка на полях:
- отель рекомендую с чистой совестью: комфортный номер, достойный завтрак и прекрасный штат.
Аренда авто
Вопросом этим озадачилась заблаговременно, но предложения меня как-то не очень радовали. Отправила запрос в гостиницу, в ответ они мне прислали прейскурант компании Swift, с которой они сотрудничают. Почему-то я решила, что я смогу получить более низкую цену, если закажу авто у Swift напрямую. Увы, предложенная ими цена была на 10 евро в день выше, чем их же собственный ценник в гостинице. Я обиделась и приехала на Мальту без предварительной брони автомобиля, отдавшись на волю случая и решив, что на месте будет ясно, как действовать.
Первый день я посвятила Валетте и пешим вояжам, ну а на второй день перед завтраком (!) я обратилась к портье с просьбой организовать машину. Минут через 10 портье нашел меня в ресторане и сказал, что машина будет подана к 11 часам. Я заявила, что не могу терять время и машина мне нужна сейчас!!! Поистине я искушала судьбу! Портье сказал «ОК» и я еще не успела закончить завтрак, как он пришел ко мне в ресторан и сообщил, что через 15 минут машина будет меня ждать у входа. Люблю тебя, отель Sliema!!
Машину выдали новую (2016 г.в.) Hyundai i20 АКПП с пробегом 1162 км. Я была согласна на любую КПП, т.к. буквально несколько дней до этого я вернулась с Кипра, где откатала около 1200 км за 8 дней, поэтому не сомневалась, что справлюсь и с механикой. Mike, владелец компании, сказал: «Разница цены на МКПП и АКПП всего 2 евро, бери автомат». На что я ему ответила: «Действительно, разница всего 2 евро, поэтому отдай мне автомат по цене механики». Он засмеялся, и мы ударили по рукам.
Топливная политика: полный на полный. Расход бензина для такой машинки показался не гуманным: 18 л за примерно 150-160 км пути, кондиционером не пользовалась. Цена одного литра – 1,32 евро.
Дороги везде хорошие. Конечно, я иногда промахивалась мимо нужного поворота, но только из-за того, что бесценный maps.me капризничал и иногда опаздывал (вероятно засматривался на окружающие красоты)
Парковалась практически везде и всегда без проблем, даже вечером около гостиницы. В случае, если бы не нашлось место на бесплатной парковке, можно было оставить машину на платной в 100 м от гостиницы за 4 евро за ночь.
Заметка на полях:
- авто просто необходимость при кратком пребывании на Мальте, если же срок пребывания большой, то я бы предпочла общественный транспорт, чтобы испить вкус страны не торопясь, по глоточку.
- в компании работает русскоговорящий украинец из г. Сумы (для тех, у кого могут возникнуть проблемы с общением)
На дорогах меня очень тронули вот такие предостережения:
Или
«respect riders on road” – уважай мотоциклистов.
Музеи деликатно просили «No photo please. Thanks for understanding”, а не категоричные «Photo restricted” или “Photo strictly forbidden”
Достопримечательности
Мои ошибки при планировании: слишком долго, слишком тщательно и слишком серьёзно я готовилась к поездке, поэтому все столь блистательно написанные отчеты меня немного пугали, что я не справлюсь, не найду, не успею, не смогу. Все оказалось не так, всё оказалось гораздо проще, но некоторая информация, почерпнутая из отчетов, меня сбивала. Вдобавок ко всему, как говаривал граф Толстой, все смешалось в доме Облонских, так и в моей голове образовалась полная каша от обилия информации.
Мальта захватывает, почти при каждом взгляде направо ли, налево ли из груди вырывается вздох восхищения. Мне на Мальте понравилось всё или почти всё.
Валлетта
Очаровательна, мила, необыкновенна и восхитительна.
Мне повезло, в St.John Cathedral в Валлетте я попала к открытию и чуть ли не первая вошла в собор. Это было настоящее блаженство, чуть ли не в одиночестве ходить, смотреть, слушать и восхищаться. Однако индивидуальные и организованные туристы прибывали таким бурным потоком, что уже буквально через 30-40 минут там было не протолкнуться. Хорошо, что я почти все посмотрела и ходила уже по второму кругу по собору.
Ну а про пол в соборе и говорить нечего.
Всегда с болью в сердце за наших соотечественников смотрю на иностранцев в глубоком возрасте, которые даже не задумываются, ехать или нет за рубеж. Они знают, что практически везде им будут доступны все культурные сокровища. Маломобильные люди смогут воспользоваться вот такими транспортными средствами, взяв их на прокат. Но это так, опять-таки заметки на полях.
Заметка на полях
– в соборе надо быть к открытию, чтобы увидеть всю эту красоту без помех, громкого голоса чужого гида и гомона посетителей
Saluting Battery - как же я переживала, что не увижу или не найду место, откуда можно посмотреть церемонию. Заболевшие мальтитом уверяли, что найду, но я всё равно сомневалась в своих способностях. Всё верно, не найти это место невозможно
как нельзя и промахнуться мимо балкона, с которого все наблюдают за процессом.
Засада была в том, что я ожидала если не салют, то уж ну никак не один единственный залп, произведенный Saluting Batary . Но тут, как говорится, винить некого, сама виновата: размечталась и нафантазировала себе бог знает что.
Заметки на полях
– не проспите и будьте готовы к одному единственному кадру выстрела пушки.
Гуляя по просторам интернета в поисках чего-нибудь еще «вкусненького» на Мальте увидела информацию о том, что с 17 января 2017 года предлагается новая услуга по бесплатной доставки туристов в форт Ринелла (в Калькаре) после полуденного залпа пушки, где можно будет увидеть самую большую 100-тонной пушку Армстронга, названную в честь ее изобретателя и промышленника лорда Уильяма Армстронга.
Также были обещаны целые инсценировки на тему «служба викторианского солдата», со стрельбой из пушек и винтовок и т.п.
Сама пушка стреляет лишь 5 мая
Скажем так, «форт» - это преувеличение. Он служил площадкой для единственного орудия, зато какого! Построен он был англичанами в начале 1880-х в качестве противовеса итальянскому флоту. Итальянцы выпустили в Средиземное море 2 броненосца, вооруженных огромными пушками Армстронга RML кал. 17.72 дюйма (самые большие в истории дульнозарядные орудия). В ответ англы построили на Мальте и Гибралтаре по 2 форта, каждый из которых был вооружен таким же монстром. Всего Армстронг сделал 12 таких орудий (8 для Италии, 4 для Англии). В настоящее время сохранились всего 2 , одно в Гибралтаре и одно в Ринелле
Орудийная площадка утоплена в землю, ее окружает вырубленный в скале ров. Никаких башен и т.д., никакого дополнительного вооружения нет, только стрелковка. Дорога ко входу ломаная, чтобы затруднить противнику подвоз орудий. У входа невысокий парапет с ружейными бойницами. Ров защищают 3 капонира и стрелковая галерея контрэскарпа, вот и вся защита. Казармы, склады б/п и т.д.-все под землей.
Как это было
Главная фишка форта-конечно, само орудие. Нарезное, вес-104т. (плюс 24т. лафет и 2 т. его опора), калибр 450 мм., расчет 35 чел (включая 18 на складе б/п). Использовало различные типы снарядов, все весом более 900кг., пороховой заряд около 200кг дымного пороха, эффективная дистанция 5-6 км, на которой могло пробить до 65 см. кованой брони.
Это был первый полностью механизированный форт. Заряжание и наводка орудия осуществлялись гидросистемами с насосами на паровой тяге, так же гасилась отдача (2 гидроцилиндра встроены в заднюю часть лафета) . При этом, чтобы довести пар до рабочего давления, требовалось 3 часа. После чего темп стрельбы составлял 1 выстрел в 4-6 минут.
Тащили эту заразу от бухты до батареи сто солдат более 3 месяцев. После чего выяснилось, что стрелять из него не стоит, т.к.каждый выстрел стоил более 100 фунтов , что соответствовало дневной зарплате 2600 солдат. При этом ствол быстро изнашивался, а замена его была бы головной болью. Поэтому огневую подготовку ограничили 4 выстрелами в год. В боевых действиях орудие никогда не применялось.
Орудие на ползунковом лафете. При выстреле ствол отьезжал назад (и тормозился гидравликой). В таком виде орудие поворачивали на 90 град. по рельсу при помощи цепей с гидроцилиндрами, при этом дуло оказывалось напротив одного из зарядных люков. Туда снизу подавался новый заряд, который и загружали в ствол.
Выстрел мог производиться как механически (обычный фрикционный запал), так и электрически.
Пока строили форт, устанавливали орудие, отлаживали гидравлику-наступил 1887г. (тогда был сделан первый пробный выстрел). Все это время вовсю развивались казнозарядные орудия, в 1889г. дымный порох в Британии был заменен кордитом, так что орудие устарело почти с момента принятия на вооружение. Тем не менее форт продолжал нести службу до 1906г, когда 100-тонники были официально сняты с вооружения. После чего гидрооборудование было снято и форт закрыт. Пушку, разумеется, оставили на месте-убрать было бы слишком трудно. В 1930х форт опять открыли, в качестве подземных складов флота.
Мне понравилась экспозиция музея, впрочем как практически все музеи на Мальте.
Особая экспозиция была посвящена женщинам на войне, а вот указ о том, кому получено жениться, а кому нет.
"Младший состав не имеет права жениться, капитан может жениться, майор должен жениться, а подполковник обязан жениться"
Как вы думаете, кто из них настоящий?
По расписанию форта в 12:00 демонстрируется работа сигнальщиков, в 13:00 показываются обучение солдат и их действия при той или иной команде и в 14:00 проводится главная экскурсия со стрельбой из вспомогательной артиллерии и всяких прочих ружей. Цена вопроса 12 евро
Несмотря на то, TripAdvisor объявил форт Ринелла лучшей достопримечательностью Мальты 2013 года, меня он не впечатлил. Для меня это была напрасная потеря времени.
Заметки на полях
- рекомендуется для тех, кто увлекается реконструкцией со сроком пребывания на Мальте не менее 10 дней
- интересно для детей, потому что можно все экспоната подержать, поиграть и даже выстрелить из старого ружья (за дополнительную плату), да и инсценировка им должна понравиться