С момента поездки прошло уже много времени, но идея о написании отчета не покидает.
По возвращению из Мальты и до отправки в любимую Японию было всего две недели, за которые удалось набросать скелет отчета, потом было долгое написание отчета о Японии, подготовка к новой поездке (опять в Японию), еще одна поездка в Японию, и вот наконец-то дошли руки и до Мальты.
Увы, наверняка из памяти какие-то детали уже начали стираться, но постараюсь освежить мозг и передать свои впечатления.
Решение о поездке на Мальту было очень спонтанным. В преддверии февральского отпуска, на новогодние каникулы хотелось не сильно тратится, так что с грустью посмотрев на цены на билеты в Азию, начала приглядываться к Европе. Так как категорически не хотела туда, где есть вероятность снега или просто температура ближе к нулю, взор обратила южнее. Перебирая направления наткнулась на прямые билеты из Москвы на Мальту Air Malta.
Так, что я знаю о Мальте… Рыцари Мальтийского ордена, вроде много церквей и крепости, снега не должно быть. Все, покупаю! Вот так внезапно для самой себя оказалась обладателем билетов на Мальту. Вылет очень рано утром 29 декабря, обратно поздно вечером 8 января (прилет ближе к утру следующего дня).
Немного обдумав, поняв реальные размеры Мальты, передо мной встал вопрос – а что там 11 дней делать?! Да к тому же родных известие, что я их опять на Новый год кидаю, не обрадовало. Эх… Посмотрев на расписание Air Malta, присмотрела вылет 2 января и решила себе дату вылета поменять (тариф давал возможность это сделать за комиссию вроде в 25 евро). Сайт авиакомпании давал возможность выбрать новое время вылета, показывал сколько мне это обойдется, и категорически выдавал ошибку на последнем этапе. Поразвлекалась я таким образом пару месяцев, тратить время и силы на звонок в службу поддержки не очень то и хотелось. Потом тарифы подросли и замена рейса обошлась бы мне уже далеко не в сумму комиссии. Так что плюнула на это дело и решила, что чему быть, того не миновать – буду вылетать 29 декабря.
Забегая вперед, впоследствии была очень рада, что не смогла поездку укоротить – мне 11 дней на Мальте не хватило.
Еще такой странный момент, вроде бы когда смотрела фотографии в отчетах, они были красочными и интересными. Но вот в совокупности в голове отложилась картинка Мальты как очень монохромного места… Все здания одинакового песочного цвета, выжженная трава и довольно чахлая зелень. Не знаю почему, но вот так мозг воспринял большой объем информации, и вот как-то не было у меня предвкушения интересной поездки. Успокаивала себя тем, что в крайнем случае буду просто гулять по набережной, дышать морским воздухом, попивая на балкончике вино…
Что же в итоге? Мальта мне чрезвычайно понравилась. Она оказалась на удивление зеленой, монохромность зданий разбавлялась яркими пятнами ставен, дверей и балкончиков. Я влюбилась в улочки Валетты, мне очень понравилось гулять по разным хайкинговым тропкам.
Итак, переходя к конкретике… На подробную подготовку и разработку детального маршрута времени не было, так что почитала Lonely Planet, пару отчетов на форуме, немного прошерстила интернет в плане хайкинговых маршрутов, и вот внезапно пора вылетать.
Для удобства ориентирования сделала себе такую вот табличку (актуальность цен не гарантирую, часть бралась из уже устаревшего путеводителя), где сгруппировала основные достопримечательности по местам:
Маршрут мой в итоге выглядел таким вот образом:
29.12.2018 (сб): Очень ранний прилет. Валетта: St. John`s Co-Cathedral, Casa Rocca Piccola, Barrakka Gardens (верхние и нижние).
30.12.2018 (вс): Небольшой заезд в Валетту. Затем поездка в Hagar Qim и Mnajdra, прогулка до Blue Grotto и городок Zurrieq.
31.12.2018 (пн): Хайкинг по Park tal-Majjistral от Golden Bay до Popey Village, затем недолгая поездка к Red Tower.
01.01.2019 (вт): Прогулки по Слиме, а потом пешком до Валетты.
02.01.2019 (ср): Мдина и Рабат: Wignacourt Museum вместе с St Paul`s Church and the Grotto, St Agatha`s Crypt and Catacombs, St Paul`s Cathedral и музей при нем. Крюк к Malta Aviation Museum.
03.01.2019 (чт): Gozo: прогулка от городка Zebbug до Marsalforn, затем Xaghra (Ggantija Temples, Xerri`s Grotto, Ninu`s Cave, Ta`Kola Windmill)
04.01.2019 (пт): Bugibba: Malta National Aquarium и Malta Classic Car Collection.
05.01.2019 (сб): Утром Marsaxlokk и немного его окрестностей, вторая половина дня Валетта: Fort St Elmo / National War Museum.
06.01.2019 (вс): Gozo: Dwejra, Victoria, «Bethlehem» in Ghajnsielem.
07.01.2019 (пн): Ħal Saflieni Hypogeum, Tarxien Temples, прогулки по Dingli Cliffs, Clapham Junction Cart Ruts и Buskett Gardens.
08.01.2019 (вт): Grand Master`s Palace в Валетте, Fort St Angelo и Inquisitor`s Palace в Витториозе (Биргу). Вечером самолет.
Пара слов про основные моменты.
Гостиница.
Не сказать, что долго ломала голову над местом дислокации. Валетта отпадала из-за дороговизны. Так что выбирала место с удобной транспортной доступностью, не очень далеко от аэропорта, чтобы рядом были кафешки и какой-нибудь супермаркет, еще хотелось чтобы место было поспокойнее, без бурной ночной жизни. После прочтение форума остановилась на Слиме.
Далее уже более трудное дело – выбор отеля. Хотела отель на набережной, в то же время поближе к паромной переправе и остановкам, откуда большинство автобусов в разных направлениях оправляется. Почитав отзывы, выбрала Sliema Hotel. Не сказать, что все отзывы были восторженные, но по соотношению цена-качество меня устроило. 10 ночей в номере с видом на залив (+завтраки) мне обошлись в 650 евро. Кстати, номера с видом во двор значительно дешевле.
При заселении меня «обрадовали» новостью, что, увы, сейчас все номера с видом заняты, так что ночь мне надо будет провести в другом номер. На мое робкое замечание, что ээээ…. Вообще-то номер без вида дешевле, мне дали ваучер на бесплатный ужин в ресторанчике, правда он располагался в другом отеле сети чуть дальше по набережной (увы, я ленивец, так что так туда и не дошла).
Итак номер без вида, оказался светлым и просторным, мне показалось что в целом не так давно отремонтирован. Располагался на последнем этаже, так что из окна были видны крыши других домов. Насколько я помню, единственное что немного беспокоило – в номере было чуть-чуть прохладно (нет ни холодно, а именно слегка прохладно), поэтому испугалась, а не будет ли в другом номере с балконом для меня слишком холодно (опасения не оправдались, в другом номере мне, вечной мерзлячке, было очень уютно).
На следующий день меня уже переселили в номер с видом. Он был в другой цветовой гамме, более темной и давящей, номер был гораздо обшарпанное, но все компенсировалось замечательным видом.
В общем, отель средненький, но и по цене был средний, завтраки обычные, выбор был, ради замечательного вида закрываешь глаза на мелкие недочеты.
Транспорт.
Так как водить не умею, то передо мной не стояло дилеммы брать автомобиль в аренду или нет. Но по наблюдениям, езда по городкам для многих может быть не очень комфортной: узкие улочки, в некоторых местах авто еле разъезжаются, а вот при поездках на природу машина была бы очень кстати.
Пользовалась такси (целый один раз), паромами, ну и куда же без автобусов.
Такси сначала показалось очень дорогим, но потом сравнила его с ценой японского такси… и цена стала казаться весьма приемлемой, прям таки и совсем не дорогой. Вот так, все познается в сравнении.
На такси доехала из Слимы в аэропорт. Обошлось мне в 20 евро. Недалеко от отеля у меня очень удобно располагалась стоянка такси, денежку надо было платить в небольшой будочке в кассе и уже они зовут нужного водителя.
На паромах мне очень удобно было добираться до Валетты и обратно (паромная пристань была в паре минут ходьбы от отеля), также на паромчике добиралась до 3 городов (Vittoriosa, Senglea и Cospicua). Ну и конечно без парома нельзя попасть на остров Gozo.
Цена паромчиков между Валеттой и соседними городками:
- 1,5 евро – в одну сторону;
- 2,8 евро – туда и обратно;
- 10 евро – проедной на неделю.
Между Валеттой и 3 городами ходили еще небольшие частные лодочки, которые предлагали довезти за 2 евро.
Цена парома до Gozo: 4,65 евро туда-обратно.
Автобусы… На форуме много про них написано, и кто-то пишет что они очень удобны для передвижения по острову, другие – про то, что автобус может опоздать или не приехать вообще, а еще туда можно вообще не влезть… И правы и те и другие, в большинстве случаев автобусы приходили во время, возможно так как был не сезон, практически всегда место доставалось (за исключением отрезка Валетта-Слима), в автобусе довольно комфортно. С другой стороны сталкивалась с тем, что в автобус вообще не влезла (водитель в какой-то момент сказал, что сорри, больше не заходите), сталкивалась и с тем что автобус не приехал вообще… Водители тоже очень разные, есть дяденьки (мне показалось что коренные мальтийцы), которые вежливы, аккуратны, на входе со всеми здороваются, а встречались такие… кошмар-кошмар… Особенно один индус запомнился, он чуть не проскочил одну остановку, но там выходили люди и их возмущение заставило его тормознуть, мимо еще одной остановки в итоге все-таки промчался, несмотря на то что было видно что люди, увидев автобус, ближе подошли, в какой-то момент просто свернул не туда, и задом выруливал пытаясь вернуться обратно, на выходе еще и настырно пытался телефончик мой получить, даже дверь не сразу открыл :evil: . В общем ужас-ужас. Но хочу сказать, что, к счастью, такой вот водитель был больше исключением, чем правилом.
В части оплаты автобусов: покупала карты на 12 поездок за 15 евро. Еще несколько раз отдельно поездку оплачивала, зимой билет мне обходился в 1,5 евро (насколько я помню, в сезон цена выше). Очень удобно, что билетик распространяется не на 1 поездку, а в течение 2 часов (вот здесь по прошествии времени начала сомневаться, поправьте, если со временем ошиблась), так что можно несколько пересадок сделать.
Всего на транспорт потратила 76,1 евро:
- 34,5 евро – автобусы;
- 16,6 евро – паромы;
- 20 евро – такси.
Ссылочки по транспорту:
https://www.maltatransfer.com/ - предлагают трансфер из аэропорта / в аэропорт. Дороже, чем автобус, но дешевле чем такси. Но отзывы здесь очень противоречивые, напугало довольно большое количество негативных, когда за народом просто никто не приезжал вовремя или приезжали, но с опозданием. Мне кажется даже были случае, когда народ в аэропорт опаздывал…. В общем, меня такое напрягло. Но думаю, можно рассмотреть как вариант, если надо с большими чемоданами в час пик из аэропорта добраться. Насколько я поняла, в аэропорту у них есть стойка, куда можно подойти заранее ничего не бронируя, и я как раз рассматривала такую возможность. Но автобусы в такую рань были пусты, так что с таким трансфером решила не заморачиваться.
https://www.publictransport.com.mt – сайт по общественному транспорту Мальты. Здесь вроде как можно и маршруты построить. Есть еще отдельное приложение Tallinja Smartphone App. Но в итоге мне удобнее оказалось пользоваться гуглом, который выдавал и расписание удобное (кстати, гугл учитывал и перерыв в траснпорте, которые был 1 января).
http://www.citysightseeing.com.mt/en/home.htm - сайт автобусов хоп он, хоп оф. Наверное если есть всего 2 дня и надо быстро по максимуму все охватить, эти автобусы и можно рассматривать как вариант, мне же они показались бесполезны. Пристально только приглядывалась к автобусу по Gozo, но в итоге решила все-таки и на этом островке общественным транспортом пользоваться.
https://www.gozochannel.com/ferry/schedule/ - сайт паромов до Gozo (а вот на русском правильно писать Гозо или Гоцо? На википедии – Гоцо, но на многих сайтах встречала и Гозо…).
http://www.vallettaferryservices.com/ - паромчики из / в Валетту.
Еда
Местная еда – эта та тема, про которую я могу сказать… ничего. Питалась в основном продуктами из супермаркета или в Бургер Кинге. В какие-либо иные местные ресторанчики заходила не очень часто.
Всего на еду потратила где-то 367 евро, т.е. где-то 33 евро с небольшим за день. В эту цену входит алкоголь (бутылка порто, в остальном сидр или пиво) и еще сладости, которые привезла в качестве сувениров домой. Экономить не пыталась, баловалась и вкусняшками, а в рестораны просто было лениво вечером заходить.
Пасс по достопримечательностям:
Если планируете ходить по фортам, древним храмам и музеям, то сэкономить поможет пасс Heritage Malta. Правда сюда не входит билет в Ħal Saflieni Hypogeum (надо покупать сильно заранее).
Пасс стоит 50 евро. Ради интереса посчитала сколько бы я потратила, если бы пасс не покупала. В итоге вышло: 75,9 евро. Вроде бы окупилось, но не зайди я в один из фортов, океанариум и один из древних храмов, которых у меня в маршруте было очень много, и ситуация была бы уже совсем иной. Так что не существует однозначного ответа надо ли этот пасс покупать, необходимо рассчитывать исходя из конкретных планов.
Более подробно про пасс можно вот здесь посмотреть: https://shop.heritagemalta.org/index.asp
Выглядит пасс таким вот образом. Насколько я помню в большинстве мест сканируют штрих-код. Кстати, когда покупала, мне посоветовали сфотографировать пасс на случай если потеряю, т.е. несколько я поняла можно фотографию показывать.
Всего на достопримечательности потратила 179 евро с учетом пасса. Кроме пасса, вторым по цене был билет в Ħal Saflieni Hypogeum – 35 евро.