В эпоху коронавируса спланировать что-то крайне тяжело, но мне это удалось, да еще и найти недорогие билеты заранее (билеты брал в октябре на май-июнь). Частично это был повторный маршрут, ибо хотелось увидеть друзей, с которыми познакомился когда-то, частично – совершенно новые места, в итоге «накатал» согласно карте гугл 4300 км по Ирану за 19 дней.
Поездка была спланирована и реализована следующим образом:
1 день – Тегеран
2 день – Тегеран, гора Точал
3 день – Каспийское море, Чалус
4 день – переезд в Хоррамабад
5 день – Хоррамабад, Ширз каньон
6 день – переезд в Исфахан
7-8 дни – Исфахан
9 день – переезд в Керман
10 день –Керман, пустыня Деште Лут
11 день – переезд на о. Кешм
12-17 дни – о. Кешм, о. Хормуз
18 день – переезд в Тегеран
19 день – Тегеран
Нас путешестовало 2 человека.
Затраты на 1 человека за почти 3 недели – 530 евро
До поездки – 230 евро
перелет Киев-Стамбул-Тегеран-Стамбул-Киев – 130 евро (Pegasus)
страховка – 20 евро
виза– 55 евро
тест на корону – 25 евро
Затраты по месту – 300 евро
Проживание – 90 евро
проживание 3 ночи в Тегеране, завтрак включен (бронь заранее) – 14 евро (9 евро\сутки за 2х-местный номер)
проживание 2 ночи в Хоррамабаде, (бронь по месту) – 12 евро (12 евро\сутки за 2х-местный номер)
проживание 4 ночи в Исфахане, завтрак включен (бронь заранее) – 18 евро (9 евро\сутки за 2х-местный номер)
проживание 1 ночь в Кермане,завтрак включен (бронь по месту) – 5 евро (10 евро\сутки за 2х-местный номер)
проживание 6 ночей на о. Кешм, деревня Салах (бронь заранее) – 36 евро (12 евро\сутки за 2х-местный номер)
проживание 1 ночь в Тегеране, завтрак включен (бронь заранее) – 5 евро (9 евро\сутки за 2х-местный номер)
Перемещение по стране – 100 евро
VIP автобус Тегеран – Чалус - Тегеран – 0 евро (подарок иранского друга, вообще билет 3 евро в одну сторону)
VIP автобус Тегеран – Хоррамабад – 5 евро
VIP автобус Хоррамабад – Исфахан – 3 евро
VIP автобус ночной Исфахан - Керман – 5 евро
VIP автобус Керман – Бандер-Аббас – 5 евро
паром о. Кешм – Бандер-Аббас – 3 евро
паром Бандер-Аббас - о. Кешм – 3 евро
поезд ночной Бандер-Аббас – Тегеран – 11 евро
метро, автобусы в Тегеране – 1 евро (1 проезд – 0,05Є)
такси несколько раз по городам – 15 евро (на двоих 30 евро)
такси в каньон Шираз из Хоррамабада и обратно – 14 евро (машина – 28 евро)
такси в пустыню Деште Лут из Кермана и обратно – 15 евро (машина – 30 евро)
такси по о. Кешм – 20 евро (на двоих 40 евро)
Питание (супермаркеты, кафе, рестораны), другое – 110 евро
Сразу скажу, дешевизна проезда и питания объясняется не тотальной экономией, а тем, что риал рухнул в 5 раз с 2018 года! В 2018 году 1 евро стоил 55000 риал, на 27.05.2021 курс составлял 270000 риал за 1 евро.
Первое метро из аэропорта Тегерана в город уходит около 8 утра, и всего только 6 или 7 поездов в течении суток каждые полтора-два часа. Ехать более получаса до пересадки.
Автобусы из Тегерана, Исфахана, Хоррамабада, Кермана уходят в различные направления постоянно.
Паром Кешм – Бандер-Аббас и обратно ходит с периодичностью в полчаса-час, начиная с 7 утра.
Тегеран.
Наш самолет приземлился в 3.40, границу прошли быстро и пришлось ждать несколько часов первого метро. Погуляли по городу, сходили на жд вокзал, купили заранее билеты из Бендер Аббаса в Тегеран (почти на 3 недели вперед).
Башня Азади
Я люблю Тегеран
Жд вокзал
Метро
Улица
На второй день поднялись на гору Точал, откуда открывается неимоверный вид на Тегеран. Канатная дорога на горе Точал – одна из самых длинных в мире. Цена подъема – 6 евро с человека. Людей почти не было, ощущение, что все горы, вся канатка принадлежит только тебе.
Вид с канатной дороги на Тегеран
еще
Каспийское море.
Начитавшись о прекрасной горной дороге Тегеран-Чалус, октрытой не так давно, решили съездить на пару часов окунуться в Капийское море. Дорога и вправду завораживает окружающими видами, и вдобавок, она лежит через два с лишним десятка тоннелей, некоторые из которых длиной более 10 км.
Горная дорога Тегеран-Чалус
еще
В дороге случился небольшой инцидент: в наш автобус влетела женщина на авто, зацепив попутно и другую машину, но все обошлось. Правда, лишний час в пути мы потеряли, ожидая милицию. В горах намного прохладнее, чем в Тегеране.
Каспий в конце мая прогрет так, как наше Черное море в Одессе в августе.
Берег Каспийского моря
Хоррамабад
Дорога из Тегерана в Хоррамабад заняла часов шесть, не менее. Автобусы удобные, водичку и перекус дают, как и три года назад. Отель в Хоррамабаде искали почти час, так как 4 были заняты. Удивительно, ведь это не самый популярный туристический город, тем более корона гуляет и в Иране, что сказывается на количестве туристов.
Целью визита в этот город был каньон Ширз, о котором мало что известно у нас, и, как оказалось, о нем почти никто не знает в Иране и даже в Хоррамабаде. Благо, утром мы встретили одного парня, который прекрасно говорит на английском. Он помог договориться с таксистом по адекватной цене (15 евро в одну сторону, это при том, что дорога заняла более 2 часов и часть этой дороги лежит через горы)
Каньон просто великолепен, внизу течет мелководная речка, но в некоторых местах воды собирается по шею. Можно покупаться (p.s. купались, пока не увидели водную змейку). Мы прошли несколько километров вглубь. Местные, кто слышал об этом спрятанном в глубинке Ирана месте, приезжают сюда на несколько дней с палатками. И это того стоит!
Каньон Ширз
еще
еще
еще
Исфахан
Главной целью визита в Исфахан была встреча со старыми и новыми друзьями. С новыми я познакомился благодаря приложению для бега Strava. Была цель устроить ирано-украинский забег по трассе здоровья в Исфахане, что, конечно же, мы реализовали.
Перед стартом
Река
Вообще, иранцы в большинстве своем великолепны. Парни помогли поменять деньги по нормальному курсу, посоветовали хорошие кафе, устроили празднование дня рождения моему товарищу с домашним вином и водкой (а алкоголь запрещен официально в Иране), да и вообще, «выгуливали/выкатывали» нас по городу все три дня.
Юбилей товарища
Помимо того, парни помогли найти новый отель в Кермане. Ибо нас подвели с отелем в Кермане, и я обязан это рассказать здесь, чтобы будущие путешественники не попали на недобросовестных арендодателей. Заранее прозвонив в зарезервированный отель, оказалось, что нас «не ждут», ибо отель закрыт уже полтора года как из-за карантина. При этом отель успешно размещает объявления на hostelworld.com и берет предоплату! А сам сайт на жалобы никак не отреагировал. Поэтому отель Tooki Hostel, Kerman обходите десятой дорогой! Мало того, собственник «пообещал» нам экскурсию «в качестве компенсации» в пустыню Деште Лут всего лишь… за 150 евро! Когда по месту мы договорились на автовокзале за 30 евро, а в отеле, куда мы потом поселились нам предложили ее за 20 евро даже с более широким «охватом» поездки. Это как раз тот редкий пример непорядочного иранца.
Керман
Приехав утром на автовокзал, мы тут же договорились с одним таксистом, и он отвез нас в самое жаркое место на Земле – пустыню Деште Лут. Да, да,не Долина Смерти, не Сахара, а именно пустыня Деште Лут в Иране официально признана самым жарким местом нашей планеты, так как именно здесь термометр несколько раз с 2005 года пересекал отметку в 70 градусов!
Утром в Кермане было 32 градуса, но через час пути мы зафиксировали 52 градуса в пустыне! Я с упоением наблюдал, как каждую минуту увеличивается градус! Это напомнило мне дорогу из иорданского Аммана к Мертвому Морю, когда температура за 40 минут выросла с 8 до 22 градусов. Дорога лежит через саму пустыню и добраться сюда легко. И воздух тут сухой, почти безветренно. Жара не ощущается. Погуляв минут 40-50 по окрестностям, мы поехали в Керман.
Пустыня Деште Лут
еще
еще
Сам город ничем особым не примечателен.
Керман
Остров Кешм
На следующее утро мы поехали в Бандер Аббас, откуда сели на паром и приехали на любимый остров Кешм. Дорога заняла весь день, и в зарезервированное заранее место мы добрались уже затемна. А нашел я этот хостел так: на гугл картах увидел метку, где местный хлопец сдает комнаты в деревне Салах (а хотелось именно сюда, ибо тут пустынный тихий песчаный пляж, на котором мы стояли палатками в 2018г несколько дней), списался по ватсапу и договорился еще за месяц до приезда.
В отличии от 2018 года, когда мы весь остров исколесили автостопом с рюкзаками на плечах, было желание просто поваляться на абсолютно пустом пляже, где на километры никого. Вокруг только песок, сухие кустарники и вода, прогретая до 32 градусов. Да, было жарко, приходилось купаться с 6 утра и до 10, а потом уже после 17, встречая закаты. А какие тут рассветы и закаты!
Пляж на острове Кешм, деревня Салах
6 дней на Кешме мы разбавили только одной поездкой на остров Хормуз. В очередной раз случайная встреча на пароме решила вопрос с моторной лодкой по приемлемой цене. Остров Хормуз – это палитра необычных, разнообразных красок, вплоть до темно-красных пляжей!
Ормуз
еще
еще
Но все хорошее заканчивается, и уже вскоре мы сели на поезд Бандер Аббас-Тегеран, как и три года тому. Все почти тоже самое: проверки при входе, великолепный ужин, но в связи с короновирусом, в купе садят только по 2 человека. Билет, напомню, стоит 11 евро (если брать в кассе вокзала, конечно, из Украины на сайтах они продаются в разы дороже!). И вот перечень всего, что входит в стоимость:
-20 часовой переезд Бандер Аббас-Тегеран длиной 1500 км в VIP купе;
-Чистое купе, натертые до блеска двери, полки.
-Удобные сиденья с перилами, удачно трансформируются в такие же удобные кровати.
-Столик, удачно трансформируется в часть спального места.
-Верхняя широкая и длинная полка.
-Лестница, закрепленная надежно и при необходимости легко убирается.
-Мусорный бак, покрытый чистым пакетом.
-5 рабочих розеток.
-Зеркала, натертые идеально.
-Окно с защитной шторой и прекрасными шторами.
-Чистый коврик.
-Кондиционер.
-2 рабочих телевизора.
-Рабочий пульт.
-Перекус: 2 огурца и апельсин.
-Перекус, что подается после отправления: чай, полный термочайник воды, кекс, печенье, сок - все это на опрятном и чистом поддоне.
-Полноценный ужин.
-Вода 0.5л.
-Сахар.
-Салфетки.
-Маска в фирменной упаковке.
-Одноразовый набор: сменную обувь, щетка для обуви, зубная щетка, зубная паста.
-Одноразовое белье.
-Два вида ночной подсветки.
-Индивидуальный свет - 6 лампочек.
-Стоп кран.
-Кнопка вызова проводника.
-Помимо того, чистые коридоры, застелены одеялами, 2 просторных вымытых туалета со всем необходимым.
В поезде
Вид из поезда
еще
Тегеран
Последний день в Тегеране – это прогулка по разным местам. По дороге поймал волнистого попугая, который растерянно метался по улице, и отдал в ближайший зоомагазин. А вечером – встреча с друзьями, которые еще раз покатали нас по городу и позже отвезли в аэропорт.
Последний день в Тегеране
еще
еще
Насчитал, что километраж, который мы наездили автобусами, поездами, такси равен 4300 км. Вот такие получились 19 дней в Иране.