Иранские дневники
Эти строки в основном писались в виде путевых заметок по мере путешествия, а по приезду были немного "причесаны" и дополнены.
Поэтому местами заметно что я пишу про «здесь и сейчас», а иногда по-другому - немного более отстраненно.
Сначала фото, которые я не успел вставить в первую главу, потом продолжение
Автовокзал. На входе в автобус полиглот - друг водителя проверяет наличие паспортов и виз в них.
то самое кресло, за которое приходилось держаться неведомыми мне ранее способами
Пара иллюстраций с горной части дороги Ереван-Мегри (граница с Ираном)
Остановка на ночной перекус в Иране. В витрине стоит кстати самовар, который по ирански так и называется. Иранцы кстати очень удивляются, когда узнают, что это русское слово. Чуть ниже еще будут фотографии еды, они сделаны тут же, в этом кафе.
Глава 2 В которой автор пьет чай и много размышляет, снова пьет чай, курит кальян неизвестно с чем, смотрит на женщин, думает о женщинах, спит и ест на полу, а потом объясняет как так вышло и ходит в гости, после чего делится эксклюзивными "нетуристическими наблюдениями".Вот иногда так интересно остановить себя на мысли: где я?
И что я здесь делаю?
Осознаешь себя "здесь и сейчас" и начинаешь ценить момент.
Рекомендую!
В те дни, проделывая этот психологический прием я каждый раз оказывался в сказке.
Где я? Что я делаю?
Вот теперь я сижу в саду, у домика на окраине древнего, уютного города Шуштара…
На топчане, покрытом иранским ковром, под навесом. Рядом, в большом мангале постоянно горит огонь, на нем мы постоянно греем красивый железный чайник, в котором завариваем крепкий чаек.
Пьем чай за чаем с моими (!!) иранскими (!!!) друзьями. Это точно все со мной происходит? Я же домашний! По крайней мере, не дикий точно)))
В Иран вот как-то меня занесло, иранцы вокруг, кальян стоит, мандарины на деревьях рядом зреют, пальмы зеленые, цыпленок пушистый и немного шальной бегает, о ногу мою греется и возмущенно чирикая отбегает, когда я имею наглость пошевелиться…
И мне все это это здесь нравится!
Иран ведь для нас, из России, кажется какой-то другой планетой. Что-то вроде Сирии или Ирака. Сомнительно, короче.
По стереотипам среди нас кажется туда только приедешь, а тебе первым делом голову отрежут или ещё чего похуже сотворят...
Сирия опять же рядом, а там настоящая война.
А тут нет!
Иран — это островок спокойствия и благополучия. Очень самобытный и по-настоящему безопасный!
Есть правда нюансик: заимев иранский штамп в загранпаспорте, надо готовиться к проблемам с въездом и визами почти во все остальные страны мира. ЕС, США, Израиль – точно (Поэтому я и поехал по служебному паспорту, который скоро истекает).
Зато с иранским штампом можно ехать в Армению, Азербайджан, Россию... и ещё не очень большое количество государств, поехать в которые мало кто хочет из обычных людей.
А как Иран не любит Израиль!
Даже на официальном сайте Посольства Исламской Республики Иран в России указано: основанием для запрета въезда может стать «наличие штампов о посещении оккупированных палестинских земель (так называемого государства Израиль), в течение последних 12 месяцев».
Говорят, даже футболки с надписями «Люблю Израиль» тоже могут осложнить въезд. Имейте ввиду.
А между тем, приехать сюда как минимум очень-очень интересно! Здесь реально другой мир, пахнущий книжкой из детства про «Синдбада морехода».
Автономный, закрытый от внешнего мира, уютный, благоустроенный и красивый. Повсюду на вас с плакатов и банкнот мудро и благочестиво смотрят (хотя нет, не смотрят, а даже взирают!) бородатые старцы в чалмах. Отличные дороги, широкие развязки. Повсюду малокубатурные мотоциклы, и много-много выпускаемых здесь по лицензии стареньких Пежо (Саманд) в основном белого и серого цветов. Вроде бы хаотичное, но довольно безопасное дорожное движение. Надо видимо только по-философски относится к мелким ДТП, которые здесь похоже и не ДТП даже. Людей (меня – точно) на пешеходных переходах пропускают…
Другая музыка (не понял её), минареты (высооокие), отзывчивые и добрые люди. Причём мужчин я как-то для себя увидел двух типов: высокие и худые с какой-то врожденной аристократической горбоносой красотой (почему-то приходит на ум слово «порода» и ассирийцы) и плотненькие усачи, но тоже располагающие к себе какой-то незлобливой цельностью характера.
Женщины в молодости вроде бы статные, глазастые, темненькие и симпатичные, но эти платки, восточная мода на обилие косметики и закрытые одежды не позволяют понять, что к чему более предметно. Ну нет здесь культа женской красоты!
Зато, к моему огромному удивлению, оказалось, что по факту, в семьях имеет место жесткий такой матриархат!
Это неожиданно для меня было. Но, как мне объяснили, семейным бюджетом распоряжаются женщины со всеми вытекающими последствиями и в целом женщины очень материально защищены традициями. Все эти платочки и чадры - это внешняя сторона. По сути все довольно гармонично и дамы не в обиде, ведь правила семейных отношений выстраивались веками.
Еще в Иране оказались очень популярны ринопластические операции (нос правят) и ходят по улицам девчонки первое время с характерными пластырями на носах. Почти каждый день пару таких встречал. Комплексуют иранки почему-то из-за своих носиков, но это, наверное просто дело вкуса и сегодняшней моды.
Нет и культа еды в Иране, в отличие от той же Армении.
Здесь как-то разумнее к приему пищи относятся: кушают много риса (какой же он здесь вкусный!),
готовят кебабы (самые кебабистые из кебабов, до этого не любил, а тут распробовал), супы.
Проголодался иранец, покушал. Всё. Такого количества еды как в Грузии и Армении, чтобы стол ломился от того, что заведомо не съесть, не выкладывают.
Свинины и алкоголя нет.
Это харам, запрет! Ни ввозить, ни употреблять нельзя. Даже с конфетками типа коньяк в шоколаде можно встрять на границе. А можно и не встрять. А наказания у них за употребление алкоголя знаете какие? До 80 ударов плетью, ст. 174 Уголовного кодекса ИРИ (Исламской Республики Иран). Мы дискутировали на эту тему (за чаем или кальяном, не помню) и иранцы вот какую-точку зрения озвучили. Допустим есть преступник, который совершил не очень серьезное преступление. Посадить его в тюрьму и кормить за счет государства, чтобы он вышел уже совсем негодяем, оторванным от нормального социума неправильно. Штраф одинаковый для богатого и бедного человека, несправедливо наказывает. А получать по собственной шкуре одинаково не хочется всем и человека это не делает преступником, уголовником, безработным.
Правда отшлепают публично, чтобы остальных тоже наглядно вразумить заодно. Поневоле задумаешься…
Хотя, опять же при желании, говорят, можно все достать. Алкоголь – точно. Через армян, например. Ну и это как везде)))
Правда еще глубже можно задуматься после изучения статистики приведенных в исполнение приговоров по высшей мере наказания. В 2015 году по сведениям Amnesty International в Иране казнены 977 человек, по следующим основаниям: убийство, изнасилование, вооружённое ограбление, ересь, богохульство, торговля наркотиками, содомия, проституция, супружеская измена, предательство и шпионаж, распространение порнографии.
Еще у них муж имеет право сам убить свою жену и её любовника, если застукает их с поличным, или выбившему преднамеренно чужой глаз, тоже наносят аналогичное увечье…
Но от этой "теории из Интернета" так что-то совсем грустно становится.
Перейду к своим личным впечатлениям "от практики". А вот они от страны очень положительные, несмотря на все эти государственные ужасы.
В городе Шуштар, провинция Хузистан сейчас, в двадцатых числах декабря, когда писались эти строки - зима.
Поэтому те, кто днем здесь ходят в шлепках на босу ногу под вечер немного мерзнут)))
Люди, здесь в размеренном Шуштаре, живут уже около шести тысяч лет.
Из достопримечательностей города: восточный базар под купольными сводами,
древняя ирригационная система, остатки какой-то крепости.
Насколько я понял сильных землетрясений здесь не бывает, поэтому все здесь и сохранилось более-менее.
А что не очень сохранилось, то подлатали, красиво осветили и на входе продают билеты.
В первое свое утро в Шуштаре я проснулся только после полудня из-за позднего ночного приезда из Тегерана (около двух ночи) и посиделок в саду у огня с Мамадом (мой знакомый иранский альпинист, если кто не помнит) и его друзьями.
На полу я проснулся, потому что на полу и засыпал. Здесь так: на полу два-три слоя ковров, поверх расстилаешь себе плед, под голову подушку, сверху другой плед и спишь. Ребята местные тоже так спят всегда. Мамад днем был на работе, и я смог изучить и рассмотреть место, где «холостякует» Мамад. Он живет отдельно от родителей, на «даче», которая расположена на окраине Шуштара (ок. 200 тыс жителей), минутах в десяти езды от центра города. Это территория площадью около 30 соток, огороженная высоким забором из пеноблоков, поверх которых закреплены осколки стекол, довольно неплохо облагороженная, с дорожками, удобствами (про гигиену в Иране расскажу отдельно, к ЭТОМУ надо быть готовым хотя бы морально). Внутри большой сад, где растут и плодоносят мандарины, апельсины, гранаты, финики. Бассейн, душ, помещение, где стоит стол для настольного тенниса. Есть домик, в прошлом 40 футовый контейнер, обшитый изнутри и условно разделённый на два помещения.
По территории бродят куры с цыплятами, гуси, пара индоуток. Все эти птицы в теплое время склевывают всех насекомых, которые в тех теплых краях могут быть довольно опасными. Есть еще голубятня, но это просто для души.
По вечерам там в саду собираются многие друзья Мамада, которые помогают ему наводить порядок и в целом добавляют ощущение жизни в этом месте. Сам Мамад очень добрый, цельный, харизматичный и, не побоюсь этого слова, красивый парень! Около метр девяносто ростом, физически очень ладно сложенный, правильные черты лица, ясный взор и обаятельнейшая улыбка. У него есть невеста – красавица со сложным именем. Вы бы видели как они смотрят друг на друга!!! Такая игра и нежность в этих взглядах, они такие живые! А ещё он тайком от неё курит сигареты, усиленно проветриваясь и пшикаясь парфюмом перед встречей с ней.
Забавно, право.
Крайний вечер в Шуштаре мне предложили поехать с компанией в бассейн. Скажу честно: в первый день я бы не поехал. Как-то неловко ехать в бассейн без плавок. Обо мне же по всем русским небось судить будут! Я же блин в Иран притащил полный 90 литровый рюкзак горной снаряги, а вот плавок взял и не взял!
Но плавки мне дали.
И я поехал.
И не прогадал. Наверное, я был первый русский в бассейне иранского государственного университета в Шуштаре. Отличный 25 метровый бассейн с сауной, хамамом и очень хлорированной водой. Я не первый раз вызываю здесь, в Иране, любопытство местных. Вот и там тоже пронёсся слух, что в достаточно кстати стройные ряды иранцев (гораздо стройнее армян да и в целом нас, русских) затесался иностранец. Обступили кружком, посыпались очень сложные вопросы. Сугубо мужские: Из России? А слабо с нами наперегонки? А слабо бассейн пронырнуть? Не слабо, парни! Совсем не слабо! И обратно тоже не слабо)) Короче эдакий томный культурный вечер российско-иранского взаимного выпендрежа удался!
А ещё оказалось что у меня в том бассейне тоже есть блат! Один из инструкторов приезжал в Армению в этом году с Мамадом и я им составлял компанию в прогулке на южную вершину Арагаца. Увидев меня в родном бассейне он очень растрогался и предложил посидеть на его командирском стуле и попить его чаек))))
Настолько от души предлагал, что аж неловко стало. Посидел. Попил.
Еще поделюсь "нетуристическими" наблюдениями.
Мне довелось четыре раза побывать на обеде и ужине в гостях у родителей моего друга Мамада, после чего остались самые приятные впечатления. На входе в дом снимаем обувь на белой мраморной лестнице, у подножия которой растут роскошные кусты алоэ. Везде ковры, чисто. Кушать подают либо на одноразовой скатерти прямо посреди комнаты, либо на столе, но это возможно из-за того, что видели с каким скрипом я вставал после первого обеда на полу. После еды убирают посуду, а саму скатерть аккуратно так сворачивают вместе с остатками еды и выбрасывают. И сразу чистота и порядок.
Семьи большие, дружные. Дома много света, пространства, восточная роскошь в виде ярких интерьеров и всяких ништяков типа фонтана в доме. Ходят друг к другу, общаются, смеются, играют в игры. И все это без алкоголя. Уважают нарды, но вот карты запрещены. Даже ко ввозу в страну.
Телевизор смотрят все вместе. При мне правда это были дурацкие турецкие сериалы, где мужики часто рыдают по непонятным поводам и делают вид, что хотят побить оппонента, но так, чтобы вокруг было побольше женщин и их сразу все они шумно разнимали.
Вечером мы с моим другом Мамадом прогулялись по базару, заехали на древние водяные мельницы, посетили музей Шуштара, посмотрели на приготовления к празднованию праздника... кажется Зимы (самая длинная ночь в году).
Древние мельницы мы посетили, когда они уже закрывались, но так как в городе очень тепло относятся к своим, по просьбе Мамада сотрудник музея не только нас впустил, но и угостил своим чаем из термоса, который очень прекрасно пошел на фоне резко опустившейся температуры и чудесного вида.
Исторический центр украшали флагами, лампочками, везде была особая предпразничная атмосфера, ну как это у нас числа 31 декабря бывает...
Потом мы заехали в дом к его родителям, где нас вкусно накормили и поехали обратно в его холостяцкое гнездо за город. Перед сном сидели долго на топчане у огня под навесом. К ночи опять собиралось человека четыре - пять друзей и родственников. Играли в пинг-понг, курился кальян, постоянно пили чай из чайничка, что греется в углях костра, точнее мангала.
Так вот, досидели мы так вчера часов до 12 ночи. Я и спрашиваю, ну что, когда поедем праздновать Зиму?
На что мне ответили, задумчиво выпустив длинную струю дыма изо рта: Праздновать, Эдуард, лучше всего в таком саду, как наш!!!))))
Честно говоря очень душевный и приятный народ!
И очень гостеприимный.
Продолжение следует!