Вечер 31.12.2023 – утро 07.12.2021, то есть 6 полных суток в Иране
01.01.2024 – Шираз
02.01.2024 – Персеполис/Накше-Рустам + автобус в Исфахан
03.01.2024 и 04.01.2024 – Исфахан
05.01.2024 и 06.01.2024 – Тегеран
Задача отчета: в связи с дефицитом информации об Иране показать детальный практический опыт, который может пригодиться при планировании поездок другими путешественниками. Не стал добавлять в отчет подробное описание достопримечательностей, художественную характеристику мозаики в мечетях и т.п., т.к. качественно информация дана в профильных статьях и книгах (хотя и в значительно меньшем объеме, чем по тому же Узбекистану, по понятным причинам).
Книги и статьи для подготовки к поездке:
− Искусство Средней Азии. Иран (глава из второй книги второго тома «Всеобщей истории искусств» (в шести томах) 1961 года;
− Uritsk и Varandej в «ЖЖ»;
− Статьи на английском из Iransafar, они снабжены цветными планами (того же Персеполиса), которые я распечатал перед поездкой.
− Архитектура средневекового Ирана середины VII — XIV веков (из 12-томника «Всеобщая история архитектуры» − том 8, глава 3) 1969 года;
− Павла Рипинская: «Иранцы. Личный опыт»; «Иран. Самый полный путеводитель»;
− Очень крутое видео об истории Ирана на канале Bushwacker в Ютубе (перед ним рекомендую посмотреть весь цикл про Месопотамию);
− Новая (2023 года) книга АСТ «Иран. Полная история страны» − довольно простая, дающая общее впечатление по истории Ирана;
− И как её продолжение, нахожусь в процессе чтения уже после поездки: «История Персидской империи» Альберта Олмстеда. Но это уже на любителя, т.к. более углубленный уровень;
− Разные видео в Ютубе, поиск которых осложняется узкой спецификой темы, на второй месяц в рекомендациях начали появляться интересные видео с числом просмотров 10-20 тысяч.
Общее впечатление: описание страны одним словом: цивилизованная, что для меня лично выгодно отделяет её от… (не хочу обижать некоторые страны). Бытовой комфорт (за исключением отсутствия преимущества у пешеходов на дорогах): многочисленные бесплатные туалеты, отсутствие приставал на рынках, покупка автобусных билетов строго в кассах, отсутствие назойливых мошенников типа заклинателей змей на центральных площадях исторических городов. В общем, очень понравилось. Какие-то более специфические выводы (например, о метро) дам в конце отчета.
Далее – идём по дням.
31 декабря 2023
Часть 1. Перелёт в Иран
В Москве +5, в Иране ожидается от +12 до +14 в городах по маршруту следования. Спокойно едем в аэропорт городскими автобусами по «Тройке» в осенней одежде. Комфортно.
Российский пограничник задал кучу тупых вопросов типа «Почему вы летите именно в Иран?». И даже попросил показать обратный билет.
Самолёт Mahan Air отличный. Большой Airbus A340-600. Классное питание, мультимедийный экран, бутылочка воды на каждом сидении, что особенно приятно с учётом её стоимости в международном терминале Шереметьево в 2 евро. Самолёту около 20 лет, до декабря 2014 использовался Virgin Atlantic. С 2015 года – в распоряжении Mahan Air.
Часть 2. Аэропорт Тегерана IKIA
Прилёт в аэропорт имени Имама Хомейни (IKA, в 40 км от Тегерана). Легендарный прилёт самого Хомейни в 1979 году был в Мехрабад, который сейчас принимает внутренние рейсы и находится в более удобном месте. На обслуживании в IKA находились (по словам попутчика, я не обратил внимание) самолёты «Аэрофлота».
Часть пассажиров идёт на получение визы, часть – сразу на пограничный контроль. До пограничного контроля большая зона ожидания, можно посидеть. Я не спешил (до метро оставалось больше часа), пока все в очереди, спокойно подождал. После быстрого контроля (визы электронные, штампы не ставятся) спускаемся на нижний уровень и получаем багаж. Выходим в терминал.
Аэропорт IKA после выхода из таможенной зоны – самое неприятное место во всём Иране. Вас обступают менялы, пишут курс на калькуляторе. Предлагают 430 000 риалов за доллар, хотя https://bonbast.com/ даёт больше 500 тысяч (вы увидите более 50 000, но это потому, что пишется в старых томанах).
Меняла говорит: «Trust me». Отвечаю: «Я доверяю, но следую правилам». Простой ответ, почему я иду в обменник. В обменнике (находится на втором этаже, нужно подняться на эскалаторе) курс 419 500. Меняю мелкую сумму, т.к. курс очевидно невыгодный.
Возвращаемся (спускаемся на первый этаж). Сразу у выхода из зоны прилёта (справа) жёлтая будка IranCell. По умолчанию продают 3 ГБ за 130 томанов (тут сотрудница назвала цену в новых томанах, минус 4 ноля от риалов). Потом посмотрел, что есть тариф 10 Гб за 180. Смотрите сами на будущее, я бумажку для вас сфотографировал.
Цены ниже везде буду писать в разных (старые томаны, новые томаны, риалы) валютах. По возможности, как её мне называли местные. Чтобы вы были к этому готовы, не расслаблялись и учились.
Интернет работал хорошо. Платная подписка ExpressVPN чётко справилась с задачей бесперебойного доступа к Тележке и Инсте. Только приложение и сайт obilet почему-то не открывались, но открылись после подключения к Турции.
В случае повторного прилёта в Тегеран не пойду в официальный обменник. Займу очередь в IranCell, и постараюсь договориться с менялами на 460 000, обменяв по этому курсу минимальную сумму. В городе курс минимум 490 000, местные меняют точно не меньше, чем 500 000.
Часть 3. Метро от аэропорта
Выходим на улицу, таксисты утверждают, что метро закрыто. Отвечаю, что я знаю расписание. Видна эстакада к метро, есть лестница, поднимаюсь по ней. Можно было пройти не через улицу, а вернуться к обменнику на втором этаже − там сразу выход на эту эстакаду. Вообще, табличек "метро" мало. Уверен, работает лобби таксистов, которым этот вид транспорта не выгоден. Бомбилы любят создавать сложности для пассажиров, предпочитающих не ездить на такси, во всём мире. В ЕС самый наглядный пример – аэропорт Шарлеруа.
Метро работает редко. Хоть с декабря 2023 станция метро IKIA даже не конечная. В противоположную (от нужной нам) сторону открылась станция Parand – в одноименном то ли 100, то ли 300-тысячном пригороде Тегерана.
Я примерно представлял расписание, хоть и не нашёл в интернете (видел только в обратную сторону: в аэропорт от метро Шахед). На основе этой информации вычислил арифметически, что поезд в 18:50. Не ошибся. Наглядный пример, как же мало информации об Иране. Но в отдельную ветку я выложил расписание метро в обе стороны.
Расписание метро из аэропорта Имама Хомейни IKA в Тегеран
Интервал раз в два часа – такое себе. Но я вышел из аэропорта очень удобно: минут за 25 до отправления поезда. Ждать нужно не на платформе. Есть специальная waiting room, ещё до турникетов.
Наличной оплаты не предусмотрено. Поэтому 150 000 риалов (специальная цена от аэропорта; по городу – 40 тысяч риалов) обошлись в 200 000 (сдачи ни у кого не нашлось). Порядок действий на пересадочной станции интуитивно понятен. Идти туда же, куда и все.
На основной красной линии перед станцией Shahr-e-Rey трижды останавливались в тоннеле. Попутчики (из «московского» самолета) жаловались, но мне кажется, метро всё равно удобнее такси благодаря равномерному ходу. Кстати, эти ребята ехали в тот же хостел. И не только они. Кто был в метро – все в Tehran Heritage Hostel. Хороший, понравился, всё чётко. Могут купить билеты на автобус онлайн, могут поменять валюту, если есть в наличии. Курс 460 000 риалов. Честно написано: выгоднее, чем в обменниках, но на чёрном рынке курс лучше.
Часть 4. Ужин
Захотелось поужинать. Вышли, повернули направо до перекрёстка и ещё раз направо. Чуть прошли − кафе (в гугл картах вроде бы даже не отмечена). Огромный кебаб и пепси. Заплатил 2 доллара.
Местные встречали Новый год. Непривычная атмосфера: ребята были похожи на фанатов на стадионе. «Оле-оле», обратный отсчет до полуночи. Потом запускали фейерверки под фразу… (догадайтесь сами, какую).
... Продолжение следует