Все меняется.Пишу и хорошее и плохое, может пригодиться кому!
Очень все не просто, смотрите сами прежде чем ехать или не ехать.
Дело вот такое с жильем -условия как в Индии северной. Грязь и бардак. Гордятся меснтые количеством родственников на кухне, а не количеством сковородок - она может быть и одна) Не тема конечно для гордости , количество сковородок, но есть показатели что вас ждали, а тут экономия на всем и на вас тоже. Коровы, куры, люди, битые машины, грязь, стоки по улице -найдете халупу все за 300-500 ру с носа, за курятник. Если хотите то что похоже на Черногорию, - от 1.300 ру. Жили блеск в гагре, даже душ был с круглосуточной гор водой. НО - за подобное в городе Пераст (Черногория, город пиратов,11 век вроде), мы платили 10 евро с носа, тут в сезон будет 2 000 ру, прикиньте стот ли это того? И условия были лучше в Европе, и никто не рыгал в лицо как у нас было в Гагре в лабазе демонстративно, специально, ну чмо,дичь и часто такое!)) На нас смотрят как на источник дохода, не более! Никакого уважения, примите это как должное, вы не в Европе...
Никакого развития, никакого желания нас встретить чем то новым!
Как стоял павлин на Голубом озере 7 лет назад так и стоит, так же просят рублики если наводиш камеру в сторону озера, - А, мой павлин,плати! А КАК СНИМАТЬ ТО если он своего павлина туда притаранил? Но как не было сортира, так и нет и не будет нормального сортра! Мужики в нарды играют с утра до вечера, ждут наплыв туристов! Бред! Никто не работает и не собирается! Приедут россияне и денег насыпят! И не любят там нас, НЕ ЛЮБЯТ! Молодеж не скрывает темы - былиб под Грузией, там американские денежки тут бы были! Дурни!
При этом большая часть людей рады нам, мы ж платим! И много искренни рады, ну просто хорошие люди!Хороших людей по умолчанию больше!
Отправляясь туда надо -
1 Готовы видеть потрясающую природу, а она реал потрясающая - решите бюджет, либо в сарайчик, что порой, как повезет, - может быть и мило и за 400 ру, либо все как в Испании и в гагру, за 50 евро, но смиритесь с тем что в Испании это дешевле и корова дохлая в Сухуми не встретит вас на пляже в течении всего отдыха ( а абхазы неподалеку в нарды хрустят, им пофиг, они не купаються вроде как ваабсче)))Дешево и по абхазки, дорого и достойно - но прикиньте, если вы способны пропалатить Каталонию, нужна ли вам Абхазия?
2 Будьте аккуратны - люди кавказа плохо воспринимают европейские свободы. Топлесы , фигоплесы - забыть, однозначно.эТО ВАЖНО.
3 Кругом разводка. Надпись Столовая, кафе назвать язык не провернется, мама с малышом, бабушка и нанятая девушка как то готовят еду на коленках. Меню на бумажке, от руки карандашом. Цены вроде умеренные, еда домашняя, более чем, даже назову походная, ну не ресторан, да и не искали мы их ресторанов этих!. И в счете еще 20 процентов сверху! Ну не жалко, ну пусть, ребеночек у них маленький, но счет стал в 1.500, что совсем не по еде и не по формату, ну напишите в меню как есть, зачем так! Разводка, и так всегда и везде. На каждом шагу, в магазах нет ценников, цена для своих и для нас.
А может в Барселону? Где 3 евро такой кофе и с такими сливками?))
4 Природа. Она потрясающая. Горы. В Абхазии 500 пещер. Озера, водопады и куча еще всего вне убитых туризмом мест. Это стоит того!!!!!Такое найти в мире трудно, но можно.)
5 Тупизм. На Рице взяли лодку.500 ру пол часа. Мотор электрический, 5 км в час. Решили ехать час, оплатив пол часа, типа потом заплатим. Уехали ... невесть куда. Мотор затих. Благо были весла, но кривые наглухо. Я греб часа полтора, пошел дождь, кайфа от такой ситуации нет, никакого. Догребли, весла разные! Кто греб поймет - весла разные ! И дождь мелкий, не в радость! И только мой наезд сразу и резко по приплытию спас нас от доплаты, дурень был в надежде на доплату. А то что мотор остановился - так ответ прост - акамулятар сел дарагой. Ну он в нарды играет, что ему отследить заряд? К чему?Тупят везде и с улыбкой
6 Еда вкусная, но порой дороже чем на Елисейских полях и помните-
Кухни, как таковой в Абхазии, страны кочевников-скотоводов практически нет, не было и вряд ли будет. Всё то, что подаётся с нескрываемым пафосом в апацхах, является исключительно грузинским брендом, заимствованным у картвелов на протяжении веков. Самое примечательное, что абхазы даже названия грузинских блюд не поменяли, а так и оставили в первоначальном: сациви, лобио, хачапури, лаваш, шашлык (кстати слово из огузо-кипчапкского диалекта) и тд.
Про вино-
В Абхазии, как известно, даже неспециалистам никогда (не в царские, не тем паче в советские времена) не выращивался в массовых количествах виноград, как промышленная агрокультура. Виноматериал всегда (!!)привозили из соседней Грузии, также Молдавии и Дагестана. На основе данного материала делался купаж и получались известные «Букет Абхазии», «Лыхны» Апсны и т. д. Сейчас виноматериал закупается в Молдове и Темрюке, потом на основе него производятся ВСЕ бутилированные вина Абхазии. Данный факт надо писать на бутылках, а не обманывать покупателей псевдоабхазским вином.
И при этом мы в восторге! Потому что были готовы ко всему! Нас жизнь помотала достойно! Но искренни жаль людей, что мы встречали в Абхазии, которые были в ужасе и очень сожалели о выборе!
Думайте сами, и вот на прощанье, прочтите, это достойно внимания, потратьте еще 4 минуты внимания-
Сейчас я попытаюсь объяснить, почему «Процветание любимой Апсны» невозможно в том смысле, который вкладывается европеизированными россиянами, развитие — да, только вопрос направления остается открытым. В своих рассуждениях, я буду использовать материалы диссертации почетной гражданки Абхазии этнопсихолога Анна Бройдо «Проявления этнопсихологических особенностей абхазов в ходе Отечественной войны народа Абхазии 1992—1993 годов» глава глава II § 3. «Асасра (гостеприимство): мотивы осквернения и возмездия как движущие силы противостояния». Ссылка _http://www.apsuara.ru/lib_b/broydo06.php
Так что же такое гостеприимство по-абхазски?
«1. Устойчивость норм Асасра (составляющая часть Апсуара) была обусловлена тем, что сегодняшний хозяин завтра сам оказывался в роли гостя и имел все основания рассчитывать на столь же самоотверженный прием: „То, что ты положил в котёл, то твоя ложка и извлечёт“.
Для абхаза естественно, что, оказывая гостеприимство, он ждет ответного шага в размере определенном лишь его существующими потребностями. Вся помощь России, оказанная и оказываемая Абхазии, расценивается как ответный шаг, за гостеприимство русским. Значит, она не может быть возвратной, не может обсуждаться ее размер или ее использование абхазам.
Почему помощь следует рассматривать именно в качестве ответа на гостеприимство? Для абхазов земля — это подарок Бога за их следование Асасра. „Богом нам был дарован этот священный сад…“ Значит, от подарка Бога отказаться нельзя, нельзя его подарить, продать и т.д, это грех и нарушение Апсуара.
Отношения к представителям других наций, постоянно живущими в Абхазии, также трактуется в соответствии с Асасра, они становятся „асассами“, прибегнувшими к покровительству абхазов, то есть „работными людьми“, которым выделяется кусок земли „асассам“, остающийся в собственности конкретного абхазского рода, в трактовке Асасра армянам, русским, грекам и т. д. ничего принадлежать на абхазской земле не может.
„Там, где твоей тарелки нет, ложки не клади“. Пребывание на абхазской земле лиц других национальностей, рассматривается как пребывание гостя (вспомним время вхождение Абхазии в состав Российской империи и СССР, и проживание на земле абхазов русских), с последующим „долг — платежом красен“, см. выше — „сегодняшний хозяин …… и имел все основания рассчитывать на столь же самоотверженный прием“.
Понятия Апсуара являются главенствующими по отношению к любому другому законодательству, продажа земли или собственности на ней (инвестиционные контракты, оформление купли-продажи недвижимости), не абхазу, рассматривается как нарушение заветов Апсуара и является в морально-этическом плане — ничтожной сделкой.
Теперь о гостях, на них накладываются не менее жесткие требование, нежели на хозяина.
Принцип один: „Дома — как ты хочешь, в гостях — как хозяева хотят“ „Если же дурное поведение гостя переходило все границы, то он не только терял свой почётный статус и все привилегии, но мог потерять и жизнь“ Что является гранью, которую переходить нельзя — понятие достаточно относительное, и для другого менталитета, несопоставимое с ценностью человеческой жизни. Например, отказ разделить трапезу, если для тебя накрывали поляну, указать на неправомочность дополнительных сборов, упрекнуть деньгами, которые Россия перечисляет на содержание Абхазии и т. д., может ли быть расценено, как оскорбление достойного народа, которому даже Господь отдал то, что приберег для себя? В том же источнике есть пример, где гость накормил своего коня кукурузой хозяина, не спросив разрешения.
Поведение абхаза в этом случае может определяться пословицей „Ни один человек, преступивший абхазскую хлеб-соль, не уходил живым с нашей земли“ Так же следует отметить, что хозяин дома скован обязательствами гостеприимства, только границами собственного дома. Далее следует закон: „Зло творящего оставлять без наказания — для народа беда“.
Я просто рассказала, то, что поняла, каждый сам для себя выбирает степень допустимого адреналина, и готовность принять на себя роль „гостя“ по своеобразными правилами.
Вот такой получился „Пхащароп… по-русски“.