Словом, смесь Европы и Ближнего востока, и ничего определенного.
Под руку попалась книга Акунина «Черный город»…
Что там про Баку?
Здесь действительно всё было черным: стены фабричных корпусов, складов и бараков, круглые бока цистерн, буровые вышки. Черной была земля, по которой во всех направлениях черными змеями расползались бесчисленные трубы. В воздухе летали клочья сажи и копоти. Зато лужи были очень красивыми, переливались густым, радужным перламутром – нефти в них было больше, чем воды.
Это про нефтяные поля в Сураханы - и судя по карте, это как раз в районе нынешнего аэропорта.
Прилетели.
Аэропорт в Баку новёхонький, очень просторный, чистый и немноголюдный. Нигде я не видела такого широкого выхода со множеством будок пограничников и полным отсутствием очереди на паспортный контроль
Рядом – старый аэропорт, который талантливо достроили новой ажурной стеной, и теперь он выглядит очень стильно и эффектно, особенно ночью, при подсветке, и служебное здание аэропорта, похожее на птицу. Уже нравится. Рейс ранний, прилетели около 5 утра, и нас встретил водитель из гостиницы.
Дорога из аэропорта – прекрасная, многорядная, не загруженная.
Недалеко от аэропорта проезжаем выставочный комплекс; затем – большой банкетный зал где можно провести например свадьбу. Вдоль дороги много декоративных заборов, которые видимо прикрывают не самые ухоженные территории. И то что открывается глазу – вполне причесано и приглажено. Например будущая олимпийская деревня к исламским олимпийским играм. Уж не знаю, почему бы не использовать олимпийскую деревню Европейских игр – похоже, что её дома пустуют. Разные хозяева, наверное.
Словом, никакого Черного города. Там, где он был, в предместье Баку, по направлению к Каспию, – будет Белый город, уже готов план застройки. Нефтевышки ушли от города. Нефтяников возят на работу вертолёты и катера, а Баку отстраивается и хорошеет.
Дорога из аэропорта ведет через современные районы, мимо удивительно причудливого центра Гейдара Алиева построенного по проекту гениальной женщины-архитектора Захи Хадид, - фото можно видеть здесь (мне не удалось его достойно сфотографировать)
Re: Городской и сельский пейзаж (фото)
- Послесловие от 31 марта. Сегодня с прискорбием читаю
31 марта ушла из жизни знаменитый архитектор Заха Хадид, первая женщина в истории, удостоившаяся архитектурного «Оскара» — Притцкеровской премии.
Едем мимо стадиона, мимо музея Современного искусства на Проспект Нефтяников (Прежние названия - «Набережная Александра II», Набережная Губанова, проспект Сталина), который тянется вдоль моря и набережной, и дотягивается до старого центра, построенного в начале 20 века.
Начало 20 века – расцвет нефтяных промыслов Баку. Первый промысел Роберт Нобель купил за пять тысяч рублей, нанял всего тридцать рабочих. А в 1913 году на бакинских предприятиях концерна «Бранобель» трудилось 30 тысяч человек, прибыль же составила 18 миллионов…
Фаэтон подпрыгивал по булыжнику идеально прямого, совершенно европейского проспекта Дома каменные, в три- четыре этажа, будто на Петровке или на Неглинной…
И вся Горчаковская улица была такая же дистиллированно-европейская, Акунин, "Черный город"
Центр города хранит респектабельную память о нефтяных деньгах начала прошлого века. Здесь работали хорошие архитекторы и строились дома, достойные европейской столицы.
Центр так и остался центром, вокруг Старого города. По нему и была наша первая прогулка.
От проспекта Нефтяников, отеля "Four Seasons" и площади с круговым движением поднимаемся вдоль парка по улице Ниязи, раннее известной как улица Садовая, Нариманова, Чкалова. Садовой и Нариманова улица называлась до 1939 года, Чкалова – до 1990 года.
Застройка улицы Садовой началась еще в 1885 году. Первыми зданиями на ней стали двухэтажная Мариинская гимназия и особняк Дебура. С этим зданием связана одна из городских легенд.
В 1887г. управляющий делами фирмы "Каспийское товарищество" Лев Мартынович де Бур приобрел на торгах участок земли у Михайловского (Губернаторского) сада на Садовой улице. Строительство началось, однако в 1889г. де Бур неожиданно он умирает.
Наследники продают участок компании, и председатель "Каспийского Товарищества" П.О.Гукасов решил использовать новое здание не только как их контору, но и как жилой дом дом для своей семьи.
Напротив находится желтое здание Азербайджанской государственной Филармонии, а строилась она как Летний клуб Общественного собрания, с хорошим концертным залом. Строил ее архитектор Тер-Микелов. Его даже откомандировали на Лазурный берег — в Монте-Карло, чтобы он хорошо рассмотрел тамошние концертные залы, и построил что-то похожее
Построил.
Очень эффектно выглядит фонтан при здании "как в Версале" на фоне стен Старого города.
Здание получилось впечатляющее, и есть у него особенность, из которой и произошла легенда: летняя сцена расположена необычным образом по отношению ко входу в зал
Говорят, господин Гукасов, председатель крупной нефтяной компании и житель дома напротив, попросил развернуть летнюю сцену так, чтобы мог видеть представление со своего балкона, и просьбу его человека уважили. И не беда, что на самом деле даты не совпадают, Филармония была построена в 1912г., когда П.Гукасов, став членом Гос. Думы, уже жил в Петербурге, а дом уже стоял в его сегодняшнем виде. Есть легенда, отражающая время.
А перед зданием - бюст основателя филармонии, Муслима Магомаева
Летний клуб (ныне филармония) фасадом обращен на Дом братьев Садыховых, Этот дом уникален тем, что в нем появился первый в Баку лифт, который двигался со скоростью 70 см в секунду.
Дом стоит на углу улицы Истиглалият
Идя по ней можно забывшись представить что находишься в Мадриде или Париже.
К тому же недавнее веяние: заменять балконы новыми, выкованными во французском стиле. Вот и соседствуют деревянные кавказские веранды- балконы с балконами в стиле ар нуво.
Необычно выглядит станция метро Ичеришехр (Старый город), особенно на фоне крепостной стены
Улица Истиглалият (бывшая Николаевская) - тянется вдоль стен старого города до фонтанной площади и музея азербайджансой литературы Низами Гянджеви
Неподалёку от музея в скверах памятники двум литераторам: Сарбиру и Низами, и еще очень полезное строение: многоэтажная автостоянка.
Кака раз напротив нее - ворота Старого города, а рядом - Фонтанная площадь, любимое место прогулок.
Здесь несколько фонтанов, и красивых и некрасивых, только они в марте не работали. Здесь интересная мостовая, и детская карусель, и забавные лавочки, и отсюда начинается пешеходная улица - Центральная улица Баку — Низами, названная в честь классика персидской литературы Низами Гянджеви, ее протяженность — более 3 километров
Но как они была Торговой улицей до 1939 года, так ее и по сей день называют. Магазинов здесь много, но это неинтересно: как в любом европейском городе, знакомые вывески. А еще в этом районе сгруппировались театры.
Про Оперный театр тоже есть легенда, даже две... – Говорят, что построен он был для великой певицы за 3 месяца. Говорят, для Неждановой: якобы ее позвали на гастроли, а она сказала :»Вот постройте театр – приеду, а пока я на гастроли в Японию» - и театр построили… Очень интересное здание в стиле «Модерн» на Николаевской улице.
Правда, Нежданова никогда не была ни в Баку, ни в Японии… И построен был театр на средства братьев Масловых за 10 месяцев. Но другой истории я вполне верю: уважаемый человек Маилов побился об заклад с уважаемым человеком Тагиевым: построю театр меньше чем за год. Не уложусь в срок – дострою и тебе подарю. А уложусь – ты мне оплатишь постройку. И театр построили за 10 месяцев.
На премьере произошло невиданное событие: одна из зрительниц пришла – о ужас! - в восхитительных штанах, то есть в шароварах, и публика в антракте ломанулась не нее поглазеть. А вот улицу перед театром к тому времени еще не замостили, и бакинские амбалы (грузчики) переносили на своём горбу почтенную публику – до экипажей.
Сейчас улица вполне хорошо вымощена, она на этом участке пешеходная, и на ней не один театр Оперы и балета
Контрастом ему служит новёхонький Театр юного зрителя.
Чуть подальше – памятник , на котором просто написано Бюльбюль (соловей) – он стоит на углу улицы Бюльбюля
Это не Полад Бюльбюль Оглы, это его отец, выдающийся музыкант. Это еще одна примета востока: уважение семейных традиций. Имя Магомаева встречается часто и в старом городе, и бюст стоит возле филармонии, но это не Муслиму Магомаеву, а его дедушке…
Пешеходная улица упирается еще в один театр - театр песни имени Рашида Бейбутова
Этого певца я едва помню., позднее прочла что это он – «Я встретил девушку, полумесяцем бровь. Не щечке родинка, а в глазах любовь» - и вспомнила из пионерского детства хулиганское продолжение:
«Ах эта девушка меня в кусты свела, набила морду мне, часы сняла…»
Певцами Азербайджан богат, и мы в этом убедились на той же улице, в подземном переходе. Я уже читала на форуме про подземные переходы в Баку, что они чистые, красивые и удобные. Но убедиться что он не один такой, выложенный мрамором, с картинами на стенах, с эскалатором (!) было очень приятно
А ещё в нём раздавался прекрасный голос... Который стал еще мощнее, когда получил всего то один манат... И всё это между оперным театром и театром песни..
А еще на этой пешеходной улице я радостно увидела мемориальную доску: я и забыла, что Лев Ландау родом из Баку…
Подальше от центра видны здания более поздней постройки, например типичный советский Дворец культуры с колоннами, только пятиконечную звезду на фронтоне заменили на восьмииконечную…
И конечно – современные гостиницы и торговые центры, огромные, зеркальные, теряющиеся в пришедшем с моря тумане.
Солнце проблескивает в облицовке, а подъемные краны миражом маячат вдали.
Когда туман уплывает, видна грандиозная стройка (это уже современные нефтяные деньги).
И возле набережной есть очень милый кукольный театр
Он почти напротив ворот в старый город, нужно перейти улицу по такому же замечательному мрамором отделанному переходу - и мы замкнули круг, завершив на этот день прогулку. Кажется, мы прошли как раз по трассе "Формулы1", которая пройдет здесь летом
Если же пройти дальше по приморскому парку, до "Маленькой Венеции" (это сеть каналов с мостиками, где в жаркие дни наверно хорошо поплавать на лодке), повернуть направо, лицом к башням, и перейти дорогу - окажешься возле фуникулёра. Там мы гуляли в другой день, и погода прогулкам не способствовала, то и дело накрапывал дождик. Фуникулёр поднимает на вершину горы. откуда открывается хороший вид на город. Он был бы еще лучше, будь пониже деревья на склоне. Фуникулёр возит бесплатно, но без расписания. Мы расписание искали, не нашли, подождали у запертых входных дверей вместе с группой таких же желающих прокатиться, спустился вагончик, мы в него сели и опять ждали. Наконец пришел фуникулёр-вожатый, и вагон поехал вверх. на середине пути разминувшись со встречным. Наверху башни видны очень близко, и мечеть на их фоне так и просится на фото с подписью "Новое и старое" - или что-то вроде...
Кстати о мечети. Можно спать спокойно поутру даже в Старом городе, никакой муэдзин с минарета не кричит, и вообще мечети не лезут в глаза. До самой большой и красивой мы не добрались, она не в центре города. И женщины в традиционных мусульманских одеждах встречаются очень редко. А если и идёт девушка в платке и длинной юбке, то выглядит это как-то гармонично и естественно
Следующий рассказ - о Старом городе