Сусс - Эль-Джем - Махдия - Сусс - Сиди бу Сайд - пробки Туниса - Дугга - Сусс
Ездили вдвоем с молодым человеком. Останавливались в Суссе, в отеле Тур Халеф - отличный отель в плане соотношения цены и качества. Это был первый отель в моей практике и практике моего молодого человека - заядлого оллинклюзивщика-египтиста - где нас периодически кормили вкуснейшей свининой в масульманской стране да еще и в рамадан!!!:)
Взяли машину на прокат на 2 дня, и посмотрели мои любимые римские развалины. После долгих вечерних прогулок и детального маркетинга рент-каров нашли в результате прокатную контору прямо напротив отеля и договорились на Рено Симбол за 130 динаров на 2 дня, с залогом 100 долларов, который в день получения машины у нас забыли спросить, а мы, естественно, сами тоже не предложили.
Машина нам досталась просто замечательная, новехонькая - 1 месяц отроду, пробег 4100 км.:
В первый день чтобы привыкнуть к машине и тунисскому стилю вождения - такой же как в Москве в принципе, чуть-чуть поадекватнее даже, (может, потому что машин меньше и обочин нет) поехали недалеко в Эль Джем - 60 км. Очень понравился Колизей - 7 динар вход и 1 фотосъемка. В полтора раза меньше римского, на 2-м месте после него, но зато в нем было и соответственно меньше туристов, чем в римском. Отлично сохранился. Очень интересные подземелья:
Так как в Тунисе мы гулять не собирались, а в музей мозайки мне очень хотелось, то пошли в археологический музей в Эль Джеме - очень милый небольшой музей, где была только одна итальянская группа и где мы слились вместе с ней и не заплатили 15 динар за вход и фотосъемку, отыгравшись таким образорм за таксистов, которые нас несколько раз до этого как раз приблизительно на эту сумму и обсчитали - и мне за это не стыдно!:)
Затем времени еще было много, солнце было еще выскоко, и мы решили заехать в Махдию по пути обратно в Сусс. Очень красивая набережная, на подъезде к форту 16 века - на мысе Африка дома стоят бело голубые на высокой набережной и очень красивый пейзаж. В форте мы были одни одинешеньки. То есть совсем - первый раз в моей туристической жизни было такое. С удовольствием там пофотографировались. Вход 4 динара с человека, на фотосъемке 1 динар сэкономили.
На следующий день мы рванули на север. Вначале в Сиди - бу - Саид. Всем нравится - да, мило. Но набережная на мысе в Махдии ничуть не хуже была:)) тоже бело-голубая. И нет туристов вообще. Искали это несчастное кафе Натт с видом на мечеть согласно картине Макке. Не нашли. Выпили кофе в первом попавшемся, которое, как мы потом в Дьюти Фри увидели, тиражируется на коробках с местным мускатом. Уютное кафе, где можно лежать у столика, но мы не решились, так как там были одни мусульманские мужчины:( а я, как все туристы, была полуголая в рамадан. Поэтому мы пили свой кофе на крылечке.
Трасса в Тунис платная. Платить надо на въезде и выезде, в целом из Сусса до Туниса полчилось 3 динара с машины. Во второй день я села за руль, но после того, как на трассе, едучи со скоростью 110 (мы старались вести себя по правилам, так как местных ментов там куча с радарами и постоянно кого-то останавливают) я увидила, как местные пасут своих коз прям на обочине (они думают что ли, что от травы со свинцом молоко наваристее получается?) меня затошнило от ужаса, и на ближайшей бензозаправке я сдала руль МЧ уже до конца поездки.
После Сиди бу Сайда в Дуггу начался самый тяжелый участок пути. Началось с того, что мы заперлись прям в центр Туниса, прям нас к Медине вынесло. И мы крепко встали в пробку прямо возлее нее. Узкая-преузкая дорога, во всех сторон припаркованные машины и местные деляги со связками ключей продают парковочные места - жуть. Вокруг снует народ и торговцы с железными тялежками маневрируют между стоящими и чадащими машинами - и никуда не вырваться, так как стоим мы крепко ... Было очень страшно за машину. А дальше началось "агуш - адруат - агуш-агуш - директ". Люди очень доброжелательные, с удовольствием объясняют дорогу, только на французском, который я не понимаю. И который, надо признать, они сами плохо знают, так как видно, как тяжело из памяти они выкапывают эти французские слова, так как обыденный язык у них - арабский, а французский они только с первого класса школы учат. И очевидно, говорят на нем так же, как раньше страны нашего соц.блока говорили по-русски. В другой пробке уже на выезде нас тюкнули в зад. Вернее машина за нами догнала другую машину, а эта уже в стоячем положении нас. Мы даже из машины выходить не стали, скорее унесли ноги с того перекрестка, потом встали и осмотрели потери. Порадовались, что не оставили залог. Кончились наши блуждания по столице тем, что один таксист проводил нас на своей машине до точки дороги, откуда начался прямой путь, и не попросил за это денег - я была просто в культурном шоке.
Дугга - второй опыт за одну поездку, когда мы были одни одинешеньки на развалинах - то есть совсем-совсем одни. 7 динар вход, 1 - фотосъемка (уже не удалось откосить, что не будем фоткать):) Красота потрясающая. Отлично сохранившиеся развалины: портик, амфитеатр, храм, термы, дома и виллы, арка, мавзолей - все это в окружении оливковой рощи. Просто супер. Я получила глубочайшее удовлетворение, и думаю, в ближайшее время в ближайших поездках - дай Бог - римских развалин мне еще долго не захочется. Не понятно только, зачем рмляне заперлись так далеко от моря. Ну, да бог с ними.
На обратном пути. Мы свернули на вторую платную трассу Бежа - Тунис (их всего 2 в стране платных, судя по карте) и не трахаясь по "федеральным" трассам через деревни мимо куч ментов, добрались до Туниса, затем по указателям, не заезжая в центр попали на первую платную трассу Тунис - Сфакс - уже стемнело и мы гнали по ней 130. За 2 дня проехали около 850 км. Потратили на бензин уже не помню в динарах, мы там пересчитали в рублях, пока было свежо в памяти, около 2 000 р. Ну, и билеты в музеи. И хотя мы брали машину не из-за экономии, но получилось это намного дешевле, чем экскурсии, ну, а уж насколько сердитей - это и так очевидно.
Тунис - первая страна арабская, которая мне понравилось:)