Итак, encouragement post.
Были на Ко Чанге, брали байки. Такие "смельчаки", что даже оставляли в двух прокатах оригинал паспорта. Но пост не об этом.
Практика вождения скутера у меня была примерно такая: 40-45 км по прямой вдоль дороги между Хуа-Хином и Ча-Амом осенью 2011 года. Приплыли на Чанг и сразу взяли байки. Я уже успел подзабыть, как там он заводится, и потому попросил милого катойчика с ресепшна показать нам "how to operate it". Его подкрашенные глазки наполнились ужасом: "You don't know???" и предупредив меня о том, что в случае аварии мы будем платить за починку, освежил в моём мозгу схему "зажать тормоз-убрать подножку-ключ на on-кнопка пуска".
Мы активно катались по всей западной стороне 5 дней, от Каи Бае до Банг Бао (на юг до конца), купаться постоянно ездили на Вайт Сэнд Бич (до горного перевала на север). Мы были вчетвером на двух байках. В первый день это были Yamaha Nouvo, затем и до конца поездки - Honda Click. Не претендую на мастерство владения, но поскольку сам сильно переживал за безопасность такого способа передвижения по такой местности (особенно читая этот топик), позволю себе поделиться впечатлениями и дать пару советов.
Что я могу сказать. Опасно? Да.
Но банальной осторожности и технической исправности байка достаточно для безаварийной эксплуатации.
Прежде чем взять байк прокатитесь на нем пару минут по прямой. Проверьте отдельно передний тормоз, задний тормоз. Постарайтесь не брать байк с пробегом больше 50 тыс км, неизвестно, как его обслуживали, в каком он состоянии после столь солидной эксплуатации. У нас были только байки, пробежавшие 8-25 тыс км.
Настройте зеркала. Вам не нужно видеть в зеркале ни отражение собственного плеча, ни асфальт за задним колесом. Расположите зеркало так, чтобы линия "горизонта" была посередине, а ваша рука не мешала обзору.
Пока я был не уверен в своих силах на трогании и торможении, я все максимально страховал ногами. Хонда Клик - очень легкий скутер, его вес элементарно удерживать ногами даже с пассажиром, легко сдавать назад и разворачивать с заглушенным мотором. Неуверенно чувствуете себя на разворотах - разворачивайте ногами, без подгазовки. Только постоянно озирайтесь по сторонам прежде чем хоть как-то маневрировать и будьте готовы выжать тормоз, если куда-то покатитесь не по своей воле.
На север до WSB можно ездить без опаски (но соблюдать осторожность), там нет никаких резких подъемов и спусков, есть пара мостиков и "эффектов лежачего полицейского" на асфальте. Комфортная скорость - 40-45 км/ч, быстрее - начинает свистеть в ушах, да и нет нужды так спешить на маленьком острове. Помните, что в "городской" зоне рекомендуемая знаками скорость - не больше 30 км/ч (хотя не уверен, может имелись ввиду мили/ч). Во время движения постоянно стреляйте глазами во все транспортные средства в пределах видимости и ожидайте подставы от каждого - так вы сократите время реакции в случае пересечения ваших траекторий. Не нужно никого обгонять, если на то нет острой нужды, особенно если впереди поворот. Обгоняйте только если встречная свободна и видна далекоооо вперёд, предварительно посмотрев в правое зеркало - не обгоняет ли вас уже кто-то. Не забудьте просигнализировать поворотником, даже если особо некому (возможно, вам это только кажется). И ещё раз подумайте дважды - куда вы спешите?
От Каи Бае на юг начинаются нюансы. Есть много спусков и подъемов. Когда едете под горку, не тормозите одним передним тормозом, не тормозите двумя тормозами сразу. Плавно выжмите задний тормоз, потом начинайте добавлять передний, затем выжимайте их поочередно, чтобы не перегреть их. В горку лучше чуть-чуть разогнаться заранее. Если горка идёт вверх в повороте, нужно очень внимательно контролировать встречку - помните, что встречка несется под горку и не хочет вылететь с дороги, поэтому может чуть-чуть вылезать на вашу законную полосу. При этом старайтесь не прижиматься к обочине, соблюдайте разумный интервал, чтобы оставалось место для манёвра.
Особенно известна "петля" между Каи Бае и Лонли Бич, она была тут на видео на 4:30 -
http://youtu.be/CJpreMhdfUg?t=4m30s . Когда проезжаете шпильку на юг и летите с горы, рассчитывайте скорость так, чтобы на самом деле остановиться у черты у которой написано STOP (убедитесь по зеркалам, что никто не прилетит в вас сзади). Поставьте ноги, посмотрите в овальное зеркало у дороги, посмотрите направо, пропустите весь транспорт, едущий навстречу, затем аккуратно скатитесь, подтормаживая обеими тормозами. Когда будете возвращаться по этой же петле, обязательно смотрите в овальное зеркало, вдруг кто летит сверху.
Лучше освойтесь с базовым управлением байком от Каи Бае до Вайт Сенд Бич, и только потом суйтесь южнее к Лонли бич и далее.
Не лезте на байк выпив, даже немного. Выпивший турист, попавший в аварию, будет виноват в ней в 100% случаев. Не испытывайте судьбу.
Не имел опыта вождения байка в дождь - но если пошел бы дождь, я бы точно попытался его переждать, а после на минимальной скорости проследовал бы к месту стоянки и ждал бы пока всё подсохнет.
Пока мы катались, видели одну глупую аварию с европейцами на байках. На прямой на малой скорости двое выехали на разворот, не пропустив встречку, а оттуда двое на байке врезались в них, не успев притормозить. Все отделались оторванными зеркалами и царапинами на ногах.
Подытоживая:
Будьте осторожны!
Не гоняйте!!
Не катайтесь пьяными!!
Обращайте внимания на все транспортные средства вокруг.
И не бойтесь - оно того стоит!