Вначале вводная часть об Аландах. Аланды - это особая, автономная часть Финляндии. Язык здесь преимущественно шведский. Главный и единственный город Мариехамн (назван в честь императрицы Марии Александровны). Благодаря особенностям ветров и морских течений на Аландах больше теплых и солнечных дней нежели, чем в континентальной Финляндии. Аланды славятся своими яблоками, чипсами и прекрасным пивом Stallhagen. А так же рыбалкой и велотуризмом.
Теперь непосредственно о поездке на Аланды. Есть три основных возможности попасть на Аланды это: на самолете (авиакомпания AirAland http://www.airaland.ax/), на крупных паромах типа VikingLine, SiljaLine, Tallink (маленький совет, если будете бронировать на Викинге, бронируйте через Аландскую версию сайта, будете приятно удивлены) и при помощи местного паромного сообщения. Кратко о первых двух вариантах. Самолет из/в Мариехамна летает только в Хельсинки и Стокгольм. Посему этот путь не самый удобный и дешевый. Паромом можно добраться как из Питера (на ПитерЛайн) так и из Хельсикнки, Турку, Таллинна, Стокгольма и некоторых других городов. Меньше всего по времени ехать паромом из Стокгольма и Турку. Но подробно останавливаться на этих вариантах перемещения не буду, так как тут достаточно всё прозаично. А вот на путешествии на местных паромах остановлюсь подробнее.
Перемещение на местных паромах дело довольно интересное, но хлопотное и требует определенной подготовки, т.к. паромы ходят по расписанию и, если вы опаздываете на последний паром, то не просто рискуете, а реально остаётесь на каком-нибудь малюсеньком острове, где, что либо, найти достаточно сложно.
И так обо всём по порядку. На Аландах существуют два основных паромных пути. Первый, северный, состоит из нескольких маленьких бесплатных паромов и двух больших платных. Первый платный Osnäs(Vuosnainen)-Åvo (Brändö). Второй: Torsholma-Hummelvik c несколькими остановками). Второй южный Galtby in Korpo-Långnäs (полностью маршрут выглядит так: Galtby in Korpo-Kökar-Sottunga-Föglö-Långnäs). Так же есть внутренние (The cross line: Snäckö-Sottunga-Överö-Långnäs. The Föglö line: Svinö-Degerby).
Более подробно расскажу о северном пути, так им пользовался во время своего путешествия в Аландию.
- Загружается GPS трек...
- track_447894
Итак. Выезд был на назначен чётко на 4 часа утра. Договорились, что бы друг приехал ко мне в 3 часа, что бы мы могли железобетонно стартовать в 4 утра, а то и по-раньше. Стартовали в железобетонные полпятого. Быстро прошли русскую границу, а затем, к нашему не малому удивления, и финскую. Спешу разочаровать, в дьютик безусловно заезжали и затоварились как надо! Лил сильный дождь, что не мешало нам чувствовать некоторую приподнятость настроения в ожидании приключений. Немного потолкавшись в пробках вокруг Хельсинки (представляете, и такое бывает!), выехали на прекрасную трассу до Турку. Идеальное покрытие, скоростной режим 120, чудо, а не дорога! Часам к 10 прибыли в окрестности Турку, очень захотелось что-нибудь пожевать, но как известно ресторации и кафе начинают оживать в районе 11-12 часов, поэтому довольствовались йогуртом из магазина. Дальше наш путь лежал немного севернее Турку, а точнее в местечко под названием Kustavi на острове Gustavs, откуда бесплатным паромом мы должны были переправиться на другой остров. При загрузке на паром я поставил машину у правого борта, какого же было моё удивление, когда правее меня стали щемиться финны на машинах прямо впритирку к борту парома. Оказалось, что они уравновешивали таким образом фуру с прицепом стоявшую на левом борту! Паром отправился точно по расписанию, время в пути минут 7-9. Выгрузились и помчались на другой конец острова в местечко Osnäs откуда наш ждал уже большой паром за 13 евро. Так как до отхода было больше полутора часов, было принято волевое решение покушать! Недалеко от переправы оказалось прекрасное местечко под названием Kustavin Kalatuvat, по правую руку при движении в сторону Мариехамна.
На улице льёт ливень, а внутри ресторана тепло и сухо. Запахи кухни просто будоражили голодное воображение. Но взглянув на стену ,где были представлены шедевры скандинавской кухни, мы поняли, что кроме картинок и волшебного слова Olut не было понятно ровным счётом ничего. Но тут появился он. Официант, он же бармен, он же кассир… Огромный, бородатый практически 2-х метровый викинг! Не хватало только секиры в правой руке. Он быстро сооринтировался и на чистейшем английском предложил шведский стол. Это был праздник вкуса! Настоящий скандинавский обед! Какая селёдочка с брусникой! А томлёная курочка выше всяческих похвал! Плюс с холодненьким пивом (помним, что в Финляндии допустимая норма промилле 0,5; поэтому за обедом можно пропустить бутылочку), просто сказка! И даже в этой оторванной от земли части цивилизации имеется терминал и можно расплатиться карточкой.
Покушав и немного взбодрившись мы отправились на причал. Вдалеке уже показался наш паром. Мчался он на приличной скорости и вскоре был уже у берега. Распугав лебедей он наконец причалил и мы смогли спокойно загрузиться.
Оплата происходит при въезде на паром, так что ломиться в будку на берегу не надо. Стоимость парома Osnäs(Vuosnainen)-Åvo (Brändö) 13 евро и можно оплатить так же картой через мобильный терминал, который висит на шее у работника парома. После погрузки на паром мы поднялись наверх в кают-компанию, где было организовано кафе. Путешествие на этом пароме занимает минут 30-40 и проходит по красивейшим местам Ботнического залива среди скал и островов. В общем посидели в кафе, повтыкали на виды, дождь кстати стал утихомириваться и дал возможность сделать несколько кадров.
Выгрузка прошла быстро и чётко. Наш доблестный навигатор Nokia отправил нас дальше, на следующий паром. По пути практически все встреченные нами люди пешком или на велосипедах в количестве 2 человек махали нам руками и улыбались. Я конечно был уверен, махали именно мне, моей неотразимости, но поразмыслив думаю, что не так часто там проезжают мимо них машины с тарабарскими русскими номерами. Дорога между паромами лежит по островам с живописными пейзажами. Асфальт прекрасного качества и изумительно красного цвета, из-за гранитной крошки которая добавляется при изготовлении.
Остановились на автобусной!!! остановке (вот где бы у нас в Рыбинском водохранилище автобусы по островам ходили), сделали несколько кадров и рванули дальше.
Паром нас уже ожидал. Но погрузка не происходила, поэтому я отправил своего друга на разведку выяснить наш ли это паром и когда он отправляется, названия пристани куда нам надо приехать вылетело у меня из головы и назвал первое что увидел Lappo. Выяснилось, что да, это наш паром и жём загрузки. Я во время ожидания я решил прогуляться по пристани и наткунулся носом на информационный стенд, где черным по-шведскому было написано, что наш конечный пункт это Hummelvik, а Lappo одна из промежуточных остановок.
Началась погрузка. Естественно название конечного пункта осталось на стенде, а мы были уже в машине. На наше нечленораздельное «Хумм» работник заулыбался и сказал «Hummelvik», мы активно закивали и стали заежать на паром. Но путь нам преградил страшный дядя с мобильным терминалом, вновь спросил куда мы едем, но память уже подсказала «Hummelvik», и тут он потребовал чек за предыдущий паром, я немного растерялся, но так как я обладаю немного "Плюшковостью", то есть ничего не выбрасываю пока не решу, что 10 лет нормальный срок ненужности вещи, нашел этот документ. Оказывается, если я не предоставляю этот чек, то с меня берут не только 50 евро за эту переправу, а еще 13 евро за предыдущую!!! Так что будьте внимательны! Оплатив поездку и поставив авто на стоянку отправились, правильно в кают-компанию! Так как путь на этом пароме занимает где то 3 часа, пошел и купил себе пива. Причём продавшица, когда я указал на бутылку Koff засмущалась и сказала, что это специальное пиво, на мой вопрос “Strong?” она ответила “Light!”; отлично, сказал я, это мне и нужно, я же за рулём! Пиво крепостью 2,4 градуса весьма не дурственно. А погода всё улучшалась. На горизонте стали пробиваться лучики солнца, окрашивая суровую действительность в теплые и яркие краски. Гранитные глыбы среди волн стали напоминать резвящихся китов. И как то стало спокойно и умиротворенно. Здорово что мы оказались на Аландах! Путь парома лежит через архипелаг. Виды просто упомрачительные!
По пути до точки назначения паром делает несколько остановок. Упомянутая мною Lappo первая. Минут за 5 до швартовки, к нам подошел финн у которого мы спрашивали по поводу парома и которого, по не знанию и забывчивости, ввели в заблуждение нашим местом десантирования. Он подошел предупредиить нас, что это наша остановка, было очень приятно. Мы объяснили, что сами дураки и ошиблись.
Дальнейшая поездка ни чем примечательным не сопровождалась. Мы спали, пили немножко пива и любовались красотами. Остоновок было 3: Lappo, Kumlinge, Vårdö и конечный пункт Hummelvik, где нас у же встречали.
Выгрузившись, мы гордой кавалькадой из двух машин проследовали вглубь Аландии, по пути преодолев еще одну водную преграду на бесплатном паромчике.
На Аландах мы провели 2 незабываемых дня. Было не так много событий, но всё очень душевно и задорно!
На обратном пути домой воспользовались услугами компании VikingLine.
В сухом остатке. На местных паромах путешествовать можно и нужно. Гораздо тише и спокойнее чем на Викинге, но дороже. Зато есть возможность познакомится ближе с Аландсим архипелагом и его обитателями.
На последок пара нужных ссылок.
http://www.visitaland.com/ru сайт Аландских островов
http://www.alandstrafiken.ax/ сайт местных паромов. Здесь же можно забронировать себе место. Особенно рекомендуется это делать в сезон, так как вы можете приехать, а мест на пароме может и не оказаться.