Длительность 7 дней, общий пробег 1315 км (188 км в день). Брали Toyota Camry в Budget через сайт Airport Rentals (особенность – безлимитный пробег по приемлемым ценам). Если бы сейчас планировали маршрут, взяли бы 4WD, даже самый простой – это позволяет сильно разнообразить стандартный «северный маршрут» по Оману. Так, например, я бы вообще выкинул Сухар из маршрута, а вместо него пересек горы из Эль Хамры через Bald Sayt в Rustaq, кроме того, у меня была бы возможность подъехать на одну из обзорных площадок Гранд Каньона (он же Wadi ghul) вот по этому адресу: 6622+8J Jabal Shams, Оман. Ну и не было бы такой унизительной зависимости от трансферов до кемпингов в Wahiba sands. А если смотреть более глобально, то также было бы интересно проехать по маршруту вдоль побережья от Al Ashkharah до Ras Madrakah с возможным заездом на остров Masirah по пути, а дальше – либо до Салалы с заездом в Розовую лагуну (JM9H+XQ مدينة الحكل، Оман) или через Haima повернуть назад на север. Из менее экстремальных вещей я бы добавил трек по Wadi Shab (R6QW+H4 Tiwi, Оман, час туда и обратно, но с хорошей обувью и без маленьких детей; в 16:00 запускается последняя партия туристов, 2 риала).
Местную симку купили в Omantel по прилёту в аэропорту (10 риал, 6 Гб включенного трафика вполне хватает на неделю использования Гугл Мапс).
Цены: покупки и проживание
Оман – дорогая страна (1 риал = 2,3 евро). Вход в местные достопримечательности (например, форт в Низве или подземная пещера Эль Хута) стоит 5-8 риал на человека. На фоне этого бензин реально очень дешевый (где-то 0,200-0,250 риал за литр). Много торговых центров и гипермаркетов: в больших городах есть Carrefour, как правило, расположенный в большом торговом центре, также есть множество местных гипермаркетов LuLu по всей стране. Европейских едален практически нет, в больших городах есть пиццерии, McDonald’s, Pizza Hut и KFC, а так – только турецкая или индийская кухня в лучшем случае. Ещё одно важное замечание насчёт алкоголя: в Омане его невозможно купить (кроме баров больших гостиниц), квота на ввоз составляет 2 литра на человека, но в аэропорту после получения багажа есть ещё один небольшой дьюти фри, и вот там (как гласит висящая там табличка) можно купить до 4 л алкоголя на человека, правда непонятно – это уже с ввезённым алкоголем или дополнительно к нему. Цены в дьюти вполне божеские, особенно для Омана. Всю ручную кладь на выходе, кстати, сканируют.
Комната на двоих в отеле 3-4* стоит 40-50 риалов, завтрак – дополнительно 10 риал, дополнительная кровать – ещё 10-15 риал. Вообще, за пределами Маската выбор отелей не очень большой, однако при этом каких-то экстремальных вариантов мы тоже не встречали – даже в 1* в Суре всё было достаточно прилично и чисто.
В части конкретных вариантов проживания:
• В Суре выбрали Leading Wings Beach Apartments – уже упомянутая выше 1*, огромный семейный номер с двумя спальнями, кухней и видом на море – всего за 38 риал.
• В песках Wahiba выбрали Sand Delight Camp (FPJG+9C Al Wasil, Оман). Он самый близкий к посёлку, что нам в какой-то мере и помогло – заезд нам подтвердили, а вот про трансфер сказать забыли, поэтому какую-то часть пути от стоянки на асфальтовой дороге (она находится вот здесь FPXJ+6W Al Wasil, Оман) до лагеря прошли пешком, потом нас подобрал и довёз местный житель на джипе. Это, кстати, один из плюсов лагеря – он находится практически на въезде в пески, поэтому движение здесь довольно активное. Это же и самый большой минус – ночью посёлок Al Wasil даёт большой световой след, поэтому за звёздами ночью наблюдать сложновато, кроме того, постоянный шум от трафика по дороге рядом. Верблюд – 10 риал за 15 минут, часовые покатушки на джипе по дюнам – 30 риал, я так понимаю, всё довольно стандартно. На букинге есть огромное количество вариантов, они различаются степенью роскошности и удалённостью от дороги. Искать надо по ближайшим населённым пунктам – вышеупомянутый Al Wasil, а также более крупный Al Mintarib. Практически все кемпы хорошо обозначены на Гугл Мапс, он к ним даже маршруты может построить.
• В Низве чуть ли не единственный «туристский» вариант – это Golden Tulip. Почти все номера расположены на первом этаже вокруг патио с бассейном, пышный декор, прохладный сервис, расположение – посередине ничего (это очень хорошо можно увидеть на спутниковых Гугл Мапс). Для одного дня – приемлемо, дольше я бы там не оставался.
• В Сухаре мы остановились в Crowne Plaza – далеко от моря, но прекрасное обслуживание 5*, бассейн и почти полное отсутствие людей. По стоимости – те же 45-50 риал с завтраком, что и везде.
• По пути из Сухара в аэропорт остановились в Millennium Resort Mussanah: неожиданный для меня в Омане пакетник, нацеленный на французов, сервис и чистота на троечку, хотя есть много развлекалова для детей (которых, кстати, там не очень много).
Дороги и вождение
Помимо уже многократно описанных идеальных скоростных шоссе, есть несколько особенностей:
• Камеры контроля скорости: как уже где-то писалась, это – часть дорожной инфраструктуры, т.е. дороги изначально строятся с камерами на каждый километр.
• Лежачие полицейские: нам мой взгляд, самая большая опасность на дорогах Омана. Они большие (причём каждый раз разной величины), проезжать их нужно медленно и осторожно, зачастую предупреждающие знаки отсутствуют, а сама жёлтая разметка стёрта или плохо видна.
• Стиль вождения местных: предельно аккуратный и вежливый. Я вот прямо даже в Европе такого не видел, а для арабской страны это, конечно, на грани фантастики. Чтобы два раза не возвращаться, в целом отмечу, что местные жители – очень приветливые, вежливые и дружелюбные, не встретил ни одного исключения за время поездки.
• Навигация: развязки в Маскате непростые, но Гугл Мапс вполне хватает. MapsMe, как обычно, советую для уточнения парковок/магазинов/достопримечательностей на месте, для навигации на трассах они так себе.
• Полиция: один раз остановила (сам виноват – обгонял через сплошную), вели себя очень дружелюбно и вежливо, предупредили и отпустили.
• При проездах через горы качество дороги лучше уточнять у местных, в Гугл Мапс, к сожалению, нет опции «2WD». Иногда это внезапно относится не только к очевидному горному серпантину, но и ко вполне приличным национальным дорогам. Так, по пути из Бахла в Сухар в горах дорогу №8 несколько раз пересекали оживленные ручьи, и это было ещё в сухой сезон.
Города и места:
• Маскат: город расположен на большой площади, без какого-то явного центра (нечто вроде Бангкока). Мы жили в районе Al Gubrah, где много торговых центров. В районе Shati al Qurum расположен один из городских пляжей, в районе Mutrah – знаменитый рынок и променад (который в Омане называется corniche), официальный главный королевский дворец – Al Alam – расположен в районе Riyam. В общем, город большой, без машины там точно перемещаться нельзя, поэтому где поселиться – вопрос философский (на всякий случай – букинг считает «центром» район Королевского дворца, в котором, как я понимаю, вообще нет гостиниц).
• Сур: относительно старая часть расположена на небольшом полуострове, но жить в гостинице лучше за его пределами. Из достопримечательностей – городской пляж и корниш, фабрика традиционных лодок «доу» (функционирующая, вход – 2 риала), подвесной мост в местечко Al Ayjah и сторожевые башни там же. Есть так же Fatah al khair (корабль-памятник) на побережье с обратной стороны полуострова.
• Ибра: Гугл по умолчанию ставит отметку на окраине города, настоящий центр находится где-то здесь PG6M+99 Ибра, Оман.
• Низва: очень приятный старый город (наверное, единственный из увиденных городов в Омане, где есть по-настоящему «старый город» с узкими улочками) с почти полным отсутствием людей. Немногие туристы идут напрямую в форт Низвы (8 риал – взрослый билет, 5 риал – детский). Большой торговый центр находится при въезде в город (VGGQ+M2 Низва, Оман), Golden Tulip – минутах в 20 езды от центра (WJG9+49 الواسط، Оман).
• Бахла: единственная крупная достопримечательность – форт Бахла (X872+P2 Бахла, Оман) снаружи очень впечатляет, но внутри ничем особенным не отличается. Вообще, на мой взгляд, многочисленные форты Омана – это очень сильно переоценённая достопримечательность (а зачастую ещё и полный новодел).
• Эль-Хамра: очень приятый и зелёный посёлок перед въездом в горы, настоящий оазис, ближайший крупный населённый пункт перед въездом в Гранд Каньон. Тем не менее, туристическая инфраструктура почти полностью отсутствует.
• Гранд Каньон, он же Wadi ghul (55FX+J6 Jabal Shams, Оман): въезд в нижнюю часть находится около местечка Al Hajir, но на 2WD далеко не уедешь, впрочем, и на небольшом 4WD вглубь тоже далеко не пробраться – по пути видел Land Cruiser, который с трудом пробирался через камни и большие лужи.
• Сухар или Сохар: большой промышленный город. Центр мы нашли по местоположению форта, там же рядом находятся корниш и рынок, в целом всё это не очень стоит большого крюка в маршруте по стране.