Долго думала написать свои впечатления о поезде «Москва-Париж» ( «Париж –Москва»). В свое время, когда я хотела побольше узнать об этом поезде , в интернете я наталкивалась в основном лишь на краткие официальные либо рекламные описания поезда, его маршрута и цены на билеты, отзывов обычных пассажиров было очень мало да и то они были минимум годовалой давности. По этому я и решила написать свой отзыв для тех, кто заинтересуется этим поездом и этим маршрутом.
Начну с того что я путешествовала на этом поезде в обе стороны в вагоне 2го класса. Этим классом обычно путешествуют большинство пассажиров (достаточно экономно). Билет я покупала из Минска(Беларусь) до Маннхейма(Германия). В одну сторону он мне обошелся в 239 евро, а в обратную 215 евро. Это оказалось достаточно экономно, так как моя поездка пришлась на рождественские праздники и авиа билеты мне обошлись бы в два или в три раза дороже. Садилась в поезд я в Минске, при посадке у меня проверили документы и билет и помогли затянуть мой неподъемный чемодан в купе. Вагон был практически полный, хотя я читала в предыдущих немногочисленных комментариях что вагоны обычно курсируют полупустые. Основная масса людей ехала из Москвы, затем подсаживались люди в Минске и Бресте. На обратном пути из Парижа ехало очень мало людей, вагон постепенно заполнялся людьми в Германии (основная масса села в Берлине). Ехали в основном пожилые люди и семьи с детьми, молодежи очень мало. Купе оказалось очень тесное, практически невозможно комфортно разместиться трем взрослым людям да еще и с чемоданами.
В купе( 2 класс), 3 спальных места, столик, умывальник и откидной стульчик. Если разложить все 3 спальных полки, то на них можно только лежать или сидеть буквой «зю». Если кому-то захотелось посидеть, то придется это делать либо на откидном стульчике, либо постоять в коридоре вагона (что и делают большинство людей), т. к. не очень-то комфортно находится с незнакомыми людьми в 2ух квадратных метрах. Откидной стульчик является спасением если конечно он не заставлен чемоданами. Умывальником попользоваться не довелось, так как он находится под столиком, и чтобы его открыть, нужно убирать все со стола и поднимать крышку стола. Благо в вагоне имеются два достаточно просторных био - туалета с умывальниками и теплой водой, так что умыться и почистить зубы было где. Туалеты достаточно неплохие и чистые (по сравнению с нашими белорусскими поездами), всегда имеется туалетная бумага и бумажные полотенца. Туалетами можно пользоваться все время несмотря на остановки и стоянки поезда, за исключением прохождения таможни и смены колес. В это время лучше воздержаться от приема пищи и питья воды, так как прохождение таможни и смена колес в общей сложности занимает где-то 2,5 часа, придется потерпеть.
Отдельно о стоянках поезда и прохождении таможни. Об остановках поезда можно узнать на официальном сайте
http://www.moscow-paris.ru, но время стоянок лучше уточнять у проводников, потому что официальное время стоянок не соответствует реальному, единственные станции где поезд стоял положенное ему время от 15 до 30ти минут это Минск, Брест, Берлин (остальные станции 2-4 минуты. На обратном пути и на этих станциях поезд стоял очень мало, так как опаздывал аж на 8 часов!!!!!! По этому планируя поездку учтите эти моменты заранее!!!!!!!!!!!! Когда мы приехали в Брест белорусские пограничники собрали у нас паспорта и наш состав отправили на смену колес. Зрелище достаточно интересное! Вагоны отцепляют друг от друга, затем бесшумно поднимают (на самом деле вы даже ничего не почувствуете) и меняют колеса. В это же время меняют локомотив и вагон ресторан. Об этом чуть позже. После смены колес состав снова подвозят к вокзалу и раздают паспорта. Отметки в паспорте на данном этапе ставят только гражданам России, в белорусские паспорта отметки не ставятся. Вся эта процедура проверки паспортов и смены колес занимает в среднем 2 часа! И естественно выходить из вагонов категорически нельзя!!!! На обратном пути у нас еще и проверяли чемоданы. Ах да, в это время под поездом курсируют находчивые тетеньки и бабушки и предлагают пиво, курицу, драники, ряженку, блинчики и еще массу съестного. Это для тех кто по какой-то причине не взял с собой покушать или понадеялся на вагон ресторан. Брать что-то у назойливых бабушек я не рискнула. После в вагон пускают пассажиров из Бреста, а нам страдальцам разрешают на пару минут выйти на свежий воздух и размять ноги. Затем поезд отправляется на польскую таможню. Уже на территории Польши в вагон заходят польские пограничники и таможенники. Паспорта не собираются, вся процедура происходит на месте. Чемоданы проверяются выборочно, в основном спрашивают куда едете, везете ли водку, сигареты, мясо и молочные продукты. Естественно все хором отвечают «неееет!». Проверяется паспорт и если все хорошо, то ставится штамп (на этот раз всем и гражданам России и гражданам Беларуси). Вся процедура занимает минут 30- 40. И опять же покидать вагон нельзя! Но есть один плюс для белорусов – сеть МТС Беларусь все еще действует, правда слабенько, но действует, не смотря на то что вы находитесь на территории Польши. После проверки паспортов поезд отправляется дальше, а вы можете спокойно укладываться спать или кушать. У проводников можно купить чай или кофе, за чашку чая я отдавала приблизительно 30 евроцентов. Так же можно сходить в вагон- ресторан.
В Бресте к составу цепляют польский вагон-ресторан (до Бреста едет белорусский). В белорусском мне не удалось побывать, зато довелось посетить польский…...когда я ехала в Германию по вагонам ходила достаточно вежливая девушка и собирала заказы, так что в сам вагон-ресторан идти не пришлось, а вот на обратном пути (как я уже говорила наш поезд задержали на 8 часов) нам польский вагон ресторан «любезно» предоставил возможность бесплатно выпить сок, чай или кофе, учитывая при этом что многие ехали с детьми и не рассчитывали на 8 часовую задержку и естественно все запасы были ужен давно скушаны. Вот и мы с моими соседями по купе решили покушать в вагоне ресторане…..цены «золотые» …..до этого я в интернете долго искала меню вагонов ресторанов и цены, но так и не нашла……. Пройдемся немного по меню……чашка кофе(чая) 3-4 евро, 4 кусочка ветчины 2 евро, 4 кусочка сыра 2 евро, половинка помидорки порезанная ломтиками 1 евро, хлеб с маслом 1 евро, 50 грамм оливок 2 евро(это из того что кушала я). Вот то что я помню из меню : яичница с овощами 10-12 евро, греческий салат 200грамм 10-12 евро, бутылка вина 20 евро, на остальное мне смотреть перехотелось…….. в общем мой завтрак обошелся мне в 7 евро. Официант был очень недовольный. Потому что из-за опоздания поезда у него было много работы….да еще и мы….. Получилось так что, как только мы пришли, мы сразу же попросили кофе……а после завтрака, когда я пошла рассчитываться, мне насчитали аж 19 евро с учетом кофе! После того как я сказала что кофе нам должен быть бесплатным официант начал ругаться почему мы не сказали об этом ему с самого начала как только пришли……вывод: нам сделали хороший кофе, а бесплатно раздавали самый дешевый кофе…..вот он и был недоволен. Так что мой совет – берите покушать с собой!!!!
Основную часть пути поезд проделывает ночью так что тем , кто в поездах спит нормально, возможно удастся выспаться, потому что поезд в пути практически не качает и не болтает как это происходит в наших поездах. Основная масса людей выходит в Германии ( Берлин, Ганновер) после Ганновера поезд идет практически пустым. На обратном пути практически то же самое. Об этом я писала выше.
Особо хочется отметить проводников этого поезда! Пусть сам поезд не ахти какой, но зато люди там работают золотые!!!! В любой ситуации приветливые, всегда выслушают, помогут, ответят на все вопросы, даже попытаются поднять настроение!!! Это особенно чувствовалось на обратном пути, когда поезд опаздывал и все люди были нервные и недовольные! Так что только проводники сгладили негативное впечатление об обратной поездке! За что им огромное спасибо!!!!!! ( я конечно не ручаюсь за всех, но мне попались именно такие).
На этом наверно и все, я вкратце попыталась рассказать об этом поезде, надеюсь моя информация кому-нибудь поможет))) Приятных путешествий!