Сюжеты фресок можно разделить на сцены из Джатаки (повести о предыдущих жизнях Будды, прожитых им в ходе долгого пути к Пробуждению) и зарисовки о жизни тайской деревни.
В то время как фрески в Бангкоке выражают чувства персонажа через движения тела, фрески Nan делают это с помощью прорисовки мимики. Фрески в Wat Phumin были сделаны в намного больших размерах и окрашены в более яркие цвета и тона. Последнее напомнило мне творчество Китагава Утамаро (喜多川歌麿, 1753 - 1806), конечно говорить, о взаимном влиянии не приходится, но общего, на мой взгляд, много. Улавливается и схожесть с росписью Ват Пхра Сингх в Chiang Mai, хотя и в этом случае, трудно заподозрить прямое влияние, по всей видимости, это был, как принято сейчас говорить, общий "трэнд". Фрески отличаются стильностью и ясностью, авторы уделяют большое внимание детальной прорисовке платья, моде, татуировкам, образу жизни и социальным развлечениям времени. Например, герои одной из сценок курят скрученные вручную сигары с обрезанными концами, а другая показывает, как одного купальщика поймали на крючок за губу.
Эх, ка бы стульчик, как в наших музеях - просидел бы целый день, внимательно разглядывая стены. Вот, например одна из наиболее растиражированных фресок:
Наверно, каждый, проведший около нее чуть больше времени, чем среднестатистический турист, сможет понять, о чем шепчет красавчег.
Копии этих фресок и работы "под них" можно во множестве встретить по всему Таиланду. Вот, например, фреска из храма Wat Nong Bu, в том же Nan.
Через пару часов пребывания на уютных улочках города, "о, ужас", вы обязательно поймаете себя на мысли, что вы здесь единственный farang… "единственный!!!". Туристов нет…, нет…, хоть ты тресни, и это несмотря на всю красоту, которую здесь можно увидеть. Хотя сам я пробыл в Nan всего два дня, готов побиться об заклад, и за неделю в городе не встретишь более одного-двух приезжих. С другой стороны, это придает городу свое очарование, здесь никто и ничто не мешает наслаждаться покоем среди гор и божественной красоты старинной архитектуры. Местные жители, встречающие туристов крайне редко, как мне показалось, даже более приветливы чем в других частях страны.
Wat Ming Muang วัดมิ่งเมือง - Следующим, не самым древним, но, пожалуй, самым ярким храмом провинции Nan, я назвал бы, Wat Ming Muang, почти целиком состоящий из белоснежной лепнины, проработанной до самых мельчайших деталей. Первое что приходит на ум при беглом взгляде на него - более раскрученный для туристов Wat Rong Khun в Chiang Rai или более известный, как White Temple. Но эта схожесть весьма обманчива. Во-первых, Wat Rong Khun - скорее арт-проект, выражающий понимание мира его автором, в то время как - Wat Ming Muang вполне себе действующий буддийский храм, испытавший сильное лаосское влияние. Во-вторых, в сравнении с Wat Ming Muang, Wat Rong Khun - это украинская белая мазанка (надеюсь, что все понимают, что это говорится условно). В то время как Wat Ming Muang - это вологодское кружево в архитектуре, тонкое и гармоничное в каждом своем изгибе. Храм расположен буквально в 100 метрах от Wat Phumin на той же стороне Suriyaphong road.