Погода: в основном, очень комфортная для велопутешествия. Море теплое.
Визы и страховка:
В Литовское посольство был подан план похода, выписки с банковских счетов и страховки. Никаких предварительных бронирований не делали. У Станислава поинтересовались, как поедет ребёнок, узнав, что в велокресле — других вопросов не имели. Виза стоила 35 евро со взрослого, дети — бесплатно. Все дети имели собственные паспорта. Котовы делали страховку в Максе, Фишкисы — в РОСНО (20 евро с человека, «все другие опасные виды занятий», т.к. велопоход — это вам не просто отдых. Интересно, что на английском тип страховки именуется all other kinds of dangerous occupations (excluding deep sea fishing)).
Удивительно, но ни на одной из границ не спросили свидетельства о рождении детей — только паспорта.
Транспорт:
Билеты в Калининград нельзя купить через интернет — приходится ехать на вокзал два раза (второй — получать подтверждение). При транзитном пересечении Литвы используется упрощенная схема — визы выдаются прям в поезд (для их получения как раз требуется справка, что Литовская сторона дала согласие на проезд) Велосипеды везли запакованными в пищевую пленку. Были некоторые проблемы с соседями на пути в Калининград (у нас не было «своего» купе в плацкарте), но когда пришёл начальник поезда (я сам предложил недовольным его вызвать, потратив до этого некоторое время на переговоры), то он только посмотрел на аккуратную упаковку и инцидент был исчерпан. Латвийские электрички имеют по два веломеста в первом и последнем вагоне, но их может не хватить, а в стандартном вагоне велосипед практически нельзя приткнуть. В эстонских электричках веловагонов больше и там сразу предусмотрены «правильные» крепления, для вертикальной перевозки велосипедов. Электрички в Эстонии немного дороже российских, а Латвийские - заметно дешевле, зато в Риге безумно дорогой общественный транспорт (если покупать разовый билет у водителя).
Состояние дорог: в Литве и Эстонии асфальт заметно лучше (и асфальтовых дорог больше), чем в Латвии. Грейдера отвратительны везде, велодорожки (когда они есть) — везде замечательны.
Веломагазины/мастерские: заходили/видели в Лиепае, Вентспилсе и Риге.
Снаряжение:
Кроме Марка и Тимура все ехали на «взрослых» велосипедах MTB (26'').
Поскольку планировалось ехать преимущественно по малонагруженным асфальтовым дорогам был куплен и протестирован трейлер для Марка — это позволило решить проблему с размещением багажа.
Палатка Bercut Штурм 5 Pro (одна на всех), тонкие коврики, лёгкие спальники. Кастрюли под горелку. Две горелки (Primus шланговый 3кВт и компактный MSR Pocket Rocket). Газ планировали докупать, поэтому изначально взяли 1 большой (470) и два маленьких (230) баллона. Этого оказалось мало, т.к. до Риги нигде не удалось купить резьбовых баллонов! Изредка попадался camping gas или протыкающиеся баллоны (годятся, если брать спец. переходник)
Питание:
Брали с собой небольшое кол-во сублиматов. Постоянно закупались в магазинах по пути следования. Это, конечно, заметно удорожает питание, зато сокращает объем и вес рюкзаков. Пару раз ели в кафе (в крупных городах).
Проживание (ссылки на хостелы и кемпинги в таблице «Пройденный маршрут»):
Ночевали, в основном, в кемпингах или оборудованных для стоняки местах. В городах — в хостелах (бронировали по пути следования)
Связь: Роумингом лучше не пользоваться, т.к. везде можно купить гостевые карточки (даже паспорт не нужен) по очень приемлемым тарифам.
Картография и информация по маршруту:
Покупали карты по ходу следования. 4-х километровки Литвы и Латвии, 2.5 километровку Южной Эстонии. Также брали бесплатные карты и информационные материалы в tourist information (в частности, карта велотрассы Lat-Est), ну и стенды на местности. Брали GPS c ингитовкими карты Евразии (примерно 2-х километровка), но практически не пользовались на маршруте.
Деньги: Во всех странах своя валюта. С 2011 года Эстония переходит на евро. В основном, старались расплачиваться карточками. За исключение нескольких музеев, гостевых домов и магазинов в глуши — это удавалось. Брали немного наличных евро и рублей, но обменные пункты только в крупных городах, и работают не круглые сутки, а вот банкоматы стоят много где - иногда в них снимали наличные с дебетовых карт.
Общие затраты нашей семьи (80000 руб)
Визы - 70 евро , фотографии - 1000р., страховка - 3900р, связь — 1100р, карты — 700р. (9500)
Билеты: Москва — Калининград 7200р., Псков- Москва 3400р., Калининград — Зеленоградск 300 р., Рига — Сигулда 600 р., Тарту — Таллинн — Тарту 1700 р., Трамвай в Риге до зоопарка и обратно 800 р. (14000)
Проживание: хостелы — 10000 р., остальные ночевки - 7500 (17500)
Средняя стоимость проживания семьи в хостеле за ночь 50 евро, в кемпинге/гостевом доме 600 р.
Питание (примерно 26000) Средняя стоимость еды в день 1000р.
Музеи, кафе, сувениры - 13000 р.
При подготовке к походу использовалась информация:
velopiter.spb.ru/forum/ (ВелоПитер) , novel.lt (форум литовских велосипедистов), (Калиниградские велосипедисты), park-kosa.ru (нац. Парка «Куршская коса»), различные сайты с кемпингами (например, europe-camping-guide.com), сайты ж/д (ldz.lv — Латвия и edel.ee — Эстония), и общеинформационные сайты по туризму в Литве, Латвии и Эстонии
17.07.10 Москва-Калиниград Поезд.
18.07.10 Калиниград -Зеленгорадск — Лесное
P515, 15 км. Электричка в Зеленоградск, «Королевский Бор»
Ночевка в «кемпинге» Лесное
19.07.10 Лесное — Морское
P515, 40 км. Орнитологическая станция «Танцующий лес». «Дюна Эффа».
Ночевка в гостевом доме «Досуг» (пос. Морское»)
20.07.10 Морское — Nida
P515 - 167, 14 км. «Озеро Лебедь», пересечение границы, прогулка в Ниду
Ночевка в кемпинге "Nida"
www.kempingas.lt 21.07.10 Nida - Joudkrante - Smiltyne - Klaipeda — Girulai (велодорога 10), 69 км. «Птичий лес» «Гора ведьм»
Ночевка в кемпинге "Pajūris"
www.klaipedainfo.lt22.07.10 Klaipeda - Palanga – Derbenai - Plateliai , 83 км, рельеф. Ночевка на северной оконечности озера Плателяй (оборудованное место для стоянки)
23.07.10 Plateliai - Shventoi, 89 км, рельеф. Жемантийский нац. Парк
www.zemaitijosnp.ltНочевка в съемной квартире (Швентой)
24.07.10 Shventoi — Nica – Perkone, 50 км. Ночевка в кемпинге в Перконе (недалеко от Лиепая)
25.07.10 Perkone – Liepaja – Saraijki - Pavilosta - Labracs, 85 км. Прогулка по Лиепая.
Ночевка в кемпинге Sija (Labracs)
26.07.10 Labracs – Jurkalne – Uzava - Ventspils – Liepene, 85 км. Прогулка по Вентспилсу
Ночевка в кемпинге Jane (Liepene)
27.07.10 Liepene – Kolka – Melnsnils, 85 км. Мыс Колка
Ночевка в «кемпнге» Melnsnils
28.07.10 Melnsnils — Roja – Mersrags - Abragciems, 71 км. Ночевка в кемпинге Abragciems
29.07.10 - Дневка в кемпинге Abragciems
30.07.10 Abragciems - Engure – Lapmezciems - Jurmala, 55 км. Ночевка в кемпинге Nemo (в Юрмале)
31.07.10 Jurmala — Priedaine – Babite - Riga, 22 км. Прогулка по Риге. Ночевка в хостеле
www.funkyhostel.com01.08.10 Riga Прогулка по Риге. ночевка в хостеле funky hostel
02.08.10 Riga-Sigulda – Ligatne - Cēsis , 55 км, рельеф, грунты. Национальный парк Гауя, осмотр Турайдского замка.
Ночевка в кемпинге Žagarkalns
www.zagarkalns.lv03.08.10 Cēsis - Priekuji – Rauna - Smiltne – Vijciems - Guesthouse , 80 км, рельеф. Осмотр замка в Цесисе.
Ночевка в гостевом доме Drovnieki
04.08.10 Guesthouse - Valga — Tsirgulina – Sangaste – Sihva , 71 км, небольшой рельеф. Ночевка на озере между Sihva и Otepää на оборудованном месте для стоянки.
05.08.10 Otepää — Tartu, 50 км, небольшой рельеф. Прогулка по Тарту Ночевка в хостеле Vaksali 4
www.hostel4.ee Оставляем здесь велосипеды и вещи.
06.08.10 Tartu – Tallinn Электричка в Таллинн. Прогулка по Таллинну Ночевка в хостеле GIDIC backpacker hostel
www.gidic.hostel.com07.08.10 Tartu – Tallinn Прогулка по Таллинну Электричка в Тарту Ночевка в хостеле
08.08.10 Tartu – Aardla – Rebase – Ihamaru -Polva - Soohara, 71 км, рельеф. Осмотр авиамузея под Тарту. «Старая почтовая дорога»
Ночевка в гостевом доме
09.08.10 Soohara - Vyarska – Saatse – Крупп — Гверстоны — Кудина Гора, 70 км. Пересечение границы (погран переход открыт с 9 до 17).
Ночевка на когда-то чистом озере Лисицкое
10.08.10 Печки — Неелово - Псков — Москва, 28 км. Прогулка по Пскову. Поезд в Москву