День 6. Сапа. Я требую продолжения банкета!
День разделен на две части. Первая, до вечера – приключенческая (снова горы), вторая – опять же приключенческая (слипингбас до Ханоя – пришлось купить в местном бюро, раз нет билетов на поезд).
Сегодня мы выбрали северную дорогу, в Та Фин – деревню, которая знаменита какой-то пещерой. Способ перемещения – опять на своих двоих. Дорога не сказать чтоб приятная: в меру оживленное шоссе в сторону Лао Кая, виды после вчерашнего кажутся простенькими. После примерно 3-х километров, по указанию местных находим неприметный поворот налево, на тихий проселок.
Удивительно, как различно местное земледелие. Только вчера все покрывали рисовые поля и кукурузные плантации, а сейчас вокруг взмывают на добрых полтора метра над землей артишоки. Куда ни глянь – всюду они. Будто бы попал совершенно в другой район Вьетнама. Но вот все становится на круги своя, и появляются террасы: простенькие, без ВАХ-эффекта, но все равно КРАСИВЫЕ. Крестьяне тут же, месят грязь – готовятся сеять.




Наша черно-белая карта здесь - что пустая бумага: пользы никакой от тех нескольких витиеватых линий, что указывают в нужном направлении. Выручает подвернувшийся указатель, по которому ориентируемся на местности. Ориентируемся не сразу, ведь буквы все содраны. А вот следы клея – остались. По ним и читаем «Ta Phin». Ага, времени еще хватает, почему бы не сделать крюк и не свернуть в хмонгскую деревушку слева от пункта назначения? Так и делаем.






Туристов в этом направлении – совсем не видать, цветастых хмонгов – и подавно. Правильный выбор, значит. Только лишь на подступах к Та Фин (пришли-таки окольными путями), у одинокой едальни, откуда ни возьмись нарисовались сразу несколько групп искателей приключений. Как у них получается вдруг собираться из ниоткуда в ключевых точках маршрута – не могу понять. Вьетнамская мистика. А где туристы – там и торговцы. Но теперь не хмонгские-надоеды, а редкие Дао. Тоже надоеды, к моему огорчению. Товарищ устроил торг за право обладания какими-то бесполезными поделками, в пылу торгов втюхал всему племени мини-буханку бородинского, привезенного из Москвы, да так и не востребованную до сих пор. Уповаем теперь вместе, что не случился у дао заворот кишок с наших деликатесов.



Перекусили в кафешке бананами, и постарались убраться отсюда раньше остальных посетителей – торговки пока заняты ими, нас отпустили с Богом. Хотя даже я, в порыве энтузиазма, прикупил то ли кошелек, то ли очешник за доллар…
А вот и то, что делает северный маршрут примечательнее остальных – удивительные скалы, прорезающие зеленое море лесов и полей. Одинокие хвойные деревья совсем уж здесь необычны: будто бы не Вьетнам тут вовсе, а северная Европа. Но это впечатление сиюминутно, и чуть отведи взгляд – все становится на круги своя. Это многообразие природы Вьетнама, только и всего!
Будто воронками от снарядов уходят в землю террасы, одинокие хижины балансируют над обрывами, отдыхают от уроков чумазые дети и повторяют отточенные движения взрослые в полях… Хотят ли сменить свой образ жизни местные крестьяне? Хочется верить, что нет. Что оставят они всю эту красоту не одному поколению туристов, не поддадутся влиянию века, не погонятся за длинным донгом, а то и рублем. Честь им и хвала, этим хранителям традиций, отточивших свой труд до искусства, на которое со всех концов света съезжаются посмотреть тысячи туристов.
Как по мне – отсюда невозможно уехать по доброй воле. Только имея в кармане билет на автобус в Ханой. Эх, как не хотелось - а купил!.. Ну, что поделать, вся наша жизнь – это своего рода жертва. Сейчас очередной выбор – жажда неизведанного берет верх над консервативной частицей души, что так просит остаться еще хоть на денек в Сапе. Ведь сколько еще поворотов дороги скрыли от меня коварные горы…


















Ну что ж, лиричная часть приключения подошла к концу на сегодня (да, кстати, до пещер так и не дошли – как-то не хватило времени), и вот оно – долгожданные бытовые «радости». Слипинг-бас!
Что сие слово означает – многие уже знают. Типичный туристический автобус, в котором вместо сидячих мест – двухярусные узкие лежанки. Я этого добра предостаточно насмотрелся на фотографиях, и, сняв ботинки на входе в салон, был морально готов встретиться с новым «комфортабельным» способом перемещения. Почти готов.
Стали занимать свои законные места – верхние, в центре, рядом с водителем. Не айс, но ничего не поделаешь. Тут бойкая тетенька-билетерша замахала руками, будто чем-то была недовольна. Для пущей убедительности даже осуществила небольшой натиск, продолжая жестикулировать – гнала нас в глубь салона. Как так, куда это нас? А тут еще и русская туристка принялась продвигаться по нашему ряду, отчего мы окончательно оттеснились в заднюю часть автобуса. Бывалая туристка успокоила – так надо, лучшие места вам предлагают! Никто мимо не ходит и в проходе не сидит, водитель не мешает. Ну, лучшие так лучшие… Устроились на двух верхних боковушках, а туристка с семьей заняла вип-ложу – четырехместный верхний лежак в самом конце салона. Лежим, наслаждаемся: развернуться толком негде, какое-то одеяло еще навалили на полку, из окна видна вновь дождливая Сапа. Туристка принялась просвещать нас, неопытных путешественников. Во-первых, ночью спать невозможно – серпантин, галдящие и пахнущие вьетнамцы и, конечно, удобство кроватей. В пути будет никаких не 10 часов, а гораздо больше – по пути в Сапу ее семья простояла несколько часов в пробке. А еще тут вши – в одеялах… Я судорожно смахиваю одеяло на соседнюю полку и тут же замечаю, что у меня не одно оно, а сразу три. Сбрасываю и их. Видимо, в прошлую поездку где-то рядом уже ехал сведущий путешественник. Оставалось только порадоваться за соседа, которому ночью под тремя одеялами будет тепло и комфортно.
Обменявшись с соседкой впечатлениями от поездки, выяснил, что она заплатила за автобус чуть не в 2 раза больше… А мы даже и не торговались – 15 долларов на человека, разве ж это деньги?
В общем, кое-как, после полуторачасового ожидания, тронулись в путь. Вспомнился комфортабельный вагон поезда – трясет также, заснуть невозможно. Но, признаюсь, удобнее: не жарко, не холодно, и фоторюкзак очень удачно зафиксировался в ногах. Лежишь себе на спине, и вроде даже тесноты не чувствуешь. Но сон не идет.
Где-то к часу ночи врубает водитель свет в салоне. Неужто приехали? Какое там! Народ чуть не поголовно пошел вкушать пищу (а в уме вертится – «жрать»). Вполне логичное для этого процесса время. Думается, что не один я заснуть не могу – вот и придумывают людям в пути развлечения. Мне-то, казалось бы, что с того – все равно не сплю? Но полчаса времени, а то и больше, потеряли – досадно.
Больше, к счастью, пассажиров кормить никто не пытался, и ночь прошла в полудреме, за прослушиванием музыки и улавливании ритма покачивания автобуса.
Сапа осталась далеко позади, но как знать, вдруг вновь судьба сведет меня с этой прекрасной страной в стране?..
