06.01.2020 Вьентьян - Сиемреап
Сиемреап является туристическим центром. Здесь, в одноименной провинции с древних времен располагались несколько столиц Кхмерской империи - Махендрапура, Харихаралайя - сейчас 'nj небольшой городок Ролуох и, конечно, сам Анкор с его множеством храмов.
Вылет из аэропорта Ваттай был запланирован в 11.30. Прямых перелетов между Вьентьяном и Сиемреапом нет. Еще осенью, когда бронировал билеты было только два варианта - первый через Паксе, второй через Луанг Прабанг. Пришлось остановиться на втором варианте: "Смешно было вернуться обратно в город, из которого выехали два дня назад". Стоимость билетов на двоих 177,40$. Стыковка 1.45 мин. Время прибытия в Сиемреап 15.55 мин.
В аэропорт прибыли заранее, чтобы спокойно сдать машину. Оказалось, что стойки арендой конторы здесь нет и нужно заранее звонить менеджеру, чтобы тот забрал машину. Позвонили, через мин. 20 он прибыл, спросил сколько осталось топлива и забрал ключи. На этом мы попрощались и пошли на регистрацию.
Первый рейс был внутренний и выполнялся из внутреннего терминала на Airbus 320.
На подлете к Луанг Прабангу
Прилетев в Луанг Прабанг вышли на улицу.
Вход в аэропорт.
Потом услышали, что началась регистрация на рейс до Сиамрипа, хотя прошло мин. 20 как мы приземлились. Изначально стыковка должна была занять 1.45 мин, а получилось, что 40 минут. Впервые, чтобы самолет вылетал на час раньше!!!!
Самолет до Сиамрипа оказался турбовинтовым
и наполовину пуст
В 15.25 наш самолет приземлился в международном аэропорту Сиамрипа. В начале отчета писал, что визы оформляли онлайн еще осенью 2019г, оплатив сбор через интернет. На границе предоставили распечатанные, заранее электронные визы. Прохождение заняло около 5 минут. В аэропорту обменяли немного денег, хотя это и не обязательно в Камбодже повсеместно можно и удобнее расплачиваться долларами. В шутку я назвал эту страну "One dollar". Все цены начинаются с 1$.
При выходе с аэропорта нас жал водитель тук-тука от нашего отеля. При бронировании на Booking.com большинство гостиниц в городе предлагают бесплатный трансфер. Обратите внимание на этого, когда будите бронировать. Расстояние от аэропорта до отеля 9,2 км, мы преодолели за полчаса. В планах было еще заехать купить билеты в Ангор, но перенесли на завтра.
В отели договорились с водителем тук-тука, что он два дня повозит нас за 30$.
Отель The Amazing Residence, расположен в центре города недалеко от Pub street, ночного рынка и автовокзала. Персонал отзывчивый, номера просторные и чистые, но есть небольшое но. Когда бронировал на фото был изображен балкон и я был уверен, что забронировал номер с ним, а оказалось, что нет. На мои просьбы заселить в номер, изображенный на фото мне ответили отказам. В распечатки он не значился. Кто будет бронировать обращайте на это внимание. А в остальном отель неплохой.
Вечером пошли гулять. Пять минут пешком и мы уже на Pub street, с ее множеством пабов и ресторанов.
Прошлись, перекусили и пошли обратно в отель отдыхать. Завтра предстоял длинный и тяжелый день.
07.01.2020 "СВЯЩЕННЫЙ ГОРОД" - АНГКОР. День первый
Как и договаривались к 7 часам за нами в отель заехал наш водитель и мы двинулись в сторону касс за билетами.
Angkor Park Pass Ticket Counters, Apsara Rd, Krong Siem Reap - время работы с 5 утра до 17.30. Сайт http://www.angkorenterprise.gov.kh
Стоимость билета на 3 дня 62$. Они выдаются с личной отсканированной фотографией.
Дорога от отеля у нас заняло 13мин. Купили билеты и поехали исследовать древний город. На все у нас было два полноценных дня. Поэтому я разделил его на два этапа. Первый день малое кольцо, второй сам Angkor Wat и дальние храмы.
При составлении плана маршрута по Angkor я руководствовался различными источниками. В том числе отзывами с форума:
- Ангкор - мечты сбываются!
- Едем Сами с ok_vickie. На этом сайте можно скачать аудио гид по Angkor к которому прилагается карта. Все достаточно удобно и понятно. Я установил на телефон и мы слушали.
Еще раз СПАСИБО за ваш труд!
Итого вышел такой маршрут (теоретически).
День первый 07.01.2020
а) Phnom Bakheng (Пном Бакхенг)
b) Baksei Chamkrong (Баксей Тьямгкронг)
с) Bayon Байон, Angkor Thom:
Angkor Thom. South gate;
Angkor Thom. Terrace of the Elefants (Терраса слонов);
Angkor Thom. Terrace of the Leper King (Терраса прокажённого короля);
Angkor Thom. Пирамида Phimeanakas (Пхимеанакас);
Angkor Thom. Храм Baphuon (Бапуон);
d) Preah Khan (Преах Кхан)
e) Neak Pean (Неак Пеан)
f) Ta Som (Та Сом)
g) Banteay Kdei (Бантей Кдеи)
h) Ta Prohm (Та Пром)
Часть вторая
a) Та Кео (Та Кео)
b) Chau Say Tevoda (Чау Сэй Тевода) и Thommanon (Тхомманон)
c) Angkor Wat (Ангкор-Ват)
День второй 08.01.2020
a) Прэах-Ко
b) Beng Mealea (Бенг Меалеа)
с) Banteay Samre (Бантей Самре)
d) East Mebon (Ист Мебон)
e) Pre Rup (Пре Руп)
f) Srah Srang (Сра Сранг)
g) Prasat Kravan (Прасат Краван)
В действительности, как оказалось, все, что задумали увидеть за два дня, в этот срок не вкладывается. Минимум нужно 3, а то и неделя. И вот почему.
Начали по плану с храма Phnom Bakheng (Пном Бакхенг)
a) Phnom Bakheng (Пном Бакхенг).
Благодаря Виктору Голубеву, русскому учёному и исследователю Ангкора, выяснилось, что именно Phnom Bakheng (а не Bayon, как думали «первооткрыватели») был главным храмом и центром столицы первого ангкорийского королевства – города Яшодхарапура – «святого города». Выбирая место для новой столицы, король хотел не просто построить безопасный город, но и наполнить его религиозным смыслом и символизмом. Считается, что все кхмерские храмы всегда персонифицировались. И, по сути, были храмами не просто каких-то абстрактных божеств, а святилищами, посвященными именно своему создателю в образе какого-то бога. И этот случай также не был исключением.
«Phnom» в переводе с кхмерского означает «холм». Вырубив храм из холма, молодой король обрёл свою собственную священную гору Меру, на «вершину» которой поместил главный лингам (фаллос) королевства. Лингам являлся одновременно символом короля и воплощением Шивы, объединяя их имена. Поклоняясь лингаму, люди обожествляли короля, таким образом шиваизм был государственной религией. Правда через 300 лет людям популярно объяснят, что они исповедовали ложные ценности и верили в неправильных Богов, но при строительстве Phnom Bakheng до тех событий было ещё далеко. И по замыслам короля государственный храм новой столицы должен был воплощать актуальное для того времени представление людей об устройстве вселенной.
В итоге получился не просто храм, а астрономический календарь в камне, учитывающий различные вселенские константы, лунные созвездия, циклы Юпитера и ещё массу других космических величин. Даже изменили русло протекавшей в долине реки, чтобы получить рядом свою священную реку Гангу. Здесь каждая башня, их общее количество, высота, длина, ширина – всё имеет какой-то тайный смысл и по большей части интересно лишь узкому кругу специалистов.
В средние века Phnom Bakheng был сильно повреждён буддийскими монахами, пытавшиеся из его камней возвести неподалёку огромную статую Будды. Сейчас строители прикладывают значительные усилия, чтобы спасти Phnom Bakheng от природной катастрофы, т.к. холм, из которого он высечен, медленно сползает вниз. С его вершины открывается красивый вид на округу, в том числе на Ангкор-Ват.
Его осмотр не занимает много времени.
Рядом расположился храм b) Baksei Chamkrong (Баксей Тьямгкронг). Его строительство заняло долгих 30 лет.
Сын Яшовармана I хотел посвятить Baksei Chamkrong своему отцу – основателю Ангкора. Но судьба распорядилась иначе. Столицу перенесли в Koh Ker, и только по возвращении её обратно работы вновь возобновились племянником Яшовармана I – королём Раджендраварманом II. Возможно, череда дворцовых переворотов как-то отразилась на названии храма, дословно означающем «приютившая под своим крылом птица». Поскольку существует древняя легенда, по которой во время осады города, пытавшегося сбежать из Ангкора короля спрятала под своим крылом гигантская птица.
Когда король Раджендраварман II достроил храм, то решил увековечить в истории уже себя, а не дядю, разместив в святилище письмена о своём происхождении из солнечной (по отцу) и лунной (по матери) династий.
Осмотр не займет много времени. Если подняться по крутой лестницы и зайти внутрь храма ничего кроме лежащий статуи Будды, небольшого алтаря и голых стен не увидишь.
Дальше направились в строну не менее известного чем Angkor Wat храм с) Bayon Байон, Angkor Thom
Мост, ведущий к Южным воротам (один из пяти въездов в город) Angkor Thom. South gate. С этого места обычно начинают осмотр Angkor Thom.
В наше время лишь с этой стороны окружающий город ров заполняется водой, давая наглядное представление о первоначальных замыслах архитекторов. Однако важно отметить, что водоём наполняется водой лишь в течение 2-3 месяцев после окончания сезона дождей (до января), хотя в древности ров никогда не пересыхал и по своему функциональному значению являлся частью водохранилища, в котором поддерживалась постоянная циркуляция воды.
Весь грунт, извлечённый при строительстве водохранилища, использовался для возведения по периметру города насыпного вала. Вдоль этого вала, вплотную примыкая к нему с внешней стороны, была выстроенная высокая каменная стена, достаточно хорошо сохранившаяся до сих пор. Но никакой оборонительной функции она не имела. Предназначение этой стены было сугубо символическим, таким же, как и во всех остальных храмах Ангкора. Она должна была воплощать горную цепь, окружавшую священную гору Меру. Таким образом, Angkor Thom был не просто городом, а гигантским храмовым комплексом. Поэтому вопросы о том, почему Bayon (центральный храм) не имел рва и ограды, сами собой находят ответ.
Проезжая сквозь вороты, оказываешься в густом лесу, который в свое время Джаявармана VII заложил как парк-дендрарий из редких тропических растений. Такое решение впоследствии привело к настоящей экологической катастрофе: птицы разнесли семена по храмам в места гнездования, а благоприятный тропический климат способствовал быстрому росту деревьев.
Bayon
Ангкор Том в переводе с кхмерского языка означает "большая столица". Построен он был в 1177-м королем Джаяварманом VII-м, затем захвачен сиамскими войсками в 1431-м. В 1434-м возвращен. Крепость Ангкор Том осталась основной крепостью с запада. Bayon это храмовый комплекс внутри Ангкор Тхома, один из основных из самых известных.
Будучи просвещённым правителем, Джаяварман VII не стал разрушать храмы и старые устои, а пошёл другим путём, создав целый список шедевров мирового масштаба, квинтэссенцией которого явился Bayon – самый последний государственный храм в Ангкоре и единственный, изначально посвящённый Будде.
На текущий момент сохранилось около 37 башен из 54-х.
Terrace of the Elefants (Терраса слонов). Несмотря на название, это вовсе не терраса, а остатки дворца приёмов Джаявармана VII. Сам дворец, как и все дома кхмеров, был выстроен из дерева, посему от него ничего не сохранилось. До нашего времени дожил лишь цоколь, украшенный множеством барельефов, часть которых изображает сцены ловли слонов. Отсюда и пошло название. Хотя слоны здесь далеко не единственные персонажи. Присутствуют также образы священных гусей (гусь Хамса – это возничий Брахмы), и гигантские горельеф львов и Гаруд (Гаруда – это птица-человек и по совместительству ездовой бога Вишну), стоящих в позах Атлантов.
«Терраса» неоднократно перестраивалась. В её конце можно обнаружить прекрасно сохранившееся изображение главным элементом которого является пятиглавый конь. Виктор Голубев выдвинул предположение, что этот горельеф изображает сцену превращения Авалокитешвары в мифического коня Балаха (того самого, в образе которого были спасены купцы от ланкийских людоедов).
Terrace of the Leper King (Терраса прокажённого короля). Название не соответствует действительности. Объединяя все факты, известные об этом месте, учёные выдвинули версию, что сооружение использовалось для кремации царствующих особ. Уверенности им придаёт найденная здесь скульптура (оригинал в музее) полностью обнажённого человека: это индуистский бог Яма – владыка смерти, (часто изображаемый в виде существа, держащего в цепких когтях и челюстях колесо сансары и напоминающего, что все обречены на бесконечный цикл перерождений, пока не освободят свой разум и не достигнут просветления). Лепра-то эпитет применить к найденной здесь скульптуре. Его просто придумали.
Главная изюминка Terrace of the Leper King – это оригинальное воплощение концепции горы Меру.
Здесь для демонстрации её подземной части не стали применять приём с отражением в воде. Вместо этого архитектор придумал построить внутри объекта проход, на стенах которого в нескольких уровнях повторил те же мифологические сцены, что показаны на лицевой части террасы. Но если снаружи все горельефы очень сильно пострадали от различных природных факторов, то внутри, скрытые под толщей земли, они великолепно сохранялись веками. А сейчас доступны для осмотра.
По дороге к пирамиде Phimeanakas (Пхимеанакас) мы немного сбились с маршрута и оказались в лесу, где нам повстречались интересные храмы.
Пирамида Phimeanakas (Пхимеанакас) в переводе «небесный храм, вероятнее всего, самое древнее из сохранившихся сооружений на территории города Angkor Thom. Неоспоримый факт, что она появилась как минимум на 150 лет раньше самого города Angkor Thom. Точную дату её постройки исследователи пока не определили, т.к. здесь были найдены взаимоисключающие надписи из разных эпох, начиная со времён самого первого строительства в Ангкоре. Считается, что её создание связано с именем Раджендравармана II, вернувшего столицу в Ангкор из Koh Ker в 944 году.
По своему предназначению Phimeanakas, находившийся в центре королевского дворца (не раз сгоравшего дотла), не был государственным храмом, а являлся большой частной молельней. На это указывает ряд признаков, основными из которых считаются наличие на вершине одной единственной башни (вместо канонических пяти) и расположение объекта на приватной территории. Очень важной архитектурной особенностью храма являются впервые появившиеся именно здесь концентрические галереи, с того времени ставшие неотъемлемой частью кхмерского зодчества.
Далее наш путь пролегал к храму Baphuon (Бапуон).
К Храму Baphuon (Бапуон) мы подошли с противоположной стороны. Поэтому пришлось обходить.
Baphuon, ставший прообразом всех самых изящных индуистских святилищ Камбоджи и пожалуй, самым несчастным храмом всего Ангкора. Когда его обнаружили исследователи, он представлял собой заросший земляной холм. В середине прошлого века французские специалисты потратили целое десятилетие на рекогносцировку местности, уточняющие раскопки и составление грандиозного проекта по реставрации Baphuon, но с приходом к власти Пол Пота все проектно-изыскательные мероприятия пошли псу под хвост. И в 90-х пришлось начинать всё заново. Зато сейчас, наконец-то, все восстановительные работы завершены, и нам стали известны следующие факты:
1. Впервые государственный храм-гору построили в виде пирамиды с не квадратным основанием;
2. Впервые храм был построен на искусственном холме (т.е. внутри пирамиды грунт). Форма храма задана блоками из латерита, снаружи облицованными песчаником;
3. Впервые дорога, ведущая к храму была поднята на сваи;
4. Впервые в государственном храме применили концентрические крытые галереи для обозначения внутреннего двора, подобно тому, как это сделано в Phimeanakas, что совсем неудивительно, т.к. считается, что эти объекты строились практически одновременно, возможно с разницей в пару десятков лет. При внимательном изучении можно увидеть, что Baphuon – пятиярусная пирамида. Хотя изначально кажется, что уровней всего три, в ввиду того, что второй и четвёртый очень слабо выражены, а концентрические галереи выстроены только на нечётных ярусах. Впоследствии три пояса галерей станут «хорошим тоном» при сооружении храмов-гор;
5. Baphuon – самая крутая пирамида Ангкора. Под словом крутизна имеется в виду наклон лестницы, по которой раньше приходилось подниматься на вершину. На этом фоне уклон лестницы в Ta Keo, выглядит детским аттракционом.
Детально проработанные барельефы Baphuon заслуживают отдельного упоминания. Они настоящий журнал с иллюстрациями быта древних кхмеров и сцен из индуистской мифологии. Выполнены также мастерски, как и барельефы Ангкор-Вата, но при этом появились на 100 лет раньше. Своей великолепной сохранностью они обязаны конструктивным просчётам, допущенным при проектировании храма на искусственном холме. Опорные стены не выдержали оказываемого на них внутреннего давления и, не смотря на проведённые в древности укрепляющие мероприятия, сооружение достаточно быстро развалилось, погребя под собой большинство барельефов. Спустя 500 лет из разбросанных вокруг блоков местные монахи сложили фигуру лежащего Будды. В процессе реставрации выяснилось, что не хватает многих элементов концентрических галерей. Однако разбирать скульптуру ради восстановления храма в первозданном виде посчитали недопустимым. В настоящее время большинство барельефов заняли свои положенные места и украшают четыре входа во внутренние галереи.
На осмотр комплекса Angkor Thom у нас ушло более четырех с половиной часов. Башни Прасат Суор Прат мы пропустили. В плане стоял следующий храмовый комплекс Preah Khan (Преах Кхан). Пообщавшись с водителем, взглянув на наш дальнейший маршрут решили перенести его на завтра. А сегодня перейти ко второй части нашего исследования храмов древнего города Ангкора.
Часть вторая
a) Chau Say Tevoda (Чау Сэй Тевода) и Thommanon (Тхомманон)
b) Та Кео (Та Кео)
c) Ta Prohm (Та Пром)
d) Banteay Kdei (Бантей Кдеи)
Первыми на пути стали два храма a) Chau Say Tevoda (Чау Сэй Тевода) и Thommanon (Тхомманон).
Они стоят друг напротив друга и представляют собой два небольших элегантных сооружения, которые объединяет схожий архитектурный стиль. А в древности каждый из них ещё и отражался в своем водохранилище. Хотя точные даты постройки этих храмов неизвестны, в стилистическом плане они относятся к "ангкорианскому" периоду, и являются двумя вариациями единой темы.
Изучая изображения деват в Thommanon, ученые пришли к выводу, что он был построен примерно в то же время, когда началось строительство Ангкор-Вата, и имеет очень схожие черты. Благодаря реставрационным работам, проведенным в прошлом столетии, Thommanon на полвека раньше своего собрата был полностью восстановлен.
Хотя Chau Say Tevoda и подобен Thommanon и также посвящён Вишну и Шиве, реально он был построен немного позднее и до последнего времени находился в разрушенном состоянии. Некоторые путеводители и аудиогиды по-прежнему об этом говорят, но видимо они были изданы до 2009 года, когда с помощью китайских товарищей были завершены реставрационные работы в храме. На одной из надвратных башен Chau Say Tevoda местами сохранилась хорошо выполненная каменная резьба. Многие сцены изображают Вишну. Тем не менее, главным божеством храма был Шива. Несмотря на то, что большая часть резьбы выполнена в индуистском стиле, встречаются барельефы и в буддийском.
В четырех минутах езди от Chau Say Tevoda (Чау Сэй Тевода) и Thommanon (Тхомманон) находится b) Та Кео (Та Кео) - храм построенный в честь индуистского бога Шива в конце Х века. Считается, что в древности храм назывался «гора золотых вершин» и должен был олицетворять священную гору Меру с её золотыми вершинами.
Строгий и монументальный, с пятью высокими башнями, этот храм-пирамида мог бы стать одним из самым впечатляющих сооружений своего времени, составив конкуренцию самому Ангор-Вату, построенному 2 веками позднее. Но по легенде, когда строители приступили к отделке, в центральную башню ударила молния, что сочли дурным знаком, и по приказу короля все работы свернули. Таким образом, храм так никогда и не был завершён. Но эта легенда – лишь одна из множества версий. Даже современные исследователи до сих пор расходятся во мнениях относительно реальной причины остановки строительства, учитывая масштабность и огромную трудоёмкость проделанной мастерами работы.
До стоянки, где оставили своего водителя мы доехали за минут 10, а вот до c) Ta Prohm (Та Пром) шли уже около получаса.
Этот храм известен благодаря Анджелины Джоли по фильму «Лара Крофт: расхитительница гробниц».
Учёные считают, что этот храм был построен Джаяварманом VII в честь своей божественной матери и представлял собой королевский буддийский монастырь. Найденные археологами надписи подтверждают, что это место было больше городом, чем храмом: тысячи чиновников, десятки тысяч работников, в подчинении многочисленные деревни с крестьянами и несметные богатства в сокровищницах.
Этот храм, который почти не подвергался реставрации и расчистке от джунглей, даёт небольшое представление о том, что могли видеть в 19 веке французские «первооткрыватели» Ангкора. Взмывающие в небо огромные многовековые деревья-исполины и опутанные гигантскими корнями, словно паутиной, древние постройки настолько впечатляют, что захватывает дух.
До следующего храма с) Banteay Kdei (Бантей Кдеи) добирались минут сорок. Время приближалось уже к четырем часа вечера и уже стало ощущаться усталость. Энтузиазма по убавилось.
Banteay Kdei очень похож на предыдущий комплекс Ta Prohm. Полуразрушенный, несколько хаотичный, с огромным количеством разных келий, храм не относится к числу «раскрученных» и поэтому здесь всегда мало туристов.
Banteay Kdei – это очередная работа Джаявармана VII, но во славу кого он его возводил не совсем ясно. При раскопках археологи не смогли найти никаких сведений о предназначении храма, поэтому мы об этом можем строить только догадки. Однозначно лишь то, что храм был буддийским, т.к. при подходе со стороны купальни на гопуре (надвратной башне) первого (внешнего) уровня можно увидеть лик Авалокитешвары.
Солнце уже близилось к закату.
По ходили, по бродили и пошли к конечному пункту нашего сегодняшнего трипа к водохранилищу Срахсранг.
Сооруженное Кавиндрариматханом, архитектором Раджендравармана II в середине Х века, как часть ныне не существующего буддийского храма. Позднее при Джайаварман VII водоём был перестроен и приобрёл нынешние вид и размер (350 х 700 м). Края резервуара были обрамлены песчаником, а на западной стороне Срахсранг был построен причал.
На этом закончился наш трип на этот день по Анкогру. Уставшие, мы сели в тутк-тук и поехали в отель. Ступни из-за одетых сандалей от сегодняшних похождений стали рыжего цвета. Поэтому советую не одевать открытую и светлую обувь.
Прибыв в отели, и немного отдохнувшие мы пошли на Pub street.
Заведений, где можно перекусить достаточно много на любой вкус. Цены начинаются от 5$. В некоторых кафе проходят акции. Но вот, чтобы отведать местного колорита нужно идти на Pokambor Ave в район Old Market Bridge, где можно перекусить. Да здесь не будет удобных и чистых столиков, какой то приватности. Вы просто сядете на ближайшее свободный пластиковый стул, еду поставите на низкий столик, а рядом с вами кто-то будет доедать свою еду. Но зато все недорогое около 1$.
Вот такой маршрут за сегодняшний день у нас получился.
08.01.2020 "Angkar Wat" - большое кольцо. День второй
Из-за того, что вчера в плане появились изменения сегодня он выглядел так:
а) Angkor Wat (Ангкор-Ват)
b) Preah Khan (Преах Кхан)
c) Neak Pean (Неак Пеан)
d) Ta Som (Та Сом)
e) East Mebon (Ист Мебон)
f) Pre Rup (Пре Руп)
g) Srah Srang (Сра Сранг)
h) Prasat Kravan (Прасат Краван)
Храмы Прэах-Ко, Beng Mealea (Бенг Меалеа), Banteay Samre (Бантей Самре) из-за своей удаленности пришлось исключить. Это дальние храмы. Вот на них нужно оставлять третий день, как минимум!!!
В 07.45 за нами прибыл водитель, и мы направились в сторону Angkor Wat. По приезду нас встретило большое количество гидов, предлагающих свои услуги. Точную стоимость русскоговорящего экскурсовода я не помню, но его услуги были одни из самых дорогих, наверное около 75$. Кроме этого, его не оказалось на месте и нужно было ждать. Не дождавшись, мы пошли исследовать Ангкор. Позже я пожалел, что не воспользовался его услугами. Все таки, того материала, которой был у нас недостаточно по такому месту. Если когда нибудь окажусь здесь обязательно нужно будит взять гида.
Мост, ведущий к главным воротам, находился на реконструкции и был закрыт, поэтому рядом возвели понтонную переправу через ров, заполненный водой.
Преодолев его, мы оказались возле стены, которая окружает весь комплекс. Чтобы попасть в Angkor Wat нужно было пройти через Западные ворота или "Гопуру", увенчанную тремя полуразрушенными башнями.
Гопура - это надвратный павильон имеющей четыре прохода по одному на каждый из сторон света. К ним примыкают боковые галереи. Боковые выходы из этой гопуры настолько широки, что по ним могли проходить слоны и проезжать колесницы.
За стеной открывается 350 метровая насыпь ведущая ко входу в комплекс.
По бокам дороги расположены Наги, мифические многоглавые змеи. Это духи воды, обитающие в озерах, реках и источниках, приносящие дождь и плодородие, но несущие ответственность за наводнения, потопы и засуху.
С обеих сторон вдоль насыпи от гопуры до входа в храм расположены два каменных здания. Назначение этих построек неизвестно, но принято их называть библиотеками. Вход в эти здания расположен с западной стороны. Возможно они использовались, как религиозные сооружения, для хранения оккультных артефактов.
Angkor Wat (Ангкор-Ват) объединяет в себя два основных кхмерских храма. Храм Гуру т.е многоярусный wat с центральной башней, воплощающий священную гору Меру, и храм с галереями, в котором одна или несколько галерей связывают входные павильоны гопуры и угловые башни.
Построенный при короле Сурьяварман II в первой половине ХII вв. в честь индуистского бога Вишну Ангкор-Ват является одним из крупнейших храмовым комплексом в мире и одним из важнейших археологических памятников человечества.
Оказавшись на первым уровне путешественника встречают ангкорийские барельефы на темы индуистской мифологии, древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», а также из кхмерской истории. Наиболее примечательны 8 огромных панно на первом ярусе с композициями «Пахтанье Молочного океана», «Битва на Курукшетре».
Деваты - это божественные нимфы, охраняющие духи. Их фигуры с обнаженными грудями изображают всегда фронтально, а вот ступни ног только с боку. Они обычно держат в руках цветок лотоса или играют с гирляндами.
Второй уровень служил для молящихся.
Подъем на третий верхний уровень на "гору Меру" пролегает через южную лестницу высотой 11 метров с углом подъема от 50 до 70 градусов.
Доступ обычным горожанам сюда был запрещен, лишь король и высшая знать могли подыматься на вершину, которая достигает 42 метров. В центре ее находилась скульптура с изображение бога Шива, которую сейчас можно увидеть при входе в гопуру возле рва. В XIV-XV Angkor Wat окончатльно оформился как буддийский храм.
Однако, тхеравата буддизм подорвал культ королевской личности, это привело к упадку ангкорийского королевство, которое погрузилось в череду междоусобных войн. В 1431 году войска Сиама вторглись в Камбоджу империя Кхмеров не смогла им противостоять и пала. Так закончился ангкорийский период.
Вид на западный вход с третьего уровня.
Angkor Wat, в отличие от других храмов Ангкора, хотя после XV века не использовался, тем не менее не был полностью заброшен. Он был сохранён отчасти и благодаря рву, который предоставлял некоторую защиту от посягательств со стороны обитателей джунглей.
Одни из первых европейцев, которые здесь побывали были португальские монахи Диогу ду Коуту в первой половине XVII в. и Антониу да Мадалена в 1586 г. В 1836 г. записки французского исследователя Анри Муо вызвали необычный всплеск интереса среди европейской аристократии к таинственному затерянному городу в диких джунглях на краю света. Как и многие ученые своего времени Муо не верил, что Ангкор мог возвести кхмерский народ и ошибочно датировал его эпохой древнего Рима.
В 70-е годы ХХ века некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от вандализма со стороны сторонников Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО и является главной туристической достопримечательностью Камбоджи. Научными экспедиции из Франции, США, Китая, Японии и др. стран сегодня ведут археологические и восстановительные работы по всей территории Ангкора.
Следующие храмы, который нам предстояло посетить находились в 8 км. от Ангкор Вата за севере за стенами и каналами Angkor Thom.
Первым на пути Preah Khan (Преах Кхан).
Схема
Когда храм был обнаружен, он представлял печальное зрелище: сплошные руины, покрытые густым лесом. Поэтому первые археологи решили не пытаться воссоздать былой облик города, а лишь убрали с галерей свободно стоящие статуи и расчистили территорию от поглотивших Preah Khan джунглей, относясь к многовековым деревьям с большим уважением – их оставили, не смотря на опасность для строений. Впоследствии завалы частично разобрали, и сегодня мы можем по достоинству оценить работу, как древних мастеров, так и реставраторов, кстати, работающих в храме по сей день.
По своим размерам Preah Khan практически не уступает Ta Prohm и имеет такую же совершенно непродуманную и бессистемную застройку. Здания из разных эпох лишь усиливают ощущение архитектурного хаоса. А найденные исследователями надписи подтверждают, что отдельные постройки были возведены на пожертвования высокопоставленных вельмож и, по сути, представляют собой пантеоны богов во славу их (вельмож).
В Preah Khan начал действовать крупнейший буддийский университет с тысячью учителей: город-монастырь, город-университет – кузница новых кадров для короля, для нового времени.
А здесь напомнил мне античный храм.
Ну, а мы продолжили наш путь к храму Neak Poan
Neak Poan находится на искусственном острове со всех сторон окруженный водой. Добраться к нему можно только пройдя по деревянному мосту.
Различные исследования храма привели учёных к мысли, что Neak Pean является воплощением лежащего в центре вселенной сакрального озера Анаватапта, воды которого пропитаны целебными свойствами для удаления человеческих грехов.
В середине центрального квадратного бассейна высится круглый остров с башней в форме бутона лотоса, вокруг четыре квадратных бассейна. Всё это вместе расположено на искусственном квадратном острове, некогда находившемся в центре опять же искусственного водоёма (барая).
Структура храма сплошь пропитана символизмом, учитывавшим четыре стихии: воду, землю, огонь и ветер.
В нескольких минутах езды Neak Poan в глубине джунглях расположилось ещё одно творение Джаявармана VII – буддийский храм Ta Som.
Его ещё иногда называют, «мини Ta Prohm». Здесь, в Ta Som, всё очень просто и логично: внешняя стена, ров, внутренняя стена и галереи, ограждающие двор с центральным святилищем и двумя крохотными «библиотеками» Всё! И никаких плутаний по лабиринтам хаотичной застройки как Ta Prohm.
Но главная особенность, ради которой сюда приезжают туристы, находится в самом конце храма. Гигантский фикус-душитель, оплетая и пронзая своими корнями входную гопуру с ликами Авалокитешвары, не даёт ей рассыпаться.
Далее мы поехали к храму East Mebon (Ист Мебон)
Согласно исследованиям археологов East Mebon был построен во славу божественных родителей короля, чтобы помочь восстановить преемственность царствования в Ангкоре после кратковременного переноса столицы в Koh Ker.
Сегодня комплекс выделяется среди окружающего его пейзажа своим оранжевым отблеском из-за использования при его строительстве кирпича и блоков из латерита.
Главной отличительной особенностью East Mebon являются редкие для всего Ангкора фигуры слонов, установленные по углам храма. Это диггаджи – космические слоны, символизирующие стороны света. В столь прекрасно сохранившемся состоянии эти скульптуры можно увидеть только здесь.
Недалеко от East Mebon (Ист Мебон) расположился Pre Rup (Пре Руп) служившим по некоторым легендам местом для кремации.
Pre Rup был последним в истории кхмерской империи храмом-горой, построенным в соответствии с каноническим представлением о священной горе Меру, которую было принято изображать в виде ступенчатой пирамиды с 5-ю башнями-святилищами на вершине. Как и в других подобных храмах, центральное святилище здесь высоко приподнято над остальными и стоит на двойном постаменте. Внутри – две статуи Будды, естественно, установленные в более поздний период, т.к. храм изначально был индуистским. Все башни открыты на восток, согласно представлению тех времён. На остальные стороны света выходят ложные двери из песчаника украшенные резьбой.
Когда закончили осмотр Pre Rup время приближалось к пяти вечера. В плане еще было посетить королевскую купальню Srah Srang (Сра Сранг)и один из первых храмов Ангкора Prasat Kravan (Прасат Краван).
На купальнях мы были вчера поэтому решили не останавливаться. Проехали мимо. После дневной жары и постоянного передвижения пешком ехать в тук-туке, ощущая прохладное дуновение вечернего ветра было так приятно, что полностью пропало желание останавливаться и идти что либо рассматривать. - Все на сегодня хватит поедим к себе. Prasat Kravan (Прасат Краван) пропускаем.
В отель приехали уже, когда начало темнеть. Рассчитались с водителем тук-тука. Спросили как и сколько будет стоит добрать до погранперехода Пойпет на границе с Таиландом. Но он толком ничего не смог предложить. Все оказалось проще. Подошли к администратору на ресепшн задали такой же вопрос. Он кому то позвонил. Пожив трубку, предложили ценник в 35$. - Отлично!!! За 160 км. пути.
Радостные мы пошли гулять по вечернему городу.
Еще одним атрибутом вечерней жизни являются базары. С заходом солнца начинают открываться ночные рынки. Их в центе как минимум четыре: Seam Reap Nigth Market, Noon Nigth Market, просто Nigth Market, Old Market Bridge. Обойти все за раз, наверное, не получится. Мы побывали на нескольких. Усталость к концу дня стала уже сказываться, энтузиазм по немного по утих, поэтому недолго побродив, мы пошли к себе в отель. Завтра у нас предстоял длинный день и долгий путь.
P.S.
По легенде после того как корабль Ануруддха, правителя Пагана, плывший с Ланки попал в шторм его прибило к берегам Камбоджи, от туда статуя Изумрудного Будды попала в Ангкор. В каком именно из храмов она хранилась доподлинно неизвестно. Возможно именно в Angkor Wat, в главном храме комплекса, но именно от сюда, она начала свое длительное и долгое странствие пока в 1840 не нашла пристанище в храме Пра Кхео в Бангкоке.
За те несколько недель, что мы путешествовали нам довелось проехать, проплыть и пролететь через три страны, увидеть новые места, повстречать интересных людей, побывать в древних городах и храмов. Пройти по маршруту, по которому в древности в течении многих веков странствовала одна из самых значимых реликвий буддизма - статуэтка изумрудного Будды или, как ее еще называют, "Нефритового Будды".
В Сиамрипе закончился наш трип по землям древнего Сиама и Индокитая "В поиске Нефритового Будды...", но не закончилось путешествие - завтра нас ждало новое место и новая страна.