Маршрут: Бангкок – Сием Рип – Пном Пень – Сиануквиль - Пном Пень – Сайгон – Дельта Меконга – Сайгон – Хуе – Хой Ан – На Транг – Далат – Муи Не – Сайгон - Бангкок
Как у нас почти водится, мысль поехать по этому маршруту, пришла скорее не после многочисленных обдумываний и размышлений, а, скорее, спонтанно. К этому надо добавить, что в настоящий момент времени мы находимся в Германии, а возможность найти горящие билеты по бросовым ценам тут появляется довольно часто (наш рекорд 150 Евро в Доминиканскую республику в оба конца . Большое спасибо хочется сказать Вольфсону, написавшему свои заметки по Вьетнаму. Сразу напишу, что хотя мы и считаем себя людьми, имеющими достаточно большой опыт в сбивании цен и торговле, но превзойти его рекорды мы так и не смогли.
В этой части света (дальше Шри Ланки), мы еще не бывали, так что это послужило дополнительным толчком для поиска билетов именно в этом направлении. После продолжительных, но достаточно приятных поисков (не знаю как кому, но для нас организация путешествия является одной из его приятных составных частей), были найдены билеты на Quatar Airways, через Доху, за 400 Евро. (Сразу оговорюсь, что постараюсь приводить тут цены, которые еще помню, основываясь на собственном опыте чтения других отчетов и понимания, что для большинства самостоятельных путешественников, это достаточно важный момент)
Перед поездкой было заготовлено 2 рюкзака, основываясь на нашем предыдущем опыте, их должно было хватить. Стандартный набор вещей, немного легкой одежды, книги, аптечка, паспорта, телефоны итд. В общем, стандартный набор. Помимо этого были захвачены ласты с масками с надеждой понырять и поплавать с ними в Сиануквиле, Камбоджа. Цель поездки, как любят иногда писать другие авторы отчетов, было просто само путешествие, и, как дополнение, провести несколько дней – неделю на пляжах. Информации для организации поездки достаточно в Интернете, практически все можно найти на этом форуме, также полезной ссылкой является www.talesofasia.com, где вопрос переезда из Бангкока в Сием Рип разжевывается по шагам и секундам. Визовый вопрос предполагалось решать следующим образом: по прилету в Таиланд получить визу по прибытию, виза в Камбоджу получается на границе (Пойпет), Вьетнамская виза в посольстве Вьетнама в Пном Пене.
Перелет был нормальный, авиакомпания хорошая, мы вообще по этому поводу не привередничаем. Остановка в Дохе (Катаре) была около 4 часов, что, после практически бессонной ночи, переносилось все же легко. Сам аэропорт достаточно небольшой для их объема перевозок, недалеко строится новый, который они собираются ввести в строй через 3-4 года. По этой причине места в аэропорту в этот день категорически для всех не хватало, что привело к тому, что обойдя почти все и не находя никаких мест где можно было бы посидеть, мы обратили наш взор на небольшое и полупустое помещение, где над входом было написано «только для женщин». Посередине помещения, в окружение женщин, для которых оно и должно было предназначено, на нескольких креслах гордо спал араб. После секундных колебаний было принято решение, что мы не хуже, так как они то знают где можно, а где нельзя. Как оказалось, за нами уже стояли такие же белые люди, как мы, европейцы, и решали тот же вопрос, после чего помещение очень быстро заполнилось. Несколько арабских женщин подозрительно смотрели на нас, однако, не предпринимая никаких действия по поводу вторжения в их частную жизнь. Вторая часть полета также прошла достаточно хорошо, в самолете встретили очень милую стюардессу из Узбекистана, с которой приятно поболтали, узнав много нового про жизнь стюардесс.
В Бангкок прилетели около 20.00 вечера, после непродолжительного поиска стойки „Visa on Arrival“, были получены визы, по 1000 бат и выпущены на тайскую землю, в тот момент, когда наш багаж уже одиноко лежал в сторонке и над ним стояли два сотрудника аэропорта, решая, по всей видимости, что с ним делать. Ночь в Бангкоке предполагалось провести в «KT Guest House» (http://www.ktguesthouse.com), выбор на него пал прежде всего по причине его относительной близости к автовокзалу (North Bus Terminal Morchit). Номер очень приличный, стоит 590 бат за комнату. Помимо этого имеется и небольшой бассейн. В аэропорту последовательность действий достаточно простая, чтобы найти самое дешевое такси, необходимо выйти из здания аэропорта и идти в левый конец, по пути отметая большое количество других предложений, которые на 90 процентов будут дороже. Увидев огромное количество машин, обязательно с белой табличкой над машиной, не путать с другими (желтыми и т.д.). В нашем случае стоимость поездки до отеля была около 210 батов, езды около получаса.
Так как в планах был очень ранний утренний отъезд, было принято решение как можно скорей ложиться спать. По разным сведениям автобусы до Aranyaprathet (около 150 бат) (на границе с Камбоджей) начинают ходить с 4-4.30. Желательно, чтобы избежать длинных очередей на границе выезжать рано утром, если немного опоздать и поехать на более позднем автобусе, скажем так часов в 9, есть шанс, что вы будете на границе как раз к тому времени, как туда приедет масса автобусов с Као Сана, так что переход через границу будет длиться гораздо дольше. Ранний подъем (2.30) оказался совсем не таким болезненным, как мы предполагали. Уже около половины первого ночи мы проснулись с ощущением того, что пора вставать, посмотрев на часы, забылись в коротком сне, чтобы проснутся снова уже через несколько минут, сказывалась разница во времени… Решили оставить пакет с теплыми вещами и обувью в отеле, что оказалось в дальнейшем крупной ошибкой…
Такси до автовокзала едет около 15 минут, стоило нам 60 батов. Войдя в него, мы были во всеоружии, держа в руках подробную инструкцию автовокзала и пошаговое нахождение нужного окошка с www.talesofasia.com. Как оказалось, первый автобус отходил уже в 3.30 и мы купили практически последние билеты. Могу порекомендовать для быстрого завтрака круглосуточный магазин 7-11, находящийся в 5 метрах от касс. Рейсовые тайские автобусы произвели на нас неизгладимое впечатление, для того, чтобы с такой скоростью нестись по ночному Таиланду нужно большое мужество, прежде всего для пассажиров, особенно, если они сидят почти на самых задних сиденьях и не спят. Спать удавалось короткими урывками в промежутках между скачками на сиденье. Но есть и свой плюс, всего лишь после трех с половиной часов оказались на месте в Aranyaprathet. Взглянув на часы, стало понятно, что у нас есть шанс улучшить лучший результат по данному маршруту по зачетной таблице (конечно, использую общественный транспорт) www.talesofasia.com. Если мне не изменяет память лучшее время около 7,5 – 8 часов. От Aranyaprathet до границы необходимо добираться на тук туке, он едет что то около 5-10 минут (60 бат). Проблема его нахождения не существует, как и везде в Азии, стоит ступить с автобуса на землю, как уже со всех сторон несутся предложения. Опять же начитавшись о том, какое ужасное место Пойпет, что это дикий Запад, вымогательство пограничников и другой различный скам, были к этому готовы. Сам переход границы оказался элементарный, после получения штампа о выезде у тайских таможенников (эх, 1000 батов за визу, при нахождении в стране не более 12 часов), мы направились в стороны Камбоджи с железными лицами, которые должны были отбить у всей желающих нам «помочь» с визами всякое желание. К нашему же большому удивлению, их фактически и не наблюдалось. Робко подошедший парень и спросивший, куда мы едем, и что он может нам сделать визу, получивший ответ, что мы и так все знаем, так же робко отошел. Подойдя к окошку пограничников и спросив, сколько стоит виза, сразу получили ответ, 1000 бат, что, как я понимаю, является самой низкой «нелегальной» ставкой. Визу сделали за 2 минуты. Сфотографировавшись, в соответствие с обязательной программой, под воротами с надписью «Республика Камбоджа» мы продолжили наш путь. Сам Пойпет не представляет собой ничего интересного, сразу же за границей стоят и строятся большое количество казино, куда приезжают тайцы по причине запрета в своей стране.
Есть несколько возможностей добраться от Пойпета до СиемРипа. 1. в кузове грузовика. 2. в кабине грузовика. 3. с проходящим автобусом. 4. что-то типа маршрутки. 5. такси.
После фактически уже 2 бессонных ночей, выбор пал на такси, притом выбор этот даже был скорее не осознанный, а мы позволили себя уговорить, после, конечно, 10 минут торга за 20 долларов до Сием Рипа. Дорога достаточно плохая, но, по отзывам тех, кто путешествовал по ней еще несколько лет тому назад, есть огромный прогресс. Сейчас дорога на такси заняла у нас 3 часа, местами асфальта нет, просто красный грунт (кстати, очень напоминает саванны в Кении). Пейзажи по сторонам дороги, с нашей точки зрения, отсутствуют вообще, т.е. растительности практически нет, по сторонам дороги тянутся длинные и сухие поля (март – сухой сезон). По дороге часто попадаются наши камазы, машины, фактически «опутанные» людьми.
Сам Сием Рип при въезде в него не производит никакого впечатления, дорога идет между большим количество стоящих и еще большим строящихся отелей. Интересно, что в соответствие, по всей видимости, странной воли архитекторов, они напоминают друг друга почти как две капли воды. Весь маршрут занял у нас чуть более 7 часов.
Наш путь привел нас к Guesthouse Garden Village www.gardenvillage-angkor.com, где, как оказалось, в тот момент не было в наличии ни одной комнаты с кондиционером. Для нас это не проблема, но та жара, которая нас встретила, заставляла об этом задуматься. Решили, все-таки попробовать и остановиться в одном из бунгало, позади этого гестхауса, за 8 долларов и легли поспать на несколько часов. Подъем днем был ужасен, при дикой жаре (в тот день было за 40) и при полном отсутствие любого колебания воздуха, состояние было такое, что немедленно начались поиски какой-либо замены, самое главное с кондиционером. В целом, проблемы найти какое-либо жилье в Сием Рипе просто нет. В районе старого рынка находятся огромное количество малых отелей – гестхаузов, после непродолжительного поиска нашли нормальное место за 10$, AC. В том же районе можно купить фактически все, что вам может понадобиться для этой поездки. Был куплен Lonely Planet Cambodia за 3,5$ и кепку от солнца. Там же можно найти интернет, обмен денег, массаж итд. Сам город достаточно маленький, и неинтересный, единственной целью которого является обслуживание туристов собирающихся смотреть Angkor Wat.
Путешествовать по Angkor Wat можно различными способами – машина (день около 20$, за 2 – 35$), что-то типа тук тука на двоих (день около 10$), на байке (за спиной у водителя 5-6), велосипед и даже пешком (для спортсменов). Скажу только, что храмы разбросаны довольно далеко друг от друга. Много читали о том, что аренда байков в городе запрещена, однако, сразу же после размещения нам он был предложен, как и услуги такси, тук тука итд. Наш выбор и наша рекомендация – тук тук, пока едешь между храмами все равно не жарко, и, как нам кажется, просто интересней чем в машине. За эти деньги (10$) подразумевается, что водитель с тут туком твой с утра до вечера.
Про сам Angkor Wat написано уже столько, что повторяться не буду. В одном отчете было написано, что это «чума», мы полностью разделяем эту точку зрения. Вряд ли можно увидеть что-либо похожее на это в других местах, впечатлений масса, слов нет…
Время, которое следует провести там для всех сугубо индивидуально, для нас, к примеру, два полных дня было явно недостаточно. Есть два стандартных маршрута, называемые малым и большим кругом. Малый круг включает в себя сам Angkor Wat, Bayon, Ta Prohm. Большой круг, дополнительно к ним, еще Preah Khan, Ta Som. Разумеется, я привожу названия только самых интересных храмов, по обеим сторонам дороги их будет попадаться еще большое множество, но вышеперечисленные из серии «обязательно посмотреть».
Рекомендуемые маршруты следующие:
1 день, покупка билетов (20$ один день, 40 за три дня + фотография), проехать мимо Angkor Wat, куда направляется все туристы (вы же хотите быть одни?), доехать до Байона (если приедете поздно, там будет уже много народа), осмотр Байона с потрясающими резными лицами. После него пешком (водитель ждет на стоянке рядом с храмом) идете к Baphuon, галерея со слонами, затем если хотите в северо-восточный угол к Preah Palilay, рядом с которым расположена деревня-школа монахов. Возвращаетесь к тук туку, едете в сторону Ta Prohma, по пути Thommannon и Ta Keo, в форму огромной индуистской ступы, после чего осмотр самого Ta Prohma, опутанного деревьями, и заключительная часть маршрута первого дня сам Angkor Wat, он очень красив вечером с заходящим солнцем.
2 день. На него оставьте такие храмы как Preah Khan, Ta Som (с очень красивым деревом над входом с дальней стороны храма) другие храмы большого круга.
Помимо этого, местами куда еще ведут / идут туристы, является гора недалеко от входа в Angkor Wat, с которой можно сфотографировать храм. Как нам показалось, неинтересно, масса народа, сфотографировать храм можно только с фотоаппаратом с хорошим зумом, просто смотреть на красивый закат можно и из других мест. Помимо этого предлагают «полетать» (это значит, что поднимут и опустят на одном месте, притом, даже, не самом интересном) на воздушном шаре.
У каждого храма в обязательном порядке присутствуют продавцы сувениров, воды итд. За бутылку воды просят сначала 2$, потом продают за 1. Футболки по 1,5$. Можно днем у них и перекусить. Нам, к сожалению, приходилось днем возвращаться в город для подзарядки фотоаппарата. Для тех, кто любит и ценит фотографии это просто райское место, мы сделали как минимум 500, только там.
Если есть вопросы, задавайте, при интересе, напишу дальше..