ПО ПРИЛЕТУ:
1) Банки, которые, по идее, хороши и не берут комиссий: Bank of Baroda, SBI, Canara bank. Это вытащено здесь же. ОДНАКО! SBI с моего мастекарда от Сбера комиссию в 100 рублей БРАЛ
Банкомат SBI есть справа в зоне выхода в город, у колонны, рядом с которой сидит солдат за квадратным бронированным листом. Там еще несколько кафешек и в отдалении спа-салон. Снимайте деньги в банкоматах, ни один обменник нам курса лучше так и не дал.
2) Вход в аэроэкспресс на улице, прямо перед аэропортом - длинный спуск под землю параллелен фасаду аэропорта, а потом перпендикулярный туннель. В марте 2018 доехать до вокзала Нью-Дели стоило 60 рупий, билеты на метро нам не продали, может потому, что было 5 утра и работал только 1 мужик в самом низу уже у проверки багажа и рамок металлодетектора.
3) Приехав на Нью-Дели - идите на Мейн Базар: перейти вокзал по надземному переходу(спросите у мента "Мейн Базар" если сразу не видите) и чуть левее его главная улица. Тут берите симку. Хоть прям на левом углу этой улицы, там сразу палатка. Активированный Airtel 4Г с 1 гигабайтом в день стоил 1000 рупий. Скан паспорта и 1 фотография аля на визу. Они сами все настроят. Совет вроде ни к чему, но он выстрадан - мы не нашли симку нигде в городе кроме как здесь. В двух магазинах нам с честными глазами говорили, что симками не торгуют вовсе. Может потому, что я просил уже активированную, конечно. А мы прошли от красного форта до метро Chandni chowk сквозь огромный рынок.
4) Камера хранения. Нужны замки. Причем так, чтобы индус не смог открыть главное отделение, иначе не возьмет. Аэропортовская упаковка в пленку не принимается. Не лезет в язычки сумки замок - стяните их стяжкой(пластиковый хомут) и на нее повесьте замок. Нам пришлось таскаться с сумкой, например. На Хазрат-Низамуддине камера хранения находится почти в конце правого прохода над путями. Надо заполнить бумажку - pnr билета, ФИО, паспорт. Сначала он даст квитанцию, а оплатите уже когда забирать будете, цены ерундовые, у нас за два чемодана вышло 20 чтоли рупий за день.
5) Дневной билет на метро в последний день нам продали по 200 рупий, но память почему-то подсказывает, что в первый, по прилету, было дешевле. Дневной билет продается НЕ В ОБЩИХ КАССАХ, А В БУДКЕ "passenger care" или что-то такое, туда обычно очередей нет и вам не надо будет больше стоять в ней хотя-бы сегодня. Насколько это выгодно решайте сами - ради одной поездки можно и в очереди постоять, тем более если она недалеко и стоить будет рупий 30.
6) Не рассчитывайте ходить, Дели город огромный, вы только потеряете время. Да, от Хазрата недалеко Гробница Хумаюна, и мы дошли. Но потратили полчаса-час на осмотр ничего и окрестностей. А потом не сумели попасть в Джама Масджид от Красного форта из-за какого-то фестиваля на площади и поисков пешеходного перехода, который вывел нас на рынок и к закрытому джайнскому храму вместо мечети.
7) Билеты надо брать заранее, особенно если вы не хотите ехать в общем вагоне или слипере без стекол в окнах с сомнительной компанией абы кого. Покупка билетов на поезда - первая студёная былина моей поездки. Кстати про поезда. Все рекомендуют приковывать вещи к полкам или столику(там даже специальные штанги есть) цепями. На вокзалах продают цепи и замки. Но мы ездили только в 2АС и ни разу ничего не пристегивали - ничего не украли. Может нам везло, а может тот совет распространяется в основном на вагоны с пролетариатом.
8) Приличные вагоны обычно расположены в хвосте(6 переездов, наши 2АС всегда были в хвосте)
9) Имейте при себе салфетки или туалетную бумагу. Воду то вы купите везде, а вот это...
В принципе, в Индию я хотел поехать довольно давно, в основном конечно из-за кухни, Тадж-махала и Джайпура. Останавливали стандартные рассказы про антисанитарию, нищету и болезни. Что подтолкнуло окончательно я не знаю, может очередной приступ паранойи о падении курса рубля и невозможности потом посмотреть "Новое Чудо Света" уже никогда.
Билеты на самолет были самой простой частью, далее требовалось составлять маршрут, покупать билеты на поезда и бронировать гостиницы. Как всем известно, индийские железные дороги не продают билеты посредникам или иностранцам с улицы, только своим аккаунтам. Пробежавшись по соответствующей теме здесь же - я завел аккаунт, и даже верифицировал почту. А вот верифицировать телефон не получалось - смс не приходили. Тогда опять же по советованному написал письмо со сканом паспорта в их техническую службу с просьбой оживить аккаунт, ибо индийского телефона у меня нет а наши не работают.
Естественно, врожденная паранойя и шило в жопе не успокоили меня на этом, и я попытался завести аккаунт на другой телефон, предположив, что просто с билайном не проходит, поскольку некоторые люди писали, что у них все вышло на МТС или Мегафоне. Заплатив еще одну пошлину иностранца(120 рублей примерно) я проэксплуатировал знакомую с МТС. Ничего. Ладно, ждем письма с подтверждением и оживления учетки.
Прошло некоторое время, и паранойя снова протянула свои надоедливые ложноручки в мой мозг. Индийцы не отвечают, время идет, количество билетов сокращается. В итоге попросил помочь купить билеты у людей, которые имеют живую учетку irctc. В первый день, если мне память не изменяет, мы купили без особых проблем билеты в Каджурахо и Агру. Я перевел денег за билеты, но паранойя и подозрительность гадко шевелились где-то внутри, из-за чего я предположил, что лучше бы проверить билеты по pnr. Сервисы сервисами, а лучше через людей с аккаунтами. Попросил SvetaSingh, которая уже ранее помогла с маршрутом через Каджурахо и добавлением Варанаси.
Все нормально, билеты живые. Правда пришлось брать место из Агры в Варанаси от Джайпура, на 330 рупий дороже, потому что в Агре уже не было. Ехали на боковушках. Докупаем остальные. Опа - из Варанаси в Джайпур по общей квоте 2АС нету. 3АС и ниже не рассматривались, моя подруга не вынесла бы этого. Смотрели с соседней станции - нет. Другой день - есть, но непонятно, когда в этом случае смотреть город. В итоге до меня дошло изначальное сообщение "мест нет _по общей квоте_". По туристической были. А это дороже на 800 рупий с каждого при средних ценах билета в 1400 или около того. Пренебречь, вальсируем.
Следом пришлось передвинуть Джайпур, дабы попасть в Мумбай, ито достались верхние полки. Ну а с переездом в Маргао проблем не было. Кроме того, что снова боковушки, причем обе верхние.
Фух! Куча нервов и почти 20 тысяч рублей - как с куста. Еще раз спасибо Roman R.
И это за месяц до прилета в страну, так что не ждите.
Из Гоа в Дели мы уже полетели самолетом. Air India в 2 дня который. Отзывы на них были противоречивые, что зарождало некоторое неудобство где-то в ЖКТ. Плюс я начитался всякой ерунды про разные правила провоза зарядок, банок и электроники. По итогу ничего страшного не было, ни переносов, ни задержек свыше обычного "мы только рулим на взлет а прошло уже полчаса от заявленного времени". Вся электроника в ручную кладь, все острое типа ножей и штопора - в багаж, вот и все. Они даже воду в маленькой бутылочке не отбирали.
Спустя некоторое время я чисто из любопытства попытался еще раз верифицировать телефон. И таки вышло! И второй тоже на всякий случай активировал, из расчета может отдать кому.
И только спустя месяц от первоначального письма в техподдержку они удосужились ответить "а у вас все активировано". Что в целом закладывало почву и готовило к индусскому отношению ко времени.
Итак, мы прилетели в 4:20 утра или чуть позже. Виза у меня была бумажная(ибо дешевле е-визы и я вычитал, что утром очередей нет, ну и плюс мне нравятся бумажки, штамп как-то неинтересно рассматривать потом), очередь правда была из 2 человек.
Сняв по 10 тысяч в банкомате(почему-то пятисотками, некислая такая котлета вышла для кошелька на магнитах) переоделись в туалете(что из-за их любви к подмыванию было непросто из-за мокрого пола). А я сдуру не подумал о том, что похудение на 10кг не только вернуло меня в мои любимые длинные шорты, но и сделало их большеватыми, и не вытащил ремень из сумки. Что, в комплексе с льняной рубашкой и сумкой помимо рюкзака на плече, к поезду привело к натертым шее и заднице. А шорты с меня просто упали, я их даже не расстегивал, когда переодевался в короткие на резинке. Возможно, тут в дело похудения добавила акклиматизация и то, что мы ели один раз за день, ито не очень много.
В Дели мы не оставались, а сразу на ночном поезде уезжали в Каджурахо с Хазрат Низамуддина, так что поехали к нему. Станция метро JNL stadium(джавахарлал неру). Примерно сориентировавшись, куда идти - дотопали только до поворота, где решили уже не париться и взяли рикшу за 100 рупий. Предвосхищая последующие впечатления от Дели - нет, не за каждого.
На вокзале случилась вторая прохладная история - со сдачей в камеру хранения.
Мало того, что когда нам сказали, что надо заполнить квиток и просветить багаж(аппарат сзади, у начала прохода над путями к вокзалу), они закрылись толи на обед, толи на учет, и мы стояли там полчаса как дураки, так еще сразу по открытии налетела туча индусов, плюнула на то, что мы аккуратно стоим создавая очередь, и начала лезть во все щели, отталкивая белых сахибов! Так мы познакомились с отсутствием понятия "личное пространство" и культуры очереди у коричневых господ арийской расы. Далее мы срались со служащими на тему "вот замок", "нет, вот я открываю ваш чемодан, переделывайте как хотите", "вот сумка замотана в пластик, хуй вы ее откроете", "нет, мне замок давай". Так этот поганец еще посмел обвинять меня в плохом английском!
Ладно, кое как сдали чемоданы, пришлось ручную сумку тащить помимо рюкзаков. Я заранее посмотрел примерное положение основных памятников и знал, что гробница Хумаюна в целом рядом. И она рядом, вот только углом. А вход со стороны проезжей трассы. Пришлось обходить, примерно полчаса или час мы потратили на то, чтобы добраться от Низамуддина до входа.
Вкратце, Хумаюн не очень примечательная личность. Второй падишах Великих Моголов. Администратором был никаким, всю жизнь занимался любимым занятием всех феодальных князьков - срачем за наследство и отвоеванием "исконно своих" территорий. По ходу драчки со всякими братьями и Шер-ханом(интересно, тигра по нему в книге джунглей назвали?) просрал Дели вместе с Агрой и сбежал в Иран. Где за помощь перековался в шиизм. Шер-хан тем временем подорвался на своих же боеприпасах, а его тупые дети, как это и принято у дебильных феодальных режимов, начали резать друг дружку за власть. Что и позволило Хумаюну ПРЕВОЗМОЧЬ и вертать всё взад.
Помер смешно - пёр по лестнице кучу книг из библиотеки, услышал азан(призыв к молитве) и попытался преклонить колени, вследствие чего потерял равновесие и полетел кубарем, что твой домашний аборт. Приобрел черепно-мозговую травму и умер спустя пару дней.
А может и сынулька какой его пнул с верхней ступеньки, с них станется.
Безутешная вдова(что странно - не главная, а Бана Бегум, дочь персидского шейха) заказала строительство мавзолея.
Тут показания разнятся. Где-то я вычитал или услышал, что она ездила в Мекку и чуть ли не сама потом руководила постройкой, но и Хумаюн и она были шиитами, какая к чертовой матери Мекка? Мало того - архитектурно мавзолей называют мостиком от Тимуридских мавзолеев нынешнего Узбекистана к Тадж-Махалу, тут саудиты и прочие арабы вообще ни при чем. Ну да ладно, это все детали.
Спустя некоторое время вокруг мавзолея начали хоронить всякую знать, и все это дело разрослось в комплекс. А нынче это объект мирового наследия и просто довольно красивое место, в котором нет миллиона туристов, да и местных немного.
Вход - 500 рупий с иностранцев.
Далее мы взяли туктук до Красного Форта. Тоже 100 рупий кажись. Водитель пытался нам впарить себя на день с заездами куда-то там еще, что-то про рынок говорил, но мы не купились. Кто его знает, может и зря.
Вход в красный форт тоже 500 рупий с иностранцев. Билеты в одноэтажной бендежке на площади перед воротами, в которой также туалет.
Делийский красный форт, насколько я понимаю, длительное время принадлежал армии, и только недавно его отдали гражданским. Посему, внутри нет ничего интересного. Это просто парк с разбросанными тут и там павильонами, половина из которых к тому же только реставрируется. В больших воротах музей, но ходить туда я вам не советую - толпы индусов создают поток, несущий вас сквозь помещения, в итоге ничего вы все-равно не посмотрите.
По входу, в стенах, разбит туристический рынок. Чуть поодаль есть кафешка. Зона раскопок или восстановления слева, туда мы не ходили. В общем это всё.
Пытались попасть в Джама Масджид, "перейдя дорогу" - так нельзя, на площади был какой-то очередной фестиваль и там валялись разобранные слоны, колесницы, еще чего-то. В итоге искали переход. Когда нашли - вышли к рынку. Попытались зайти в джайнский храм - он был закрыт. В итоге пошли искать симки на рынке. В палатке, облепленной надписями про Эйртел и Идею, пополнение баланса и прочим - нам сказали, что симок не продают.
Я допускаю, что всему виной просьба продать АКТИВИРОВАННУЮ, что наверняка не очень то и законно.
Ладно, спросили, где можно купить - ответили, что дойти до большой улицы и по ней идти до гурдвары, а там должно быть.
Сей поход насытил голодные до человеческого общения(шутка) души ненавистью к людям. Уже упомянутое отрицание личного пространства смешивалось с боязнью потерять друг друга в толпе, попытками держаться за карманы и параллельно еще фотографировать всю эту сказку. В итоге, в гурдвару я не пошел, потому что они какую-то странную церемонию развели из простого "снимите обувь". Предложили сдавать ее в одно окошко, в другом чего-то получи, потом омой ноги в приямке у лестницы и только потом иди. Решил, что лучше я постою и посторожу лапти Н. а она там походит и пофоткает.
Нашли еще один магазин с телефонами. Внизу спрашиваю "сим карты купить" - показывают пальцем на второй этаж. Поднимаемся, радостные, говорю "а вот выдайте нам интернет" и получаю "мы не продаем сим-карты" в лицо. С честными глазами. А за спиной у него куча пакетиков с симками. Я слегка впадаю в ступор и спрашиваю, указывая на мужика, настраивающего симку прямо вот, в 3 сантиметрах от меня, что же это он такое делает и с чем, не с Плотью ли Иисуса нашего Христоса.
"а это его симка".
Изменившимся лицом бежим пруду.
Все это дело мне осточертело, и я принимаю решение ехать на Мейн Базар. Вся проблема - найти метро. Взятая у LittleBear карточка Идеи писала, что на ней нет денег, но интернет иногда был как-то урывками, так что я смог ориентировочно понять, куда идти. Плюс еще на углу здания здоровенное граффити указывало "метро - туда". Ну мы и пошли "туда". Еле пробиваясь по встречке, потому что справа тротуара не было, а когда был - на нем спали гниющие бомжи и стояли какие-то телеги.
О, а вот и еще одна надпись на стене "метро". И указывает она в какой-то рыночный переулок. Два человека разойдутся, а третий уже нет. Для верности спросил у торгашей по обеим сторонам переулка - да, кивают, прямо.
Поплутали по этим переулкам, уж было подумал "какой идиот делает вход в метро посредь старой застройки, в какой тут дом то сворачивать" как вышли к забору парка, внутри которого и есть станция метро chondny chowk.
О, кстати, карта метро у них непонятная. Они еще и лепят ее на стекло, чтоб жизнь гулаб-джамуном не казалась. Там мало что цвет линий не разберешь, так и читать почти невозможно. Качайте приложения с отслеживанием. Или ездите на убере(заодно узнаете, до каких цен торговаться с рикшами, в убере есть рикша ). Внутри метро разделение направлений более-менее разъясняется, уже хорошо.
По приезду к мейн базару столкнулся с удивительным миром уличных туалетов Индии. Писсуары видно прям с улицы, никаких консьержек, да и никакой канализации, сливные трубы от фаянса обрываются ровно в 5 сантиметрах от начала и все это дело течет вам же под ноги, благо стоишь на двух кирпичах, а куда сливает общая канава я как-то и не хочу знать, спасибо еще само помещение имеет стены. Ато видали мы и как на автобусной остановке ссут на стену прям при всех.
Симку купили буквально в 100 метрах от дороги, прям на углу главной улицы. Потребовали скан паспорта и фотографию. за активированную - тысячу рупий, неактивированная была дешевле но сколько точно не помню, может быть и 500. Копаться с активацией, ясен пень, я не собирался. Плюс они за сканирование паспортов и настройку добавили 100 рупий, если не ошибаюсь.
У Н. как всегда начались отдельные приключения - ее прошлогодний самсунг из дешевой серии почему-то интернет не получал. Мой планшет хуавэй позапрошлого года нормально все схватил. В итоге торчали у будки где-то с полчаса, пока у нее не настроили. В дальнейшем ее страдания только продолжились, но об этом позже.
Ура-ура, интернет есть, до поезда еще часа 4, ничерта мы больше не успеем посмотреть, пошли есть. Нашел в трипадвайзоре советуемое заведение Exotic Rooftop Restaurant, куда и направились. Пока шли, рассматривая лавки, нас догнала какая-то процессия мотоциклистов с матюгальником, орущим какие-то толи речи, толи песни, и на них начал бросать лепестки цветов. Нам тоже досталось. Мне кажется, это что-то националистское, поскольку ехали одни мужики, довольно хмурые, и у них были оранжевые треугольные флажки. Откуда-то у меня всплыло, что это символ партии Моди. Может это и не так.
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=KlKjXPE4ozI&feature=youtu.be[/youtube]
Ресторан нашли: привет, пиво, привет, индийская кухня! Я тебя давно люблю, но в Европе ты все-таки в гостях, поэтому давай знакомиться ближе!
Начали знакомство с чего попривычней для белых - с панира. Палак панира и тикка-панира. Плюс еще соленый ласси, пиво и имбирно-медовый чай.
Палак панир - это панир в подливе из шпината. Панир это единственный индийский сыр. В принципе как адыгейский. Со шпинатом у меня не сложились отношения со времен, когда "тушеный в масле шпинат" был гарниром к стейку семги без возможности замены. Тогда я чуть не проблевался и имел предубеждение против этой травы. Однако нет, тут подливка однородная и довольно вкусная, плюс неострая. Тикка-панир тоже хоть и был посыпан какими-то травами, остроты не содержал практически. Н. повезло, для нее острое все, даже обычная жареная курица с чесноком и перцем по-российски.
До вокзала доехали на рикше, нанятом прям на мейн роуд, сколько уже не помню, как бы не 150 рупий. Чемоданы по бумажке служащий как-то не очень нашел, но мы их видели, потому направили. На боках они мелками писали какие-то письмена. Поезда пришлось ждать, но это потому, что мы заранее приехали, в целом он не опоздал, проблема была найти наш вагон, поскольку мы стояли почти около головы, а там как раз все сидячие и прочие дешевые вагоны, пришлось тащиться практически вдоль всего поезда.
На местах обнаружились другие особенности местного менталитета - индусы любят пялиться на белых рыжих женщин(вот просто сидеть или стоять напротив и смотреть), не парятся насчет естественных выведений газов из организма и еще торговцы, истошно продающие CHAI! CHAI! и прочие шоколадки, обязательно влезая в каждый занавешенный отсек.
Спал так себе, параноидально просыпаясь на каждое движение попутчика с верхней полки и когда на станциях подсаживалась орда русских. Среди которых оказалась и SvetaSingh. Но это мы узнали уже когда приехали к ней в Каджурахо