Мой деньваренье и отъезд из Гоа мы отпраздновали в одной из кафешек в Палолеме на пляжном песочке:
На следующий день (14 апреля) был запланирован переезд в деревню Путаппарти, в ашрам известного гуру Саи Бабы. И в это самый день в Агонде заканчивался туристический сезон: хозяева лавок сворачивали свой товар, заколачивали окна и двери, а кафешки и соломенные домики разбирались на части:
Итоги проживания двух с половиной месяцев в Гоа подводить не буду, пусть они останутся моим мнением, опытом и ощущениями. Просто открою секрет: ни разу моё личное мнение или представление о каком-либо месте в Индии не совпадало с мнением и представлением авторов многочисленных Интернет-статей.
Переезд к Саи БабеКто такой Саи Баба мы начали узнавать из Интернета. Сначала попадалась положительная информация о нём, потом отрицательная. «Фокусник» - решили мы и даже возникла идея не ехать, но передумали. Остановились на варианте, что просто прокатимся, без оценок посмотрим на ашрам (что-то типа монастыря), посмотрим на Путтапарти и напоследок перед переездом на север наедимся манго, бананов и чики (вкусный тропический фрукт).
Тепло распрощались с хозяевами коттеджа, на такси доехали до Чауди, где нас должен был подобрать прямо с трассы междугородний автобус, следующий до Бангалора. В назначенном месте были за 20 минут до прибытия автобуса. Куча туристов ждали свои автобусы, кто-то до Хампи, один мужчина тоже до Бангалора, только на 22:05 (он прибыл больше, чем за час). Ночь, мы ждём, проходит время прибытия автобуса, проходит время отбытия, мы нервничаем. Рядом полицейский говорит: «Не волнуйтесь, это нормально. Индия…». В тот момент я представил реакцию на происходящее некоторых моих друзей алматинцев (22:00, ночь, автобус опаздывает почти на час, мы в спящем городке с маленьким ребенком и кучей багажа), мы ж прикупили сладостей, в последнем работающем киоске города, покормили бродячую собаку, покатались на чемодане:
В 22:05 по расписанию пришёл не наш автобус, но той же туристкой компании. Выходит кондуктор, смотрит на нас троих (я, Рита и мужчина), сверяется со своими бумагами и абсолютно без эмоций сообщает, что поедет только один человек. Наш попутчик скрывается в автобусе со словами: «Not very good.». А мы начинаем бой… По телефону шофер выяснил, что наш автобус просто забыл остановиться на нашей остановке и забрать нас. Сошлись на том, что сейчас едем с ними, догоняем наш автобус в ближайшем городке Карвар и пересаживаемся. Не догнали… В общем до Бангалора мы доехали без приключений на этом автобусе, цена на билет, которого была чуть ли не в два раза выше, чем на наш (мелочь, а приятно). В Бангалоре мы пересели на местный автобус (local bus) и через 5 часов прибыли в Путтапарти.
Путтапарти. Ашрам Саи БабыИтак, мы в Путтапарти, на автобусной станции, в ста метрах от входа в ашрам. Пока ехали в автобусе по деревне, видели аэропорт, личный реактивный самолет «Сокол», Супер госпиталь, где в этот момент находился на лечении сам гуру, школу, планетарий, университет, музыкальный лицей:
.
Всё это, надо полагать, построено и приобретено Саи Бабой на спонсорские средства. И вообще вся бывшая деревня Путтапарти, а ныне красивый обустроенный городок с большим количеством гостиниц, живёт за счёт туристов, приезжающих к великому гуру.
На входе в ашрам, как в аэропорту, стоят рамки-металлоискатели, сканеры багажа и охранники, ощупывающие одежду. Рита не прошла дресс-контроль, пришлось в соседнем бутике покупать шарфик (80Rs), как обязательный атрибут европейской одежды. Нас быстро оформили в семейное общежитие (130Rs в день) (есть казармы с проживанием 5-15Rs в сутки). Итак, мы устроились. Во-первых, что бросается в глаза - это большое количество портретов Саи Бабы - повсюду: на лестничных площадках, в столовых, снаружи ашрама - на рикшах, на зданиях, в любом магазинчике или турагентстве. Сначала было как-то не по себе, может это эго? А потом привык. Во-вторых - это то, что ашрам напоминает санаторий из советских фильмов: мужчины ходят во всём светлом (этакие больничные пижамы), ну а у женщин взрыв красок, все в разноцветных сари. Наверно в санаториях дамочки общались между собой как-то так: «Я сегодня не могу встретиться с вами, у меня чистка печени, а завтра сутра грязевые ванны». В ашраме такие же разговоры: «У меня сегодня чистка кармы (или каких-то там отношений), а завтра с утра Ом-кар и йога. В-третьих - это всё разделено по-половому признаку: мужские и женские общежития (за исключением семейных), столовые, разные очереди, чтобы купить кокос:
или сок, разное время на посещение супермаркета. И в-четвёртых – все слова приветствия, благодарности (для некоторых вообще все слова ) заменены на «Сай рам».
В общем обстановка расслабляющая и у меня возникало беспокойство по поводу своих ощущений: вроде бы всё хорошо, уютно и даже защищённость чувствуется. Но где подвох, кому и когда за это придётся платить? Примерно дня через четыре беспокойства улетучились, я расслабился и даже стал получать удовольствия. И было от чего. Первое - это кормёжка. В ашраме 3 столовых: европейская, южно-индийская и северо-индийская. Минимум у меня выходило покушать 10Rs (33 тенге) в северо-индийской и максимум 90Rs (300 тенге) в европейской столовой. Перед открытием столовых обслуживающий персонал и все желающие полтора часа поют мантры – благословляют пищу. Плюс недорогие фрукты, всякая выпечка и свежевыжатые соки. Второе – это самый дешёвый супермаркет в Индии. Везде фиксированные цены, включая рикши в Путтапарти. И третье то, ради чего сюда едут паломники – это, собственно, сами мероприятия, проводимые в ашраме. Мы приехали как туристы, поэтому многие тонкости не знали, не запомнили замысловатые названия всего, что связано с духовной практикой и т.д. Заранее извиняюсь, если кого-то обидел, чисто туристским описанием этого религиозного места.
Немного отвлекусь на ситуацию, которая была в тот момент в Путтапарти. Ещё до нашего приезда сюда, Саи Баба слёг в больницу, начали плодиться и размножаться всякие слухи. Тут же объявили объяснение болезни гуру, якобы он принял на себя весь удар, который должен был обрушиться на Японию. Однако вспомним, что трагедия в Японии случилась 11 марта, а Саи Баба заболел только через 2 недели. В связи с отсутствием Бога, Абсолюта и т.д. (так его называют преданные), в ашраме поменялось расписание.
День начинается в 4 утра (раньше выходить из спальных корпусов запрещено), в это время приверженцы идут к главному храму, выстраиваются в очередь (где когда-то проводил свои встречи Саи Баба), в 5:00 начинался Ом-кар. Мероприятие проходит в зале, где персональные интервью проводил Саи Баба. 50 мужчин и 50 женщин 40 минут медитируют и поют звук Оммммм. Вечерний Ом-кар начинается в 19:30, после даршана. Внутренне убранство храма очень красивое, много золотых статуй богов, роскошный трон. С 8:00 до 10:30 проходит утренний даршан и с 16:00 до 18:30 - вечерний. День заканчивается в 21:30.
Также на территории ашрама есть библиотека, несколько парков с фонтанами:
а также статуи богов (Иисус, Будда, три Ганеша) всё красиво и ухожено.
Чтоб было всё хорошо, надо обойти босиком вокруг Ганеша 108 раз. У меня на это ушло 1 час 15 минут.
Возможно у нас на родине не хватает своих гуру и поэтому-то наши граждане: россияне и казахстанцы (наша диаспора вторая после индийской) в большом количестве едут или к Саи Бабе в Путтапарти, или в Гималаи, или ещё к каким-то Бабам в Индии, Непале, Таиланде.
В ашраме познакомились с множеством очень интересных людей, узнали много интересных вещей про христианство, индуизм, Саи Бабу. В самом начале нашего пребывания в Путтапарти познакомились с бывшей россиянкой Ириной, а ныне гражданкой Индии - Мать Саи Бабы (не знаю как это имя будет на хинди). Во время знакомства она сказала, что нарисовала меня и показала портрет. Вернее это был портрет Саи Бабы, а в его пышной шевелюре рядом с левым ухом Саи Бабы она рисовала себя, а получился я. И вправду похож. Теперь моя физиономия висит в европейской столовой. Вот такое вот маленькое чудо.
Как-то мы ходили на экскурсию в музей «Всех религий». Большое, красивое трех этажное здание, где на первом этаже, действительно, представлены все основные религии Земли, а вот второй и третий этажи целиком посвящены Саи Бабе: Саи Баба на портретах; Саи Баба в статуях; Саи Баба в полный рост в цветке лотоса. В распоряжении паломников также есть бассейны, как детский:
так и взрослый. Вобщем созданы все условия для самосовершенствования и познания Себя. А мы выбрали самосовершенствоваться через путешествия. Ближе к нашему отъезду в Путтапарти стали подтягивать дополнительные наряды полиции и военных, у европейской столовой в ашраме стояли две пожарные машины с брандспойтами. Вероятно, правительство готовилось к чему-то, что могло возникнуть после смерти Саи Бабы.
Однозначно, у Саи Бабы очень понравилось! Для многих в Индии (да и, наверно, не только в Индии) он бог.
Переезд до МатхурыБилеты мы купили на вечерний поезд «Карнаттака экспресс» до Дели (750Rs 1 билет), от Дели до Агры можно было бы доехать на автобусе (менеджер турфиры сказал, что прямых поездов от Путтапарти до Агры нет). Уже позже знакомая Ирина посоветовала ехать не до Дели, а только до Матхуры (32 часа), это всего 56 км. от Агры. Надо сказать, что билеты на поезд тут разбирают за месяц вперед. Но за 2 дня до даты отправления в продажу поступают, так называемые, Emergency-tickets (Экстренные билеты). И тут же разбираются за 20 секунд различными агентствами через Интернет. Тут уже не до выбора мест – уж, что достанется. В одном вагоне – и за то большое спасибо. Нам достались 2 верхних боковых места через одно купе.
Это был наш дебют путешествия на индийских поездах. Железнодорожная станция чистенькая, всё отделано мрамором, немноголюдно. Кстати станция называется в честь Саи Бабы и на входе висит большой его портрет. На перроне висят таблички с номерами вагонов, т.е. рядом с этой табличкой должен остановиться указанный вагон. Поезд опоздал на полчаса. Внутри вагона я себе представлял совсем по-другому, вернее сервис, или как это объяснить? Короче всё не так, как у нас. Главное отличие от наших поездов - это отсутствие проводника. Т.е. всё внутри самоорганизовывалось, рассаживалось и раскладывалось по своим местам. Посреди ночи, когда уже все крепко спали, по составу прошёл контролёр и проверил билеты. И еще вместо двух полок в купе - три. И где размещать багаж непонятно - поэтому индийцы путешествуют налегке. Три раза в день проходит стюард и как в самолете, только за деньги, предлагает еду в коробочках из фольги. И в течение дня, начиная в 5 утра! бегают разносчики газет, литровых бутылок воды, всякой еды, напитков, игрушек, сувениров. А также разнородные попрошайки: дети; дети с вениками; бабушки, бабушки с вениками; личности, косящие под злобных цыган. Одним словом, кому нужно написать отличную научную работу по теме «Индийские народности и племена» поездка на поезде с юга на север прописана однозначно! Опять же туалетная тема: 2 раза в день на станциях туалеты и тамбуры моют из брандспойтов, а затем обрабатывают штукой, похожей на пылесос.
Индийские дети как куклы, как их посадили родители, так они и сидят. А путешествуют индийцы своими большими семьями. И в тамбуре на чемоданах сидят молодые родители и трое детей, и тихо спокойно едут, наслаждаясь возможностью попутешествовать. Я представил себе, как если бы нам пришлось ехать с тремя детьми, такими же, как Кирилл: сцена из мультика с обезьянками «В каждом маленьком ребенке…».
Ландшафт за окном напоминал наш западно-казахстанский, иногда попадались интересные картинки:
В 5 утра второго дня слышу в индийской речи слово «агра». И правда, через час останавливаемся на станции города Агра! Собрать вещи и выскочить тут даже не предпринимаем попытки. Через полтора часа спокойно прибываем в большой город Матхура (примерно 5 млн. население).
Вывод: путешествие в индийских поездах не опасно для жизни :-). В Индии существуют специальные туристские поезда, где стоимость турпоездки в сутки $250-$400.