И вот, пролистывая в очередной раз сайты со спецпредложениями от авиакомпаний, я наткнулся на спецуху от Turkish Airlines, по которой билеты Москва – Мумбаи – Москва на новогодние праздники предлагались за 21 360 рублей. Надо брать! Правда, за такую цену предполагались длинные стыковки в Стамбуле, но тот момент меня не это не пугало. Я просто увеличил пребывание в Стамбуле почти до суток по дороге туда и обратно. Давно хотел побывать в этом городе, вот и повод нашелся.
Итак, уже в апреле 2013 года я стал обладателем билетов Москва – Стамбул – Мумбаи – Стамбул – Москва, с вылетом 20 декабря и возвращением домой 12 января. А слетав в июле на пару недель в Китай, я занялся и планированием маршрута. Индия страна большая, поэтому для начала мне надо было определиться с направлением. Рассудив, что зима для севера Индии не самое подходящее время года, я остановил свой выбор на юге. Полопатив информацию в интернете и в путеводителях, у меня стал прорисовываться следующий план.
Из Мумбаи сразу же перелететь на самый юг, в Тривандрум, передохнуть денек на пляже в Коваламе, оттуда отправиться в Аллеппи, чтобы поплавать по заводям. Дальше арендовать мотобайк, добраться на нем до заповедника Перияр, потом переехать в Муннар, спуститься обратно на побережье в Кочин, чтобы посмотреть китайские сети, форт и театр Катхакали, и вернуться в Аллеппи, чтобы сдать мотобайк. Из Аллеппи на поезде двинуть в Гоа, с однодневной остановкой в городке Удупи, где находится довольно интересный кришнаитский храм, и после пары-тройки дней на море отправиться вглубь страны, в Хампи, чтобы насладиться развалинами древних храмов и величественными валунами. Из Хампи мной было принято решение добраться до города Убли, откуда самолетом вернуться в Мумбаи, чтобы напоследок изучить и его.
И тут у меня нарисовался попутчик – один мой старый знакомый, Илья, решил провести новогодние праздники в тепле. Ну что ж, вдвоем путешествовать дешевле, а возможно даже и веселее. Позже к нам присоединился и ещё один товарищ, друг Ильи Алексей, а буквально за месяц до вылета и девушка Дарья. Практически весь процесс проработки маршрута был на мне. Ребята особенно не вдавались в подробности и в основном во всем соглашались с моими планами. Я же пытался разработать маршрут таким образом, чтобы он был достаточно разнообразным, включал в себя и море, и храмы, и природу, и города, но чтобы никто особенно не уставал от бесконечных переездов.
Забегая вперед, скажу, что маршрут в итоге несколько изменился и получился вот таким:
Билеты все брали в разное время, лететь должны были разными авиакомпаниями, и прибыть в Тривандрум, соответственно в разное время. Первым на месте должен был оказаться Леха, вечером 21 декабря. Я должен был прибыть в 12 дня на следующий день, Илья намеревался присоединиться к нам в этот же день вечером, а 23-го утром наша компания должна была укомплектоваться Дашей. Поскольку собираться все вместе в Тривандруме нам показалось немного скучно, мы решили местом сбора назначить Ковалам, курортный поселок на берегу моря в 15 километрах от аэропорта Тривандрума.
День 1 и 2. 22-23 декабря. Ковалам.
Итак, 22 декабря в 5:15 утра я приземляюсь в международном терминале аэропорта Мумбаи. Получив багаж, я выхожу на улицу перекурить и решить, как действовать дальше, где ко мне тут же подбегают местные помогайки. Я сообщаю им, что не нуждаюсь в их услугах, и что сейчас мне хочется только докурить сигарету, попить водички и обменять немного денег, на что они заявляют, что деньги в аэропорту мне поменять не удастся (ну, да конечно!), но с радостью бегут мне за водой. У этих же помогаек я узнаю, что мой самолет на Тривандрум улетает из местного терминала, до которого ещё надо добраться, и никакой транспорт туда не ходит. Подумав своей несвежей после перелета головой, я решаю все же довериться им, и, пообещав заплатить им доллар за воду и пять долларов за доставку моего тела в местный терминал (местных индийских цен я тогда ещё не понимал), мы идем в машину. По дороге выясняю у них про обмен денег, и они с радостью соглашаются поменять мне доллары по курсу 6000 рупий за 100 долларов, что не так уж и плохо. Однако в процессе обмена я начинаю чувствовать какой-то развод. Выясняется, что только что отданные им в руки 100 долларов я им не давал, я начинаю и сам сомневаться в том отдал я им их или нет, пересчитываю наличность и понимаю, что меня пытаются развести. Несколько резких слов повышенным тоном в их адрес, просьба остановить машину, и я забираю у них свои законные 6000 рупий, после чего отдаю им обещанные 6 долларов и вылезаю, не смотря на их заверения, что они доставят меня в терминал без каких либо проблем. С первой же проезжавшей мимо рикшей за 100 рупий я уезжаю в нужный мне терминал.
А в терминале происходит ситуация, про которую я уже слышал и не раз, и которая является обычной для всех индийских авиалиний – овербукинг. На мой самолет в 9:45 мест не осталось, не смотря на то, что билет я купил примерно месяц назад. Девушка на стойке, при этом, говорит мне не отчаиваться, что всё в порядке, и я улечу ближайшим рейсом. Тем более что я такой не один, одному индусу, так же как и мне, не хватило места. Примерно через час мы решаем все вопросы, и вместо своего одного посадочного я получаю сразу два – Мумбаи-Бангалор и Мангалор-Тривандрум, с пересадкой в Бангалоре около двух часов. А также 4000 рупий компенсации. Ну что ж, хорошо хоть что так.
В итоге в Тривандрум, штат Керала, я прилетаю только около двух часов дня. Сразу же ловлю себе такси до Ковалама за 200 рупий, и по дороге прошу водителя остановиться у вайн-шопа – надо же будет отметить приезд, тем более что Лёха уже заждался меня.
Воскресный Ковалам производит на меня довольно странное впечатление – здесь повсюду толпы индийцев, а на главной улице даже образовалась пробка! Но мне сейчас, честно говоря, по фигу. Очень хочется наконец-то поесть где-нибудь и немного расслабиться с дороги.
Леха остановился в забронированном заранее Shirlys Beach Hotel. Цена, правда, немного кусалась, 1000 рупий за двухместный номер, но для одной ночи это казалось приемлемым. Я селюсь в том же отеле, где мы за вискарем и дожидаемся ребят.
Вечером до нас добирается Илья, а следующим утром приезжает и Даша. По плану, в этот же день мы должны выдвинуться в Аллеппи, но мы решаем не спешить, немного прийти в себя, отдохнуть и выдвигаться завтра утром.
Раз в запасе появляется день, я решаю вопрос с местной сим-картой. Вернее, это я думаю, что решаю этот вопрос. В единственном салоне связи я заполняю анкету, отдаю фотографию 3х4 и узнаю, что за сим-картой можно будет зайти только завтра. На следующий день, далеко не с первого раза, я всё же забираю симку, плачу за неё 500 рупий, и ещё 500 отдаю, чтобы мне их положили на счет. При этом симка моя не активна, а активна будет только дня через три. Забегая вперед скажу, что тогда, конечно, я лоханулся очень хорошо. Точно такая же симка в Кочине обошлась Даше в 250 рупий, и на счету сразу лежало 230. Свою же симку я пытался активировать всю следующую неделю, звоня на короткие номера и называя данные, которые оставил в анкете. В итоге, специалисты в Кочине провели несколько операций с моим телефоном и со второго раза сумели-таки активировать мой номер, на котором, конечно же, никаких 500 рупий не оказалось.
День 3. 24 декабря. Ковалам – Кочин.
На третий день я просыпаю с рассветом. Понимая, что это хороший шанс немного пофотографировать, я отправляюсь на пляж. Здесь рыбаки уже выталкивают свои лодки в море. Их предложение на хинди поплыть с ними мне приходится отклонить – ведь я понятия не имею, когда они вернутся. Вдруг они в море на неделю уходят?
Позавтракав, возвращаюсь в отель, забираю Дашу и мы снова идём завтракать. Здесь рыбаков на лодке уже сменяют рыбаки с сетями.
На третий завтрак собираемся уже все вчетвером. Время идёт, а мы все ещё в Коваламе. Тут кто-то из ребят выдает свежее предложение: а зачем нам в Аллеппи? Давайте поедем сразу в Кочин! Я пытаюсь объяснить, что Аллеппи ближе, что нам все равно туда надо будет заехать, чтобы посмотреть заводи и бэк-вотерсы, что из Аллеппи у нас запланирован мотоциклетный маршрут в Кумили, затем в Муннар, затем в Кочин и обратно в Аллеппи, что это самый логичный маршрут, но получаю ответ, что от перестановки мест слагаемых и т.д. Добиться ответа, зачем мы меняем план и чем Кочин нам сейчас удобнее, у меня так и не получается, и, рассудив, что если мы будем спорить вместо того чтобы двигаться, мы вообще никогда никуда не уедем, я сдаюсь.
На такси мы добираемся до Тривандрума и сразу же отправляемся в кассы железнодорожной станции. Я слышал, что взять билеты на поезд прямо перед отбытием в Индии практически невозможно, но, к моему удивлению, нам удается это сделать! Билет в поезд 2 класса с кондиционером нам обходятся в 515 рупий каждый, отбытие через полчаса.
В поезде выясняется, что все наши билеты находятся в разных концах вагона. При этом некоторые наши места уже заняты местными. Мы решаем ни с кем не ругаться и устраиваемся в первом же попавшемся отсеке, в котором кроме нас оказывается только один индус. На полпути, правда, в вагон заходят полноправные хозяева этих мест, и мы расползаемся по вагону. Правда, все больше времени нам приходится проводить в некондиционированном тамбуре – в вагоне мы просто-напросто замерзаем! К тому же, из тамбура ближе до туалета, где можно курить.
Уже в темноте мы прибываем в Кочин, а точнее в его район Эрнакулам, расположенный на материке. Поймав совершенно безумного, и к тому же обкуренного, рикшу, мы отправляемся в сам Кочин, на остров. Сразу жилье найти не получается – скоро Рождество и все занято. В конце концов, с помощью менеджера одного из отелей, нам удается найти два двухместных номере в гестхаузе Four Square, по 700 рупий за номер. Закинув вещи, с тем же самым менеджером мы отправляемся к его другу, занимающемуся сдачей в прокат скутеров и мотоциклов. Ведь завтра мы должны выдвинуться в шестидневный трип по маршруту Кочин – Муннар – Кумили – Аллеппи – Кочин. В первоначальный план входило взятие в прокат трех скутеров. Дело в том, что Даша должна была ехать пассажиркой, а Лёха должен был отделиться от нас 29 декабря и из Кочина лететь в Гоа. Первоначальный вариант пробега был разработан в обратную сторону, Аллеппи – Кумили – Муннар – Кочин – Аллеппи. В этом случае Даше пришлось бы отгонять скутер из Кочина в Аллепи вместо улетевшего в Гоа Лехи. С тех план наш немного изменился, но решение о трех скутерах мы решаем не менять. Однако хозяин мототехники оказывается категорически против такого трипа на скутерах. Только на мотоциклах. Он объясняет нам, что по тем дорогам на скутерах мы просто-напросто не доберемся даже до Муннара. Подумав и посовещавшись, мы решаем взять два мотоцикла. На одном поедет Илья и Лёха, на втором я и Даша. Дело в том. что у Лехи вообще нет опыта вождения двухколесных друзей и садиться сразу за мотоцикл он побаивается. Илья же уже пробовал несколько раз водить мотоцикл в Москве, а я до этого момента катался только на скутерах по Таиланду и Вьетнаму. Но положение у нас безвыходное. Если уж хозяин не уверен, что один человек сможет доехать даже до Муннара на скутере, то ехать туда ещё и с пассажиром сзади идея не из лучших. Мы обещаем вернуться завтра в 7 часов утра и отправляемся на уютный балкончик нашей гостиницы.
День 4. 25 декабря. Кочин.
Стоит ли говорить, что на следующий день мы снова никуда не поехали? Проснулись все поздно, ещё дольше собирались на завтрак. Всё же правильно мне сказал один мужик в Хампи, что скорость каравана определяется скоростью самого медленного верблюда. В ожидании завтрака в одной из кафешек поблизости, мы держим совет относительно дальнейшего трипа. Выезжать сегодня куда-либо уже поздно, это ясно всем. А выезжая завтра, Лехе не хватит одного дня чтобы успеть на самолет до Гоа. Варианта два: либо сокращать программу на один день, то есть потратить на Перияр лишь вечер и, возможно, утро, либо отказывать от Перияра полностью. Под давлением ребят и обстоятельств я вынужден согласиться на первый вариант – завтра мы выезжаем в Муннар, где планируем провести два полных дня, и 29-го декабря вернуться в Кочин. Чёрт побери, за четыре дня мой первоначальный план поездки меняется уже в третий раз!
Первую половину дня мы проводим за осмотром нашего острова. Сами остатки форта на нас не производят какого-либо впечатления, да и сам Кочин не очень нравится и кажется обычным серым заштатным городишкой. Разве что большое наличие церквей, да расписанные стены как-то ещё радуют глаз.
А вот местная набережная с её знаменитыми китайскими сетями нравится. Я уже видел нечто похожее в Китае, но эти сети намного больше.
Ещё утром мы запланировали на вечер культурную программу, купив у ребят на ресепшене нашего отеля билеты на представление театра Катхакали. Это традиционный керальский театр, и лучшие труппы, по мнению знатоков, находятся именно здесь, в Кочине. Во время такого представления загримированные актеры, под звук небольшого оркестра, состоящего из ударных инструментов и прочих гремелок, с помощью мимики и жестов рассказывают нам историю из какого-либо индийского эпоса.
К 17 часам мы приходим в театр, который находится минутах в 10 ходьбы от нашего отеля. Сперва, около часа мы наблюдаем процесс гримирования актеров. Кто-то обходится собственными силами, кому-то необходим помощник.
Около 18 часов на сцене остается один из актеров, барабанщики и рассказчик. Актер под звук барабанов демонстрирует нам те или иные жесты, либо различную мимику, а рассказчик объясняет их смысл. Таким образом, у зрителей сформировывается некая «азбука» всего представления. Сам же нехитрый сюжет описывается в небольшой программке, которую можно получить перед входом, в том числе и на русском языке.
Примерно через полчаса начинается и само представление. Актеры под звуки барабанов и гремелок, в совершенно безумных костюмах и гриме, рассказывают нам какую-то кровавую историю любви с участием богов и демонов. Но, честно говоря, уже минут через тридцать я начинаю засыпать и решаю потихонечку смыться из зала. Мои друзья с радостью соглашаются составить мне компанию. Сами не решались.
Покинув театр, мы отправляемся на поиски какой-нибудь кафешки, где можно было бы поужинать и выпить пива, но это оказывается не так-то и просто. Дело в том, что в Керале действует что-то на подобии сухого закона – алкоголь можно купить либо в специализированных вайн-шопах, либо в барах. В барах, при этом, как правило, не кормят, а только наливают (бывают, правда, и исключения). В обычных же кафе, как правило, не продают даже пиво. Нам же все-таки удается найти одно кафе с подпольным пивом – хозяин просит нас пересесть с улицы во внутреннее помещение и приносит нам пиво в заварочных чайниках, которое мы разливаем в большие чайные кружки.
А завтра утром нас ждет выезд на мотоциклах в Муннар!