Часть 2. Сингапур: Путешествие по Юго-Восточной Азии - 2019: часть 2. Сингапур
Часть 3. Индонезия. 02 – 14.05.2019
Остров Ява. 02 – 06.05.2019
Полёт авиакомпанией «AirAsia».
Из Сингапура до города Джокьякарта были куплены билеты на рейс авиакомпании «AirAsia». В дальнейшем все наши авиаперелёты по Индонезии и Малайзии (всего 5 перелётов) осуществлялись этой же компанией.
AirAsia – малазийская бюджетная авиакомпания, главным хабом авиаперевозчика является аэропорт Куала-Лумпур. Это самая крупная бюджетная авиакомпания в Азии, совершающая местные и международные перелёты, она неоднократно была признана лучшим лоукостером в мире.
Билеты мы покупали на официальном сайте авиакомпании.
За два билета на рейс Сингапур – Джокьякарта заплатили 404,7 сингапурских доллара (с карты списали 20434,26 рубля). Кроме разрешённой ручной клади в 7 кг, в стоимость вошли на каждого человека: страховка, еда и багаж 20 кг. Если ограничиться только ручной кладью в 7 кг, то можно было купить билеты на 25 % дешевле.
Регистрация на рейс онлайн начинается за 14 суток до вылета! В аэропортах, где мы были (Сингапур, Денпасар, Куала-Лумпур), регистрация и сдача багажа происходит автоматизировано, об этом я уже писал ранее во второй части отчёта про Сингапур. Только в малазийском аэропорту города Кота-Бару, регистрация и сдача багажа происходила обычным, привычным нам способом через сотрудника у стойки регистрации.
Все 5 перелётов авиакомпанией «AirAsia» прошли без задержек и переносов. Отличная компания, летать можно, рекомендуем!
Наш самолёт готовится принять пассажиров.
Снова для нас новый вид самолёта, на Airbus A320 мы ещё не летали.
Взлёт! И вот мы уже летим над островом Ява.
Для посещения Индонезии миграционную карточку заполнять не надо, зато необходимо заполнить декларацию. Вот такую бумажку для заполнения выдали нам в самолёте.
Наконец, спустя два часа, мы приземлились в индонезийском городе Джокьякарта.
• Кстати, на острове Ява местное время на 2 часа больше московского, а в Сингапуре, который располагается намного западнее Явы, разница с Москвой в 3 часа! Парадокс, но факт. Отсюда следует, что на Яве темнеет о-о-очень рано в 17-30, зато рассвет настаёт в 5-30 утра. Учитывайте данное явление при планировании маршрута.
Ну, здравствуй, Индонезия! Добро пожаловать в Джокьякарту!
Международный аэропорт Джокьякарты «Адисутджипто» (Adisutjipto International Airport) был построен ещё в 1940 году для военных и впервые открыт для гражданских рейсов в 1964 году. Имеет два терминала: терминал, А обслуживает внутренние рейсы, терминал В — международные и внутренние рейсы. Раньше всё было наоборот, но после реконструкции, международные рейсы начали принимать в терминал В. Терминал В слишком маленький, провинциального уровня, имеет только один этаж и его явно не хватает для города численностью в полмиллиона человек (не считая десятков городов и сёл, расположенных поблизости).
Общий вид аэропорта.
Схемы аэропорта терминала В я не нашёл в интернете, поэтому нарисовал сам как смог.
Красной линией показан путь на выход из Терминала В.
Обратите внимание, что в зоне прилёта есть только один пункт обмена валюты, один пункт заказа такси и один рентакар (№№ 4, 2, 3). Рядом с пунктом обмена валюты расположилось местное турагентство (№ 5). Все они располагаются у самого выхода из Терминала. Банкоматов в зоне прилёта нет
Выйдя на улицу, попадаешь в галдящую и шумящую толпу встречающих и таксистов. Цены на такси начинаются с каких-то баснословных 100 долларов! Поэтому дешевле всего заказать такси в аэропорту у стойки официального такси (пункт № 2 на схеме). Там нужно назвать отель куда ехать, оплатить названную цену (она определяется по расстоянию), получить талон и с ним идти на посадку в машину. До центра города поездка обойдётся около 100 000 рупий (около 500 рублей). Водителю ничего оплачивать не нужно.
Есть и другие способы дёшево добраться до города.
Чтобы сэкономить, можно выйти от терминала на главную дорогу, для чего придётся пройти метров 500 и поймать такси там.
Есть и гораздо более экономные способы добраться. В пешей доступности от выхода из терминала находится автобусная остановка, откуда можно уехать в центр города.
И ещё один недорогой способ – воспользоваться поездом. Рядом с аэропортом находится ж/д станция Maguwo, откуда примерно каждый час отправляются поезда до станции в центре города.
Как я уже сказал, мы воспользовались аэропортовским такси, чтобы не таскаться с чемоданами по вокзалам и дорогам. К тому же у нас была важная срочная задача, которую необходимо было успеть решить до конца дня. О планах расскажу чуть позже.
Что же это за город такой, Джокьякарта и чем тут заняться?
Джокьякарта (Yogyakarta), или Джогджа, Джогья, как её называют местные жители – по насыщенности достопримечательностями ничем не уступает всем известному острову Бали.
На юге от Джогьи есть выход к океану, где расположены прекрасные пляжи, хотя практически все они непригодны для купания из-за огромных волн открытого Индийского океана. На севере город упирается в действующий вулкан Мерапи, натворивший на Яве немало бед. В карстовом нагорье Gunung Kidul есть множество пещер, скальных образований и водопадов. И, конечно же, не стоит забывать о главных достопримечательностях в окрестностях Джогьи – это буддистский храмовый комплекс Боробудур, и не менее знаменитый Прамбанан – крупнейший в Индонезии индуистский комплекс.
Перевод названия Джокьякарта звучит как «городок, который обязан процветать». Учитывая его историю и достаточно стремительное превращение из простого дворцового комплекса в один из крупнейших городов Индонезии, оно является более чем справедливым.
Сам город Джокьякарта, имеет статус «культурной столицы Индонезии». Благодаря высокому уровню системы образования в Джокъякарте (здесь расположены старейшие университеты в стране), многочисленным памятникам исторического наследия и высокому, по индонезийским меркам, культурному уровню местных жителей, город по праву считается культурной столицей Индонезии.
Посещение Джогьи невозможно представить без главного сокровища Индонезии – батика. Лучшие в мире картины из этого материала делаются местными художниками и выставлены в частных галереях и государственных музеях. Звание мировой столицы батика принадлежит ей по праву. Здесь оно возведено в ранг культа и мастерские по производству батика находятся чуть ли не в каждом дворе.
Центральная часть города находится как-бы в квадрате, из-за кольцевой дороги квадратной формы, построенной в 80-х годах прошлого века.
В Джогье два основных туристических района.
Один из них Малиоборо (Malioboro) – это индонезийский аналог тайского Каосана. В округе огромное множество хостелов, гестхаусов, отелей на любой вкус и кошелёк. Цивильные и европейские кафешки соседствуют с местными варунгами. Днём на улице трафик из машин, а вечером на смену машинам приходит толпа народа, улица превращается в шумный галдящий променад.
Второй район – это Правиротаман (Prawirotaman). Этот район гораздо приятней, тише и спокойней, его называют kampung bule – деревня европейцев. Гесты и отели здесь более новые, красивые и опрятные, часто с бассейнами. В округе большое количество мест с европейской едой. Правиротаман и соседние улицы ухоженные и чистые. Единственный недостаток этого района, довольно далеко до основных достопримечательностей города. Тем не менее, мы забронировали отель в районе Правиротаман, а до местных достопримечательностей решили добираться на тук-туке.
Отель «Eclipse Hotel Yogyakarta».
Пара слов об отеле. Мы сняли улучшенный двухместный номер. Оплачивали номер при заселении. Стоимость составила 945000 рупий за двое суток (с карты списали 4348,05 рублей). Номер большой, просторный. Кондиционер не дует на кровать. Помимо широкой кровати, есть маленький диванчик. Холодильник, чайник и прочие необходимые атрибуты присутствуют. Весь внутренний дворик отеля занимает бассейн. Мы не купались, состояние не знаем, но видели, как его чистят. Каждое утро сервируется континентальный завтрак. Выбор небогат: либо каша, либо омлет, но мы не привередливые, вполне наедались. Главная же фишка отеля – это вид из окна на вулкан Мерапи (Gunung Merapi).
Вид из окна на Мерапи.
Теперь немного о наших планах на ближайшие дни. Завтра мы планировали посмотреть Боробудур и Прамбанан, а также попасть к Индийскому океану, а послезавтра планировали отправиться в трёхдневный тур на вулканы Иджен и Бромо и затем каким-то образом перебраться на остров Бали. В общем, отдыхать в ближайшие дни мы точно не планировали.
Наш самолёт из Сингапура прилетел в полпервого дня, но, пока прошли все формальные процедуры в аэропорту, получили багаж, добрались на такси до отеля, на часах был уже третий час дня. Поэтому мы бегом побросали вещи и ринулись в турагентство, в котором можно было приобрести все необходимые нам экскурсии.
Справедливости стоит сказать, что турагентство мы заранее приметили в интернете перед поездкой, рассматривая гугл-карты возле нашего отеля. Ценник на туры показался нам вполне приемлемым, тем не менее, созваниваться и списываться с агентством не стали, чтобы не дать возможности накрутить ценник и не платить никаких авансов. Взяли с собой только распечатку прайса с ихнего сайта.
Турагентство называется «LOSARI Tours and Travel» (ссылку на официальный сайт давать не буду, а то посчитают рекламой, кому надо, тот в гугле найдёт).
Расположено агентство всего в 100 метрах от отеля «Eclipse Hotel Yogyakarta». Нашли мы агентство сразу, оказалось, что это небольшое строение, внутри которого всего одна комнатка, в которой располагается офис турфирмы. За стойкой сидели две молоденькие индонезийки, которые неплохо говорили на английском.
Итак, мы забронировали:
1. Private тур на завтра на 3-е мая: Borobudur Temple + Prambanan Temple + Parangtritis Beach.
Приватный тур на завтрашний день, помимо перечисленного маршрута, включал в себя: 5-ти местный автомобиль, топливо, кондиционер в машине. Говорящий по-английски водитель. Трансфер от и до отеля. Продолжительность поездки максимум 10 часов.
Стоимость 550000 рупий «за машину» (около 2500 рублей).
2. Тур с 4-го по 6-е мая: Mount Bromo Sunrise Tour Package + Blue Fire Tour in Ijen Crater + Drop in Ketapang (3D/2N).
Этот тур включает в себя:
- автомобиль из Джокьякарты до Проболинго;
- микроавтобус из Проболинго до села Чеморо Лаванг;
- ночёвка в Чеморо Лаванг в гестхаусе;
- подъем на джипе на смотровую площадку Бромо, встреча рассвета;
- спуск в кальдеру вулкана на джипе,
- подъем к кратеру вулкана Бромо;
- доставка на джипе обратно в Чеморо Лаванг на джипе;
- завтрак в гестхаусе;
- переезд на микроавтобусе из Чеморо Лаванг в Проболинго;
- переезд на автомобиле из Проболинго до Семпол;
- отдых в Семпол в хоместей;
- выдача респираторов;
- ночной подъем и спуск в кратер вулкана Иджен с гидом;
- голубые огни в кратере Иджен;
- встреча рассвета на вулкане Иджен;
- сух паёк, выданный в хоместее вместо завтрака;
- доставка на микроавтобусе до паромной переправы Кетапанг.
Стоимость 900000 рупий за человека, итого 1800000 рупий за двоих (около 8500 рублей).
Дополнительно оплачивается: еда во время переездов, вход в национальные парки Бромо и Иджен.
• В ночь с 4 на 5 мая начался месяц Рамадан. Было опасение, что в мусульманской стране могут отменить поездку, или ввести какие-то ограничения, но пост никак не отразился на нашем путешествии, кроме одного момента: в Семполе все кафешки были закрыты.
Решив основную задачу по маршруту на ближайшие дни, мы наконец-то смогли спокойно выдохнуть.
На часах три часа дня, и мы решили посмотреть одну из главных достопримечательностей города Таман Сари (Taman Sari) – водный дворец султанов Джокьякарты.
Выйдя из турагентства, мы поймали тук-тук и поехали во дворец.
Тук-тук в Джогье не совсем обычный, представляет собой модифицированный мотоцикл с сидениями для 2-х пассажиров спереди, а моторикша сидит сзади. Сиденья для пассажиров открытые, сверху сделан небольшой навес, который, впрочем, не спасает ни от дождя, ни от палящего солнца. К тому же пассажиры вынуждены дышать выхлопными газами от машин (а трафик в городе о-го-го какой). Сиденья очень узкие, чтобы комфортно усесться вдвоём, надо быть либо детьми, либо дистрофиками после месячного голодания. Мы себя не относим ни к тем, ни к другим, но и толстыми тоже не являемся, тем н менее еле-еле втиснулись на сиденье.
Едешь вот на таком тук-туке по трассе и мысль только одна: главное не вывалиться и доехать живым
В общем, езда на тук-туке по оживлённым улицам развлечение не для слабонервных.
По пути к Таман Сари заехали в мастерскую по производству кукол для театра теней. Точнее как заехали, таксист взял да и остановился возле одного из домов. Мол, не хотите ли посмотреть «бесплатно» как делаются куклы. Ну ладно, раз бесплатно, то можно и сходить, решили мы.
Ваянг Кулит
Ваянг Кулит (Wayang Kulit) – традиционный яванский театр теней с куклами. Куклы Ваянг Кулит плоские, они вырезаны из буйволовой кожи и прикреплены к бамбуковому стержню. Головой куклы и торсом управляют, держа за стержень, а руками её водят с помощью палочек.
Каждый жест кукол означает какой-то символ. Сжатые губы – острота ума, оскаленный в улыбке рот – глупость или хитрость, глаза навыкате – коварство. Особое значение придаётся цвету: белое лицо может принадлежать только благородному герою, чёрное – отважному воину, зелёное – трусу и завистнику, красное – злодею.
Экран, на котором происходит действие театра, матовый, непрозрачный. Зритель видит на экране лишь тени от кукол, подсвеченные лампой. Но кукол всё же тщательно раскрашивают и перед представлением выставляют для обозрения.
В центре Джокьякарты в музее Сонобудойо Ваянг Кулит играют каждый день в 20-00. К этому музею мы ещё вернёмся, а пока что продолжим нашу экскурсию по мастерской.
На входе в мастерскую сидит дядечка, который делал дырочки в коже, узорами покрывающие куклу. Сама мастерская представлена двумя комнатами, в одной из которых происходит покраска кукол (там никого не оказалось, а жаль было бы интереснее посмотреть, как красят кукол), в другой, как вы уже догадались, выставлены на полках в ряды куклы всевозможных размеров и окрасок. Естественно они все продаются.
Обычное явление для Азии – после демонстрации процесса изготовления следует процесс впаривания товара туристу.
Самая большая кукла стоила в переводе на наши деньги около 10 тысяч рублей, самая малюсенькая размером сантиметров 10 – около 400 рублей. Больших кукол «жаба задавила» покупать, а маленькие куколки были совсем невзрачные и некрасивые на наш взгляд. В общем, мы помялись, помялись, сказали, что подумаем ещё и вышли из магазина-мастерской ни с чем.
Таксист-туктукер ждал у выхода и расстроился когда увидел нас без покупок. Обломали мы его с дополнительным наваром. Поняв, что от нас ничего не поимеешь, таксист без остановок доехал до входа во дворец Таман Сари.
И вот тут случился облом в нашей культурной программе, дворец оказался закрытым
Восточные ворота Gapura Hageng, через которые запускают туристов, закрыты.
Оказывается, дворец открыт ежедневно с 8:00 до 14:00, мы же приехали в четвёртом часу дня.
А ведь таксист знал наверняка об этом, но ничего не сказал и привёз сюда. Уезжать он не спешил и всё смотрел, как мы в раздумьях стояли у закрытых ворот. Потом он подошёл, поцокал языком, мол, вот незадача, и предложил нас свозить ещё куда-то.
Ну, уж нет, мы как-нибудь сами, ведь рядом с основным дворцом Таман Сари есть ещё другие старые постройки, в том числе круглая мечеть. Так что мы сказали таксисту – «спасибо», и отправились дальше изучать город пешком.
Пешая прогулка по Джокьякарте.
На карте красной линией показан путь на тук-туке, зелёной – пеший маршрут.
Немного истории, для общего представления, что же такое Таман Сари.
Строительство началось в 1758 году, во время правления султана Хаменгкубувоно I. Водный дворец был разделён на четыре части: большое искусственное озеро Segaran с островами и павильонами на западе, купальный комплекс Umbul Binangun в центре, комплекс бассейнов и павильонов на юге и ещё одно озеро поменьше на востоке.
Таман Сари активно использовался с 1765 по 1812 год, но после смерти султана его содержание было приостановлено, в 1812 году он был частично разрушен во время британского вторжения, в 1825–1830 годах во время Яванской войны и окончательно его добило землетрясение в 1867 году. Далее более века дворец стоял в запустении. Лишь в 1970 году была проведена частичная реставрация купального комплекса, в который собственно и водят туристов и который оказался закрытым. Остальные части дворца по сегодняшний день находятся в плачевном состоянии, зато смотреть остатки некогда красивейшего дворца можно совершенно бесплатно. Вот эти остатки мы и отправились изучать.
Первым делом, направились на поиски круглой мечети Sumur Gumuling.
Сейчас на территории разрушенного Таман Сари находится жилой квартал, в который живописно вписались руины заброшенных конструкций дворца полузабытого назначения. Найти путь к круглой мечети не просто, пришлось немного поплутать по узким лабиринтам улочек.
Часть пути проходит по подземному туннелю.
При строительстве дворца, чтобы соединить все его части, строились не только наземные дороги и мосты, но и подземные туннели, которые могли служить для обороны, а также для тайных перемещений между многочисленными постройками. Так, местные жители рассказывают, что до сих пор существует подземный переход из дворца до самого Индийского океана на случай вынужденного бегства султана. Враньё конечно, но хочется верить.
Туннель, по которому мы шли, вывел нас к круглой мечети.
Выход из туннеля.
А вот и вход в мечеть.
Подземная мечеть Sumur Gumuling странной круглой архитектуры. Ранее вокруг неё было искусственное озеро, а вход в мечеть осуществлялся по подземным туннелям под водой. Озеро давно высохло, а вот туннели сохранились. Вход в Sumur Gumuling двоякий, а именно с востока и запада. Западный вход обрушился, поэтому попасть в мечеть можно только с восточной стороны.
Строение Sumur Gumuling представляет собой двухэтажную круглую форму. Первый этаж подземный, имеет восемь дверей, которые соединяются с центральным бассейном в форме колодца в центре. Это специальный бассейн, построенный для мусульманского омовения. На второй этаж ведут три лестницы, сходящиеся вместе посередине. Центральная площадка второго этажа размером всего 1,5 на 1,5 метра, возвышается над бассейном и имеет также восемь окон вдоль стен.
Со второго этажа наверх ведёт всего одна лестница.
Философия Sumur Gumuling заключается в том, что человек, созданный из земли, всегда возвращается обратно в землю.
Малюсенькая площадка второго этажа любимое место для фотосессий, сделать фотографию очень сложно, так как желающих много и приходится ждать в очереди. Мы тоже решили сфотографироваться, правда так и не дождались, когда площадка опустеет.
Так что снимок получился «для галочки», из серии: «здесь был я».
После посещения мечети, мы ещё немного поплутали по местным улочкам, и вышли в конечном итоге к Plasa Ngasem.
Plasa Ngasem – центр общественных мероприятий, площадь, которая обычно используется для театральных представлений, выступлений музыкантов и других представителей искусства. Рядом с площадью расположился птичий рынок Pasar Ngasem.
На фотографии за площадью возвышаются руины Pulo Kenanga.
Сооружения Pulo Kenanga также входят в дворцовый комплекс Таман Сари. Здание Pulo Kenanga является самым высоким строением в окрестностях.
Pulo Kenanga также был построен на острове, окружённым искусственным озером, которого сейчас нет. И также как и другие строения Таман Сари был соединён с главным дворцом и круглой мечетью подземным туннелем.
Посещение Pulo Kenanga бесплатное. Говорят там можно долго бродить по руинам заброшенных зданий, подняться наверх и увидеть удивительную панораму всего комплекса Таман Сари.
Нам очень хотелось посмотреть эти руины вблизи, но возвращаться обратно ещё больше не хотелось. Поэтому оставим их изучение другим путешественникам.