
Во-первых, архитектурная форма главного сооружения — усеченная пирамида, характерная скорее для храмов Южной Америки, чем для индонезийских Чанди.

«Храмы, как правило, имеют прямоугольную или квадратную форму, но храм Sukuh является трапецией с тремя террасами. Каменная лестница на внешней стороне пирамиды поднимается к ее вершине. Неизвестно, что символизирует уникальная форма монумента...» - читаем в википедии.
В связи с этим существует потрясающе смелая гипотеза, что построен он был потомками племени майя, невероятным образом попавшими в эти места в начале 15 века.
А может, таинственный архитектор что-то слышал о храмах Южной Америки. Или приснились они ему в провидческом сне про свою прошлую жизнь... Почему нет?
В википедии читаем: «Истоки почитания Лингама восходят к распространённому во многих ранних культах почитанию оплодотворяющей силы. И индуизм в данном случае не исключение — в нём активно почитаются с самых ранних времён как мужское, оплодотворяющее, начало, так и женское, порождающее». Встретить пещерные (как правило) храмы, сплошь заставленные различными изображениями Лингама, т. е. фаллоса — не редкость в ЮВА, и любой гид вам подтвердит, что это — символ плодородия и деторождения. Но здесь, я бы сказала, автор - архитектор перестарался. «Гениталии изображаются на нескольких статуях комплекса, который является уникальным среди яванских классических памятников». Уникальность, без сомнения, и в этих навязчивых акцентах на половых органах изображенных существ. А «несколько статуй» - слишком мягко сказано уважаемой википедией...



Больше того, на вершине усеченной пирамиды главного храма некогда стояла вот эта статуя Лингама в 1,82 метра (сейчас в Нац. Музее Индонезии):

Согласитесь, впечатляет. Для викторианской Британии 19 века фалличность Лингама в индуистских памятниках вызывала непонимание и неприятие. Ритуал почитания Лингама - «последняя стадия деградации, до которой может опустится природа человеческая», «его символика слишком груба даже тогда, когда её пытаются облагородить для взгляда общественности».
Да и теперь многих туристов чрезмерный упор на символах плодородия несколько коробит. Девчонки-азиатки смеются, закрывая ладошками краснеющее лицо, гиды многозначительно подмигивают... Конечно, это вам не Инь-Янь, все гораздо натуралистичней. И все же искусство есть искусство, куда деваться)
Очень важный рельеф, также вызывающий много споров — изображения 2х кузнецов и танцующий Ганеша посередине.

Фигура Ганеши отличается от обычных. Вместо того, чтобы сидеть, он танцует (опять же, не скрывая гениталий) и держит маленькое животное, вероятно собаку. Такой рельеф Ганеши, как считает википедия, имеет сходство с неким тантрическим ритуалом, найденным в истории буддизма в Тибете. Этот ритуал связан с несколькими фигурами, одна из которых описывается как "Король Собаки" , который днем учит своих учеников, а ночью исполняет тантрические танцы над могилами и склепами.
Кузнецы тоже не случайны. «В индо-яванской мифологии кузнец, как полагают, обладает не только умением изменять металлы, но и ключом к духовной трансцендентности». Эти образы, очевидно, связаны с преображением, превращением или транспортировкой духа после смерти.
Изображения кузнецов, мехов, выкованного меча (криса) вполне могут быть связаны с не менее интересной наукой прошлого — алхимией. Я читала работу одного исследователя, где он предполагает и приводит археологические доказательства того, что в период с тринадцатого на четырнадцатое столетие на архипелаге существовало очень точное знание индийской алхимии. Соответственно, те кузнецы могли не просто ковать мечи, а искать способы трансмутации металлов — превращения их в золото.
Очень интересны изображения Гаруды, "Господа всех летающих существ", "величественного царя птиц», который традиционно изображается как божественное существо с головой, клювом, крыльями и когтями орла, а телом человека.



Во многих рассказах Гаруда символизирует достоинство знания, силы, храбрости, верности и дисциплины. «Как транспортное средство Вишну, Гаруда также несет атрибуты Вишну, которые символизируют сохранение космического порядка».

Три черепахи со сплющенными раковинами похожи на жертвенные алтари. Две из них охраняют вход в пирамиду, головы указывают на запад.

Потрогала плоский теплый камень алтаря. Какие ритуалы здесь проводились? Очищения, поклонения богам, предкам?..

Во всех своих путешествиях, особенно в храмах различных религий — своеобразных энергетических зонах, где много людей в разное время обращались к своим богам, без особого напряжения чувствую некую силу, название которой звучит и понимается по-разному. Для этого порой ничего не нужно — даже идеальная тишина. Даже осознанного на то желания. Все получается само собой. Слегка, как будто какой-то одной своей частью, одним своим телом...
Здравствуй, здравствуй, тонкий мир...

Интересно видеть и узнавать, а еще интересней чувствовать. Как велик мир настоящего, как необъятен мир прошлого. Как непостижим тот запредельный мир, который невозможно потрогать руками...
