Западное Папуа, Западный Тимор, о. Флорес, о.Комодо, о. Ринча, Бали.
К ОСТРОВИТЯНАМ
Я ехала туда, где общинно-родовой строй, зародившийся на заре человечества, плотно сосуществовал с нашей современной жизнью, пока ещё почти с нею не смешиваясь, разве что чуть – чуть. Где со слов самих папуасов многие племена остаются недосягаемыми, даже просто для любопытных глаз, не говоря уже о вторжении цивилизации. Я ехала туда, где витки спирали той невообразимо далёкой жизни соприкоснулись с нашим сегодняшним миром. Где стадия развития первобытных отношений человека многие тысячелетия остаётся незыблемой.
***
Дорога на Папуа для меня оказалась длительна и не легка. Вот уже пятый день, как я вышла из дому. И только сейчас добралась до Джакарты, столицы Индонезии с её 11-ти миллионным населением. А это ещё не остров Новая Гвинея!
Путь до Москвы в полтора суток остался позади, Вьетнам с почти суточной остановкой в Ханое, Хошимин с остановкой в несколько часов. Но я не одна. Со мной попутчица из Одессы, а оттого длинный путь скрашивало наше общение.
По прилёту в Джакарту, Любе продали визу за 25 дол., которую она уже получила в Одессе. Я заставила её вернуться и потребовать обратно деньги. Вернули.
Выйдя из аэропорта сразу за билетом отправились. Ведь нам срочно на Новую Гвинею надо, в столицу бывшей Ириан – Джайя, Джаяпуру. Предварительно взять билеты на этот отрезок пути у меня как-то не получалось. Крупные авиакомпании выдавали не приличную цену, а локальные авиалинии выдавали цену в индонезийских рупиях.
Но и тут в Джакарте билеты в один только конец оказались по 400 долларов с «хвостиком». Нет, на такие суммы мы не рассчитывали. Поменяли предусмотрительно деньги в международном терминале, где кстати купюры ниже 1996 г. не берут. И эта проблема снова коснулась Любы. Переехали в местный терминал и у Leon Air приобрели билеты до Джаяпуры за 211 дол. и обратно за ту же цену, но только до Купанга на острове Тимор через Джакарту. Такая куралесица была не ясна, но видимо в кассе посчитали, что так удобнее нам попасть на о. Флорес, куда я обмолвилась словом кассиру. Ну, да и ладно! Вот ещё и на Западном Тиморе побываем!
А пока предстояло дождаться утра. Рейс у нас самый ранний в 6 ч. Место тихое присмотрели. Вроде всё стыкуется, только вот уже 5 дней, как из дому выехала, а завтра ещё один, шестой. С ног валилась в прямом смысле, усталость не давала думать, не давала оценивать ситуацию. Поспать бы. Положив голову на руки, в том самом местечке, что присмотрели, уснула мгновенно. Иногда просыпалась, сквозь сонную пелену убеждалась, что Люба рядом и вновь проваливалась в приятную негу. Конечно, всё познаётся в сравнении, но на тот момент ничего приятнее для меня не было, как выспаться в кафе за пустым столом, положив голову на руки.
Вся беда в том, что для вылетающих не существует зала ожидания, просто все сидят на улице в выставленных пластмассовых креслах, только к началу регистрации вас впустят внутрь. Но на улице, ясное дело, не поспишь. Народ там разный пристраивался. Даже здесь в кафе двое подростков устроились чистить обувь у нашего столика, напевая на индонезийский манер и всячески намекая нам почистить наши сланцы.

Можно было взять такси и поехать в город в отель, потом снова на такси вернуться в аэропорт к 3-м ч. утра, но этот вариант нас не устроил.
Лететь предстояло около шести часов, и мы благополучно вылетели, но посадка в Макассаре на о. Сулавеси оказалась неожиданной. Ведь каждый взлёт и каждая посадка забирают частичку моей жизни. И к этому, думала, не смогу привыкнуть. Но как я ошибалась! За тот месяц проделали 20 отдельных полётов, и, знаете, к концу путешествия я перестала на это дело реагировать! Я перестала бояться! Любопытно было наблюдать сверху за проплывающими подо мной островами, большими и малыми, зелёными и песчаными, в окружении бирюзовых вод на мелководье, иногда полузатопленными клочками суши. Ведь в Индонезии самолёт между островами, это обычный транспорт, по-другому - никак. Летают на них все, и даже малоимущие папуасы. Поэтому рассказывать слишком много приходится об аэропортах. Но это неотъемлемая часть путешествий по Индонезии. Можно было бы, конечно, и без аэропортов обойтись, но тогда пришлось бы остановиться, где-нибудь на пляже Бали. К сожалению (?) пляжный отдых давно променяла на самостоятельные путешествия.
Вот и в аэропорту Макассара напротив меня сидел престарелый папуас и курил одну за другой сигареты. Дымил, как фабричная труба. Ну, просто без перерыва! Дышать нечем, но никто не делал ему замечание. Потом в другом месте закурили, а потом в третьем и стало ясно, что так будет всегда, это обычная папуасская практика. Вместе с нами летел англоговорящий пассажир. С его помощью мы миновали Макассар, где предстояло регистрироваться вновь и благополучно вышли в аэропорту Сентани.

Сама столица западной части острова Новая Гвинея находится за 30 км. Туда не поехали, надеясь завтра добраться до Вамены, до этого главного папуасского города, находящегося в самом сердце папуасских племён. А потому необходимым стало заночевать вблизи аэропорта.
Устали смертельно, путь был долог и тяжёл. Спросили про ночлег в аэропорту, так как именно здесь ещё можно что-то спросить по-английски, сотрудники ни плохо говорят. Нам указали на соседнюю улицу.
Было довольно жарко. Окрестности Сентани оказались очень живописными.

Ещё с самолёта, увидев землю, стало ясно, что места нереально красивы. Озеро Сентани в окружении зелёных холмов сверкало и искрилось на солнце. Берега изрезаны бухтами и заливами, казались кружевными, зелёные острова на синей глади. Ещё его называют Акульим озером. Пресноводные акулы в нём живут с давних времён. Отрезанные участком суши от океанских глубин, полностью адаптировались к пресной воде. Процесс конечно длительный и постепенный, ведь озеро тоже было морем, но беспрерывно опреснялось реками.
Это уже второе озеро с пресноводными акулами, которое я видела. Первым посещённым мною акульим озером оказалось Никарагуа, находящееся в одноимённой стране и многие годы я считала, что оно единственное, что подтверждала географическая энциклопедия. Но годы идут, времена меняются, а значит и сведения обновляются.
***
Папуасы в аэропорту оказались совсем цивильные, ходили парами, держась за руку.

Правда, вещи на них из гуманитарной помощи. Цвета всё яркие, красные, жёлтые, оранжевые. Хотя основными цветами являются красный, белый и чёрный. Все племена используют эти расцветки для церемоний и праздников, но рисунок у каждого племени свой.
Многие из них жевали красную жвачку из размятой древесины красного цвета. Держали её за щекой наподобие хомяков, при этом губы и зубы были абсолютно выкрашенными в цвет этого дерева. Стимулирующее средство во рту, вроде бетеля в Мьянме, наводило на жуткую мысль, что только что кого-то дожёвывают.

Папуасы резко отличались от остальных индонезийцев. Выступающие надбровные дуги, крупные носы, тяжёлая нижняя часть лица.


Кудрявые чёрные волосы без намёка на седину даже у престарелых папуасов. Своеобразные причёски во многом сродни африканским мотивам. Мелко плетёные косички, жгуты – дрэды, но яркой особенностью оказались курчавые бороды, напоминавшие бороды староверов, только у всех со смоляным отливом. Народ курил, курил так, что только в Книгу рекордов Гиннеса! Но в самом городе представители этого народа нам не встречались. Всё как-то больше мусульмане с ближайшего острова Сулавеси, или же переселенцы с Явы, которые потянулись сюда в 70-ые, потеснив местных островитян вглубь острова. Сразу хочу сделать оговорку, что для простоты изложения, всех не папуасов в дальнейшем тексте буду называть индонезийцами. Мусульманин он, христианин или буддист, с острова Сулавеси, или с острова Ява, он всё равно индонезиец.
А в тот день, подивившись на папуасов в аэропорту и оглядевшись по сторонам, выбрали для себя указанное направление и выдвинулись искать ночлег. Кроме нас не было ни одного желающего смотреть на аборигенов острова. Ни одного европейского лица, ни одного туриста.
На параллельной улице полицейский участок, ну мы туда, что бы детали уточнить, но сотрудники абсолютно нас не понимали. Лишь только безудержный смех и удивление мы у них вызывали. И пошли мы сами по себе. Влезли со своими «торбами» в первый попавшийся гестхауз, а там смешной папуас командует. Карликового роста, под носом мокро, но цену в 20 дол. за номер не сбрасывал. Гордо показал жуткое помещение. Когда посмотрели, то жить расхотелось! Хуже комнаты за такую цену я не видела ни в одной Африке! Плесневые стены, окно под потолком, темень, ещё и свет выключили, а значит, вентилятор вверху висел без работы. К тому же тучи комаров. Благо я всегда готова к подобным ситуациям и имею свои репелленты. А если ещё учесть, что в районе Сентани, да и по берегу моря встречается малярия, то защита от комаров является наиглавнейшим моментом.
Как может понравиться такой номер? Вот и нам не понравился, но идти по жаре ещё куда-то уже не было сил. Осмотрев кровати на предмет чистоты, мы обрушили на них свои тела и уснули.
Проснулись к вечеру, ещё светло, предстояло решить насущные проблемы. Найти место для "поесть – попить", приобрести местную сим-карту, купить билет в Вамену и решить вопрос с «пермитом», т.е. разрешением. Ведь места обитания папуасов без разрешения и без сопровождающего посещать нельзя. Понятное дело, что это обычные формальности, но у нас не было этого самого формального проводника и его надо было как-то найти. Без него разрешения не дадут.
Проходя мимо полицейского участка, мы помахали шляпой уже знакомым сотрудникам, а они предложили войти. Полицейские позвонили кому-то, показав нам жестом ждать. К нашему счастью буквально через десять минут появился парень лет 28-ми и представился Фианом. Фиан оказался местной знаменитостью. Работал в полиции аэропорта и переводил со всех языков на свой индонезийский. К тому же парень улыбчивый и смекалистый. Он сразу расставил все точки над «и».

Для начала на своей машине отвёз нас в ресторан, где отведали рыбу из озера Сентани, запечённую на углях. При этом сам категорически отказался обедать, приняв только фруктовый коктейль. Затем была приобретена сим-карта и билет в Вамену на завтрашнее раннее утро за 90 дол. у Trigana air., обратный у них же за 75 дол., но уже в Вамене. (Рейсы в долину Балием здесь часты, каждый час с 6-ти утра до 11-ти.) Провёз нас по городу для ознакомления. Но самым ценным было то, что он через своего друга нашёл нам сопровождающего в Вамене и там же с ним мы должны будем взять «пермит». Скромно добавил, что проводник очень порядочный и честный человек. Это оказалось истинной правдой.
Таким образом у нас отпала необходимость ехать за 30 км. в Джаяпуру за получением столь необходимого документа. К тому же городские автобусы в столицу острова не идут, только такси! Фиан стал для нас первой большой и неожиданной удачей, а всё то, что происходило потом, было уже с его подачи. С его лёгко дающей и бескорыстной руки. Денег за услуги с нас не взял. Мы искренне удивились, привыкнув платить за каждое слово. Оставил свой номер телефона на случай надобности, а утром рано встретил в аэропорту и отправил нас к папуасам.


