Приблизительный маршрут на поездку изначально был такой:
Jakarta->Togian Islands->Gili Islands->Bali->Jakarta. Основной упор делался на посещение Сулавеси. В конечном итоге эта часть путешествия оказалась наиболее интересной, приятной и насыщенной.
Карта перемещений по Сулавеси:
5 октября. Аэропорт «Борисполь», Киев.
Наконец настал долгожданный отпуск. Я и моя спутница покупаем дежурную бутылку Мартини и пакет шоколадных батончиков в Duty Free (набор выживания в суровых условиях почти 15-часового перелёта Киев-Бангкок-Джакарта) и следуем на борт нашего крылатого друга.
По прилёту берем билеты на внутренний рейс авиакомпании Batavia по направлению Jakarta->Manado с остановкой в Balikpapan’e (### 650.000 Rp/билет ###). В Манадо добрались поздно вечером 6 октября.
Вариантов добраться из Манадо до Тогианов у нас было несколько:
1. Manado->Gorontalo->14-часовой паром с неизвестным никому расписанием.
2. Manado->Gorontalo->Marisa->аренда speed-boat’а за кучу бабла
3. Manado->Luwuk->5-часовой трип на машине до Ampana->на лодке до Тогианов
Третий вариант мне казался наиболее реальным, на него и делалась ставка изначально.
Соответственно, нужны были билеты либо до Luwuk’а, либо до Gorontalo. Но к моему удивлению и недовольству ни на вечер 6 октября, ни на весь день 7 октября рейсов ни в один из этих городов не было . А это означало потерю одного дня!!
Нашли таксиста (вернее он нас ) (### 60.000 Rp до гостиницы ###), купили местную сим-карту Mentari и двинулись в город. Выбор ночлега пал на отель Grand Central. Напишу о нём вкратце. Стоимость номера - ### 340.000 Rp/ночь ###. Отель оставил очень приятное впечатление: новые комнаты/мебель, персонал дружелюбный, комната хоть и небольшая но уютная… сейф, горячая вода, завтрак включен в стоимость. В общем, будете в тех местах – смело можете его выбирать.
Утром 7 октября решил заказать через Business Center при отеле авиабилеты хоть куда-нибудь на утро 8 октября. Оказалось, что есть рейс Merpati в 14:10 на Luwuk через Palu. Ну хоть что-то! Заказываю билеты (### 766.000 Rp ###) и едем на дневной трип к острову Bunaken для снорклинга и релаксации.
Тут нас ожидало самое крупное разочарование/потеря за всё путешествие: по непонятной мне причине подводный бокс к камере ixus 800 вдруг дал течь и мы лишились фотоаппарата на всю поездку! L Это был шок. Все дальнейшие фото были сделаны на наши мобильные телефоны.
Сразу предвижу вопрос типа «А нельзя ли было в Манадо приобрести новый фотоаппарат?». Ответ: «Нельзя. Манадо – не Бали. Фотоаппараты в продаже не наблюдал».
Бунакен
Видел высказывания на форуме, мол, Бунакен – не место для снорклинга. Могу возразить. Место отличное для этого дела: обилие всевозможных рыбок и кораллов огромное. Наблюдали манту… правда непродолжительно. На самом острове отведали самую вкусную рыбу в моей жизни. Рыба-гриль была просто потрясающая (прим. в повседневной жизни рыбу не люблю и не ем).
Итак, под знаком снорклинга и солнцепоглощения прошел наш первый «полезный» день на Сулавеси.
Манадо
Город, как по мне, абсолютно неприспособленный к туристам хоть и имеет международный аэропорт. Все тротуары изрыты многочисленными ямами, закиданы балками так, что пройти вечером по улице чревато травме. Мест прилично поесть обнаружено не было. Решили довериться LP и зашли в Dolphin Donats поужинать. Место грязное, пошарпанные столики, меню…. Причём меню только на индонезийском. Ждали пока принесут несчастный рис с курицей 20-30 мин. Да еще и с десяток детишек внутри, которые орали, пищали и т.п. только чтоб «поиграть» на наших нервах.
Вечером отпраздновали непонятным местным Gin’ом (который скорее напоминал спирт) с соком наш первый день (слава богу не потравились) на Сулавеси.
На следующий день (8 октября) наш ждало очередное испытание – перелёт из Manado в Luwuk. В первый раз была так стрёмно лететь самолётом . В самолётике было около 15-20 посадочных мест… сам крошечный как грузовой автомобиль. Кабину пилота от салона отделяла зановесочка, которая большую часть пути была открыта и панель управления самолётом со всеми действиями пилотов наблюдалось нами со страхом в глазах.
Всё это дело напомнило мне проезд в киевской маршрутке.
Видимо, людей следующих в Palu в самолёте не оказалось и, к нашему удивлению, мы прилетели в Luwuk без остановки в Palu.
Вот здесь то я и понял, почему в Luwuk пойти не летают самолёты. Аэропорта как такового там не оказалось: всё, что было – это взлётно-посадочная полоса посреди поля вдоль побережья и за ней домик 20-30 кв. м., куда и привезли наш багаж. Для меня всё это выглядело диковато но в дальнейшем я к подобному привык.
В той же комнатушке среди парочки местных нашелся водитель, способный доставить нас до Ampana’ы (### 750.000 Rp за машину ###) к 22:00 (т.е. за 6 часов).
Дорога была очень непростая: постоянный серпантин, асфальтного покрытия местами просто-напросто не было.
Добрались на место к 21:00
Ампана
Естественно, никакого города в нашем понимании там нет. Просто посёлочек.
Судя по всему, и место для ночевки человеческое там только одно (хоть LP и говорит о другом): Marina Cottages.
Человека, говорящего хоть как-то на англ. языке ни в городе, ни в отеле мы не встретили – договаривались за номер и ужин на пальцах.
В 22:00 мы уже потребляли ужин, любезно приготовленный нам служащими отеля Marina Cottages. Отель состоит из ряда бунгало, расположенных на берегу залива Tomini. Бунгало очень «базовые»: стол, стул, кровать, ванная комната, снабженная mandi (если кто не знает – это такой контейнер, в который набирается вода, а затем черпачком из него изымается для принятия душа) – это всё, что есть в номере. Стоимость за ночь я не помню, но помню, что она очень невелика.
На следующее утро (9 окт.) мы погрузились на public boat , следующий по маршруту Ampana -> Bomba (Togian Islands). Время в пути около 2 часов но рассчитывать следует значительно на больше (около 4 часов): будет интересно почему – напишу. Стоимость - ### 20.000 Rp/чел. ###.
Итак к обеду 9 окт. мы наконец-то добрались к первой цели нашего путешествия.
Togian Islands. Bomba.
Замечательное место, которое цивилизация зацепила в очень незначительной степени. На самом деле Bomba – это название поселения, находящегося в тех местах. В самой Bombe жить можно только у местных. В окрестностях некоторое время назад было несколько мест для ночевки но все, кроме Island Retreat были закрыты в связи с очень маленькой посещаемостью Тогианов (в LP они всё еще числятся но реально на них не рассчитывайте).
Отелем Island Retreat управляет приятная женщина по имени Сильви. Она американка и приехала в эти края в начале 90-х годов. Кстати, по её словам в тех местах на ее памяти было только одно появление украинского туриста и нескольких русских.
Отель имеет ряд бунгало на берегу с «базовыми» условиями жизни (но в таком месте как Тогианы другие условия и не нужны – туда не стоит ехать за комфортом, там его нет и в ближайшее время не будет точно) и один honeymoon коттедж. (### обыное бунгало - 165.000 Rp/чел. за ночь ###).
Электричество включают с 18 до 22 (от генератора). Есть возможность сдать вещи в стирку.
Island Retreat – это место для полного единения с природой, место, где жизнь как будто останавливается и день длится вечность, место, где вопрос плана «Какой сегодня день недели?» вам вряд ли придёт в голову, а если и придёт, то ответа на него вы дать не сможете ;).
При отеле есть dive-центр (громко сказано конечно но снаряга для погружения найдётся) и несколько лодок для организации dive и snorkel-трипов.
До посещения этих островов я находил много предостережений о плохом состоянии кораллов в тех краях из-за «нетрадиционных» методов рыболовли. Про все острова сказать не могу но те места, в которых мне посчастливилось снорклить и дайвить мне понравились и следов бомбовой рыболовли я не видел.
Немного фото из Бомбы (напомню, что сняты на телефон, поэтому прошу сильно не пинать)
Продолжение следует...