В сентябре 2009 г. я ездил в Китай на своем автомобиле (один автомобиль Forster Subaru с 2 туристами) по маршруту: Москва - Алма-Ата (Казахстан) - Урумчи - Сиань - Чэнду - Лешан - Лхаса - Тингри - Дарчен (г. Кайлас) - Али - Кашгар - Нарын (Киргизия) - Казахстан - Москва. Все про все 20700 км. Путешествие заняло около 45 дней. С заездом на 5 основных пресных высокогорных озер. По навигатору запомнил 35 перевалов выше 4000 м., из них 12 выше 5000 м. Самый высокий 5400 м. Дороги везде, но разного качества и проезжаемости (гребенка, камни). Весьма актуален вопрос с резиной. Бензин везде 90, 93 (выше только в самом Китае). Без бензоколонок один прогон 800 км через спорные территории (каменно-песочная дорога с очень слабым движением - я видел всего десяток машин, но проходил ее ночью).
Реклама на Форуме платная, посему была удалена.
А.Н.
Цена вопроса - очень дорого, но как посмотреть и что вкладывать в понятие дорого. Если рассматривать как поездку за шмотками (широко распространенное мнение), то безумно дорого.
Правила 2009 года:
0. Согласование маршрута движения и документов на машину и водителей с пассажирами не менее чем за 2 месяца до въезда в Китай.
1. Китайская виза (без проблем).
2. Сопровождение (от границы до границы) гидом китайской туркомпании.
3. Оформление временного ввоза автомобиля в Китай через брокерскую контрору (на месте в Китае занимается гид).
4. Получение китайских прав в Китае после прохождения медкомиссии по зрению и фотографирования на месте (занимается гид).
5. Прохождение автомобилем на равне с китайцами технического осмотра автомобиля. Две линии: одна для переднеприводных, другая для заднеприводных. С полным приводом проходил обе линии. Машину гоняет по линиям китайский работник центра осмотра автомобилей при дорожной полиции. Очереди как и в Москве раньше были 3 года назад.
6. Выдача под лобовое стекло пластикового китайского номера без снятия российских номеров. На пластике указан погранпереход выезда (менять нельзя).
Все - по Китаю можно ехать только по маршруту (отклоняться (сильно) от маршрута нельзя).
7. В Тибете требуется пермит на туристов и тибетский гид (второй гид, так как первый китаец из Пекина). Второй гид ехал от Лхасы до Тингри и своим ходом возвращался в Лхасу.
После Тингри крупная пограничная застава (погран контроль), а далее на тысячи км ни одного КПП до следующего пограничного контроля уже на другой стороне Тибета перед Яченгом (Сынзянь).
Цена бензина в зависимости от сложности доставки колебалась от 0,8 до 1,2 доллара. У барыг по 3 доллара в бочках 35 литров. Канистры там не продают, можно купить только такую бочку.
Ремонт машин практически не производится, исключая шиномонтаж. В Тибете китайцы возят туристов исключительно на новых ланд круйзерах. В Лхасе сервис тойоты. Субар в Китае нет. Китайские только грузовики, но их сложно назвать китайскими, так как все эти машины только собраны в Китае. Китайские машины ездят только в пределах своего города проживания.
Машина для езды в условиях высокогорья должна иметь автоматическую регулировку горючей смеси (я полагаю, что у меня эту задачу выполняли кислородные датчики в катализаторе). Как результат с набором высоты уменьшается расход топлипа. В Москве у меня расход 12 литров. В Тибете (4000 м и выше) не было расхода больше 10 литров на перегруженной машине и горной каменной дороге. На 5000 метров при 5000 (мой максимум 7500) оборотов мотор начинал громко петь.
В Китай на своей машине ехать пока нельзя, но если очень хочется, то можно.