Скажу честно, уделяя много времени подготовке к посещению, черпая информацию из многочисленных российских и англоязычных сайтов, перед поездкой в этот парк у меня в голове был густой туман и «каша».
Обычно, я всегда чётко представляю: что, где, когда и почём.
Описания многочисленны, я же постараюсь помочь с самыми простыми вопросами посещения тем, кто туда собрался ехать первый раз.
Иногда, на самые обыденные вопросы ответа не находишь.
Вместо вступления.
1. Про транспорт.
Конечно, до Чжанцзяцзе ходят поезда и с пересадками можно добраться на автобусе из любой точки Китая. Мы прилетели на самолёте из Пекина.
Почему из Пекина? Я был относительно свободен в составлении маршрута и пересмотрел едва ли не все рейсы из крупных городов в Чжанцзяцзе. Самый первый, утренний рейс из Пекина China Southern Airlines CZ6600 на Airbus A320 оказался самым дешёвым и наиболее удобным. В отличии от остальных, на этот утренний рейс в 06:25 билеты были на 20% дешевле. Поэтому, маршрут путешествия пришлось подгонять именно под этот рейс.
Аэропорт Чжанцзяцзе. Перед входом просторная стоянка такси на половину забитая машинами в ожидании клиентов. Сколько не искал, нигде не мог найти информацию об общественном транспорте. Автобусов перед зданием аэропорта видно не было. Мы отправились к такси. Здесь нас и ждали… Улыбки, дружественные приветствия, помощь в транспортировке багажа…
Цену не называют, открывают багажник, складывают чемоданы. Садимся в любезно открытые двери такси. Начинаются торги. Нам попалась бывалая драйверша- таксистка.
- Сколько до города, - спрашиваю, показывая пальцем на счётчик.
Она улыбнулась, что-то начала говорить, естественно, по-китайски., потянулась за ручкой и бумагой. Рука бывалой драйверши с прокуренным хрипловатым голосом, уверенно нарисовала «2».
Перед поездкой я промерял все расстояния в Гугле. До центра города было пять километров. Столь короткое расстояние до города и было причиной, что не побудило меня углублённо искать общественный транспорт из аэропорта на этапе подготовки поездки.
После двойки рука нарисовала «1» и остановилась в нерешительности. Я был в недоумении, поскольку рука явно тянулась написать что-то ещё, пытаясь превратить стоимость поездки в трёхзначное число юаней. После «двойки» рука должна была написать «0», или «9», что было бы так же нормально. Я бы сказал, «ОК» и мы бы поехали.
Рака драйверши замерла, пауза начала затягиваться. Я уже начал анализировать, и подумал, что как-то многовато хочет тётенька. Через мгновение, ещё подумав, она издала типичный китайский гортанный звук:
-О-о-о! – и рука, как это делают дети, когда хотят быстрее исправить непонравившийся рисунок, быстро и жирно зачеркала написанные цифры.
-Одумалась, - мелькнуло у меня в голове.
Китаянка сопроводила свои почеркушки фразой на китайском и… рука уверенно написала «240».
Мозг вскипел у меня быстрее вспышки света!
Мы начали выходить, точнее пушечным ядром, вылетать из машины. Драйверша хватала меня за руки, просила написать мою цену.
Кипение мозга не даёт вспомнить, что я написал в ответ на бумажке, кажется «20».
Как только мы вылетели из машины, тут же были окружены остальными водителями, которые, собственно, никуда и не уходили, наблюдая за процессом торгов через стекло боковой двери.
Цена резко покатилась вниз: 160, 100, 70 юаней.
-70 юаней, меньше никак нельзя, - убеждал один молодой водитель.
- Twenty Renminbi! – я не уступал ни копейки. Мы покатили чемоданы обратно к аэровокзалу, хвост таксистов за нами поредел.
- 40 юаней, 40 юаней! - один таксист упорно бежал за нами, рисуя на руке пальцем, у толкая свою ладонь прямо мне в лицо.
В ответ я озлобленно выкидывал ему два пальца:
- Twenty, twenty!
Подошли к вокзалу. Автобусов в город нет и нигде не видно.
-Что ж мы будем делать, если не найдём автобус или если они вообще не ходят? – мелькнула мысль, - надо будет сдаваться на милость таксистов. Только тогда шар будет на их стороне и пощады не жди!
Какой-то служащий аэропорта показал вдаль. Там, за деревьями метрах в 150 от аэропорта в сторону города, видно было остановку и автобус. У меня отлегло от сердца.
Китаец всё так же настойчиво просил свои 40 юаней. Но теперь уже, мяч был на моей стороне.
- Поедем с ним на такси, - все мои спутнику дружно хотели ехать на такси. Я тоже был за такси, но не уступать же китайцу!
- Тридцать, - говорю, - Last price.
Китаец согласился. Так и доехали до отеля за тридцать юаней. Ещё у гостиницы просил он надбавить, снова затянул песню про 40 юаней, но у меня просить бесполезно. На этом мы и расстались.
Зачем так долго и подробно? Потому что, с таким размером «обувательства» в Китае я столкнулся впервые. Цену заломили изначально больше, чем в 10 раз. Даже для Китая, это явный перебор.
И потом, автобус в центр города стоит всего ОДИН юань, как показали дальнейшие глубинные исследования вопроса. Имейте это ввиду и выбирайте транспортные маршруты в Чжанцзяцзе правильно!
2. Про гору Тяньмэнь.
На форуме был вопрос: гора Тяньмэнь и Национальный парк Чжанцзяцзе – это в одном месте?
У меня до последних дней перед поездкой оставался неясным этот вопрос. Чёткий и прямой ответ найти трудно. Описаний много, понимания нет.
И хотя на вопрос в форуме уже был дан ответ, тем кто собирается, чтоб не перечитывать всё подряд в поисках ответа на простой вопрос, я повторюсь.
Гора Тяньмэнь и Национальный парк Чжанцзяцзе это разные места.
Гора находится возле города и на неё ведёт самая длинная в мире канатная дорога. Стартовая станция расположена в центре города, неподалеку от автовокзала и Ж.д. вокзала.
Работает с 7:30 летом и с 8:00 зимой. Сначала вы проходите мимо билетных касс, затем поднимаетесь на посадку. Имейте ввиду, что чем раньше вы отправитесь на гору, тем больше увидите. Чем раньше вы придёте к кассам, тем меньше очередь вы будете стоять из-за многочисленных и многолюдных китайских туристических групп.
Нам повезло, мы пришли в начале десятого и почти никого не было. Но в И-нете встречал описания, где люди по два часа стояли в очереди.
Билет стоит 258 юаней на человека. В стоимость включена поездка на автобусе к «Небесным вратам» и обратно.
Дополнительно на горе платится за двухкресельную дорогу до монастыря (это по желанию) и все платят за тапочки при проходе по стеклянной дорожке над пропастью.
Автобусы до Небесных врат идут от промежуточной станции кабельной дороги. Пересесть на автобус можно как по дороге Туда, так и возвращаясь с горы, по дороге Обратно. Пропускать эту поездку ни в коем случае нельзя, подняться на автобусе надо обязательно! И не только потому, что "за всё заплачено".
Дорога – удивительный серпантин из 99 поворотов! Ходить пешком по дороге запрещено.
Если вы решили посетить Врата на обратном пути, то минут через 30-40 парения в кабинке над бездной, преодолев пять километров по воздуху и поднявшись на 1519м над уровнем моря, вы прибываете на конечную станцию.
Отсюда открываются великолепные виды на окрестные холмы и город, далеко внизу.
Относительно восходов и закатов... Мне кажется проблематично по двум причинам: утром, даже добравшись на вершину с первой кабинкой встречать рассвет поздно, а закат, даже торопясь на последнюю кабинку - рано. Не помню точно когда послесняя кабинка уходит, но заканчивают работу рано, где-то в 18:30. И второе, нет там мест живописных с красивым рельефом отвечающих таким задачам. Если очень хочется, то можно попробовать попроситься переночевать в монастыре. Думаю, не откажут.
Добравшись до конечной станции канатной дороги, можно подняться на смотровую площадку для рекогнесцировки на местности.
В помощь туристам встречаются вот такие плакаты.
Разобраться можно, но понятно не всё. И часто "на местности" выглядит несколько иначе.
Вершина горы представляет собой участок горного плато с относительно ровной поверхностью. На одном из участков плато расположен монастырь. До монастыря от конечной станции "главной" канатки идёт двухкресельная канатная дорога. Билеты продаются отдельно, как уже говорил, и стоят 25 юаней.
Мой совет, не тратить деньги напрасно и не пользоваться этой дорогой. Особых красот с канатки не видно, а в монастырь можно попасть, совершая путешествие вокруг плато по тропам над пропастью.
Основная достопримечательность на плато - это, конечно, стеклянная дорога страха - Sky Walk.
К ней ведёт туристическая тропа, которая начинается сразу у верхней станции канатной дороги.
Если стоять лицом к станции, по ходу подъема кабинок, справа будет тропа, направлением на север, к кассам двухкресельной канатной дороги, что идёт к монастырю на вершине. Вторая ветка поворачивает на юг. Здесь и начинается тропа над пропастью, которая огибает вокруг всё плато и часть которой представляет собой Стеклянную Тропу Страха. Расстояния здесь небольшие. До касс двухкресельной дороги до монастыря около 80 метров, до начал тропы метров 30-40. Но всё так сливается с растительностью, вплетено в природные пейзажи, что тропу не трудно пропустить и не заметить с первой попытки.
Перед проходом по стеклянной дорожке на вас наденут "красные черевички", за которые возьмут 5 юаней.
Sky Walk – 60 метров страха по дорожке со стеклянным полом над пропастью и главная достопримечательность Тяньмэнь. Всё, что написал, сделано, чтоб не пропустить мимо вход на Sky Walk.
Мы вход нашли не сразу, а некоторые не находят совсем.
Если всё же вам не повезло по какой-то причине и на стеклянную тропу вы не попали, скажем во время замены отдельных стеклянных секций, стоит попробовать пройти по такому же участку с противопроложной стороны горы. Недалеко от монастыря в сентябре 2014 года строили новую стеклянную дорожку над пропастью
Другие развлечения на плато это беседка на горе в традиционном китайском стиле, монастырь и длинный подвесной мост над пропастью.
Здесь, на фото, над мостом видна конечная станция канатной дороги, где с обзорной площадки открывается панорама плато.
К остальным достопримечательностям ведут различные тропы, которые пересекают плато поперёк. Тропы выложены гранитными плитами и хорошо обозначены. Заблудиться на плато, несмотря на густую растительность, невозможно.
Не знаю постоянно или нет, но мы ещё увидели выступление фольклёрного ансамля.
Зрителей так народная музыка завела, что самые активные бросились в пляс.
Мне понравилось.
На обратной дороге нам предстояло сделать пересадку на автобус и проехать до арки Небесные ворота. До арки можно добраться по тропе с верхней станции и далее по эскалатору внутри горы.